Какие свойства регулирующей функции налогов проявляются в следующих случаях

Какие свойства регулирующей функции налогов проявляются в следующих случаях thumbnail

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

  • 1. фискальная;
  • 2. контрольная;
  • 3. распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

  • 1) Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.
  • 2) Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
  • 3) Регулирующая функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; склад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

  • 1. необлагаемый минимум объекта налога;
  • 2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • 3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  • 4. понижение налоговых ставок;
  • 5. целевые налоговые льготы;
  • 6. прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. На практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Источник

Главная » Основные функции налогов в государстве: Подробный анализ

Основные функции налогов в государстве – это фискальная, регулирующая, социально-распределительная и контрольная. Их значимость и способ реализации определяются реализуемой государством налоговой политикой.

Содержание этой статьи:

Несмотря на продолжительные исследования, единого мнения касательно перечня и содержания основных функций налогов в государстве пока не сложилось.

Большинство теоретических обобщений касаются фискальной функции налогов, ее роли в наполнении государственной казны, региональных и муниципальных бюджетов (относится к местным налогам).

Важно помнить, что система налогообложения имеет огромный регуляторный потенциал. Грамотная налоговая политика позволяет правительствам развитых стран разрешать множество разноплановых задач в экономической и социальной сфере.

Налогообложение: причины и основания появления

Функции налогов в государстве определяются уровнем производственных отношений, степенью зрелости гражданского общества и руководства страны.

Реализация фискальных полномочий обеспечивается аппаратом госструктур и множеством чиновников. Принудительное изъятие у населения и организаций части дохода соответствует принципу справедливости.

Достаточно вспомнить, какие услуги государство оказывает обществу. Это:

  • оборона территории;
  • обеспечение безопасности и правопорядка;
  • управление народным хозяйством;
  • создание системы общественного транспорта, коммуникаций;
  • решение экологических проблем;
  • финансирование системы образования, здравоохранения;
  • защита граждан за рубежом.

Публичные услуги охватывают важнейшие стороны жизнеобеспечения общества. Все они пользуются спросом у отдельных индивидуумов и коллективов, хотя номинально бесплатны.

Очевидно, что деятельность государства сопряжена с расходами. Поэтому правительство в рамках государственного налогового регулирования взыскивает с частного сектора плату, которая имеет вид:

  • налогов;
  • пошлин;
  • таможенных сборов;
  • иных обязательных платежей.

Таким образом, основанная роль налогов в государстве – предоставить правительству в лице госструктур достаточный объем денежных средств для реализации полномочий.

Важно: чтобы обеспечить регулярность поступлений в бюджет, любое государство вынужденно систематически и целенаправленно собирать налоги. Насколько конструктивна налоговая политика, зависит от уровня развития государства и общества.

back to menu ↑

Понятие и система налоговых функций

Налоговые функции – это способ демонстрации их свойств в действии. Сущность налогов определяется тем, какие цели преследует законодатель при их установлении, какие формы и методы применяются для их сбора.

Значение налогов в государстве видоизменялось в пределах каждого исторического этапа развития. Они рассматривались как:

  • средство распределения расходов казны среди налогоплательщиков в соответствии с их платежеспособностью;
  • форма принудительного изъятия денег;
  • индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые имеют вид принудительного отчуждения части активов в пользу правительства или муниципалитета.

С экономической точки зрения, налог имеет две основные задачи:

  • фискальную (бюджетную);
  • регулирующую.

Юриспруденция дополняет перечень налоговых функций, выделяя:

  • социальную (распределительную);
  • контрольную (надзорную).

Важно: чтобы быть реализованной, любая налоговая функция требует осознанного и целенаправленного управления со стороны государства. Такая деятельность имеет вид планирования, мотивации, координации и контроля.

back to menu ↑

Читайте также:  Какие есть свойства натуры

Сущность фискальной налоговой функции

Во времена средневековья фискальная функция налогов рассматривалась как единственно актуальная. Поскольку пошлинами облагалась преимущественно земля и торговая деятельность (прообразы ЕСХН и подоходного налога), контроль над полнотой и своевременностью уплаты был прост.

Необходимость реализации государством комплексной налоговой политики возникла в связи с индустриализацией, усложнением экономических и социальных отношений.

Важно: фискальная функция отнесена к числу базовых. Ряд экономистов считают ее первичной, а все другие налоговые функции – производными. В некоторых источниках фискальная функция противопоставляется регулирующей. Это противоречит здравому смыслу. Взыскание части дохода населения и субъектов хозяйствования в пользу казны подразумевает перераспределение ВВП, а этот процесс имеет экономическую подоплеку.

