Какие свойства присуще социальной группе
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
- По демографическому признаку (половозрастная структура);
- По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
- По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
- По территориальному размещению;
- По профессиональной деятельности;
- По уровню образования, измеряемого в годах;
- По вероисповеданию;
- По классовому признаку (низший, средний и высший);
- По политическим взглядам.
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
- Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
- Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
- Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
- Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
3) Принадлежность индивидов к группе:
- Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
- Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
- Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
- малый количественный состав (2-30 человек);
- межличностные отношения и близость индивидов;
- длительное время существования;
- наличие общих целей и задач;
- наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
- высокий уровень информативности каждого члена;
- наличие лидера;
- разделение социальных ролей;
- эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
- общность личностных и общественных интересов;
- общность задач, целей и ценностей.
Функции коллектива:
- предметная – достижение поставленных задач;
- социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
- Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
- Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Функции социальной группы:
- первичная и вторичная социализация;
- ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
- даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Смотрите также:
- Социальная стратификация и мобильность
- Молодёжь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Источник
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
сходство условий жизнедеятельности;
общность потребностей;
наличие совместной деятельности;
формирование собственной культуры
социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней.
Появление социальных групп:
связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности;
вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп
Основания для классификации | Наименование группы | Её сущность | Примеры социальных групп |
Численность | Малая группа | Небольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества. | Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др. |
Большая группа | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. | Нация, класс, страта и др. | |
Характер взаимодействия | Первичная группа | Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. | Группа друзей, сверстников, соседей и др. |
Вторичная группа | Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. | Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др. | |
Факт существования | Номинальная группа (социальная категория) | Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения. | Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист» и др. |
Реальная группа | Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства). | Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане и др. | |
Способ организации и регулирования взаимодействия | Формальная (официальная) группа | Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. | Школьный класс, спортивная команда «Спартак» и др. |
Неформальная (неофициальная) группа | Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. | Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит» и др. |
Членство в группе оказывает непосредственное влияние на поведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
Социальная структура общества:
1) социальные группы;
2) социальные слои;
3) социальные общности;
4) социальные институты;
5) социальные отношения.
Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.
Разновидности квазигрупп:
1) аудитория;
2) фан-группа;
3) толпа.
Основные свойства квазигрупп:
1) анонимность;
2) внушаемость (суггестия);
3) социальная заражаемость;
4) бессознательность.
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между социальными группами и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ | СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | ||
А) | образ жизни | 1) | страта |
Б) | включённость во властные структуры | 2) | класс |
В) | отношение к средствам производства | ||
Г) | образование | ||
Д) | роль в общественной организации труда |
2. Найдите в приведённом ниже списке социальные группы, выделенные по признаку религиозной принадлежности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы.
1) | христианские демократы |
2) | синтоисты |
3) | протестанты |
4) | дзен-буддисты |
5) | пацифисты |
6) | арабские националисты |
3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев, выделения социальных групп.
В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены:
1) демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.;
2) этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации);
3) расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы);
4) поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.);
5) профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.).
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Что такое «социальная группа»?
2) Критерии выделения социальных групп:
а) по уровню дохода;
б) по конфессиональному признаку;
в) по демографическому признаку;
г) по этносоциальному признаку.
3) Виды социальных групп по характеру взаимодействия:
а) первичные;
б) вторичные.
4) Виды социальных групп по численности:
а) малые;
б) большие.
5) Виды социальных групп по факту существования:
а) номинальная;
б) реальная.
6) Социальная структура общества.
5.
Образование как социальный институт
Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные усилия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г. Е. Тадевосян)
1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.
2. Приведите, с опорой на авторский текст, любые три функциональные особенности образования как социального института.
3. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
4. Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования.
Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.
1. 1. Приведено определение:
«Образование в современных странах — это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем».
2. Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:
1) в определении социального статуса личности;
2) в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;
3) в поддержании социального порядка и стабильности;
4) в осуществлении социального контроля.
2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
приведены три функциональных особенности образования, допустим:
1) основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;
2) осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;
3) профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;
4) образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.
Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:
1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);
2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);
3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);
4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).
4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:
неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.
2. Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:
1) неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;
2) неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;
3) неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.
Темы эссе:
1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)
«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, — это сила группы».
Эмиль Дюркгейм
2. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)
«Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое — толпа».
Г. Лебон
Источник