Какие свойства русской лексики использует григорьев

Какие свойства русской лексики использует григорьев thumbnail

Какие свойства русской лексики использует григорьев

2) обособляется с двух сторон обращение ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ.

Какие свойства русской лексики использует григорьев

Изюминка-изюм
железка-железо
ириска-ирис
Лёва-Лев
волосинка-волосок
Миша-Михаил
Володя-Владимир
Стёпа-Степан

Какие свойства русской лексики использует григорьев

Еще недавно вечера были тёмные и непроглядные. Чёрные силуэты облысевших деревьев, тёмная от дождя земля – всё это ещё больше нагоняло тоску, когда сгущались вечерние сумерки.
Но вот наступила зима и наполнила вечернюю тьму белым, искрящимся снежным светом. Как в дивной сказке, замерли в ожидании чуда гигантские цветы на огромных белых стебельках – покрытые инеем и присыпанные снежком деревья. Какое великолепие переплетений тонких белых веточек на фоне темного неба с редкими, будто разорванными гигантской рукой, облаками! Какая величественная, неживая красота, как будто по чьему-то замыслу рожденные творения – уже и не верится, что когда-то это были полные жизни, зелени и птичьего гама растения!
Кристально-белые снежинки падают на землю и одежду людей, которые кажутся неупокоенными духами, ищущими что-то свое. Бегут, кутаясь в воротники и не замечая, как красив стал вечер. Лишь маленькие дети радостно резвятся в снегу, а некоторые замирают, подняв голову к небу, приглядываясь, как бы привыкая к новому для них после лета и осени белому миру.
А с неба, как по мановению волшебной палочки, спускаются на землю крошечные украшения этого волшебного мира – снежинки. Они кружатся и падают из редких облаков, они такие легкие, и каждая не похожа на другую, каждая, как маленькое чудо, непостижимо прекрасна в математически выверенной завершенности своей формы. Какая-то удивительная сила заставляет их долго танцевать в воздухе, описывая невозможные фигуры. Ложась на плечи, шапки и волосы прохожих, снежинки еще долго не тают, наполняя удивлением и восторгом глаза изучающих их малышей.
Если посмотреть сквозь полчища снежинок на фонарь, кажется, что в воздухе висит какая-то невообразимая, живая и постоянно меняющая рисунок сказочная скатерть, сотканная умелой рукой самой мудрой ткачихи – природы. Каждая снежинка в ней на месте, но скатерть всё время падает и падает вниз, складываясь в ровное полотно неземной белизны и вызывая недовольное ворчание дворника, которому теперь заметно прибавилось работы.
А бесчисленное количество снежинок, этих крошечных воплощений красоты, опускаясь на землю, создает новое чудо – миллиарды искрящихся и переливающихся всеми цветами радуги огоньков на таких ровных и внешне гладких боках сугробов.
Обжигающий щеки морозный воздух кажется особенно чистым, и любой звук в тишине отдаленных от оживленных улиц переулков и дворов разносится на многие метры вокруг.
Звезды, зажигающиеся на небе, мерцают и танцуют в холодном воздухе. В бесконечной бездонности зимнего неба, там, между стремительно несущимися облаками, они светятся так холодно и величаво. Звезды кажутся прозрачными бриллиантами, разбросанными чьей-то небрежной щедрой рукой рядом с серебристым, местами потемневшим от древности, подносом луны.
Как же волшебно прекрасен этот зимний вечер! Как сказочно богата природа во время своего зимнего сна! Удивительное видение, которое нам дано на многие долгие зимние вечера!

Какие свойства русской лексики использует григорьев

Такой зимы, какая выдалась в прошлом году, давно не было в наших краях. Последние годы снега выпадало не очень много да и таял он слишком быстро. Но в тот год природа решила все восполнить и подарила настоящую зимнюю сказку.
И вот в один из чудесных зимних дней мы с друзьями собрались на лыжную прогулку. Это было воскресенье. Одевшись потеплей, мы взяли рюкзаки с необходимыми в дороге вещами, захватили с собой лыжи и отправились в ближайший лесок. Для того чтобы туда попасть, надобно было преодолеть довольно крутой спуск с горки. Люди, видимо, не часто бывают зимой в этих местах. Перед нами открывался чудесный пейзаж. Овраг, покрытый ровным слоем чистого белого снега, который ослепительно искрился на солнце. Ни одной тропинки, ни одного случайного следа не было видно. Какое-то время мы стояли неподвижно, любуясь этой красотой. И тут кто-то из ребят, весело свистнув, оттолкнулся и стремительно понесся вниз. Снежную гладь прорезала ровная лыжня. Мы наперегонки пустились за ним. Спуск с горы ободрил нас и наполнил радостным настроением.
Лесок был негустой. Деревья и невысокие кусты сменяли друг друга. Нам припомнилось, как мы играли здесь летом. Прятались друг от друга за деревьями, собирали ягоды в густой траве. Сейчас все вокруг было другим. Лес словно заснул царственным сном. Деревья, покрытые снежными шапками, выглядели словно нарядившиеся в дорогие меха вельможи. Вокруг стояла сказочная тишина, которую нарушал только скрип снега под нашими лыжами. Вот лесная дорожка пролегла между рядами высоких деревьев. Молчаливые исполины словно выстроились перед нами в почетном карауле. Какая-то одинокая птичка села на ветку дерева, стряхнув с нее снежное убранство. Тут же несколько легких хлопьев снега упали вниз с еле слышным шелестом. Мы остановились и прислушались. Вокруг снова воцарилась тишина, не нарушаемая ни одним движением. Я попыталась негромко заговорить с приятелями и удивилась своему голосу. Он прозвучал так отчетливо и звонко! Зачарованно оглядываясь вокруг, мы двинулись дальше.
Вдруг среди этого белого царства мы заметили яркие капельки на некоторых деревьях. Поспешили подойти поближе. Да это же рябина! Как необычно смотрятся красные гроздья на заснеженных ветках! Мне почему-то сразу вспомнилось начало сказки про Белоснежку. Несколько капелек крови на белоснежной ткани. Так же и эти ягоды. Они так и манили к себе. Я потянулась и сорвала одну. Сочная кисловатая ягодка рябины словно таяла во рту. И вовсе она не горькая, как многие почему-то считают! Вдруг на соседнем дереве я заметила еще одно яркое пятнышко. Пригляделась — а это маленькая птичка, чуть нахохлившись, притаилась среди ветвей. Черная головка, черненький хвост и крылья, белая спинка почти сливается со снегом, яркая красная грудка.
Похожа на снегиря, хотя раньше я видела их только на картинке. Бедняжка! Ей, наверное, холодно, ведь она такая маленькая и беззащитная.
Вот впереди неожиданно наш путь перерезала чья-то лыжня. Значит, не нас одних выманила на лыжную прогулку чудная погода.
Незаметно стало смеркаться. Наступал вечер, а мы, увлеченные красотой зимнего леса, даже не заметили, как пролетело время. Довольные, полные радостных и незабываемых впечатлений, мы вернулись домой. И долго еще рассказывали всем родным и знакомым о сказочной прогулке на лыжах.

Читайте также:  Какие свойства почвы зависят от почвообразующей породы

Какие свойства русской лексики использует григорьев

О мой родной природе говорится очень много
Родную природу нужно охранять
Я дружу с родной природой !
Мне нравится рассуждать о родной природе

Источник

Олимпиада по русскому языку 5-6 класс

Блок заданий I. (30 баллов)

Каждое задание оценивается 2 баллами.

  1. Расставьте ударение в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

  1. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

  1. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз встречается в ней звук С:

Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь,

А слышно там.

  1. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[Ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[Ш] Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.

[Т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

  1. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 года) в этом случае говорили от аза до ижицы ?

  2. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

  3. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

  4. Слова базар и рынок – синонимы. Но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означает выражение птичий базар иптичий рынок?

  5. Объясните разницу в значении слов абонентабонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный. Как называются такие слова?

  6. У А. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, возмущенно говорит ей «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена? И к кому народу относят слова: «Он точно белены объелся»?

  7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перевести ударение с последнего слога на первый?

  8. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.

  9. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

  1. Какие свойства русской лексики использует поэт О. Григорьев? Для создания комического эффекта.

  1. Велосипед меня понес,

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес,

А дальше я его понес…

  1. Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово

  1. Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил стакан!

  1. Напишите слова, значение которых дано ниже.

  1. Место на реке, где ее можно перейти;

  2. отверстие вулкана;

  3. наука о небесных светилах;

  4. место, где скрещиваются улицы;

  5. речь, произнесенная одним актером.

Блок заданий II.(10 баллов)

Каждое задание оценивается 5 баллами.

  1. Выпишите фразеологические обороты и раскройте их значение.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит.

– Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

– Ишь разошелся, прямо из кожи лезет вон!

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их расталкивать. А они на него напустились:

– Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

– Какие еще загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.

– А вот какие, – сказал дежурный. – Слушайте, где раки зимуют, кто из кожи вон лезет и спит с открытыми глазами?

