Какие свойства внимания должны быть у учителя

Какие свойства внимания должны быть у учителя thumbnail

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *

2 слайд

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть н

Описание слайда:

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *

3 слайд

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит

Описание слайда:

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе – недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *

4 слайд

Внимание - необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в дост

Описание слайда:

Внимание – необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *

5 слайд

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать сущ

Описание слайда:

Наблюдательность – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *

6 слайд

Основные качества внимания: избирательность - возможность успешной настройки

Описание слайда:

Основные качества внимания: избирательность – возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к созна­тельной цели; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены внимани­ем одновременно; переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте. *

7 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *

8 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информ

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *

9 слайд

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интер

Описание слайда:

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала – от самого интересного к менее интересному Прием персонификации – использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *

10 слайд

Упражнение. Муха *

Описание слайда:

Упражнение. Муха *

11 слайд

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания

Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *

12 слайд

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее - начало или конец

Описание слайда:

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее – начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *

13 слайд

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала;

Описание слайда:

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ори­ентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *

14 слайд

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специа

Описание слайда:

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *

Выберите книгу со скидкой:

Какие свойства внимания должны быть у учителя

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДA-036226

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Цель занятия: изучить свойства внимания.

Задачи:

  • дать определение понятия “внимание”;
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить
    полученные на занятии знания.

Время проведения занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Определение понятия “внимание”.

В отличие от познавательных процессов
(восприятие, память, мышление) внимание своего
особого содержания не имеет, оно проявляется как
бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание – произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность
деятельности на каком либо объекте восприятия.

Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным
и непроизвольным.

Непроизвольное внимание оперирует только в
настоящем времени, тогда, как произвольное
внимание может быть обращено, как в прошлое, так и
в будущее. Например, мы пытаемся восстановить
смысл слов, только что сказанных нашим
собеседником, которого мы невнимательно слушали.
Другой пример обращения внимания в прошлое –
попытка извлечь определенную информацию из
долговременной памяти. Если человек ждет
появления определенного сигнала события, на
которое он должен отреагировать, то это пример
внимания, направленного в будущее. Такое
внимание демонстрирует человек, встречая
кого-либо на перроне вокзала.

Читайте также:  Какие свойства характерны для ковалентной связи

2. Свойства внимания.

Внимание характеризуется определенными
свойствами.

1. Объем внимания определяется количеством
однородных предметов, которые охватывает
сознание.

2. Концентрация внимания – интенсивность
сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Концентрация обеспечивает углубленное изучение
предмета. При концентрации внимания происходит
сужение объема внимания, но то, что попадает при
этом в поле зрения человека, представляется ему
подробно, отчетливо, ярко.

3. Переключение – перенос внимания с одного
объекта на другой. Хорошая переключаемость
внимания означает способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной
деятельности к другой. Переключение внимания
может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное переключение внимания –
защитный механизм от переутомления.

Обратной стороной высокой степени
концентрации внимания и плохой его
переключаемости является рассеянность.

4. Устойчивость – общая направленность
внимания в процессе деятельности. Максимальная
устойчивость внимания взрослого человека без
переключений составляет не более 2-3 минут. В тех
случаях, когда колебания внимания имеют место, но
человек тем не менее, постоянно возвращается к
одному и тому же обьекту, устойчивость может
измеряться часами. Например, оператор,
наблюдающий за приборами как раз должен обладать
хорошей устойчивостью внимания.

5. Распределение – возможность
концентрировать внимание не на одном, а на
нескольких различных предметах или явлениях. Это
свойство позволяет школьникам выполнять
самостоятельную работу и одновременно слушать
ответ у доски своего одноклассника, а учителю –
объяснять новую тему, писать на доске и следить
за классом.

6. Избирательность – способность выделить из
ряда объектов заданный. Человек обращает
внимание на то, что отвечает его потребностям,
желаниям, интересам. Избирательность внимания
позволяет концентрироваться на нужных предметах
или явлениях для более подробного изучения.

3. Упражнения для закрепления.

После выполнения каждого упражнения
целесообразно спросить у обучающихся: какие
свойства внимания помогли вам справиться с этим
заданием? в каких ситуациях от вас требуется
проявление этих свойств?

Можно сделать небольшое пояснение: различные
свойства внимания в значительной степени не
зависимы друг от друга: внимание, хорошее в
каком-то одном отношении, может быть не столь
совершенным в другом.

Упражнение 1.

(Распределение внимания)

Предложить написать по 10 несложных примеров,
поменяться примерами с соседом, и одновременно
решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое
стихотворение. Такое упражнение целесообразно
проводить в небольшой группе. Для целого класса
можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть
дети постараются запомнить как можно больше
информации из текста.

Упражнение 2.

(Избирательность внимания)

На большом листе нарисованы различные
разноцветные геометрические фигуры (квадраты,
треугольники, круги, прямоугольники). Можно
предложить детям сосчитать на рисунке все синие
квадраты, а затем красные треугольники и т.п.

Упражнение 3 “Шифровка”.

(Концентрация внимания, устойчивость,
избирательность).

