Какие свойства приписывали философскому камню

Какие свойства приписывали философскому камню thumbnail

Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Алхимическая символика[править | править код]

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание[править | править код]

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия[1]. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения золота[править | править код]

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната из белой глины, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Mutus Liber[править | править код]

Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.

Великий Гримуар[править | править код]

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

По Джорджу Рипли[править | править код]

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня[2]:

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

См. также[править | править код]

  • Чинтамани
  • Алкагест
  • Красная ртуть
  • Изумрудная скрижаль
  • Эликсир молодости
  • Вечная жизнь
  • Палингенезия
  • Бромид золота(II)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алхимия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зелигманн К. «История магии и оккультизма»
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения 1985. / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. — М.: Наука, 1985. — 288 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с. ISBN 5-250-00752-X

Ссылки[править | править код]

  • Артефиус о философском камне
  • Способ получения философского камня
  • Краткий словарь алхимиков

Источник

Философский камень - что это такое в алхимии и где его найти?

Философский камень – это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень – это реактив особенного свойства – с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень – свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель – это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.

что такое философский камень

Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса – еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель – дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис – равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Источник

Здравствуйте, друзья! Алхимию принято называть лженаукой, она не востребована и не распространена в наше время. Но без открытий, которые совершили алхимики, пытаясь отыскать заветный философский камень, не было бы современной химии.

Ученые былых времен открыли разнообразные вещества и элементы, научились проводить некоторые химические реакции. Их вклад в мировую науку огромен.

Алхимия, которую принято считать одной из областей натурфилософии, получила популярность в Средневековье. Ей увлекались не только мистики, оккультисты или эзотерики. Правители разных стран, научные деятели и простые люди, заинтересованные в обретении славы и богатства, проявляли интерес к лженауке.

Однако первые алхимики появились еще во времена Древнего Египта. Уже тогда они были озабочены поиском философского камня.

Известным ученым того периода считается Гермес Трисмегист. По легенде, ему удалось узнать рецепт вожделенного «камня». К сожалению, большая часть записей, которые он успел сделать, сгорели при пожаре в Александрийской библиотеке.

Сейчас у исследователей на руках находятся лишь переводы и копии некоторых уцелевших тогда заметок. По фрагментам невозможно составить полное представление о результатах труда древнего алхимика.

В период, когда христианство начало «завоевывать» мир, алхимия стала восприниматься как дело греховное и запретное. Те, кто занимался сомнительной наукой, подвергались гонениям и казням. Потому постепенно интерес к этому направлению угас.

Вновь возродилось, словно феникс из пепла, натурфилософское направление в 700-х годах. Постепенно оно распространилось по всей Европе и не только. Лженаука, на базе которой стала позднее развиваться знакомая нам химия, просуществовала ориентировочно до XVI-XVII веков. И, несмотря на все совершенные открытия и изобретения, поиски философского камня и способа трансмутации элементов не увенчались успехом.

Ключевые вопросы алхимии

Ученый Парацельс, уделивший немало лет магической науке, считал, что основной целью поисков должно быть желание разработать универсальное лекарство. Вопросы превращения неблагородных металлов в серебро или золото его интересовали мало.

Для большинства других сторонников алхимии главными задачами выступали:

  1. разработка вещества, которое могло бы растворить золото;
  2. создание гомункула;
  3. открытие способа, с помощью которого появился бы шанс воссоздавать растения из пепла;
  4. нахождение пятого элемента (эфира);
  5. создание философского камня или волшебного эликсира;
  6. разработка растворителя, подходящего для любых нужд;
  7. создание рецепта «жидкого золота», которое излечивало бы от любых болезней.

Особое место отводилось философскому камню по той причине, что им интересовались представители знати. Кроме того, изобретение гарантировало богатство и славу тому, кто его создаст. Алхимики описывали этот артефакт как наделенный магическими свойствами предмет. Из-за этого он привлек внимание оккультистов, колдунов, ведьм.

Что такое философский камень

Первоначально под философским камнем действительно подразумевался некий минерал. Однако постепенно ученые начали пытаться создать не нечто твердое, а порошок или жидкое (густое) вещество.

С ходом времени идея продолжала трансформироваться. Ввиду чего артефакт стали наделять все более и более разнообразными свойствами.

В представлении средневековых алхимиков философский камень являлся реагентом. Без этого элемента невозможно совершить ряд химических операций, он необходим для изобретения эликсира вечной жизни.

Фантастическое вещество получило ряд названий:

  • ребис;
  • магистерий;
  • тинктура красная;
  • универсальный камень.

Иногда его трактовали как пятый элемент. Позднее, когда трансформировалось представление о главном объекте поисков, реагент стал фигурировать в алхимических записях как эликсир философов, великий эликсир, эликсир жизни.

Для магистерия даже придумали символы, олицетворяющие его:

  1. Гигантский лев, пожирающий солнце;
  2. Гермафродит (ребис), порожденный «королем» и «королевой»; «король» – философская сера, «королева» – философская ртуть;
  3. Уроборос – змей, заглатывающий свой хвост.

Обнаружение вещества позволило бы алхимии шагнуть далеко вперед. Ряд вопросов, которые ставили перед собой последователи магическо-философского учения, был бы решен.

Свойства камня

Ребису предписывали разнообразные функции. Первоначально под базовым свойством реагента понималась способность превращать неблагородные металлы в благородные. Трудясь в лабораториях, алхимики старались научиться делать, например, из свинца настоящее золото.

Со временем способности, которыми якобы обладал волшебный материал, расширились. Он стал считаться важным ингредиентом, необходимым для изобретения эликсира вечной молодости (бессмертия) и красоты.

Вещество, по мнению ученых, было способно сделать человека сильным, выносливым, возвести в ранг полубога или даже бога. Реагент даровал крепкое здоровье, поддерживал отличное самочувствие.

Оккультисты и маги заинтересовались фантастическим материалом потому, что он описывался как эликсир (или порошок), с помощью которого достигается просветление. Магистерий наделял человека мудростью, раскрывал тайные способности и помогал добиться признания, славы, известности.

Идея о создании вещества, изменяющего металлы, постепенно превратилась в эзотерическую концепцию о трансмутации сознания человека. Ее суть: все низшие желания, потребности, животные инстинкты отсекались, человек достигал уровня божественного развития.

Некоторые последователи натурфилософии в своих записях упоминали, что таинственное вещество позитивно воздействует на растения. Оно способствовало их воскрешению, заставляло расти быстрее и приносить обильный урожай.

Совершая опыты, алхимики пришли к выводу, что в составе реагента обязательно присутствуют:

  • серебро;
  • философская сера;
  • философская ртуть.

Однако трех компонентов было недостаточно, чтобы сделать открытие. Потому поиски и эксперименты продолжались не один век.
Ученый Николас Фламель, посвятивший всю жизнь попыткам создать магический артефакт, рассказывал о чудесном сне.

В сновидении ему явились ангелы, которые рассказали рецепт философского камня. Но финальный ингредиент алхимик то ли не запомнил вообще, то ли забыл сразу же, как только проснулся.

Существует ли на самом деле

В ряде источников говорится, что в истории были те, кто сумел изготовить таинственный материал. Таких людей называли адептами. К их числу, к примеру, относят Марию Профетиссу, Абу Мусса Джабир ибн Хаяна, Якова Брюса.

Открытие реагента, в первую очередь, приписывают упомянутому Николасу Фламелю. Считается, что он создал чудодейственный эликсир, который даровал бессмертие и красоту. Напиток он испробовал на своей жене Перенелле. