Какие свойства русской лексики использует автор

Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.

В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.

Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:

Однозначные (имеют одно значение)
Многозначные (имеют несколько значений)

Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа».

Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.

Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.

От многозначных слов следует отличать омонимы.

Омонимы – это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.

Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.

Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).

В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.

Синонимы бывают:

  • Языковые (зафиксированы в словарях)
  • Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Антонимы бывают:

  • Языковые

Например:
молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать

  • Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.

Например:
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский) Фразеологизмы – устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др.

Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке,

Стилистическая окраска слова

Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:

  • Нейтральная
  • Книжная
  • Разговорная
  • Просторечная

Нейтральная лексика – это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.

Например:
стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.

Книжные слова – это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе.

Например:
Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний, гегемония, иллюзия, иллюзорный, интуиция, искоренение, иссякнуть и др.

К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.

Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.

К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи.

Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.

Лексика по сфере употребления

С точки зрения употребления лексика бывает:

  • Общеупотребительная
  • Ограниченная в употреблении

Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.

К словам с ограниченной сферой употребления относятся:

  • Диалектизмы
  • Жаргонизмы
  • Профессионализмы
  • Просторечная лексика

Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.

Примеры: бурак – свёкла, баской – красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворот

Термин – слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д. Термины, как правило, однозначны, эмоционально и стилистически нейтральны.
Термины могут быть узкоспециальными и общеупотребительными.

Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)

К терминам и профессионализмам примыкают профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота – солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.). Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.

Читайте также:  Какое свойство не характерно для внутренней среды упругость

Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта, жаргон любителей спиртного, жаргон уголовников, жаргон торговцев и т.п.

Происхождение слов

С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:

  • Исконно русской лексики

Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.

  • Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)

Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.

Активный и пассивный запас лексики

Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.

Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д

Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.

После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.

В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить наобщеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором).

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.

К устаревшей лексике относятся:

Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений

Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой

Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию.

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно – всегда, чадо – ребенок, перст – палец, глаголить – говорить

Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура

Источник

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

5 кл.

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

2. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (Поговорка)

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

3. Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы?

4. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

5. Слова базар и рынок — синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

6. У А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?

7. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

8. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.

9. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

6 класс

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. Выясните, какими буквами, звуками, ударением различаются слова

ТОЛСТОГО (имя прилагательное); ТОЛСТОГО (фамилия).

2. У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

3. В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких – то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

4. Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему?

5. Придумайте предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов: интересный, забавный, занимательный. Объясните разницу в их употреблении.

6. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

7. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

Читайте также:  Какие из свойств характеризуют российскую национальную модель управления

8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении..

9. Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стал, пила?

10. Приведите примеры 2—3 слов с омонимичными корнями. Придумайте и запишите с ними (по вашему выбору) по одному предложению.

7 класс

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. Являются ли однокоренными слова побывать, забывать, добывать?

2. Подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.

3. Выделите значимые части слов приморский, переоценка, остриженный.

4. Определите, сколько звуков в словах

я, он, мал, солью, яма, её, возьму, юг, подъезд.

5. Все знают, что «неправильные» слова, которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка из реально существующих частей слова (приставка, корень, суффикс). Поэтому, хотя таких слов в языке нет, понять, что они означают, можно. Объясните, как образованы слова наволшебить и отслониться, придуманные детьми:

1) Он был волшебником, только ничего наволшебить не мог.

2) Отслонись скорее от стенки!

6. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

7. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

· корень, окончание;

· корень, суффикс, окончание;

· приставка, корень, суффикс, окончание.

8. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

9. Какие свойства русской лексики использует для создания комического эффекта?

1) Велосипед меня понес, Понес куда-то под откос. Он там остался без колес, А дальше я его понес…

2) Председатель Вова хотел взять слово. Пока вставал, потерял слово.

3) Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил… стакан!

10. Напишите слова, значение которых дано ниже.

1) Место на реке, где ее можно перейти;

2) отверстие вулкана;

3) наука о небесных светилах;

4) место, где скрещиваются улицы;

5) речь, произнесенная одним актером.

8 класс

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.

а) Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный;

б) собака, Бобик, животное, Барбос.

2. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

3. Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

4. Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес Медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку—вот напасть—

Пчелы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(Я. Козловский)

5. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?

Дождик льет — кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

(Л. Яхнин)

6. Объясните разницу в значении слов абонент—абонемент, факт — фактор,

болотный — болотистый, эффектный — эффективный. Как называются такие слова?

7. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

8. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

9 класс

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

1. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

1) Водит; 2) пашешь; З) верит; 4) велит; 5) смех.

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Окрестный; 2) пять; З) зреют; 4) веешь; 5) яд.

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Цемент; 2) портфель; З) хвоя; 4) дневник; 5) фарфор.

4. Какой пример не является словосочетанием?

1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.

5. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

х х х х х

1) Любить Родину; 2) верный друг; 3) жить далеко; 4) в нашем доме; 5) собрал гербарий.

6. Какое из данных слов является родственным слову нос?

1) Носильщик; 2) поднос; 3) переносица; 4) подношение; 5) занос.

7. Какая пара слов не имеет сходства по значению?

1) Преграда — помеха; 2) привлекать — манить; 3) скука — горе; 4) склон — откос.

8. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа?

1) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день.

9. В каком примере неправильно названа буква?

1) Поле — пэ, о, эль, е. 2) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е. З) Вечер — вэ, е, ча, е, эр.

10. Произношение какого слова не совпадает с написанием?

1) Бак; 2) слон; З) грустно; 4) пять; 5) весь.

11. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределенной формой глаголов?

Читайте также:  Какими особенностями строения жидкостей определяются их свойства

10-11 класс

Задания для 1 тура олимпиады по русскому языку

Часть 1.

1. Поставьте ударение в следующих словах. Если ударение зависит от смысла слова, укажите это.

1. Включишь, клубы пыли – сельские клубы, мастерски, положить, упрочение; апартаменты, двоюродный, медикаменты, откупорить, понял, статуя; красивейший, металлургия, отняла, монолог, ходатайствовать, шприцы; лавровый венок – лавровое дерево, уведомить, на похоронах, ракушка, хозяева; гражданство, звонишь, вероисповедание, договор, столяр, языковые законы – языковая колбаса; нефтепровод, обеспечение, воспринять, одновременно, торты, феномен.

2. С чьими именами связывается происхождение письменности у славян?

3. Укажите различия в значении следующих однокоренных слов: мелкий – мелочный; геройский – героический; абонент – абонемент; хлопотный – хлопотливый; одеть – надеть; принести – занести.

4. Объясните значение следующих слов: Абориген, апелляция, парламентер, инкрустация, апологет, демагог, кредо, альтернатива, политикан, дифирамб, шокировать.

5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

1. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей.

2. Как истинный художник Пушкин (не) нуждается в выборе предмета для творчества.

3. Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.

4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.

5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.

6. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.

6. Найдите, объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Это еще более улучшило авторитет руководителя…

2. Надо, чтобы именно вы играли в этом деле главную скрипку.

3. В этот период сложился и был сформулирован современный русский литературный язык.

4. Даровитое произведение молодого автора привлекло всеобщее внимание.

5. Многое в «Горе от ума» было настолько правдиво, метко, глубоко, что было воспринято русской общественностью в постоянный обиход.

6. Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

7. Преступники были разоблачены и приговорены к ответственности.

8. Эта давящая атмосфера все более опутывала ее, не давая работать.

9. На конференции обсуждался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

10. В образе Манилова Гоголь показал праздного мечтателя, который живет только мечтами и неспособного к практической деятельности.

11. Школа полностью и всесторонне подготовилась к новому учебному году.

12. В эти трудные дни я особенно оценил удивительно бережливое отношение ко мне моих друзей.

13. Факты были тем воздухом, опираясь на который, ученый пришел к большому открытию

14. Почки набухли, и скоро, как первые зубы, прорезались листочки.

15. Вот с таких мелочных инцидентов начинались в прошлом империалистические войны.

7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное, на Ваш взгляд, сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)

потерпеть победу___________________________________________

преклонить голову, склонить колени ____________________________

долгий период_______________________________________________

круглый час, неделя, месяц ____________________________________

бархатный месяц, период, время ______________________________

повысить кругозор___________________________________________

усилить внимание ___________________________________________

справиться с указаниями._____________________________________

завершить обязательства ____________________________________

уделить значение ___________________________________________

улучшить уровень____________________________________________

страстно сопротивляться _____________________________________

безысходное положение ____________________________________.

8. Найдите, объясните и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая – только почти родилась.

2. После окончания школы Иванов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

3. Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей.

4. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. – Воротник поднимите, – сказал я. – Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красившее.

5. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.

6. Мы без доказательства приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков.

7. Его рассказы об увиденном и наблюденном частенько оказывались любопытными.

8. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

9. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

10. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

11. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд.

12. Выросло целое поколение, для которых война – история.

Часть 2.

3. Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы. Требуется в письменной форме доказать либо опровергнуть одно из приведенных высказываний на выбор (объем эссе – не более одной страницы текста).

1. Угол зрения зависит от занимаемого места (закон Майлса).

2. У общества нет способов избавиться от взяточничества.

3. Чем меньше в обществе известных личностей, тем легче управлять страной.

4. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей ().

5. Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе (закон Уистлера).

Источник