Какие свойства снега и льда вы знаете

Какие свойства снега и льда вы знаете thumbnail

Конспект  интегрированного занятия в подготовительной группе.


Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое развитие».
Воспитатель: Вингалова С.А.
Тема: 
Свойства снега и льда.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда;
Задачи:
 – повторить правила поведения на прогулке;
– упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
– воспитывать умения договариваться друг с другом при работе в подгруппе.

Оборудование: поделка снеговика, снежинки, письмо, пропуска, знаки, материал и посуда для опытов.

Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята вы любите сюрпризы? Возьми друг друга за руки, закройте все глаза и послушайте звуки.
Слушаем звуки зимы.
Воспитатель: Докажите звуки, какого времени года вы услышали? Сейчас какой идет месяц зимы? (Последний – февраль)
А  что тут спрятала нам зима  под белым покрывалом?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Как он к нам попал?
Из какого снега мы лепим снеговика?  Ребята, посмотрите у него письмо.
 Текст письма: Ребята, помогите, пожалуйста, вернуть  моего друга Кая  из царства снежной королевы. Герда
Воспитатель: Как вы думаете, справимся  мы с таким заданием?
Воспитатель: Ребята, из чего состоит царство этой королевы? Чтобы спасти Кая,  мы должны с вами повторить свойства снега и льда.
 Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки.
Воспитатель: Что это у нас на пути? Снежинки.
Воспитатель: Какие они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?
Первое задание отгадать загадки:
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло  (Снег).
Воспитатель: – Что вы знаете о снеге, какой он? Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый  (выставляются знаки – схемы).
Воспитатель: Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно:
«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
Воспитатель: Деление детей на три подгруппы. Возьмите пропуска – карточки в снежную лабораторию:  снежинка, лед, вода. Теперь каждый встанет у своего рабочего столика.
 Вы знаете, какой снег и  лед на вид.  А ведь царство Снежной Королевы состоит изо льда и снега. Снеговик взял из её царства снег и лед нам для опытов.

  1. Основная часть. Опыты в лаборатории.

1.Опыт « Таяние льда» 
Оборудование и материалы: Кусочки льда, шуба (или другая теплая одежда), фольга, полиэтиленовый пакет, бумага, ткань.

Опыт: Сейчас мы узнаем, как можно растаять быстрее её царство, используя разные средства? Возьмите  льдинку ложкой,  положите в баночку и заверните в любой материал. Теперь определим время таяния льда.
Первая группа: завернёт в шубу.
Вторая группа: завернёт в фольгу.
Третья группа: завернёт в ткань.
А я, положу в газету и одну оставим  на тарелке.
 Вывод: Лед на открытом воздухе быстрее растаял, то остальные льдинки нет, а в шубе всех дольше.

2.Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Задание:
нам нужно узнать, что тяжелее: снег, комок снега или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег при помощи ложки. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд.
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег тает и тонет.
Вывод: Снег это вода, он тяжелее воды.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул.
Вывод: снежный комок  чуть легче рыхлого снега.
Третья группа – лёд постепенно тает, но не тонет.
Вывод: Лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха. А воздух легче воды.

Проверка времени, затраченного на первый опыт.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода, но со снегом нам будет труднее справиться, чем со льдом.

Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель:– Ребята давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Воспитатель:– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Физкультминутка «Зимние забавы» (под песенку «Сами саночки бегут….» проводится имитация игры в снежки и изображение снежных фигур).

Воспитатель:– Ребята, снеговик попросил  придумать знаки-символы по правилам поведения на улице зимой для Кая и Герды.
Определение с детьми символов: красный круг – запрещение, синий квадрат – предупреждение.
– Вспомним правила. Как надо вести себя на прогулке? (Тепло одеваться, не трогать металлические предметы, не бросать снежные комки в людей, кататься с горки по одному, не раскатывать прохожие дорожки, быть осторожными на льду.)
Объяснение  схем с правилами поведения на улице.
Экологическое задание.
3.Опыт: Чистота снега и льда.
Воспитатель: Мы вчера с вами занесли снег, лед и разложили их по баночкам. Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).
Воспитатель: Что вы видите в баночке? (вода грязная). Ведь снег, когда идет чистый, почему он стал таким грязным? ( ответы).
Можно ли сделать, чтобы снег был всегда чистым? Почему  нельзя пробовать снег, сосульки на улице?
Воспитатель: Снеговик приготовил интересные опыты для вас со льдом.
4.Опыт: «Лед и соль»
Оборудование:
  Кусочки льда, соль, песок.
Положите на тарелку лед. Посыпьте его солью, что происходит и почему?
Дети: Лед трескается от соли и тает.
Вывод: Соль  растворяет лед, а соленая вода замерзает  при  сильном морозе. Треск получился от температур между льдом и солевым раствором.
Почему у людей зимой обувь сверху белая? ( дорожки посыпают солью и песком)