В целом, сущность фискальной функции налогов заключается в:

  • мобилизации финансовых ресурсов для выполнения целевых программ;
  • наполнении казны: формирование доходной части бюджетов;
  • перераспределении ВВП.

back to menu ↑

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция обязательных платежей заключается во влиянии на структуру и динамику общественного производства с целью стимулирования научного и технического прогресса, эффективного размещения производительных сил.

Результат реализации экономической функции имеет вид:

  • влияния на деловую активность;
  • усиления/ослабления накопления капиталов;
  • стимулирования/сдерживания развития отдельных секторов экономики;
  • увеличения/уменьшения платежеспособного спроса со стороны населения.

Важно: регулирующая функция налогов позволяет сформировать систему рычагов, с помощью которых можно стимулировать развитие определенных сфер народного хозяйства, минимизировать издержки производителей социально значимой продукции, реализовать протекционистскую политику в отношении отдельных предприятий или целых отраслей.

back to menu ↑

Контроль как одна из налоговых функций

Контрольное значение налогообложения заключается в отслеживании уполномоченными госструктурами (в России – ФНС, ФТС) своевременности и полноты поступлений в бюджет. Система контроля предполагает также сопоставление уплаченных в казну сумм с прибылью и стоимостью активов налогоплательщика с целью пресечения использования незаконных схем налоговой оптимизации.

Мобилизация средств в бюджет и контроль над хозяйственной деятельностью тесно переплетены. Об этом свидетельствует взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета, а также наделение ФНС рядом неналоговых полномочий:

  • регистрация создания/ликвидации субъектов хозяйствования;
  • ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • контроль использования кассовых аппаратов и прочее.

back to menu ↑

Социальная функции налогов

Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

В отношении налога на игорный бизнес (глава 29 Налогового кодекса) существуют противоположные мнения:

  • внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
  • имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.

Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:

  • сглаживания социального неравенства;
  • унификации медицинских и образовательных услуг;
  • предоставлении льгот, дотаций, пособий.

Важно: функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.

Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.

Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.

back to menu ↑

Значение системы налогообложения

Есть мнение, что налог не имеет никаких функций, поскольку его сущность сводится к изъятию денег.

Фискальная и распределительная экономические функции – атрибут системы налогообложения в целом, поскольку ни один из обязательных сборов не может иметь определяющего значения на поведение участников экономических отношений.

Отечественный законодатель декларирует стремление к совершенствованию налоговой системы.

На протяжении многих лет налоговая политика была сориентирована на реализацию фискальной функции, в то время как экономическими функциями незаслуженно пренебрегали.

И это несмотря на то, что в бюджетном послании на 2014-2016 года глава государства указывает на необходимость:

  • снижения налогового бремени;
  • создания благоприятных инвестиционного климата;
  • формирование условий для модернизации, повышения конкурентоспособности товаропроизводителей.

Важно: реализация грамотной налоговой политики избавила Российскую систему налогообложения от излишнего налогового бремени. Однако ощущается недостаток налоговых льгот.

Для российской экономики характерен дисбаланс: экспортные сырьевые и обслуживающие отрасли находятся в более благоприятных условиях, чем остальные. В таких условиях важное место в числе экономических функций должны занять стимулирующие и протекционистские мероприятия по отношению к другим отраслям. Их реализация должна обеспечиваться в том числе, посредством льготного налогообложения.

back to menu ↑

Налоги и налогообложение. Урок 1. Введение в дисциплину

Источник

Понятие функции налогов менялось на протяжении всего времени своего существования и претерпело существенные изменения. Важно отметить, что и на сегодняшний день определение функций налогов, их содержание и количество у разных учёных в корне отличаются.

Возникновение и эволюция налогов

С момента появления налогов их ключевой функцией считается фискальная. Ещё в Древнем Риме говорилось о том, что фиск – это военная касса, которая предназначена для хранения денег к выдаче. Чуть позднее с конца I в. до н.э. фиском стали называть частную казню императора, которая был под ведомством специальных чиновников, а наполнялась доходами из провинции. В IV в. н.э. фиском именовали единым общегосударственный центр Римской империи, куда отправлялись все доходы, налоги и сборы в том числе, также оттуда производились все государственные расчёты. Так образовалось название и стал применяться термин для обозначения государственной казны.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все физические и юридические лица. Её содержание заключается в образовании государственного фонда посредством изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства. Здесь подразумевается оборона страны, защита правопорядка, решение социальных, природоохранных и иных задач.