На карточке напечатаны буквы в случайном
порядке. Ученики должны просмотреть внимательно
каждую строчку и попытаться обнаружить среди
случайных букв слова. Если прочитать эти слова по
порядку, то получится предложение. Предложения
не содержат частиц и предлогов. На карточке
напечатаны три аналогичных задания, значит нужно
“расшифровать” три предложения. Важно начинать
выполнение задания одновременно, что бы можно
было сравнить результаты.

Материал к упражнению:

  • тарвокплацшкнарииолраркнмподаривокшаыддаоегкепраосебеалпотьмечтупвпустьаприитльональдлнаполнитпокьйясмысломввголрукетвоюдлшщежизньл
  • жлдбюкрпанимтьсвжитьукамугшуккэхщораекунужнотимшнерхавысчястранствуяй
  • болвыаепимсболезньваыденкулюбвилдзхъжйцукмслашеыаглгрпмакнеизлечимауц

Ответы:

1. Подари себе мечту, пусть она наполнит смыслом
твою жизнь.

2. Жить нужно странствуя.

3. Болезнь любви неизлечима.

Упражнение 4 “Кто где”

(Объем внимания, его распределение).

Двое учащихся выходят к доске, пару секунд
смотрят на класс, а потом, не подглядывая, рисуют
на доске “схему класса”, отмечая, кто где сидел.

Упражнение 5 “Сложи числа”

(Объем внимания, распределение).

Попросить школьников сложить числа и
предъявить им на 2-3 секунды таблицу с числами,
записанными в разных геометрических фигурах. В
каких фигурах были цифры?

4. Вопросы для закрепления.

Является ли внимание познавательным процессом?

Какие свойства внимания вам известны?

Для каких профессий, какие свойства внимания
особенно важны?

Список литературы.

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов
    высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Основы общей
    психологии. – М., 1994. – 576 с.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического
    психолога в образовании.- М., 1995.-529 с.
  3. Я познаю мир: психология: Дет.
    Энцикл./Е.В.Селезнева. – М.: ООО “Издательство
    АСТ”, 2003. – 425 с.

Источник

Необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно большую роль непроизвольное внимание занимает в начальных классах, потому что у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточения. Но даже в младших классах строить учебно-воспитательный процесс только на этом виде внимания нецелесообразно.

Постоянное поддержание внимания с помощью волевых усилий связано с большим напряжением и очень утомительно. Это и определяет особое значение внимания в процессе обучения.

Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и формируется.

Читайте также:  Свойства травы чистотела и при каких заболеваниях назначают

Воспитанием внимания учитель должен заниматься на протяжении всей своей работы с учениками. Сам процесс обучения, если он организован правильно, способствует воспитанию внимания.

Для того, чтобы ученик обратил свое внимание на учителя важно то, в какой степени учитель сможет овладеть им с первых же своих слов, потому что сила раздражителя, особенно большую роль играет в начале процесса восприятия.

Развитие представлений и познавательных интересов у детей имеет очень важное значение для воспитания внимания в учебном процессе. Чем больше учитель дает для общего интеллектуального роста ребенка, тем больше она становится любознательны, развитой, тем сильнее и ее внимание.

Чтобы воспитать внимание, надо развивать у детей непосредственный интерес к учебе. Он зависит, прежде всего, от содержания учебного материала. Ученики первых трех классов интересуются фактами, но их могут привлечь выводы и обобщения. Внимание в них особенно появляется тогда, когда учитель так проводит работу, ученикам надо мыслить, самостоятельно решать вопросы.

Внимание младших школьников в значительной степени зависит от характеров, общей направленности детей, их прошлого жизненного опыта. Поэтому учитель должен хорошо изучить своих учеников, их психологические особенности, черты личности, и, исходя из этого, знать, что привлечет внимание одних, чем можно преодолеть рассеянность других. В соответствии с этим он должен строить свою работу в классе, осуществляя индивидуальный подход к каждому ученику.

Большое значение для привлечения внимания имеет качество преподавания учебного материала учителем. Яркая по форме и богатая по содержанию эмоционально насыщенная рассказ учителя обязательно привлечет непроизвольное внимание учеников, и они станут более внимательными и сосредоточенными. Очень важно, если объяснения учителя вызывать вопросы у учащихся – это показатель заинтересованности уроком. Наиболее внимательными должны быть те ученики, которые хотят знать, что же будет дальше, которые задумываются над возможным решением задачи, которые предусматривают изменения событий.

Для привлечения внимания важно чтобы ученики имели представление о цели урока или вопрос, который нужно решить, о результатах, которых надо достичь по итогам самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в процессе обучения перед учениками возникла определенная задача, которая дает направление их умственной активности и вызывает сосредоточенность внимания.

Для каждого свойства внимания существует комплект факторов, а среди них – ведущий, на который необходимо опираться при воспитании внимания школьника и осуществлении индивидуального подхода, а именно:

1) устойчивость – понимание значимости деятельности, наличие индивидуальной активности;

2) распределение – наличие навыков и умений, ловкость в деятельности;

3) переключение – развитие, наличие навыков, интересов.

Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей позволяет утверждать о значительных потенциальных возможностях развития внимания младших школьников.

Поставив цель урока, учитель подбирает средства ее реализации. К средствам относится содержание, методы и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учеников, технические средства обучения.

Учитывая разный уровень развития у учащихся знаний, умений и навыков, рекомендуем к содержанию учебного материала включать, как интересные факты, так и вопросы, раскрывающие суть материала, который изучается.

Образность, яркость, эмоциональность преподавания учебного материала должны сочетаться с глубоким проникновением в сути явлений.

В зависимости от темы, к содержанию урока включаются упражнения, вопросы, задачи, с помощью которых отрабатываются умения и навыки учебной работы. Задача для учащихся должны быть, по возможности, подобранные по разным уровням трудности с учетом имеющихся знаний и умений. Содержание учебника может быть дополнен сведениями, которые носят профориентационный характер, новыми фактами о развитии науки и техники, вопросами прикладного характера; можно дать материал для межпредметных связей.

Методы обучения, подобранные с учетом уровней развития у учащихся умений учиться, способствуют возникновению у учащихся внимания и интереса к учебным действиям.

Практический психолог имеет возможность помощи учителю в осуществлении индивидуального подхода к ученикам, так как психолог может продиагностировать учеников по просьбе учителей.

Исследование было направлено на изучение устойчивости внимания младшего школьника. Можно говорить о том, что сегодня практический психолог имеет возможность предоставить учителю достаточно полную характеристику внимания ученика.

Источник

Учителю необходимо учитывать особенности внимания младшего школьника. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении.

Особенности внимания младшего школьника требуют соответствующего подхода к ребенку. Следует учитывать, что объем его вн

имания очень мал: не более трех предметов могут быть одновременно в центре его внимания. Трудно бывает ученику долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет его, и он отвлекается от работы. Распределить внимание, особенно в I-II классах, ребенку трудно.

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.

1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно.

Читайте также:  У какого элемента наиболее выражены металлические свойства магний

2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, приучая не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.

3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо:

· Создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

· Создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обладать умением выполнить задание;

· Воспитывать у ученика умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент. Ученик должен верить в свои силы, поверить, что он может сделать;

· Воспитывать чувство ответственности – непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;

· Воспитывать внимание через наблюдательность. Учить наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила дорожного уличного движения; по поведению птиц, животных, изменениям некоторых растений, по направлению ветра определять погоду; уметь находить грибные и ягодные места в лесу и т.д.;

· Учителю необходимо знать особенности и своего внимания – сильные и слабые его стороны;

· Организовать коллектив класса так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается и работает невнимательно.

Учителю следует знать индивидуальные особенности каждого ученика и индивидуальные особенности его внимания. Только тогда можно ставить определенные задачи по воспитанию внимания и устранению определенных недочетов у каждого ученика или у всего класса. Надо знать причины, породившие недостатки внимания, и только тогда, устранив их, воспитывать внимание.

Учитель сам должен быть всегда внимателен и на своем примере учить школьников быть внимательными. Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительные результаты – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно. [2]

Глава 2. Изучение внимания детей младшего школьного возраста

2.1 Цели, задачи, методы исследования.

Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода.

Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи:

1. Подобрать методики изучения внимания учащихся;

2. Провести исследование внимания детей 10-11 лет;

3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

В исследовании принимали участие ученики 4 – ого класса в возрасте от 10 до11 лет: из них принимало 12 мальчиков и 9 девочек.

Методика №1. «Корректурная проба» [4]

(буквенный вариант)

Цель: Узнать объем внимания по количеству просмотренных букв.

Проведение методики:

Учащимся предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин. Образец бланка, по которой проводились исследования, представлены в Приложении 1.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Методика №2. «Красно-черная таблица» [4]

Цель: Определить оценку переключения внимания младших школьников.

Проведение методики:

Учащиеся должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем. Учащимся зачитывается соответствующая инструкция. Образец данной таблицы находиться в Приложении 2.

Инструкция: «Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем – от 1 до 24. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы – 5 мин». [4]

2.2 Полученные результаты, их анализ

Какие свойства внимания должны быть у учителя

Результат первой методики. Посмотрим на высший показатель – 4 учащихся, которые имеют более 850 обозначенных символов, это говорит о том, что объем внимания очень силен. Значит, эти учащиеся менее концентрировались на одной или двух букв одновременно, что дало им больше увидеть одинаковых букв в последующих строфах.

Комбинация объема внимания и концентрации указывает нам на средний показатель в этом классе, а именно 14 человек, они имеют от 850 до 950 указанных ими букв. Что создает хорошую почву для учебы, восприятия нового и так далее.

В низший показатель вошло 3 человека, которые смогли показать нам буквы максимально до 550 букв. На такое маленькое число нам может указать либо слишком большая концентрация на очень маленьком выборе букв в их кругозоре или же либо на рассеянности, которая возникла и вследствие высокой концентрации, усталости или высокого эмоционального напряжения.

Какие свойства внимания должны быть у учителя

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Источник