Какие свойства у разных материалов 1 класс технология
Педагогические
цели
Создать условия для формирования представления о свойствах ткани и ниток; ознакомления со швейной иглой и ее строением, приемами безопасной работы и условиями хранения, с приспособлениями для шитья, приемами отмеривания и вдевания нитки в иглу; способствовать закреплению ранее полученных умений (организовывать свое рабочее место, работать ножницами, размечать по шаблону, формообразовывать сгибанием, аккуратно склеивать); содействовать развитию умения сравнивать, переносить известные знания в сходную ситуацию (сравнение свойств бумаги и ткани)
Тип урока
Урок-консультация
Планируемые
результаты
(предметные)
Знакомятся с материалом (тканью) и его практическим применением; определяют основные свойства ткани; экономно расходуют материал; используют инструменты и приспособления по назначению; знают технологию работы с тканью; учатся отмерять нитку нужной длины, вдевать ее в иголку, скреплять булавками детали, шить; объясняют назначение приспособлений для шитья; понимают, что игла – это швейный инструмент, а булавка – приспособление для шитья; соблюдают правила безопасности в работе и хранении инструментов (ножниц, игл)
Личностные
результаты
Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; готовят рабочее место.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в материале на страницах учебника; находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользуются памятками; логические – умеют сравнивать изучаемые материалы, иглы по их свойствам, назначению; делают простейшие обобщения; группируют предметы и их образы по общему признаку.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему
Основное
содержание темы, понятия
и термины
Ткань как материал, ее свойства. Виды тканей. Сходство и различие свойств бумаги и ткани. Игла – инструмент для работы с тканью. Устройство иглы (один конец острый, другой с отверстием – ушко); размеры отверстий и связанное с ними назначение игл: швейные, штопальные, для вышивания, для швейной машины. Игла – швейный инструмент. Для чего у игл ушко? Какую нитку (по толщине) используют при вышивании, шитье, штопке? Приспособления для шитья: булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы. Назначение игольницы. Приемы безопасного обращения со швейными иглами и булавками
Образовательные ресурсы
и оборудование
Учебник, с. 86–89, 109. Образцы видов бумаги и ткани, иголки
Этапы урока
Формы,
методы,
методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
К цели мы пойдем упрямо!
Все легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Наблюдение учителя
2. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке.
– С какими материалами работали?
– Что мы делали с бумагой?
– Какие еще материалы вы знаете?
– Кто из вас знает, что такое ткань?
– Где ее используют? Какими свойствами она обладает?
– Что общего и в чем различие свойств бумаги и ткани?
– Какую задачу поставим себе на урок?
Отвечают на вопросы. В ходе беседы
с учителем определяют тему урока и учебную задачу
Принимают учебную задачу с помощью учителя. Проявляют интерес к изучению нового материала
Беседа по вопросам
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Исследование «Свойства бумаги и ткани»
Парная. Словесный, исследовательский, проблемный. Беседа, исследование, работа с учебником
– На столах у вас лежат образцы бумаги и ткани.
– Давайте сравним, похожи ли свойства бумаги и ткани, для этого откройте учебники на страницах 86–87.
– Что общего у этих материалов – бумаги и ткани?
– Какими свойствами различаются эти материалы?
– Как вы понимаете высказывание «рукотворный мир создан из разных материалов»?
Используя образцы ткани и бумаги, опираясь на рисунки
в учебнике на с. 86–87, рассматривают внешние физические свойства: цвет, толщину, фактуру поверхности, структуру (у бумаги – волокна,у ткани – переплетенные нитки), механические свойства
(сминаемость, эластичность, пластичность)
Сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, делают простейшие обобщения. Ориентируются в материале на страницах учебника. Находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Совместно обсуждают предложенную проблему
Беседа по вопросам
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Солнце в класс к нам заглянуло –
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклоняться – три, четыре –
И на месте поскакать,
На носок, на пятку –
Все мы делаем зарядку
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений
Игла. Правила безопасной работы иглой
Фронтальная. Словесный, наглядный.
Загадка, рассказ, беседа
– Отгадайте загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
Рассказ об игле (см. Приложение).
– Что такое игла?
– Из чего раньше изготавливали иглы?
– Как устроены иглы?
– Что делают иглами?
– Чьи они помощники?
– Как устроены иглы?
– Чем они опасны?
– Давайте познакомимся с правилами безопасной работы с иглой.
1. Опасности в работе:
• повреждение пальцев швейной ниткой, иглой или булавкой;
• травма руки ножницами;
• травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
• сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
• положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
• работать с наперстком;
• вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
• класть ножницы с сомкнутыми лезвиями;
• передавать ножницы кольцами вперед и только с сомкнутыми лезвиями.
