Какие свойства проявляются у личности по отношению к труду

Какие свойства проявляются у личности по отношению к труду thumbnail

Отношение к труду выражается в ряде черт характера, из которых в первую очередь надо отметить трудолюбие. Трудолюбивый человек чувствует потребность в труде, часто независимо от формы, в какой труд выражается. Конечно, и для такого человека имеются более или менее интересные виды работы, но ему доставляет большое удовольствие и радость сам процесс труда, ведущий к созданию общественно полезного продукта. Если трудолюбивый человек лишен возможности работать, он испытывает беспокойство, скуку, даже страдания.

Любовь к труду, как правило, связана с добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом, равно как и с аккуратностью. Эти черты проявляются также и в хорошей организации, в дисциплине труда, в тщательном планировании и обдумывании трудовых операций.

Труд как средство удовлетворения общественных нужд стал для передовых советских людей первой потребностью. Передовой советский человек трудится с подлинным энтузиазмом, презирает бездельников, лентяев, не мирится с формальным отношением к труду не только у себя, но и у других людей.

Трудолюбивые ученики так характеризуются учителем: «Учится с видимым удовольствием, даже наслаждением. С любовью выполняет каждое задание, часто трудится сверх положенного. По нескольку раз переделывает работу, добиваясь хорошего выполнения. Рабочее место в школе и дома содержит в образцовом порядке». «Не любит сидеть без дела. Вечно чем-нибудь занят. Очень усерден: никогда не выполняет работу наспех, небрежно, как-нибудь».

Лень, небрежность как черты характера, выражающиеся в отрицательном или безразличном, нерадивом отношении к труду, в формальном выполнении заданий, — пережитки барски пренебрежительного взгляда на труд. Если эти черты встречаются и у некоторых наших школьников, то это свидетельствует о недостатках воспитательной работы с ними.

Особую ценность приобретает трудолюбие в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек не удовлетворяется выполнением, хотя бы и самым добросовестным, порученного дела. Это человек с развитым чувством «нового», человек личного почина. Он творчески относится к труду. Не удовлетворяясь старыми формами работы, он стремится внести в труд что-то новое, найти более совершенные, более производительные методы работы. Это и лежит в основе широкого новаторского движения среди наших рабочих, колхозников, деятелей науки и техники. Инициативность советских людей проявляется как на производстве, так и во всей нашей общественной жизни, в любом общественном начинании. Инициативность передового советского человека глубоко отличается от частнособственнической предприимчивости. Она исходит из общественных побуждений, а не из корыстных, эгоистических целей отдельного человека.

Противоположные инициативности черты характера — косность, инертность, консерватизм выражаются в отрицательном отношении к новому, в склонности к рутине, в раболепном отношении к традициям, что иногда может сочетаться, однако, с добросовестным выполнением привычной работы, с старательным исполнением чужих поручений.

Инициативность высоко ценится в нашем обществе, строящем новую жизнь. Особенно важно развивать эту черту у молодого поколения. Поэтому учитель не может мириться с тем, что в школе встречаются иногда учащиеся, которые (как характеризовал одного из таких учеников учитель) «старательно выполняют общественные поручения, но не идут дальше добросовестного выполнения заданий, педантичны, аккуратны, но ‘не выступают в роли застрельщика, организатора». Задача учителя — воспитать стремление к новому, творческому, пробудить инициативу, бороться с инертностью.

Отношение к предметам труда выражается в такой черте характера, как бережливость. Бережливый советский человек хранит и укрепляет социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу социалистического общества. Своим трудом он старается всемерно умножить ее. Бережливый человек стремится избежать ненужного, излишнего, нерационального расходования материалов, порчи орудий и продуктов труда. Он уважает результаты не только своего, но и чужого труда, нетерпимо относится к любым проявлениям нерадивого отношения к продуктам труда. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищнического отношения к тому, что создано в процессе труда, так и от скупости или скаредности. Бережливый человек заботится о сохранности имущества, в том числе и своих личных вещей, но это не принимает у него формы накопления, связанного с подавлением необходимых потребностей.

Источник

Труд — основа, источник существования общества и каждого человека в отдельности. Но индивид не рождается с этим убеждением и с готовыми трудовыми запросами и навыками. Отношение к труду формируется в детстве и юношеском возрасте благодаря воспитательным усилиям взрослых. И это тоже их большой педагогический труд, требующий специальных знаний.

Зачем мы трудимся

Труд — это один из видов деятельности человека, цель которого — создание материальных, духовных, культурных ценностей. Отношение к труду определяет степень достатка и психологического равновесия личности.

какое отношение к труду

Социальное положение человека во многом зависит от того, как он работает. Добросовестный полезный труд во все времена уважаем и высоко ценится, даже если он направлен на достижение собственного благополучия. Материально независимый человек самодостаточен и не требует от общества помощи и заботы. Зачастую достаток и правильное воспитание толкают его на благотворительность.

Успешный труд дает средства на удовлетворение духовных, эстетических запросов: не хлебом единым жив человек. Приобретение художественных произведений, занятия искусством, спортом, путешествия — возможности удовлетворения таких потребностей выше у тех, кто много и добросовестно трудится.

Хочу — работаю, хочу — ленюсь?

Труд и социальные отношения обеспечивают научный прогресс, техническое совершенствование производства. Экономическая мощь и независимость государства напрямую зависят от работоспособности и сознательности его граждан. Это, в свою очередь, стимулирует развитие важных сфер бытия — социальной, труда и трудовых отношений.

Читайте также:  Какое из свойств электростатического поля указывает на то что оно является потенциальным

Человек сознательно выбирает профессию и овладевает в процессе обучения теоретическими знаниями и практическими навыками.

труд и социальные отношения

Перед ним открываются горизонты самостоятельной и творческой деятельности, новых отношений в сфере труда, то есть, происходит его развитие как личности, врастание в общественную жизнь, удовлетворяются потребности в признании его полноценным членом социума.

Таким образом, работать или не работать — это не личное дело человека. Какое его отношение к труду, такое и к государству в целом. Оно заинтересовано в том, чтобы деятельность его граждан на любом поприще была сознательной, созидательной, целенаправленной, полезной обществу.

Виды трудовой деятельности

Определить вид конкретного труда можно по различным показателям:

  1. По содержанию — умственный или физический. Он может быть профессиональным, сложным, простым, репродуктивным (копирует уже существующие методы и способы работы), творческим (новаторским).
  2. По характеру — конкретный, абстрактный, коллективный, индивидуальный, частный, общественный, наемный.
  3. По результатам — производительный (производство материальных предметов) и нематериальный (создание невещественных, духовных предметов, например, музыки, песен).

Определить вид деятельности можно и по таким показателям, как отношения в сфере труда, способ привлечения работника (добровольный или по принуждению), по используемым средствам (ручной, механизированный, автоматизированный), по времени выполнения (дневной, ночной, по сменам, графику).

отношения в сфере труда

При выборе сферы деятельности следует внимательно проанализировать содержание, характер труда и трудовых отношений, соотнести с ними собственные интеллектуальные и физические способности, темперамент, желания, перспективы, амбиции.

Что такое профессиональные требования

Каждая профессия требует от работника особенных качеств, без которых он не сможет продуктивно трудиться. В одних случаях он обязательно должен быть общительным, социально активным (врач, учитель, соцработник), в других -физически выносливым, храбрым (космонавт, военный, летчик, водитель). Общие профессиональные требования ко всем работающим:

  • наличие знаний, умений, навыков, соответствующих характеру и содержанию труда,
  • сознательное отношение к труду, готовность к самосовершенствованию в избранной профессии,
  • ответственность, честность, инициативность, готовность работать творчески и на общественную пользу.

труд и социальные отношения

Профессиограмма — документ, в котором зафиксированы требования к работнику, которым он должен соответствовать для занятий конкретным видом труда. Они касаются уровня подготовки, объема профессиональных знаний и навыков, личностных качеств, психофизиологических возможностей.

Понятие профессионализма

Профессионализмом называется высокий уровень отношения к труду, мастерства и совершенства в выбранном виде занятия. Он формируется в ходе обучения и практического овладения трудовыми операциями, творческого подхода к решению сложных задач.

воспитание отношения к труду

Во все времена большим уважением пользуется профессионал, мастер своего дела. Его работа — постоянная занятость в области, ставшей ему профессией. Он глубоко понимает ее значение и общественную ценность, обладает необходимыми и высоко развитыми умениями, стремится к их совершенствованию.

Профессионалы зачастую становятся официальными или неофициальными наставниками молодых специалистов.

Задачи воспитания

Цель трудового воспитания — вырастить человека, готового к труду и трудовым отношениям, испытывающего внутреннюю потребность быть старательным, добросовестным, ответственным. Она совмещает в себе общественные и личные интересы развития будущего труженика. Ее реализацией занимаются как семья, так и образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада. А также общественные организации и учреждения культуры.