5.Опыт «Почему деревья в инее?»
Оборудование: Соль, снег, непрозрачная ёмкость, тарелка с водой.
Первая группа и третья: Смешайте соль, снег в непрозрачной ёмкости. 
Вторая группа – оставит снег на тарелке с небольшим количеством воды. Что появилось на поверхности банки и почему в  тарелке все замерзло?
Вывод: На поверхности бутылки появился иней, а вода в блюдце превратилась в лед. Этот опыт показывает, как на деревьях появляется зимой иней. От перепада температуры на улице.

6.Опыт «Шипящий лед»
Оборудование: Замороженные кубики льда из соды, воды, красителя; уксус с водой 1:1, пипетка.
Капаем уксус на лед. Почему происходит шипение?
Вывод: Происходит химическая реакция соединения уксуса и соды с образованием угольной кислоты, которая распадается на воду и углекислый газ, в виде пузырьков.
Воспитатель:– Вот и закончились наши исследования, подведём итог. Как  вы можете растопить царство снежной Королевы? Что вам больше всего запомнилось и что было трудно?
Дети: Использовать соль, чтобы было очень тепло на улице.

Воспитатель: Теперь вы готовы спасти Кая. Оправляемся к снеговику. А где он? Что с ним случилось? Посмотрите от него остались только следы снега, давайте соберём снеговика по частям. Ребята скоро весна сможет ли снеговик у нас сохраниться? Ведь мы должны спасти Кая, давайте поменяем их местами, отправим снеговика к Снежной королеве, а Кай вернется к своей сестре.  Садитесь в круг. Звучит музыка зимы.
Вам интересно  узнать встретились Кай и Герда или нет, давайте посмотрим на экран. Картинка Кая и Герды вместе.

Источник

Власова Юлия
Конспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группе

окружающий мир «Свойства снега и льда» в подготовительной группе

Ход занятия:

Что же такое снег? Лед? Как вы думаете? Из чего состоит снег? А лед?

– Давайте возьмем в руки небольшие кусочки снега и льда. Какие они? Что чувствуют ваши ладошки? Тепло или холод?

Правильно, снег и лед холодные, это их сходство/ этим они похожи (Отметим это на мольберте- поставить значок термометра с синим столбиком и снежинкой)

– Вот вы немного подержали на ладошке снег и лед. Что-то изменилось или все осталось по-прежнему? А что произошло? Что появилось/осталось на ладошке? Почему это произошло, почему снег и лед растаяли?

Правильно, снег и лед, от тепла тают и превращаются в воду, то есть из твердого состояния под действием тепла они могут перейти в жидкое состояние. В этом их сходство/ этим они похожи

Сходства снега и льда мы определили, а теперь постараемся выяснить их различия.

Попробуйте посмотреть сквозь кусочек льда. Видите что-нибудь? (да) А теперь посмотрите сквозь снег. Видно что-то? (нет)

Кусочек льда – прозрачный, а комочек снега – нет, он белый. Этим они отличаются друг от друга.

– Предлагаю внимательно рассмотреть снег. Что вы видите? Из чего состоит снег?

Правильно снег состоит из маленьких снежинок. А что такое снежинка? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос предлагаю вам посмотреть, как образуются снежинки и какими они бывают.

(просмотр видеоролика и фотографий

Высоко в небе, где очень холодно, капли воды замерзают и превращаются в крошечные кристаллики льда. Когда эти кристаллы соединяются друг с другом, получается снежинка/ рождается снежинка.

Красиво, правда? Волшебница природа создала удивительные снежинки, разные, непохожие друг на друга. Но, все- таки, что- то общее у них есть. Как думаете, что в их строении повторяется? Правильно, у каждой из них всегда шесть лучиков, ледяные кристаллики так соединяются.

А теперь рассмотрите кусочек льда, Состоит ли он из снежинок? Кусочек льда это своего рода кристалл, а кристалл всегда прозрачен.

Если на отдельную снежинку посмотреть в микроскоп, то мы сможем увидеть, что её кристаллы тоже прозрачны, Тогда почему снег кажется нам белым?

Предлагаю вам провести опыт. У вас на столах есть маленькие кусочки пленки. Возьмите один, можете ли вы видеть сквозь него? Если сквозь него все видно, значит он какой? (бесцветный, прозрачный). Представьте, что это маленькие прозрачные кристаллики. А теперь возьмите много кусочков пленки и соедините их в комочек. Можете ли вы теперь увидеть, что- то сквозь него? Почему, какого он цвета?

