Какие свойства присуще социальной группе

Какие свойства присуще социальной группе thumbnail

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности.  Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Читайте также:  Какие свойства достоверной информации

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение. 

Смотрите также:

  • Социальная стратификация и мобильность
  • Молодёжь как социальная группа
  • Этнические общности
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Источник

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальная общность — это реально существующая, эм­пирически фиксируемая совокупность людей, характеризую­щаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия.

Признаки социальной общности:

  1. сходство условий жизнедеятельности;

  2. общность потребностей;

  3. наличие совместной деятельности;

  4. формирование собственной культуры

  5. социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней. 

Появление социальных групп:

  1. связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;

  2. вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

Виды социальных групп

Основания для классификации

Наименование группы

Её сущность

Примеры социальных групп

Численность

Малая

группа

Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.

Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

Большая

группа

Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодей­ствия

Первичная

группа

Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.

Группа друзей, сверстников, со­седей и др.

Вторичная

группа

Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.

Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.

Факт

существова­ния

Номиналь­ная группа (социальная категория)

Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.

Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.

Реальная

группа

Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия

Формальная (официаль­ная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.

Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.

Неформаль­ная (неофи­циальная) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

Социальная структура общества:

1) социальные группы;

2) социальные слои;

3) социальные общности;

4) социальные институты;

5) социальные отношения.

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

Разновидности квазигрупп:

1) аудитория;

2) фан-группа;

3) толпа.

Основные свойства квазигрупп:

1) анонимность;

2) внушаемость (суггестия);

3) социальная заражаемость;

4) бессознательность.

ВОПРОСЫ: 

1. Установите соответствие между социальными группами и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А)

образ жизни

1)

страта

Б)

включённость во властные структуры

2)

класс

В)

отношение к средствам производства

Г)

образование

Д)

роль в общественной организации труда

2. Найдите в приведённом ниже списке социальные группы, выделенные по признаку религиозной принадлежности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы.

1)

христианские демократы

2)

синтоисты

3)

протестанты

4)

дзен-буддисты

5)

пацифисты

6)

арабские националисты

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев, выделения социальных групп.

Читайте также:  Какие свойства воды не меняются

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены:

1) демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.;

2) этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации);

3) расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы);

4) поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.);

5) профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.). 

4.  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Что такое «социальная группа»?

2) Критерии выделения социальных групп:

    а) по уровню дохода;

    б) по конфессиональному признаку;

    в) по демографическому признаку;

    г) по этносоциальному признаку.

3) Виды  социальных групп по характеру взаимодействия:

    а) первичные;

    б) вторичные.

4) Виды социальных групп по численности:

    а) малые;

    б) большие.

5) Виды социальных групп по факту существования:

    а) номинальная;

    б) реальная.

6) Социальная структура общества. 

  5. 

Образование как социальный институт

Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные усилия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г. Е. Тадевосян)

1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.

2. Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования как социального института.

Читайте также:  Какие основные свойства воздуха

3.  Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

4. Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования.

Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе. 

1. 1. Приведено определение:

«Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем».

2. Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

1) в определении социального статуса личности;

2) в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

3) в поддержании социального порядка и стабильности;

4) в осуществлении социального контроля.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

приведены три функциональных особенности образования, допустим:

1) основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

2) осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

3) профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

4) образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2. Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

1) неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

2) неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

3) неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Темы эссе: 

1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)

«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы».

                                                                                                                                     Эмиль Дюркгейм 

2. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)

«Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое — толпа».

                                                                                                                                                    Г. Лебон 

Источник