Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения ответ
Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс.
1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех
2.В каком слове ударение падает на первый слог?
а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя
3.Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет – кругом вода, Задрожал водопровод .
Мокнут столб и провода, Протекает небосвод –
Мокнут кони и подвода, На земле водоворот,
Дым над крышами завода, А по лужам у ворот
От бегущих быстрых вод Дети водят хоровод. (П.Яхнин)
Задрожал водоотвод.
4.В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости
старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть ,мальчик
напрасно испугался? Докажите.
5.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный ,прямой будут употреблены в
переносном значении.
7.Во что превратятся глаголы мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на
первый?
8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
9.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной,
На продажу меда крынку , Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на Мишку – вот напасть- Если осы лезли в пасть.
Пчелы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало. (В.Козловский)
10.Прочитайте текст, выполните задания.
Старина.
Старина- как сердцевина в дереве.
Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.
Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.
Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.
Задания к тексту.
1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;
2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
3.Закончите текст (напишите вывод).
Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста
Ответы. 5 класс
1.б-(1 балл)
2.г-(1 балл)
3.Вода, вод, водоотвод ,водоворот -однокоренные слова (1 балл);
В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней (1 балл)
4. «Собаку съел» – имеет большой опыт, навык, основательные знания.
Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразу в прямом смысле. (3 балла)
5.Пятитомник-(1балл)
6.Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос (3 балла)
7.Превратятся в имена существительные.(1 балл)
8.4 (1 балл)
9.Омофоны- (2 балла)
10.Эссе- (10 баллов)
Максимальная сумма баллов-25 баллов
Источник
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
5 кл.
1. Расставьте ударения в следующих словах.
Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
2. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Поговорка)
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?
4. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.
5. Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?
6. У А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?
7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?
8. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.
9. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.
10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
6 класс
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
1. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова
ТОЛСТОГО (имя прилагательное); ТОЛСТОГО (фамилия).
2. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?
3. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких – то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.
4. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?
5. Придумайте предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов: интересный, забавный, занимательный. Объясните разницу в их употреблении.
6. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
7. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении..
9. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стал, пила?
10. Приведите примеры 2—3 слов с омонимичными корнями. Придумайте и запишите с ними (по вашему выбору) по одному предложению.
7 класс
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
1. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?
2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.
3. Выделите значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.
4. Определите, сколько звуков в словах
я, он, мал, солью, яма, её, возьму, юг, подъезд.
5. Все знают, что «неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, как образованы слова наволшебить и отслониться, придуманные детьми:
1) Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог.
2) Отслонись скорее от стенки!
6. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
7. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:
· корень, окончание;
· корень, суффикс, окончание;
· приставка, корень, суффикс, окончание.
8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?
9. Какие свойства русской лексики использует для создания комического эффекта?
1) Велосипед меня понес, Понес куда-то под откос. Он там остался без колес, А дальше я его понес…
2) Председатель Вова хотел взять слово. Пока вставал, потерял слово.
3) Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил… стакан!
10. Напишите слова, значение которых дано ниже.
1) Место на реке, где ее можно перейти;
2) отверстие вулкана;
3) наука о небесных светилах;
4) место, где скрещиваются улицы;
5) речь, произнесенная одним актером.
8 класс
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.
а) Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;
б) собака, Бобик, животное, Барбос.
2. Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
3. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
4. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес Медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на Мишку—вот напасть—
Пчелы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я. Козловский)
5. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет — кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
(Л. Яхнин)
6. Объясните разницу в значении слов абонент—абонемент, факт — фактор,
болотный — болотистый, эффектный — эффективный. Как называются такие слова?
7. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.
8. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.
9 класс
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
1. В каком слове есть только твердые согласные звуки?
1) Водит; 2) пашешь; З) верит; 4) велит; 5) смех.
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Окрестный; 2) пять; З) зреют; 4) веешь; 5) яд.
3. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Цемент; 2) портфель; З) хвоя; 4) дневник; 5) фарфор.
4. Какой пример не является словосочетанием?
1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.
5. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
х х х х х
1) Любить Родину; 2) верный друг; 3) жить далеко; 4) в нашем доме; 5) собрал гербарий.
6. Какое из данных слов является родственным слову нос?
1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.
7. Какая пара слов не имеет сходства по значению?
1) Преграда — помеха; 2) привлекать — манить; 3) скука — горе; 4) склон — откос.
8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?
1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)
3) Хмуро тянется непогожий день.
9. В каком примере неправильно названа буква?
1) Поле — пэ, о, эль, е. 2) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е. З) Вечер — вэ, е, ча, е, эр.
10. Произношение какого слова не совпадает с написанием?
1) Бак; 2) слон; З) грустно; 4) пять; 5) весь.
11. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределенной формой глаголов?
10-11 класс
Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку
Часть 1.
1. Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.
1. Включишь, клубы пыли – сельские клубы, мастерски, положить, упрочение; апартаменты, двоюродный, медикаменты, откупорить, понял, статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог, ходатайствовать, шприцы; лавровый венок – лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка, хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор, столяр, языковые законы – языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.
2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?
3. Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский – героический; абонент – абонемент; хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести – занести.
4. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать.
5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
1. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей.
2. Как истинный художник Пушкин (не) нуждается в выборе предмета для творчества.
3. Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.
4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.
5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.
6. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.
6. Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. Это еще более улучшило авторитет руководителя…
2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.
3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.
4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.
5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.
6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.
7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.
8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.
9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.
10. В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.
11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году.
12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.
13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию
14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.
15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.
7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)
потерпеть победу___________________________________________
преклонить голову, склонить колени ____________________________
долгий период_______________________________________________
круглый час, неделя, месяц ____________________________________
бархатный месяц, период, время ______________________________
повысить кругозор___________________________________________
усилить внимание ___________________________________________
справиться с указаниями._____________________________________
завершить обязательства ____________________________________
уделить значение ___________________________________________
улучшить уровень____________________________________________
страстно сопротивляться _____________________________________
безысходное положение ____________________________________.
8. Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.
2. После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
3. Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.
4. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, – сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.
5. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.
6. Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.
7. Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.
8. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.
9. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.
10. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
11. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.
12. Выросло целое поколение, для которых война – история.
Часть 2.
3. Творческая работа: эссе на заданную тему.
Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).
1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).
2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.
3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.
4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей ().
5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).
Источник
Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп:
Высокая лексика связана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин)
Поэтизмы — это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты.
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!.. (Ф. И. Тютчев)
Прозаизмы — слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, надоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. В. Маяковский)
ТРОПЫ (троп — употребление слова или выражения в переносном значении)
Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный текст.
Эпитеты – художественные определения.
– постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь, сырая земля, золотая осень)’,
– изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шелковый узор, лиловые сумерки)’,
– лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет)’,
– сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
– метафорические (снежинка смелая, нежная березка, колючая лестница, туманящий сон).
Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.
Сравнения – способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, подобно, словно, что. Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна:
– рисуют внешний облик героя;
– передают характер героя:
– создают картину и вызывают должное впечатление:
– передают авторскую оценку: а) сочувствие герою, б) печаль, боль, в) восхищение:
– создают яркий образ:
Сравнения могут быть прямыми и отрицательными:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи:
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои… Н. Некрасов
Одна из форм сравнения- использование творительного падежа:
Летели дни, крутясь проклятым роем… А. Блок
Метафора — скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, в котором слова «как», «будто», «словно» опущены, но подразумеваются. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие, поскольку имеет иносказательный смысл: переносит свойства одного предмета на другой. Таким образом предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации: «живая колесница мирозданья» (Ф. И. Тютчев), «на ланитах так утро горит» (А. А. Фет), «трамвай с разбега / Взметнул зрачки» (В. В. Маяковский).
Существуют две основные разновидности метафор: овеществление и олицетворение. В первом случае происходит перенос черт неодушевленного предмета на человека, как это делает А. А. Фет в поэтической строчке «Усилить бой бестрепетных сердец». Во втором случае человеческие черты (или черты другого живого существа) приписываются неодушевленным предметам или явлениям. Так, Ф. И. Тютчев, создавая пейзажную зарисовку, преображает, одушевляет мир, говоря о «томном, легком шелесте» листьев. При характеристике метафоры стоит учитывать, что метафора может быть глагольной («дышит полдень»), вещественной («ярким солнцем в лесу пламенеет костер»), в тексте может присутствовать метафорический эпитет («грустно-сиротеющая земля»). Метафоры могут быть в разной степени развернуты. Это может быть образ, равный одному слову или распространенный на несколько фраз и даже на все произведение («Фонтан» Ф. И. Тютчева). В лирике В. В. Маяковского встречаются реализованные метафоры: «Вот так я сделался собакой».
Олицетворение — разновидность метафоры, уподобление неживого предмета живому. «Сквозь волнистые туманы /Пробирается луна…» (А. С. Пушкин).
Метонимия — перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, употребление слова в переносном значении, при котором перенос происходит по смежности предметов. «Шипенье пенистых бокалов…» (А. С. Пушкин) (шипят не сами бокалы, а шампанское в них). «Я три тарелки съел!» (И.А. Крылов) «Вся Ивановская площадь шеи вытянула…» (Рождественский)
Перифрáз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года» {А. С. Пушкин). Употребление описательного выражения вместо названия или имени. Например, «Мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя» — вместо «Онегин».
Синéкдоха (разновидность метонимии) — перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использования единственного числа вместо множественного или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного:
Источник