В комочке снега снежинок очень много, они наслаиваются друг на друга, лежат друг к другу не плотно, и солнечный свет запутывается в миллиардах крошечных кристалликов, не может пройти сквозь комок и поэтому отражается от кристаллических снежинок /поверхности снега, поэтому он кажется нам белым / это и придает снегу белый цвет, а сквозь кусочек льда свет проходит насквозь / беспрепятственно. Если измельчить ледяную глыбу, она станет белой, так как кристаллики будут не спрессованы в одно целое. Мы с вами, как настоящие ученые, сделали маленькое научное открытие.: Лёд- это один кристалл, он прозрачный, снег это множество кристаллов, поэтому наши глаза воспринимают снег белым, а не прозрачным.)

Возьмите в руки снег и лед. Попробуйте постучать ими по столу, раздавить пальцами. Что можете сказать о твердости снега и льда?

Правильно, лед твердый, а снег рыхлый. Наверное, теперь вы знаете почему. Лед – это кристалл, а снег – это множество кристалликов, между которыми есть воздух.

(лед -твердый, как камень; снег -рыхлый, как губка)

А мы продолжаем наши эксперименты. Как вы думаете, где снег и лед быстрее растают – если просто их оставить на подносе в комнате или опустить в холодную воду? Правильно, в воде снег и лед тают быстрее, чем просто на воздухе.

Вот и весной солнце начнет пригревать, от тепла снег будет таять, но если пройдет дождь, то снег растает еще быстрее.

А сейчас предлагаю сравнить, что растает в воде быстрее снег или лед. Давайте опустим в один стакан с водой кубик льда, в другой комочек снега и понаблюдаем, что произойдет.

Что растаяло быстрее лед или снег?

А как думаете, почему снег быстрее растаял?

Вы правильно подметили: у комка снега и кусочка льда разная плотность. Комок снега рыхлый, вода проникает в него, как в губку и растапливает его снаружи и изнутри одновременно. А кусочек льда твердый, вода не может проникнуть во внутрь и подтапливает его только снаружи, поэтому он и тает медленнее, чем снег. (Отметим это различие на мольберте: лед тает медленнее снега, снег тает быстрее льда)

Можно слепить снеговика изо льда? Конечно нет, потому, что он…

А из снега снеговика слепить можно? Почему?

Правильно, изо льда снеговика слепить не получится, потому что он твердый, а вот из снега запросто.

Из любого снега можно слепить снеговика? А какой снег для этого подойдет?

Правильно, из сырого снега слепить получится, а из сухого? Почему из сухого не получиться? Правильно, он будет рассыпаться.

Творческое задание:

Как вы думаете, из снега, который лежит у нас на подносе, можно слепить снеговика? Хотите попробовать слепить снеговика? Тогда надевайте варежки и смело приступайте. (лепят маленьких снеговиков или одного)

– Как вы думаете, что произойдет со снеговиком, если его оставить в группе?

Почему он растает?

– Что же делать? Как можно сохранить нашего снеговика?

– Как долго он простоит на улице?

– А может ли снеговик прожить все лето?

– Что же можно сделать, чтобы сохранить его? (отправить в Антарктиду, на Северный полюс)

Наверное, мы можем отправить его в Антарктиду или на Северный полюс, но пока он будет туда добираться, может растаять или сломаться, ведь путь не близкий.

(если дети не назовут холодильник, то загадать им загадку про холодильник)

Да, в морозилке снеговик может переждать лето. А мы пока отправим наших снеговиков на улицу, там как раз погода для них – подходящая, холодная и морозная.

– Как вы думаете, можно ли есть снег?

– Почему нельзя есть снег?

Предлагаю провести эксперимент. Перед вами снег с нашего участка. Как вы думаете, он чистый? На вид, он, конечно. чистый, предлагаю проверить, так ли это на самом деле. Нам потребуется стакан с водой. Посмотрите вода в стакане какая?

Возьмите немного снега и положите его в стакан с водой, растворите его хорошенько. А теперь получившуюся воду надо профильтровать. Как это можно сделать? Возьмите воронку и вложите в неё кусочек марли, затем осторожно перелейте воду через воронку в другой стакан. Внимательно рассмотрите марлю, что вы видите на ней?

Откуда взялись грязь и мусор на марле?

– А теперь вы хотите попробовать снег на вкус? Почему теперь не хотите?

– А может быть сосульки можно есть, они ведь не на земле, а на крыше вырастают?

Сосульки есть нельзя, потому что в воде, стекающей по крыше, тоже содержатся частички грязи, пыли, мелкого мусора, и того, что птицы после себя на крыше оставляют.

Сосульки и снег конечно есть нельзя, но, если очень хочется, мы можем заморозить компот (получится фруктовый лед, сделать мороженое и вот это есть.

