Какие свойства внимания необходимы для избираемой вами профессии

Какие свойства внимания необходимы для избираемой вами профессии thumbnail

В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Формирование характеристик внимания зависит от выработки рабочего динамического стереотипа. Выработанные в трудовой деятельности определённые качества внимания становятся затем чертами характера работника. Эти качества становятся профессионально важными. От уровня их развития зависит производительность и качество трудовой деятельности, поэтому при профессиональном обучении обращают внимание на их формирование.

Для поддержания необходимого внимания создаются определённые условия.

Практика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев и брака на производстве происходит из-за «невнимательности».

Из разных качеств внимания наиболее профессионально значимы интенсивность, устойчивость, быстрота переключения и широта распределения.

Примерами трудовой деятельности, требующей весьма сосредоточенного внимания, является работа часовщика, корректора в типографии, оператора радиолокатора на современных кораблях, работа шифровальщика и т.д.

Для ряда профессий высокая интенсивность внимания необходима на протяжении всего времени трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют значительно меньшее значение. Эти профессии в психологии труда относятся к так называемым наблюдательным: диспетчеры на электростанциях и на транспорте, аппаратчики механизированных линий и т.д. Для них важным условием успешности деятельности является сохранение устойчивого внимания в течение длительного времени.

Другая большая группа профессий связана с управлением движущимися механизмами: автомашинами, самолётами, танками, кранами и т.д. Эти профессии в психологии труда принято называть водительскими. Для них профессионально важными являются распределение и переключение внимания. Эти качества внимания необходимы также дирижёру и милиционеру, учителю и рабочему-станочнику (например, металлообрабатывающего станка), каменщику и т.д.

Таким образом, внимание это врождённый ориентировочный рефлекс, определённый уровень бодрствования, направленность личности, направленность сознания, важная черта воспитанного человека. Внимательность – это признак воли.

Содержание данной темы отражено в рис. 13, 14, 15.

Вопросы для повторения

1. Что такое внимание? Какие подходы к изучению внимания вы знаете?

2. Какую роль играет внимание в приспособлении человека к окружающему миру?

3. Назовите анатомо-физиологические механизмы внимания.

4. Объясните физиологические и психологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.

5. Какие функции внимания вы знаете?

6. Назовите виды внимания. Приведите примеры.

7. Дайте психологическую характеристику свойствам внимания. Приведите примеры.

8. Перечислите качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.

9. Какие факторы могут характеризовать деятельность самого субъекта внимания?

10. Какую роль играет деятельность человека в управлении вниманием?

11. Расскажите о роли внимания в трудовой деятельности человека. Какие свойства внимания являются для вас профессионально важными?

Рис. 13. Внимание (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 14. Внимание (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

Рис. 15. Внимание (студент В. Нефёдов, ЭиУ-329)

ТЕМА 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

План

Понятие представления. Свойства и виды образа представления.

Понятие воображения. Функции и виды образа воображения.

Воображение и творчество.

Основные понятия: представление, фрагментарность, идеомоторные представления, проекция, воображение, произвольное воображение, непроизвольное воображение, пассивное воображение, активное воображение, агглютинация, гиперболизация, типизация, эвристика.

Литература

1. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. – М., 1977.

2. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – Т. 1. – Л., 1974.

3. Карандашев, Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие / Ю. Н. Карандашев. – Минск, 1987.

4. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.,1979.

5. Марр, Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов / Д. Марр. – М., 1987.

6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн. – Т. 1. – М., 1989.

8. Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. – М., Л.: Искусство,1989.

9. Столяренко, Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.



Источник

Андрияшина Марина Викторовна, педагог-психолог высшей категории

Предмет: Основы выбора профиля обучения.

Класс: 9.

Тема: Внимание и его особенности в профессиональной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: стимулировать интерес к изучению собственных возможностей; раскрыть значение внимания для успешности в учебной и профессиональной деятельности.

Метапредметные: содействовать развитию общеучебных универсальных действий (развитие аналитических умений; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной формах; структурирование знания).

Предметные: сформировать  представления учеников о внимании, его свойствах, о требованиях, предъявляемых разными видами учебной и профессиональной деятельности к различным сторонам внимания

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: слайд-программа, бланки методики «Коррекционная проба», секундомер.

 Конспект урока

I. Организационный момент

Добрый день, девушки! Здравствуйте, молодые люди! Мы продолжаем познавать собственные возможности, а конкретно способности. Тему сегодняшнего урока озвучит тот, кто правильно закончит предложение «Я там, где находится …» (слайд 1)

Многие были близки ответу. «Я там, где находится …моё внимание» Действительно, ученик, поглощенный решением задачи по математике, ничего не замечает вокруг. Геймер практически находится в виртуальном мире.

