Какие свойства веществ используют в литературных произведениях
Желание любого учителя – заинтересовать ученика, привить любовь к
своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке.
Современная методика обучения химии включает различные методические приемы,
направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, –
использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических
средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных
качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая
способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования
художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений
можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при
опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть
различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором
произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить
цепочку превращений и т.д.
Примеры использования художественных произведений на уроках.
При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания
проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру
«Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».
Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?
В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система
Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В.
Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.Н. Глазков
Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана.
«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут
сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и
открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и
уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и
совершенствоваться».
Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода.
Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных
произведений.
1. Физические свойства.
«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами
мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а
ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся
система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?
2. Химические свойства.
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.С Щипачев
Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?
Записать уравнение реакции.
3. Значение воды.
«Вода!
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою
наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и
есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не
объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на
которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие
родники сердца.
Ты – величайшее богатство в мире».
Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».
Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?
От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и
бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при
этом последствиях.
Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.«Предупреждение» А. Тарковский
«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный
остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым
учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и
эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:
- Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)
- Обработка стали.
- Получение серной кислоты.
- Получение стекла.
- Получение глицерина и нитроглицерина.
- Получение мыла.
Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На
основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно
составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают
определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе
по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по
обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который
представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк
разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется
негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество
воды.
Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную
массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать
сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья,
клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Задания:
- Составить и осуществить цепочку превращений.
- Решить задачу.
- Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении
известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси
составляет 20%.
В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать
следующие задания.
Тема «Азот и его соединения».
Урок «Оксиды азота».
«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя
как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?
Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие
научную ошибку.
«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих
пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он
протекает в природе?
Урок «Соли аммония».
Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные
произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие
Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении
были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят
помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него
селитру».
Вопрос:
Как из воздуха получить селитру?
Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается
нагревание.
Тема «Подгруппа кислорода».
Урок «Кислород. Свойства кислорода».
«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был
поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных
космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные,
растения, люди…»
А.П. Казанцев «Пылающий остров»
Вопросы:
Как называется защитный слой Земли?
Какие вещества разрушают защитный слой?
Урок «Получение кислорода».
«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого
газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин
Вопрос:
Какое соединение используется в работе такого устройства?
Записать уравнение реакции.
Урок «Производство серной кислоты».
«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под
солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого
берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час
они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это
«не золото, а серный колчедан».
К. Паустовский «Бросок на юг».
Задание:
Осуществить превращение, описанное в романе.
Урок «Соединения серы».
…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.
Вопросы:
О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С. Пушкина?
Какими физическими свойствами обладают эти соединения?
В художественной литературе много материала для украшения уроков по
органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на
организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К.
Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа
на живые организма и применение его в криминальных целях.
Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся
самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из
произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.
Творческие работы учащихся.
1. Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые
слова:
2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка,
бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?
3. Загадка.
В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?
4. Сказка.
Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил
туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был
у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот
общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных
условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и
вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним
элементом сдружился Азот – с Литием.
Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом.
Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы
Д.И. Менделеева, если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал
менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий
выступил в защиту своего друга.
Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической
системы.
Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.
Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых
молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.
– Что же, – почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное
право гордится собой, брат Азот.
Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической
системе Д.И. Менделеева.
5. Откуда произошла Таблица Кислот?
Жили – были четыре подружки – кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.
Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не
выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из
Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она
при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и
брызгаться. Опасная была кислота.
Вторая подружка – кислота Соляная – имела такой же резкий характер, как и
запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые
притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время
общения.
Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду
и оксид – это их сближало.
Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого
кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья – кислоты, присоединялись к ним. Всех,
кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали
они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.
Ильина Янина, 11 «б» класс.
6. Углеводороды.
На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические
начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные,
ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если
водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены
присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то
обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород
(а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов
друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму.
А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным.
Из метана при температуре высокой получается углеводород особый – ацетилен. Так
мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием –
тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах
его – ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге.
Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.
Маша Липатова 11 «б»
Список литературы:
- А. Фадеев «Молодая гвардия».
- А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей».
- Л. Буссенар «Похитители бриллиантов».
- А. Казанцев «Пылающий остров».
- К. Паустовский «Бросок на юг».
Источник
Алексей Домнин ученик 9 класса МОУ ООШ №11
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11
«Химические» сюжеты в произведениях художественной литературы
Учебный проект
по химии и литературе
Исполнитель:
Домнин Алексей,
ученик 9 класса
Руководитель:
Н.Н. Патенкова,
учитель химии,
1 кв. категория;
п.Лобва.
Новолялинский городской округ
2008г.
Содержание.
1. Введение………………………………………………………………3 стр.
2. Основная часть………………………………………………………..3-10 стр.
3. Заключение……………………………………………………………11 стр.
4. Список литературы……………………………………………………12 стр.
5. Приложение……………………………………………………………13 стр.
Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.
Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.
Например, у М.В. Ломоносова есть такие строки:
…Как медь в горниле небо рдится!
…Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь…
(Данное сравнение связано с физическими свойствами меди – все металлы обладают металлическим блеском)
…Не медь ли в чреве Этны ржет
…И, с серою кипя, клокочет?
( В данном отрывке раскрыты свойства металлов – взаимодействия с неметаллами при нагревании)
…Сребро и злато истекает
…Во всём наследии твоём.
( Здесь рассматривается серебро и золото как основные благородные металлы, обеспечивающие материальное благосостояние семей того времени как источник доходов при наследовании)
Богата химическими терминами и поэзия XIX века:
…Торговали мы булатом,
чистым серебром и златом.
(А.С. Пушкин)
( В данном отрывке показана основная область применения стали, серебра и золота как важных продуктов торговли в пушкинское время)
…И железная лопата
в каменную грудь,
добывая медь и злато,
врежет страшный путь.
(М.Ю. Лермонтов)
( Художественное описание добычи меди и золота с использованием железных инструментов связано с физическими свойствами металлов, в частности с их твёрдостью: железо – более твёрдый металл по сравнению с медью и золотом, поэтому железные инструменты можно использовать при их добыче)
Очень ярко и точно описаны свойства металлов в следующих стихах:
…кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится,
из году в год становится тоньше и тоньше;
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из неё каждый миг уходящий,
Нашим глазам запретила увидеть природа ревниво…
(А. Чивилихин. Читая Менделеева)
( В данном отрывке описано физическое свойство благородного металла: при применении происходит разрушение металлической решетки под действием различных факторов и масса металла уменьшается)
Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:
…На рукомойнике моём позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть…
(А. Ахматова. Из. Сб. «Вечер»)
…От медленных лобзаний влаги
Нежнеет грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и девиц…
(А.Блок. Итальянские стихи)
…И внезапно – красные одежды
Дрогнули на золоте стены.
…Лишь медь торжественной латыни
Поёт на плитах, как труба.
(Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основной карбонат меди – малахит, который зелёного цвета):
2Cu + O2=2CuO 2CuO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3
В следующем отрывке мы можем найти описание окислительно-восстановительных реакций:
…Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геена
Подступает к днищам кораблей…
(Ю. Кузнецов. Тайна Чёрного моря)
( В данном отрывке описаны химические свойства сероводорода, в которых сера является восстановителем, а кислород – окислителем):
2H2S + O2 = 2H2O + 2S 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
Оригинальную иллюстрацию круговорота веществ в природе мы находим в «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносова:
…Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых…
(Закон диалектики: мир един в своём происхождении. Например, элемент гелий был сначала открыт на Солнце, а потом уже на Земле. Содержание водорода в земной коре – 1%, тогда как во Вселенной это самый распространённый элемент.)
«Химические» сюжеты в произведения классиков.
- Отрывки из романа Жюля Верна «Таинственный остров»
- «…Руду расколотили на мелкие куски и вручную очистили от комьев земли и от песка. Затем перемежающимися слоями насыпали большую груду угля и руды, как складывают дрова угольщики, когда пережигают их на уголь. Под действием воздуха, нагнетаемого мехами, уголь в этой груде превращается в двуокись, а затем в окись углерода, которая, воздействуя на окись железа, отнимала от неё кислород. Сайрес Смит сделал для этого всё, что следовало. Возле насыпной кучи руды и угля установили мехи, сшитые из тюленьих шкур; воздух выходил из мехов через трубку, сделанную из огнеупорной глины, – трубку эту специально изготовили и обожгли в гончарной печи. Привели в действие механизм мехов, состоящих из подвижной рамы, самодельной верёвки и противовеса, и тотчас из трубки вырвалась сильная струя воздуха, поднимая температуру прокаливаемой груды, она способствовала также химическому процессу образования железа при взаимодействии руды и угля…»
Здесь описывается получение железа. Сначала уголь превращается в оксид углерода(IV): C + O2 = CO2 .Затем уголь превращается в оксид углерода(II): 2C + CO2 = 2CO. И наконец, оксид углерода(II) отнимает кислород от оксида железа:
FeO + CO = Fe + CO2 или 2FeO + C = CO2 + 2Fe.
- «…Гораздо больше пользы, чем чистое железо, могла бы принести сталь. Сталь же представляет собою соединение железа и углерода, которое получают двояким способом, либо из чугуна, отнимая от него избыток углерода, либо из железа, прибавляя к нему отсутствующий углерод. В первом случае путём обезуглероживания чугуна получают натуральную, или пудлинговую сталь, а путём добавления к чистому железу углерода – томлёную сталь. Как раз такую сталь Сайресу Смиту и хотелось выплавить, ибо у него уже имелось чистое железо. И он добился этого, переплавив железо вместе с толчёным углём в тигле из огнеупорной глины…»
В данном отрывке описаны способы получения стали, (из чугуна и из железа):
Получение стали можно записать следующими уравнениями:
C + 2Fe + 2O2 = 2FeO + CO2
Si + 2FeO = 2Fe + SiO2
Mn + FeO = Fe + MnO
2P + 5FeO = 5Fe + P2O5
- «…Пиритоносные сланцы в основном состоят из углерода, кремнезёма, окиси алюминия и сернистого соединения железа, его как раз там больше всего; нужно было выделить сернистое железо и как можно скорее превратить его в железный купорос, а получив железный купорос, добыть из него серную кислоту… Выбрав позади трущоб площадку, колонисты тщательно её выровняли, сложили там костёр из хвороста и дров, на него положили куски железного колчедана, так чтоб между ними проходил воздух, а сверху засыпали тонким слоем
серного колчедана, раздробленного на мелкие кусочки величиной с орех. Сложив всё это, зажгли костёр; накалившиеся сланцы воспламенились, потому что содержали в себе углерод и серу. Тогда сверху положили ещё несколько слоёв дроблёного колчедана, и всю эту огромную кучу прикрыли сверху землёй и дёрном, оставив лишь несколько отверстий, как это делается, когда складывают груду дров, пережигая их на уголь. Горящую под спудом груду минералов и топлива, в которой происходили химические превращения, оставили в покое – нужно было не меньше десяти – двенадцати дней для того, чтобы колчедан превратился в сернистое железо и далее в железный купорос, а окись алюминия – в сернокислый алюминий, то есть в одинаково растворимые соединения, тогда как кремнезём и углерод, перешедшие в золу, нерастворимы…
…Когда всю груду колчедана пережгли, в результате химических превращений получился железный купорос, сернокислый алюминий, кремнезём, остаточный уголь и зола. Всё это положили в корчагу, наполненную водой, разболтали в ней, дали отстояться, и когда жидкость стала прозрачной, её слили – она представляла собой раствор железного купороса и сернокислого алюминия, все остальные вещества остались на дне корчаги в виде нерастворимого осадка. Жидкость частично выпарили, при этом отложились кристаллы железного купороса, а невыпаренную воду, содержащую в себе купорос алюминия, оставили без употребления. В промышленной практике для производства серной кислоты требуется дорогостоящая установка. Тут нужны и заводы, и лаборатории, специально оборудованные платиновой посудой, свинцовые камеры, в которых происходят химические реакции(свинец не поддаётся действию кислоты), и т.д. Конечно, у Сайреса Смита и в помине не было такого оборудования, но он знал, что в некоторых странах, например в Богемии, серную кислоту производят более простым способом и при этом достигают даже лучших результатов – получают кислоту более сильной концентрации. В частности, этим способом вырабатывается так называемая кислота Нодхаузена. Для получения серной кислоты Сайресу Смиту оставалось произвести сухую перегонку: прокалить в закрытом сосуде кристаллы железного купороса для того, чтобы серная кислота выделилась в виде паров, а затем, конденсируясь, эти пары превратились бы в жидкую серную кислоту…»
В этом отрывке Жюль Верн показывает, как группа людей, выброшенных на необитаемый остров, добывает серную кислоту из пиритоносных сланцев, основной состав которых: углерод(C), кремнезём(SiO2), оксид алюминия(Al2O3) и сульфид железа(II) (FeS2), или его ещё называют железным колчеданом.
План поселенцев был предельно прост.
- Выделить из пиритов сернистое железо.