4. Что нужно делать по окончании работы:
• посчитать количество иголок и булавок в игольнице
(игл и булавок должно быть столько, сколько было в начале работы);
• привести в порядок рабочее место.
– Какие еще приспособления для шитья вы знаете? (Булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы.)
– Какими способами можно соединить детали из бумаги?
– Каким способом соединяются детали из ткани?
Слушают загадку.
– Игла.
– Игла – это швейный инструмент.
Слушают рассказ учителя об игле, отвечают на вопросы учителя, знакомятся
с устройством иглы
и правилами безопасной работы иглой
Эмоционально воспринимают загадку
и рассказ. Осознанно
и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
Беседа по вопросам
4. Закрепление знаний и способов действий.
Практическая работа
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение, сказка
Создает условия для упражнения в пользовании иголкой и ниткой.
1. Отмеривание нитки нужной длины.
2. Вдевание нитки в иголку.
– Как вы понимаете выражение «куда иголка – туда
и нитка»?
Предлагает послушать «Сказку про иголки» (с. 109 учебника).
– Почему испугалась мама?
– Как бы вы поступили, если бы у вас рассыпались иголки?
– Придумайте свой конец сказки
Выполняют практическое задание. Слушают чтение сказки учителем. Отвечают на вопросы по тексту сказки
Эмоционально воспринимают сказку. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению одноклассников. Упражняются в пользовании иглой и ниткой
Беседа по вопросам, упражнение
5. Рефлексия учебной деятельности (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что общего у двух разных материалов – бумаги и ткани?
– Чем различаются эти материалы?
– Что такое иголка?
– Как с ней надо обращаться?
– Какие вы запомнили приспособления для шитья?
– Узнайте у мамы или бабушки, какие приспособления
и инструменты они используют, когда вышивают или штопают.
– Какой инструмент в этих видах работ самый главный?
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Оцените свою работу на уроке
Отвечают на вопросы учителя
Умеют подводить итоги урока. Оценивают свою деятельность
на уроке
Беседа по вопросам
Источник
авторы: Лутцева Елена Андреевна, Кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Методические пособия
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4)
Технология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
В методическом пособии реализуется системно-деятельностный подход в образовании младших школьников. В пособии предлагаются примерное поурочное планирование для двух вариантов учебного плана — на один и на два часа в неделю и сценарии уроков по темам учебника «Технология. 1 класс» (автор Е. А. Лутцева) и рабочей тетради «Технология. 1 класс» (авторы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева). Основное внимание уделяется освоению базовых технико-технологических знаний и умений, воспитанию нравственных качеств личности, развитию основ творческого мышления. В 1 классе предложены темы занятий и экскурсий для адаптационного периода.
Издание предназначено для учителей и методистов.
Содержание
- Общая информация
- Сведения об учащихся
- Разное
- Особенности содержания и изучения курса в 1 классе
- Технология. 1 класс
- Программа для 1 класса
- Примерное тематическое планирование
- Примерные сценарии уроков по темам
- Тема 1. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Что ты видишь вокруг?
- Тема 2. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир природы
- Тема 3. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. Мир рукотворный
- Тема 4. О взаимоотношении окружающего мира и человека. Окружающий мир надо беречь
- Тема 5. Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру — жилище. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?
- Тема 6. Значение трудовой деятельности для человека. Помогаем дома. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок»
- Тема 7. О радости общения и совместного труда. Готовим праздник
- Тема 8. О радости общения и совместного труда. Пластилин-волшебник
- Тема 9. Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов?
- Тема 10. Общее представление о конструкции изделий. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали
- Тема 11. О способах соединения материалов. Как соединяют детали?
- Тема 12. Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?
- Тема 13. О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон?
- Тема 14. Новогодняя мастерская
- Тема 15. Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?
- Тема 16. Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приемы работы ножницами. Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Какие бывают аппликации?
- Тема 17. Ножницы профессионалов. Какие ножницы у мастеров?
- Тема 18. Понятие «линия». Виды линий. Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам?
- Тема 19. Соединение разных материалов. Как нарисовать разные фигуры?
- Тема 20. Резание бумаги ножницами по размеченным линиям. Как точно резать ножницами по линиям?
- Тема 21. Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. Шаблон. Как разметить круги?
- Тема 22. Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Шаблон. Как разметить прямоугольники?
- Тема 23. Разметка деталей по шаблону. Разметка треугольников. Шаблон. Как разметить треугольники?