  • Как вы думаете, какой глагол можно образовать от существительного «внимание»? (Внимать)

«Внимать» – «внимаю» – «внемлю». Я как бы нахожусь «в нём» – в лабиринтах решения математической задачи, в графическом пространстве компьютерной игры. От того, насколько мы погружены в свою деятельность, зависит и успех в ней.

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Способность быть внимательным».

  • Для чего вам изучать эту тему?

 Мы узнаем, что такое внимание с научной точки зрения, наличие каких его свойств позволяют считать человека внимательным, определить каждому из вас уровень развития составных внимания. (слайд 2)

(тема урока записывается в тетрадь)

II. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Мы с вами говорили о наличии у людей различных способностей (слайд 3).

  • На какие два вида подразделяет способности психология? (Общие и специальные)
  • Что является составляющими общих способностей, предопределяющих успех в любой деятельности? (достаточный уровень интеллекта, высокая работоспособность, развитая воля)
  • Как вы думаете, если человек умный, то чем наградила его мозг природа, из чего складывается интеллект? (развитые внимание, память, мышление)
Читайте также:  В каких приборах и механизмах используют свойства магнитов 4 класс ответ

Если сегодня мы рассматриваем внимание, то необходимо дать определение этому понятию. Античные философы сравнивали внимание с лучом, который высвечивает определенные грани мира: предметы, звуки, мысли самого человека. Высвечивается только тот объект, на который направлен луч.

  • Как вам кажется, что это за луч, как его можно назвать? Что направляет человек? (свое сознание)
  • Кто может дать определение термину «внимание»?

(определение понятия  «внимание» корректируется, высвечивается на слайде 4 и записывается в тетради)

  • Чем  на ваш взгляд, отличается внимательный человек от невнимательного, какими свойствами обладает его внимание?

(свойства внимания появляются на слайде)

III.  Изучение нового учебного материала 

Знание свойств внимания помогает понять какие особенности вашего внимания способствуют, а какие препятствуют успехам в учебе. Вы можете и сориентироваться, насколько ваше внимание отвечает требованиям профессии, если вы уже сделали свой профессиональный выбор. Поэтому наряду с теоретическим изучением свойств внимания мы будем делать практичекую работу «Моё внимание».  (слайд 5)

Начинаем изучение внимания с такого свойства, как объем (учащиеся записывают в тетрадях определение). Как регулируемый фокус луча фонарика может освещать много предметов, а может сужаться до высвечивания лишь части предмета, так и у разных людей объем внимания может быть различен.

  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходим большой объём внимания.
  • Какие ещё профессии предъявляют повышенные требования к объёму внимания? (слайд 6)
  • Что легче делать ученику, имеющему большой объем внимания? (одномоментно схватывать большой кусок информации, например, при списывании с доски или с учебника)

Определяем объём внимания каждый у себя. Перед вами 2 секунды мелькнет картинка, на которой изображены геометрические фигуры и числа. После того, как она исчезнет, сразу же нарисуйте ниже вашей таблицы в тетради то, что успели заметить на слайде. Работайте быстро и не отвлекайтесь. Объем – это одномоментное схватывание вниманием информации. (слайд 7)

(на экране появляются и вновь закрываются фигуры с числами)

Подсчет результатов: за каждую правильно воспроизведенные фигуру или число засчитывается 1 балл. Цифры и фигуры должны идти в том же порядке. За цифры максимум – 4 балла, столько же за фигуры. (слайд 8)

В графе «уровень» отмечается величина объема внимания по результатам теста.

Следующее важное свойство внимания – это его устойчивость (учащиеся записывают в тетрадях определение). Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. (слайд 9)

  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима устойчивость внимания.
  • Как, наблюдая за выполнением учениками  какого-либо задания, определить у кого внимание не устойчиво? (он отвлекается, смотрит по сторонам, просит повторить ещё раз)

Проверяем устойчивость своего внимания. Фигуру можно воспринимать как выпуклую или как вогнутую. Ваша задача – удержать восприятие фигуры в одном положении. Каждый раз, когда меняется её «положение», загибайте палец, не отрывая глаз от рисунка. Начинаем и заканчиваем по моему сигналу.  (слайд 10)

(время выполнения задания 30 сек)

В столбце «результат» учащиеся отмечают, сколько раз загнули пальцы, что означало смену положения фигуры. (слайд 11)

В графе «уровень» отмечается уровень устойчивости внимания по результатам теста.

  • Как вы считаете, каким из оставшихся трёх свойств внимания (концентрация, переключение, распределение) должны обладать люди представленных профессий? (слайд 12)
  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима высокая концентрация внимания.