На начальных этапах формирования налогообложения фискальная функция была главной и по большому счёту единственной функцией налога. Это было во времена Древнего Рима. В Средние века были солидарны. Более того, мнения меркантилистов, а также А. Смита, Д. Риккардо и других представителей классической школы политэкономии было схожими.

По мнению некоторых специалистов, фискальная функция налогов является единственной, другие полагают, что существуют и другие функции, которые представляют собой некие производные от фискальной. Это объясняется тем, что именно при помощи фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, особенно это касается процесса перераспределения валового внутреннего продукта.

Читайте также:  Что такое графические объекты и какие свойства имеют

Регулирующая функция налогов

В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.

Пример 1

Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных.

Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства. Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос.

Пример 2

Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей. Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах.

На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства. Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин.

В XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства. Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши.

Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.

Пример 3

В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов.

Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени. В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия.

Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд. Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. заговорили о влиянии налогов и на производство.

Замечание 1

Д. Мак-Куллох возражал мнению А. Смита о негативном влиянии вызванных войной налогов на благополучное развитие страны. Он сформулировал положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: “Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики… Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта”.

Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы. Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ. В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.

Замечание 2

“Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов”.

Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж. М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики. Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.

Дж. М. Кейнс выступал за то, что кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна способствовать притоку инвестиций, и естественно это должно происходит при помощи соответствующей системе налогообложения.

Ключевая идея положений теории Дж. М. Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если это отсутствует, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку это является пассивным источником доходов, не вкладывается в производство. Нужно производить изъятие посредством налогов доходов, помещённых в сбережения, а также финансирование за счёт этих средств инвестиций.

Следуя теории Дж. М. Кейнса, важно понимать, что налоги действуют в экономической системе как “встроенные механизмы гибкости”. Безусловно, налоги должны быть высокими и прогрессивными. В таком случае они действуют как “встроенный стабилизатор”.

Замечание 3

При экономическом подъёме облагаемые доходы растут медленными темпами, нежели налоговые доходы. Обратная ситуация складывается во время кризиса, когда налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.

Всё это позволяет достичь относительной социальной стабильности в обществе. Исходя из всего этого можно сказать, что налоговые поступления зависят в полной мере от величины ставок налогов, а также от изменения величины доходов, которые облагаются по прогрессивной шкале. Колебания величин в данном случае происходит автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, нежели в уровне доходов.

Распределительная функция налогов

Ещё одной важной функцией налогов является распределительная. Она тесно связана с фискальной и регулирующей функциями. Её сущность состоит в том, что при помощи налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство занимается перераспределением финансовых ресурсов из производительной сферы в социальную, а также занимается финансированием крупных целевых программ, которые имеют общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку.

Распределительная функция ярко выражается в сочетании налоговой системы прямых и косвенных налогов, цель у которых представлена в виде создания устойчивого уровня налоговых поступлений, а также вместе с тем увеличивает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Существует важный момент, который с позиции реализации распределительной функции представлен как направление финансовых ресурсов в инвестирование в наиболее привлекательные капиталоёмкие секторы экономики с длительными периодами окупаемости затрат. Иными словами, имеется в виду переложение повышенных рисков на государство с экономических субъектов.

Читайте также:  Каким образом можно узнать свойства объекта или выполнить действие с ним

Когда устанавливается система сбора налогов с физических лиц, со стороны государства осуществляется перераспределение доходов своих граждан посредством направления части финансовых ресурсов более обеспеченной части населения на поддержание финансовой активности малообеспеченных слоёв населения. Именно это перераспределение даёт возможность обеспечить социальную стабильность в стране.

Замечание 4

Зачастую распределительную функцию часто называют социальной именно по той причине, что от неё во многом зависит социальная стабильность всего общества.

I и II этапы развития налоговой системы показали конкретные примеры того, как предпринимались попытки реализации распределительной функции.

Пример 4

Во времена Древнего Рима император Август в 6 г. н.э. ввёл налог на наследство по ставке 5%. Налог обязаны были оплачивать все граждане Рима. Все доходы с этого налога направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров.

В Средние века также были примеры попыток решать посредством доходов социальные задачи общества. В XVI в. В Англии ввели налог на бедных. Цель этого налога состояла в сборе общиной средств на содержание неимущих. Логичнее назвать этот налог для бедных, поскольку уплачивали его состоятельные люди для бедных.

Во Франции в XVII в. правительство Кольбера ввело налог на роскошь, который в последствие появился и в других странах.