- Тема 24. Разметка деталей сгибанием. Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?
- Тема 25. Преобразование квадратных заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
- Тема 26. Творческие работы
- Тема 27. Свойства ткани. Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани?
- Тема 28. Швейные приспособления. Иглы и булавки
- Тема 29. Отделка изделий из ткани — прямая строчка. Что умеет игла? Прямая строчка. Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?
- Тема 30. Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка
- Тема 31. Комплексная работа «Книжкина больница»
- Приложения
- Карта личностного развития учащихся
- Словарь терминов и понятий
Лутцева Елена Андреевна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Источник
КОНСПЕКТ УРОКА(1 класс )
Место проведения: МБОУ «СОШ№34»
Дата проведения: 15.04.2016г.
«Удивительный мир ткани»
Цели: Учить детей определять свойства тканей, закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды.
Задачи: 1. Познакомить детей с разными видами тканей, обратить
внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей.
2. Активизировать познавательную деятельность, обогащать и активизировать словарь детей.
3. Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.
4. Воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
Материалы и оборудование:
Сундучок, народные куклы, образцы тканей, ниток; оборудование для опыта: тазик и лейка с водой, зонт, носовой платок; иллюстрации с изображением ткацкого станка, ткачихи, паука и птицы ткачихи.
Ход урока
1Орг.момент
– Посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла.
– Что мы обнаружили в сундучке? (нитки, клубки)
– Как все эти материалы могут нам пригодится? (ответы детей)
Сегодня мы узнаем, как из нитей получают ткань, в какие куклы играли ваши прабабушки.
2.Знакомство с различными видами ткани, её свойствами.
Рассматривание образцов ткани. Рассказ учителя.
-Рассмотрите ткань и скажите, из чего она состоит? (ответы детей)
-Действительно ткань состоит из ниток. Нитки получают из шерсти животных или из волокон растений – хлопка, льна. Из того, что дает нам природа. Бывают искусственные ткани, то есть не из природных волокон.
-Что вяжут ваши бабушки и мамы? (ответы детей)
– У кого есть такие вещи? Потрогайте их руками, какие они на ощупь? (ответы детей)
-Мягкие, пушистые, легкие.
-Сейчас мы познакомимся со свойствами ткани. Я предлагаю смять лоскуты ткани. Все ли образцы мнутся одинаково?
Попробуйте потянуть, разорвать ткань (действия и выводы детей)
Опыт 1.
Что произойдет с вязаной шапкой, если мы оденем ее на любого из вас?
(ответы детей)
Продемонстрируем этот опыт на Тане. Что произошло с шапкой? (ответы детей).
Вывод: Шерстяная ткань принимает форму тела, объекта, на которое ее накладывают.
Опыт 2. Наблюдения над объектами: платок из ткани, зонт. Из какого материала выполнены эти вещи? (Ответы детей)
Польем из лейки сначала на платок, затем на раскрытый зонтик.
Какая ткань намокла?
Почему зонтик не намок от воды?
Как назовем это свойство ткани? (водонепроницаемая)
Какая ткань будет водопроницаемая, а какая водонепроницаемая?
Что человек может сшить из водонепроницаемой ткани?
Для чего людям нужна ткань? (ответы детей)
Основное назначение ткани заключается в том, чтобы удерживать тепло и не пропускать холод.
В природе есть живые существа, которые тоже ткут, но не ткань.
Кто же они?
Отгадайте загадку:
«Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек, да сетей
Как расставит он ловушки
Прошипит: «ловитесь, мушки»
Что у паука похоже на ткань?
Презинтация на тему «МИР ТКАНЕЙ»
4.Закрепление нового материала.
– Назовите свойства ткани?
-Что можно сшить из такого материала?
-Из чего изготавливают ткань?
– Какие бывают нитки?
-Что в природе похоже на ткань?
-Как зовут птицу, вьющую необычные гнезда?
4.История возникновения тканей.
История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Ещё в каменном веке (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. На мысль о том, что таким образом можно сплести тканое полотно для ношения на теле, первобытных мастеров натолкнул опыт плетения сетей для ловли рыбы и корзин для продуктов. Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, но была очень грубой, имела не однородный состав, не имела необходимой плотности. Но, с годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации, развивается и производство, повышая качество и виды. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах, откуда и был дан старт всему миру. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.
5.Создаие композиции из тканей.
-Я предлагаю создать композицию из ткани. Подберите все необходимые материалы.
Создание выставки «Удивительный мир ткани».
6.Рефлексия.
-я узнал
-я понял
-мне было интересно.
Источник