Какие свойства социальной информации важны при ее качественном анализе
Информация– одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.
В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.
1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)
2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.
С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.
Информация – общенаучное понятие. Включает:
a) Обмен сведениями между людьми
b) Между человеком и автоматос
c) Обмен сигналами в животном и растительном мире
d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:
a) Социальная информация
b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)
c) Биологическая информация
Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.
Виды социальной информации:
Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)
Ø От содержания: политическая, экономическая, психологическая, эстетическая, религ-филос.
Ø В зависимости от востребованности:
· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц
· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.
· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)
Специфика эстетической информации:
· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции
· не поддается старению
· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве
· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию
· тематична, неисчерпаема
Свойства Социальной информации:
a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)
b) Аксиологический хар-р (аксиос – ценный)
c) Достоверность (мы д.знать источники И.)
d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению
Исследователи:
Урсул – вопросы соц.информации
Абдеев – философия информ. цивилизации
Соколов – Введение в социальную коммуникацию
Источник
ТОП 10:
Культура выступает как гуманизирующая основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании. Многовековой опыт в системе современной культуры имеет три способа существования и развития: аутентичный, репродуктивный, адаптированный. Социальная память нашего народа наполнена негативной информацией. Сама культура России – это культура страдания: – многовековое наследие кровавых столкновений, войн, революций, голода, дефицита, дискомфорта. Сегодняшняя жизнь в режиме реформ также не наполнена розовым оптимизмом и утешительными фактами: 2 млн. беспризорных, 1,5 млн. детей от 7 до 18 лет нигде не обучающихся, сократившееся до 145 млн. население и многое другое.
Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источнику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, модераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являются вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, воспоминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.
Безграничны возможности средств искусства в информационно-просветительской работе с населением. Примером органичной художественной пропаганды, технологии социальной информации можно назвать: Всероссийский телеконкурс патриотической песни «Виктория», кинофорум славянских и православных фильмов «Золотой Витязь», правозащитный кинофестиваль «Сталкер» и др.
Таким образом, выделим особенности социально-культурной информации:
• актуальность, злободневность, своевременность;
• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как – живое слово, печатные, наглядные, художественные, электронные, синтетические средства;
• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.
Так, распространенная в европейских городах социокультурная программа «Воскресенье – пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:
1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;
2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жителей города ходить пешком, больше двигаться физически;
3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта. …
Все это сопровождается информационно-просветительной, культурно-воспитательной работой, публикацией и комментариями научных данных, прогнозов, предостережений и т.п.
Социальная информация – это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества – к саморазвитию и прогрессу».
Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобеспечения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура – это один из основных элементов социальной памяти.
При этом следует отметить, что система передачи социальной информации осуществляется по принципам:
• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;
• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельности, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;
… • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведения, декоративно-прикладное творчество.
По свидетельству Л.В. Полагутиной, «традиционная культура, как коммуникационное явление, обеспечивает духовную .связь между поколениями, организует взаимодействие системы «природа-социум-человек». Следовательно, изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.
Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает традиции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности. Остановимся на свойствах социальной информации:
• первое, обязательное условие – это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценностных свойств;
• во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;
• в-третьих, информация имеет только такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уплотнению);
• четвертое свойство информации – это дискретность, т.е. прерывность потоко-информации.
Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Скажем, технология «дайджест» – массовое издание с адаптированными или сокращенными текстами, материалами. Или: технология социально-культурных паспортов социума позволяет более эффективно осуществлять социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать практическую социально-культурную деятельность населения и решать такие задачи, как: информационное обеспечение культурного развития; пропаганда культурной политики; издание специальной литературы и периодической печати, выпуск теле-, радиоканалов и программ.
В 30-е годы «Великого кризиса» американцы сохранили интеллектуальные ресурсы страны и создали «Фабрику грез» для поддержания духа людей. Голливуд моделировал и пропагандировал красивую жизнь, нормальные человеческие отношения, положительного героя, закладывая в социальную память новый архитип современника как некую планку, стимул для совершенствования. Вспомним античные идеалы; храбрых героев этноса, средневековых рыцарей, религиозных аскетов, просвещенных романтиков, пламенных революционеров. В этих социальных типажах кумулятивно отражалась социальная информация о времени и о себе.
Таким образом, социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, передаваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.
Средства массовой информации и учреждения досуга
СМИ – вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:
1) практика живых газет20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;
2) коллективное прослушивание радиопередач, позже – просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;
3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.
• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;
• театрализованные информационно-развлекательные программы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;
• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;
• фестивали: «Радуга», «Виктория»:
• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;
• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;
• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;
• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых – клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб;
4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;
5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.
6) развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, ин-тернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки…
7) создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.
Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу ближайших массовых мероприятий.
В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход – до 200 млн. долларов в год.
Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из которых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное – невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы», «Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном организации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учреждениях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики – важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».
Источник
Социальная информация — это базовая, фундаментальная категория, определяющая и особенности потребностей людей, и возможности обслуживания, и цели деятельности библиотек или служб информации предприятий. Исследованием феномена информации заняты ученые — представители самых разных наук: философии, культурологии, психологии, социологии, кибернетики, биологии, информатики. Благодаря глубокому и многоаспектному, междисциплинарному изучению сегодня выявлены и охарактеризованы многие свойства информации. Однако, как это всегда происходит в науке, каждый следующий шаг в познании информационных явлений расширяет границы непознанного и ставит новые проблемы.