- Пережигая пирит, получим оксид железа(III):
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
- Присоединяя кислород, оксид серы(IV) переходит в оксид серы(VI):
2SO2 + O2 = 2SO3
- Присоединяя к оксиду железа(III) оксид серы(VI), получим сульфат железа(III):
Fe2O3 + 3SO3 = Fe2(SO4)3
- Из сульфата железа получить железный купорос:
FeSO4 x 7H2O
- Так же как и сернистое железо, из пиритов выделился сернокислый алюминий; оксид алюминия присоединил оксид серы(VI:
Al2O3 + 3SO3 = Al2(SO4)3
- Кремнезём и углерод перешли в золу.
- Положить всё то, что они получили из пиритов, в сосуд с водой и получить раствор железного купороса и сернокислого алюминия. Потом частично выпарить раствор и получить кристаллы железного купороса.
- Под действием температуры кристаллы железного купороса можно превратить в серную кислоту. Этот процесс можно выразить двумя уравнениями:
Fe2(SO4)3 = Fe2O3 + 2SO3
SO3 + H2O = H2SO4.
4. «…Для чего же Сайресу Смиту нужна была серная кислота в первую очередь? Да просто для получения азотной кислоты. Получить её оказалось нетрудно: обработав серной кислотой селитру, он путём дистилляции добился выделения азотной кислоты…»
Здесь говорится о получении азотной кислоты из серной кислоты и селитры:
KNO3 + H2SO4 = KHSO4 + HNO3
5. «- Какое топливо заменит уголь?
– Вода, – ответил инженер.
– Вода? – переспросил Пенкроф.
– Да, но вода, разложенная на составные части, – пояснил Сайрес Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемыми и такими мощными источниками тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…»
Здесь Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего (т.е. рассматривает применение воды). Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:
2H2O = 2H2 + O2
Потом при сжигании водорода выделяется тепло:
2H2 + O2 = 2H2O + Q
- Отрывок из книги Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
В данном отрывке рассматривается химическое свойство соли угольной кислоты – карбоната кальция – известняка:
Карбонат кальция под действием нагревания разложился на негашёную известь и углекислый газ:
CaCO3 = CaO + CO2
Под действием воды негашёная известь превращается в гашёную:
CaO + H2O = Ca(OH)2
- Отрывок из книги А. Конан Дойля «Собака Баскервилей»
«…Огромная пасть собаки всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и , отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я.
– Да, и какой-то особый препарат, – подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутьё».
В данном отрывке Конан Дойл ошибочно с точки зрения химии применил описание химических свойств фосфора. На воздухе белый фосфор действительно светится в темноте. Но уже при слабом нагревании, для чего достаточно простого трения, фосфор воспламеняется и сгорает, выделяя большое количество теплоты. Значит, если бы он покрывал шерсть собаки, то она получила бы ожоги от его воспламенения.
Заключение.
В ходе исследовательской работы я узнал, что химия это наука, которая встречается не только в учебниках химии, но и в художественной литературе. В некоторых произведениях она бывает правильно истолкована, но есть и некоторые ошибочные сведения. Конечно, что и говорить – истины, облечённые в поэтические одежды, порой влияют на умы гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз наук поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, её сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой…
Считаю, что результаты моего проекта можно использовать при проведении внеклассной работы по химии и литературе, для разработки программы элективного курса для учащихся 9 класса, при проведении предметных недель, а также при изучении в химии тем:
- «Свойства металлов»
- «Коррозия металлов»
- «Получение металлов»
- «Окислительно-восстановительные реакции»
- «Круговорот веществ»
- «Получение серной и азотной кислоты»
- «Свойства солей угольной кислоты»
- «Свойства фосфора».
С результатами проекта ознакомлены учащиеся и педагоги нашей школы при проведении школьной научно-практической конференции.
Список литературы.
1. Ахматова А. Сб. «Вечер»
2. Блок А. Итальянские стихи
3. Буссенар Л. «Похитители бриллиантов»
4. Верн Ж. «Таинственный остров»
5. Конан Дойл А. «Собака Баскервилей»
6. Кузнецов Ю. Тайна Чёрного моря
7. Лермонтов М.Ю. Сб. произведений, М. 1989г.
8. Ломоносов М.В. Сб. произведений, М. 1996г.
9. Пушкин А.С. Сб. произведений, М. 1987г.
10. Чивилихин А. Читая Менделеева, 1981г.
11. Журналы «Химия и жизнь», 2004-2006гг.
12. Энциклопедия для детей. Т. 17. М. Аванта +, 2000г.
Приложение.
Источник