Сегодня мы сделали множество открытий. Узнали свойства снега и льда.

– Что же мы выяснили про снег и лед?. Снег и лёд похожи называют сходства: они холодные, и то и другое это замерзшая вода, когда будет тепло снег и лед растают. Кроме сходств у снега и льдаесть различия называют различия: снег белый, а лед прозрачный; снег состоит из снежинок, а лед –это кристалл; снег – рыхлый, как губка, а лед –твердый, как камень.»

Конспект занятия по окружающему миру «Свойства снега и льда» в подготовительной группеКакие свойства снега и льда вы знаетеКакие свойства снега и льда вы знаетеКакие свойства снега и льда вы знаете

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

«Сравнение свойств снега и льда»

hello_html_m59b8e60e.jpg

Цель: создать условия для формирования представления о свойствах снега и льда.

Задачи:

1.Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойство снега и льда.

2.Воспитывать у детей любовь к неживой природе, ее явлениям.

Оборудование: лёд, снег, листы цветная бумага, стаканы с водой, карандаши.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за явлениями неживой природы – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды.

2. Рассматривание иллюстрации о зиме, разгадывание загадок о явлениях в неживой природе, беседы о времени года.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, кто такой исследователь? (ответы детей).

Да “исследователь”-это тот, который что-то изучил, узнал очень многого и нового о чем-нибудь.

А вы хотели ли быть исследователями (да).

И что же мы с вами будем исследовать? Чтобы узнать, я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно и скажете мне отгадку. Без рук, без топора построен мост через реку (лед).

Следующая загадка. За ночь все поле укрылось белым покрывалом (снег).

Молодцы ребята, мы с вами будем исследовать снег и лед.

Но для этого надо отправиться в лабораторию. А что такое лаборатория? (ответы детей).

Правильно. Это помещение, место где проводят разные опыты, исследования,чтобы узнать что-то новое.

Занимайте свои рабочие места.

Воспитатель: в начале нашего занятия положим в один стакан кусочек льда, а другой –снег, поставим их на некоторое время в сторону. И приступим к опытам.

Опыт 1.

Сравни снег и лёд по цвету с цветной бумагой.

hello_html_7bf5b45c.jpg
hello_html_12047477.jpg

Сделай вывод. Проверь. Снег белый. Лёд бесцветный.

Опыт 2.

Положи на цветную бумагу комочек снега и пластинку льда.

hello_html_mbf1c790.jpg
hello_html_m4ff8a26c.jpg

Сделай вывод. Проверь. Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Опыт 3.

Сожми в одной руке немного снега, а в другой – кусочек льда. Что ты можешь сказать? Снег сжимается, он – рыхлый. Лёд не сжимается, он – плотный.

Опыт 4.

Подержи снег и лёд в руках. Что происходит? Снег и лёд тают под действием тепла, превращаются в воду.

Опыт 5.

Положи в один стакан с водой кусочек льда, в другой – комок снега. Что ты наблюдаешь? Снег и лёд не тонут, они легче воды.

Опыт 6.

Попробуйте разбить снег и лед карандашом? Снег — упругий. Лед — ломкий.

Опыт 7.

Посмотрите на снег и лед, которые вы в начале работы положили в стакан. Что произошло? Почему? (ответы детей).

Из чего состоят снег и лед? (ответы детей).

Подумайте как из воды можно получить снег и лед? (снег и лед образуются при замерзании воды).

Игра с мячом.

Воспитатель: Я буду задавать вопрос и бросать мяч вам по очереди. У кого мяч, тот и отвечает на вопрос.

Где в природе вы видели лед? (На реках, озерах, гололед на дороге и ветках, сосульки на крышах, узоры на окнах.)

Когда сверху лед покрывается снегом, вода в реке закрыта снежно-ледовым покрывалом, надежно защищает воду от замерзания, а растения, рыбу и других животных от гибели.

А где в природе вы видели снег? (Снег покрывает землю, крыши, ветки).

Снег тоже играет в природе очень важную роль. Он как одеяло, под ним тепло травке, корням деревьев и кустарников, разным животным. Спасибо вам ребята, что вы сегодня поиграли со мной в исследователей.

Вспомним , что мы узнали нового сегодня на занятии?

Свойства снега и льда.

Снег

Лёд

белый

бесцветный

непрозрачный

прозрачный

рыхлый

плотный

тает, превращается в воду

тает, превращается в воду

легче воды

легче воды

без запаха

без запаха

упругий

ломкий (хрупкий)

Итог: Мы с вами исследовали и сравнили свойства снега и льда. Какие можем сделать выводы? (Снег и лед образуются при замерзании воды. Они легче воды. Отличаются по твердости, прозрачности и цвету).

Источник