Социальная информация определяется как информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе общения людей. Она служит способом обмена знаниями и опытом, демонстрации чувств, оказания волевых воздействий [ 6, c.24].
Главным и обязательным свойством социальной информации является ее содержательность, наличие смысла, значения. Она всегда отражает какой-либо чувственно-наглядный или логически осмысленный образ предмета реального мира. Поскольку же передача смысла осуществляется ради чего-то, для решения каких-либо задач, то другим свойством выступает целесообразность — способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Причем информационному воздействию подвергаются все области жизнедеятельности человека: мораль, мировоззренческая и эмоциональная сфера, трудовое и обыденное поведение и т. д. Свойством целесообразности объясняется причина возникновения информационных потребностей в любых сферах деятельности человека и создания информационных сообщений самого разного целевого назначения. Установление соответствия между целью обращения людей к информации и целевым назначением предлагаемых им документов определяет действенность обслуживания.
Именно относительная независимость плана выражения от плана содержания приводит к рассеянию информации, смысла в документальном потоке. Ее выявление сопряжено со значительными трудностями, предполагает последовательное расширение и уточнение границ поиска с установлением ассоциативных связей и обращением к информационным ресурсам многих отраслей. Одновременно именно преодоление содержательного рассеяния составляет высший смысл труда библиографа или сотрудника информационного подразделения, так как его результатом является нахождение «неожиданно полезных» сведений.
Свойство кумулятивности учитывается при осуществлении информационного поиска в ситуации, когда его хронологические границы точно установить невозможно: столкнувшись с новой для себя проблемой, потребитель не знает, за какой период времени ему необходимы сведения. Выявление информации ведется в обратной хронологии до момента «насыщения», т. е. нахождения обобщающих, монографических работ, делающих ненужным обращение к предшествующим документам.
Аддитивность — это свойство физических или математических величин, состоящее в том, что значение величины целого объекта равно сумме значений величин, соответствующих его частям [5, c.88].
Источник
Термин “информация” происходит от латинского слова “informatio”, что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
· в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. “Информировать” в этом смысле означает “сообщить нечто, неизвестное раньше”;
· в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
· в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).
Понятие «информация» рассматривали Клод Шеннон, Норберт Винер, Аркадий Соколов.
Аркадий Соколов в «Введение в теорию соц.комм.» высказал необходимость ни единого опред-я информ-ии, а выработке информ.подхода к тому или иному явлению.
Информация – общенаучное понятие. Включает:
b) Обмен сведениями между людьми
c) Между человеком и машиной
d) Между машиной и машиной
e) Обмен сигналами в животном и растительном мире
f) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
В соответствии с этим, сегодня выделяют 3 типа информации:
® Кибернетическую (машинную, механическая)
® Биологическую или генетическую
® Социальную информацию
Социальная информация – инфо, кот-я создается и передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые (управленческие воздействия).
ВИДЫ СОЦ. ИНФО.:Определение видов осущ-ся на основе определения ключевых признаков.
1. В зависимости от способа передачи: = вербальная (устная) ч/з слово; = визуальная – сам. сильн. канал передачи (87% информации человек принимает именно визуально); = осязательная и обонятельная инфо.
2. В зависимости от содержания: = политическая, = экономическая, = историческая, = экологическая, = культурологическая, = эстетическая, = психологическая, = юридическая, = педагогическая и т.п. инфо.
3. В завис-ти от хар-ра отображаемых сведений: = фактографическая (эмпирическая) инфо – определ-т сведения (факты) без комментариев (справоч-к «Желт. стр.»); = концептуальная (базисная) инфо – научная, аналитическая инфо (б. высокая инфо, для СКД – культурология, психология); = производственно-практическая инфо (учебная, методическая, рекомендательная инфо; Как делать?).
4. В зависимости от востребованности или информационных потребностей: = личная (передается по неформальным каналам и касается определ-го узкого круга лиц); = специальная или профессиональная (адресованная целевой аудитории, кот-я вырабат-т свою знаковую систему; например: ноты в музыке, символы в математике); = массовая информация – это та информация, которая рождается в массовой аудитории, передается через массовые каналы и передается массовой аудитории (Фирсов).
Выделяют следующие подвиды массовой информации:
· Бытовая (обыденная) – (нормы, традиции, субкультуры) – отражает общественное мнение, соц-о-псхол-е чувства, регламентир-т поведение членов общ-ва, на нее направлены PR технологии.
· Публицистическая – возникает и передается благодаря СМИ
· Художественно-эстетическая – это специфический вид массовой информации, которая воздейст-т на эмоц-ю сферу ч-ка при помощи худ. образов, исполняет особую знаковую систему. Основным каналом передачи явл-ся иск-во.
Свойства социальной информации (СИ):
1. Семантический (смысловой, значение) хар-р СИ – люб. сообщ-е (устн. выступл-е, клубное меропр-е, спектакль, акция, праздник имеет св. значение, смысл. Насколько мне это нужно? О чем сообщение?
2. Аксиологический (ценностный) хар-р СИ – люб. сообщ-е имеет определ-ю ценность д/ч-ка, кот-й восприним-т инфо (у ч-ка должны формироваться культур-е потреб-ти, чтобы инфо была д/него ценностной).
3. Кумулятивный хар-р СИ (способ-ть инфо к уплотнению) – худ.-эстет-я инфо этому не подлежит.
Источник