(По Н. Сладкову)

  1. Забытое слово коло… Коло – окружность, круг, обод, обруч, колесо. Слово исчезло, но живы до сих пор родившиеся от него слова. Какие? Запишите родственные слова, образованные от этого корня. Объясните происхождение слова кольчуга.

Читайте также:  В каких механизмах использованы свойств

Когда гуляла смерть по кругу,

Булатный меч щиты крошил,

Мой предок выковал кольчугу

Она в плечах его стеснила,

Зато по многу раз на дню

Ломала копья вражья сила

Об искрометную броню.

(В. Махалов. «Кольчуга»)

Блок заданий III. (10 баллов)

Напишите сочинение на предложенную тему (по выбору).

  1. Книга – духовное завещание одного поколения другому (А. Герцен)

  2. Слово о русском языке.

  3. Я люблю свой родной язык! (А. Яшин)

  4. Встреча с прекрасным (впечатления о прочитанной книге, просмотренном спектакле, фильме, посещении музея, выставки)

  5. Почему надо беречь русский язык?

  6. Слово о Санкт-Петербурге.

  7. Мои помощники – словари русского языка.

Источник

Задания для 5-6 классов

Блок заданий I. (30 баллов)

Каждое задание оценивается 2 баллами.

1.  Расставьте ударение в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

2.  Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

3.  Отгадайте загадку. Определите, сколько раз встречается в ней звук С:

Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь,

А слышно там.

4.  Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[Ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[Ш] Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.

[Т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

5.  Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 года) в этом случае говорили от аза до ижицы ?

6.  Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

7.  Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

8.  Слова базар и рынок – синонимы. Но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означает выражение птичий базар и птичий рынок?

9.  Объясните разницу в значении слов абонентабонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный. Как называются такие слова?

10.  У А. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, возмущенно говорит ей «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена? И к кому народу относят слова: «Он точно белены объелся»?

11.  Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перевести ударение с последнего слога на первый?

12.  Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.

13.  Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

14.  Какие свойства русской лексики использует поэт О. Григорьев? Для создания комического эффекта.

1)  Велосипед меня понес,

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес,

А дальше я его понес…

2)  Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово

3)  Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил стакан!

15.  Напишите слова, значение которых дано ниже.

1)  Место на реке, где ее можно перейти;

2)  отверстие вулкана;

3)  наука о небесных светилах;

4)  место, где скрещиваются улицы;

5)  речь, произнесенная одним актером.

Блок заданий II.(10 баллов)

Каждое задание оценивается 5 баллами.

1.  Выпишите фразеологические обороты и раскройте их значение.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит.

– Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

– Ишь разошелся, прямо из кожи лезет вон!

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их расталкивать. А они на него напустились:

– Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

– Какие еще загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.

– А вот какие, – сказал дежурный. – Слушайте, где раки зимуют, кто из кожи вон лезет и спит с открытыми глазами?

(По Н. Сладкову)

2.  Забытое слово коло… Коло – окружность, круг, обод, обруч, колесо. Слово исчезло, но живы до сих пор родившиеся от него слова. Какие? Запишите родственные слова, образованные от этого корня. Объясните происхождение слова кольчуга.

Когда гуляла смерть по кругу,

Булатный меч щиты крошил,

Мой предок выковал кольчугу

Она в плечах его стеснила,

Зато по многу раз на дню

Ломала копья вражья сила

Об искрометную броню.

(В. Махалов. «Кольчуга»)

Блок заданий III. (10 баллов)

Напишите сочинение на предложенную тему (по выбору).

1.  Книга – духовное завещание одного поколения другому (А. Герцен)

2.  Слово о русском языке.

3.  Я люблю свой родной язык! (А. Яшин)

4.  Встреча с прекрасным (впечатления о прочитанной книге, просмотренном спектакле, фильме, посещении музея, выставки)

Читайте также:  Какими свойствами должен обладать товар чтобы называться деньгами

5.  Почему надо беречь русский язык?

6.  Слово о Санкт-Петербурге.

7.  Мои помощники – словари русского языка.

Источник

А) крыж…вник Б) обж…Ра В) капюш…н Г) ш…пот Д) пятач…к

9. Выберите слово, в корне которого пишется А:

А) кл…ду Б) пол…жу В) т…лкнуть Г) зар…сли Д)прик…снулись

10. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А) всадник Б) наездник В) человек Г) верховой Д) конный

Задачи, оцениваемые в 3 балла

11. Какое свойство русской лексики использует поэт О. Григорьев для создания комического эффекта?

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат её мальчик Иван

Тоже разбил … стакан.