Концентрация – одно из важнейших свойств внимания.(учащиеся записывают в тетрадях определение). Концентрацию внимания можно сравнить с яркостью луча фонарика, высвечивающего все мельчайшие детали воспринимаемого. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

  • Какие ещё профессии  требуют особой сосредоточенности?
  • Как по письменным работам учеников можно определить у кого высокий уровень концентрации внимания, а у кого нет? (выполнение точное, в работе почти нет ошибок и исправлений)

Делаем задание на концентрацию. (дается стандартная инструкция к тесту «Корректурная проба» с иллюстрированием в презентации) (слайд 13)

(время выполнения задания 2 минуты)

Если высокая концентрация внимания даёт безошибочность выполнения работы, проверьте ваше задание, повторно просмотрев ряды букв и обводя в кружок допущенные ошибки. Ошибками считаются все исправления, пропуск нужной буквы, зачеркивание (подчеркивание) ненужной буквы, зачеркивание вместо подчеркивания (и наоборот). (слайд 14)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество допущенных ошибок.

В графе «уровень» отмечается уровень концентрации внимания по результатам теста.

Следующее свойство внимания – переключение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Уровень развития переключения внимания характеризует скорость переноса фокуса внимания на другой предмет и легкость включения в новую деятельность(слайд 15)

  • Объясните, для чего продавцам и воспитателям необходима высокая степень переключаемости внимания.
  • Какие ещё профессии  требуют быстрого переключения внимания?
  • Как по наблюдениям можно определить ученика, имеющего развитую способность к переключению внимания?

(быстро начинает делать работу и легко переключается на другое задание)

Для определения насколько развито у вас переключение внимания подсчитываем количество просмотренных знаков (слайд 16)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество просмотренных знаков.

В графе «уровень» отмечается уровень переключения внимания по результатам теста.(слайд 17)

Последнее свойство внимания – распределение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Прекрасным уровнем распределения внимания обладал, например, Юлий Цезарь, который, по воспоминаниям современников, мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне», да еще и выслушивать донесения разведчиков.

  • Чем переключение внимания отличается от распределения внимания?
  • Объясните, какие несколько дел одновременно выполняют люди данных профессий. (слайд 18)
  • Какие ещё профессии  требуют хорошего распределения внимания?
  • В какие моменты урока необходимо распределение внимания? (например, когда пишешь и слушаешь  объяснение учителя)
Читайте также:  Какая часть молекулы липида обладает гидрофобными свойствами

Насколько хорошо вы можете распределять ваше внимание, вы узнаете, выполнив следующее задание. По моему сигналу вы начинаете шепотом (но обязательно вслух) называть числа от 1 до 20. При этом записываете в тетради те же числа, но в обратном порядке. Это делается так: произносите 1 и одновременно пишете 20, произносите 2 при одновременном написании 19 и т.д. Начинаем все одновременно по моему сигналу. Через каждые 5 секунд я буду называть время, отсчитанное от начала выполнения задания. Вам после выполнения задания необходимо запомнить называемое время, то есть за сколько секунд вы справились с заданием. (слайд 19)

(дается старт и через каждые пять секунд негромким голосом произносится количество пройденного времени)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество затраченного на выполнение задания времени. (слайд 20)

В графе «уровень» отмечается уровень  распределения внимания по результатам теста.

Закрепление учебного материала 

Анализируем полученные данные, выявляя сильные и слабые стороны своего внимания.   (слайд 21)

  1. У меня развиты такие свойства внимания, как  ………… .
  2. Поэтому в школе мне легко …… и трудно……
  3. Моя будущая профессия ……… требует наличия таких свойств внимания, как:        

        –   ……….,  потому что …….

        –   ……….,  потому что …….

     (объяснить через содержание работы)

Вывод:  ……

Осмысливаем требования своей будущей профессии (или своего любимого занятия) к свойствам внимания. Делаем вывод, прогнозируя вероятность успеха в обучении или профессиональной деятельности в будущем и необходимые для этого условия.  (бланки вкладываются в тетради, которые сдаются учителю на проверку)

Задание на дом 

Мы познакомились со свойствами внимания и провели диагностику развития этих свойств. Кто-то доволен своими результатами, кто-то не очень. Можно ли улучшить внимание? Можно и нужно.

Домашнее задание.

В тетрадь записать несколько способов или упражнений на развитие внимания. Выбрав для себя самый необходимый или интересный, объяснить каким образом и в какое время вы могли бы его использовать.

Источник

Внимание. Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности. Учитель технологии МБОУ Пушкинского муниципального района «СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов г.Пушкино» Алпацкая Т.В.

Цель: дать учащимся общее представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Раскрыть значение наблюдательности как профессионально важного качества. Показать возможности развития внимания.

Содержание: рассказ о процессе внимания, его видах (произвольном и непроизвольном), свойствах (объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение) и его значении в успешности освоения профессиональной деятельности. Диагностика свойств внимания. Основные условия и способы поддержания и развития внимания.

Ход урока:

Вводная часть.

Игра «Печатная машинка».

Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известного Вам стихотворения:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Каждый по очереди произносит по одной букве слова (Б-У-Р-Я…). В конце слова – все хлопают в ладоши, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – встают. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания.

Мы уже знаем, что профессии предъявляют определенные требования к способностям человека. Но почти все виды профессий предъявляют повышенное требование к такому виду способностей, как внимание.

Что такое внимание?

Внимание – познавательный процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью нашего сознания на определенных объектах или определенной деятельности.

Внимание может быть непроизвольным и произвольным.

Внимание, возникающее без всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным. Оно возникает при сильном и неожиданном раздражителе; при новизне, необычности, контрастности раздражителя; при подвижности объекта или при прекращении действия раздражителя.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным.

Для поддержания произвольного внимания нужно:

1.отчетливое понимание конкретной задачи;

2.привычные условия работы;

3.возникновение косвенных интересов;

4.создание благоприятных условий для деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Основные свойства внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость, переключение, избирательность.

Объем внимания определяется количеством «одновременно» воспринимаемых объектов (в пределах 1 -1,5 сек.). Численная характеристика среднего объема внимания людей 7-9 элементов. Это свойство внимания необходимо диспетчеру, водителю.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или деятельности. На пассивном объекте человек сохраняет внимание в течение 5с, а потом начинает отвлекаться. Показ рисунков (усеченная пирамида, ваза, женщина).

Сосредоточенность внимания (концентрация) – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Распределение внимания – это, во – первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во – вторых способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. (Этим свойством внимания должны обладать летчики, водители, продавцы, учителя).

Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Физкульт минутка – игра «Не собьюсь». Считаем по порядку до 30 по кругу. Каждый учащийся вслух называет одну цифру по порядку. Если число кратно 3, или в состав числа входит цифра 3 – число не произносится, а произносится слово «не собьюсь».

Читайте также:  Какие известны свойства информации

РАБОТА С ПРОФЕССИОГРАММАМИ ПРОФЕССИЙ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ, КАК НЕОБХОДИМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте.

Основной недостаток внимания – рассеянность. Причины рассеянности:

– частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности;

– чрезмерная сосредоточенность на этой деятельности.

Рассеяность можно преодолеть с помощью:

  1. Настойчивости и терпения;

  2. Создания условий, где человек мог бы работать, не отвлекаясь.

  3. Умения контролировать не только результат работы, но и сам процесс.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ.

Методика 1. Исследование объема внимания.

Бланк ответов

Методика 2. Исследование распределения и переключения внимания.

БЛАНК ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

*

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ.

Методика 1. Исследование объема внимания.

Шаг 1. Инструкция.

Перед вами тестовая таблица, в которой представлены 25 произвольно расположенных цифр. Вам необходимо записать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таблице. Время выполнения задания 2 минуты.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов.

После завершения выполнения задания результат сверяется по проверочной таблице. Если Вы за определенное время правильно расставили 18 и более цифр, то следует считать, что у Вас хороший, достаточный для успешного выполнения деятельности объем внимания. 15 – 17 цифр – с объемом внимания у Вас благополучно; 12 – 14 цифр – объем внимания средний, есть смысл заняться его тренировкой; 11 и менее цифр – Вам нужно серьезным образом заняться тренировкой объема внимания.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ.

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала.

  • Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.

  • Организуйте рабочее место предварительно.

  • Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

  • Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.

  • Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.

  • Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

  • Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

  • Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.

  • Если Вы обнаружили, что «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

  • Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Определите вид внимания:

  1. Ученики пишут контрольную работу, в классе стоит полная тишина, вдруг за окном раздается громкий хлопок. Взгляды всех учеников направляются к окну.

  2. Света К. взяла необходимую для экзаменов книгу у подруги всего на один день. Пришла домой, где собралось много гостей, играла громкая музыка. Она прошла в свою комнату и погрузилась в чтение. Когда она закончила читать, весь дом уже спал.

  3. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела.

На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

  1. Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу.

С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

  1. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

Упражнение «Муха».

Для проведения игры требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 (можно начертить клетки на доске) и небольшая присоска (от детского пистолета, стрел) или кусочек пластилина (присоска выполняет роль «дрессированной мухи»).

Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ( «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!») «муха» перемещается на соответствующую команде соседнюю клетку. Исходное положение – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее «вылета» за пределы игрового поля. После этих разъяснений начинается игра – тренировка. Если участники освоили правила игры, можно переходить к самой игре. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА.

  1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.

  2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

  3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

  4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

  5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

  6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

  7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

  8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.

Источник