Финансовая наука смогла теоретически обосновать распределительную функцию в XIX в. Работы нескольких учёных были направлены как раз на изучение этого вопроса. Учёные новой исторической школы таким как, А. Вагнер, Э. Селигмен и другие посвятили некоторые своих труды распределительной функции налогов. Объяснялись способы практической реализации данной функции, прежде всего посредством введения подоходного налога, применение прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление льгот.

Замечание 5

Сегодня все развитые страны мира в налоговой политике применяют распределительную функцию. Жаль, что в современной России данная функция снижена.

Контрольная функция налогов

Между контрольной фискальной и распределительной функцией существует тесная связь. Эта функция стала формироваться в ходе развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Проявление контрольной функции состоит в проверке эффективности хозяйствования, с одной точки зрения, и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства – с другой.

Развитая контрольная функция даёт возможность осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Вместе с тем эффективная реализация контрольной функции мешает уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Если в государственном бюджете не хватает средств – это сигнал о несовершенстве налоговой системы и необходимости внести некоторые изменения в неё. Информация о сборе налогов наиболее достоверно рассказывает о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективно реализовывать данную функцию налогов помогают правильные управленческие решения в основных сферах жизни: экономической, социальной и политической.

Некоторые признаки проявления контрольной функции можно наблюдать уже на I этапе развития налоговой системы. Однако только на III этапе развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий дало возможность в полной мере реализовать эту функцию в развитых странах в полной мере.

Внешнеэкономическая функция налогов

Внешняя политика и внешнеэкономическая функция налогов связаны между собой. Суть её представлена в особых режимах налогообложения для предприятий определённых стран, а также во внешней торговле. Для этих целей служит таможенная система и не только она.

Пример 5

Во времена образования Руси в 884 г. князь Олег победил днепровских северян и потребовал с них небольшую дань. Скромный размер дани был предусмотрен не случайно, поскольку северяне, которые до этого платили дань хазарам, не стали сильно сопротивляться дружине Олега и отдали то, что с них потребовали. После этого уже радимичи, которые жили по соседству с северянами стали добровольно уплачивать налог Олегу, чтобы он защитил их от хазар, причём размер дани уменьшился ещё в два раза.

Самым ярким примером внешнеэкономической функции налогов можно назвать правительственное Соглашение между РФ и РБ о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов. Данное соглашение вступило в силу 01.01.2005 г. и действует по принципу “страны назначения”.

Из всего вышесказанного следует, что в процессе развития налоговой системы и финансовой науки были выделены пять ключевых функций:

  • Фискальная.
  • Регулирующая.
  • Распределительная.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Краткий анализ состояния социальных процессов в обществе

Экономическая реформа 1990-х гг. серьёзно пошатнула условия жизни большинства населения страны из-за того, что лишь небольшое количество лиц присвоило основную массу государственной собственности. Реформа стала причиной масштабного расслоения населения по уровню доходов, одновременно с тем этот процесс не останавливается до сих пор.

Касательно динамики распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения, можно сказать следующее. Представители первой группы получили наименьшие доходы в 2000 г. 5,8 %, в 2010 г. – 5,2%. В пятой группе с наиболее высокими доходами представители получили 45,8 и 47,7 % доходов. Ситуация значительно ухудшается, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Расслоение общества способствовало резкое уменьшение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады. Одновременно с тем внедряется платная медицина, образование и т.п.

Сократить социальное неравенство можно только посредством целенаправленной политикой, в том числе и со стороны налоговой системы.

Пример 6

Очевидно, что стоит отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуться к социальному налогу, при этом передав его администрирование ФНС РФ.

Реформировать налог на доходы с физических лиц можно при помощи Закона о соответствии крупных расходов доходам и ввести политику расширения социальных налоговых льгот по данному налогу.  Также усовершенствования требует налог на имущество физических лиц. Он должен выполнять функцию налога на роскошь. Это касается и земельного и транспортного налога в отношении физических лиц. Возможно стоит вернуть налог на имущество, которое переходит по наследству или в порядке дарения.

В качестве мер также усматривается упрощение и снижение налоговых вычетов с малого бизнеса. Относительно налогов для крупного бизнеса, то в их отношении должна быть усилена регулирующая функция. Имеется в виду усиление налогов на прибыль организаций и на добавленную стоимость, а также стимулирование развития реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что напрямую и косвенно влияет на социальный климат в стране.

Область налогового администрирования также требует изменений. Необходимо ужесточить налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнёрских отношений между основными налогоплательщиками и налоговыми органами.

Источник