А) синонимия Б) антонимия В) омонимия Г) многозначность Д) фразеология

12. В каком словосочетании неправильно определено главное слово, выделенное жирным шрифтом:

А) любить Родину Б) верный друг В) жить далеко Г) в нашем доме Д) собрал гербарий

13. Выберите выражение, в котором неправильно образована форма имени существительного во множественном числе родительного падежа:

А) побеги яблонь Б) салат из помидоров В) покупка носок Г) пять килограммов Д) нет сапог

14. Определите, какое из данных слов имеет приставку по-:

А) подошва Б) подушка В) подоить Г) подозрение Д) подрезать

15. Определите, какая пара слов не имеет сходства по значению:

А) преграда – помеха Б) привлекать – манить В) скука – горе Г) склон – откос Д) дорога – путь

16. Вспомните, о каком правиле правописания идёт речь в стихотворении. Догадайся, в каком слове надо написать букву Ы:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле разъезжал

И ц…фр знал немало.

Из рукава он доставал

Морковку и шары.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

А) ц…пленок Б) ц…рк В) ц…мбалы Г) мотоц…кл Д) ц…фра

17. Определите, где прилагательное “золотой” употреблено в прямом значении:

А) золотое сердце Б) золотые руки В) золотой характер Г) золотая середина Д) золотой браслет

18. Выберите слово, в котором нужно писать букву «Ь»:

А) помощ…ник Б) настеж… В) Париж… Г) горяч… Д) об…яснение

19. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского «Щенок по имени Авось»:

Как ты живёшь, Авоська,

Без сосен без савойских?

Московская француженка,

Мадемуазель Авось?

Потешно вдоль Манежа

Бежит щенок надежды.

Как кожаная кнопка

Блестит потёртый нос.

Выберите правильное объяснение постановки запятых в первом предложении:

А) разделение однородных членов предложения Б) выделение обращения

В) сложное предложение Г) выделение междометия Д) прямая речь

20. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа:

А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

В) Хмуро тянется непогожий день. Г) Дневное солнце рушит снежные крепости.

Д) Солнце с высоты согрело землю.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Найдите, к какой “тройке” существительных неправильно по смыслу подобрано общее определение-прилагательное.

А) Подушка, характер, требования “мягкий”

Б) Друг, ответ, выигрыш “верный”

В) Старик, вопрос, воображение “главный”

Г) Нитка, тетрадь, работа “тонкий”

Д) Дуб, держава, талант “могучий”

22. Найдите предложение без речевых и грамматических ошибок. А) Он испытывал сильное чувство зависти.

Б) Я взял книгу с этажерки и переставил её на другое место. В) Девочка оробела и бегом убежала.

Г) Старик обратно вернулся домой. Д) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

23. Разберитесь, какой фразеологизм подобран к выражению “Бежать очень быстро” неправильно:

А) Со всех ног Б) Сломя голову В) Во весь дух Г) Только пятки засверкали Д) Гонять лодыря

24. Правильно поставьте в приставки буквы З или С. Сосчитайте, сколько слов с приставкой, оканчивающейся на “З”: бе…вкусный, бе…сильный, бе…кровный, бе…звучный, бе…жалостный, бе…чувственный, бе…корыстный, бе…сонница, бе…злобный, и…следовательский.

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 7

25. Какой словарь поможет узнать о значении и происхождении слов?

А) толковый Б) этимологический В) словообразовательный Г) орфоэпический Д) орфографический

26. Определите, какое из представленных слов является архаическим синонимом к современному слову “возражать”:

А) противоречить Б) перечить В) прекословить Г) спорить Д) полемизировать

27. Сколько в русском языке букв, которые никогда не бывают большими в именах людей и кличках животных?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5

28. Определите, какое из предложенных ниже слов относится к одушевленным именам существительным:

А) народ Б) зрачок В) молодёжь Г) семья Д) чудовище

29. Допишите окончания имён прилагательных: Мать говорит сыну: “Ты неисправим… неряха!”

Мой сосед Витя – противн… забияка. Моя подруга Лена – всем известн… тихоня.

Ваня – больш… умница. Все ребята говорят, что Оля – настоящ… разиня.

Сколько раз вы написали окончание “ЫЙ”? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5

30. Прочитай предложение из статьи А. Вознесенского: “Как счастливо наша поэзия началась со “Слова о полку Игореве”!

Найдите неправильное высказывание:

А) Грамматическая основа предложения “поэзия началась”.

Б) В слове “счастливо” звуков меньше, чем букв.

В) В слове “началась” ударение падает на третий слог.

Г) В данном предложении значение слова “наша” – “русская”.

Д) В слове «счастливо» количество букв и звуков одинаковое.

Источник