социальная сфера труда и трудовых отношении

Семья — первая ступенька в воспитании трудовых качеств у ребенка. Оно продолжается в детском саду, а затем в школе. С учетом возраста ребенка взрослые совместно и постепенно решают такие задачи на пути к цели трудового воспитания:

  1. Развитие уважения к труду.
  2. Формирование мотивации к полезному времяпрепровождению, самокритичности, правдивости, целенаправленности.
  3. Формирование стремления к самообслуживанию, овладению трудовыми умениями.
  4. Развитие интереса к трудовой сфере, ознакомление с различными видами и формами, разнообразием и особенностями профессиональной деятельности.

Решение этих задач побуждает детей к сознательному выбору профессии, что во многом определяет, какое отношение к труду у него сформируется. А от этого зависит его благополучие в будущем.

Формы организации воспитательной работы

Индивидуальная форма чаще всего реализуется в виде поручений – уход за обитателями живого уголка, частичная или полная уборка в помещении, помощь взрослому или товарищу, подготовка материала к занятию для всех и пр. Поручения могут быть даны на короткий или длительный срок с учетом возраста и уже имеющихся у ребенка навыков. Обязательный этап — четкий инструктаж, разъяснение цели и значения, хода выполнения работы, показ способов выполнения. А по окончании — отчет о выполнении, анализ и оценка качества, поощрение.

Старшие дети могут самостоятельно наметить план выполнения поручения, выбрать инструмент, установить сроки, оценить свой труд. Это приучает их к самостоятельности и ответственности.

Объединение детей в небольшие группы (команды) по 2-3, 5-6 или более человек для совместного выполнения работы способствует формированию умения трудиться сообща, распределять между собой обязанности, согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, объективно оценивать результаты собственного и общего труда.

отношение человека к труду

Состав группы может формироваться по желанию детей. Педагог с учетом конкретных воспитательных задач может дать особые задания отдельным ее членам: научить неопытного товарища выполнению работы, подготовить для всех инструмент и пр.

Коллективная форма приучает воспитанников к сотрудничеству, обязывает ставить общие интересы на первое место, развивает альтруистические чувства, гуманизм, раскрывает индивидуальные творческие способности. Трудовые десанты на территории школы или вне ее, подготовка мероприятий к календарным событиям (изготовление подарков и концерта для обитателей дома-интерната ко Дню пожилого человека), организация выставок рукоделия — выбор конкретного мероприятия зависит от цели и задач трудового воспитания, возможностей и нужд социальной среды. Но в любом случае оно должно быть полезным, запоминающимся опытом коллективного труда для каждого его участника.

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает лопух

Методы и приемы трудового воспитания

Один из самых эффективных педагогических методов — демонстрация ребенку образцов действий взрослых в сочетании с пояснениями: что, почему и как это надо делать. Показ действий и пояснения может быть многократным. А именно – до формирования у воспитанника достаточных самостоятельных действий.

Оценка, анализ выполненной ребенком работы, похвала и порицание должны быть объективными, уважительными, деловитыми, искренними. Обязательно следует подчеркнуть, насколько полезным был его труд для других людей.

Ознакомление детей с профессиями может протекать в процессе тематических бесед, встреч со специалистами, чтения, экскурсий на производство и в различные учреждения, рассматривания техники и инструментов. Используются кинофильмы, материалы из средств массовой информации.

отношение детей к труду

Воспитание отношения к труду не должно быть теоретическим. Методы организации практической деятельности детей разнообразны: ручной труд, художественное творчество, конкурсы, выставки поделок, совместные дела, коллективные занятия, акции, шефство, дежурства.

Необычайный интерес вызывают у детей мероприятия, проводимые в учебных заведениях с участием родителей, например, конкурс «Наша семья самая умелая и творческая», субботники по благоустройству и уборке территории.

А нельзя ли без труда достать рыбку из пруда?

История развития общества и истории из жизни отдельных граждан говорят, что можно некоторое время хорошо жить, не трудясь. Однако все они заканчиваются рано или поздно плачевно: тунеядство — нищетой и бродяжничеством, разбой и воровство во всех его видах — тюрьмой, грабительские войны — поражением. Отношение человека к труду — это мерило его морального здоровья и отношения как к себе самому, так и к обществу в целом.

Источник

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер – критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда – на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер – понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии – склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса – первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) – характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные – выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые – характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий – смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные – выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие – с другой.
  • Психомоторные – определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.
Читайте также:  Какие полезные свойства календулы

Структура характера

Структура характера – это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера – это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик – безудержный, сангвиник – живой, флегматик – спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность – стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие – сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость – болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость – отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня – убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер – на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник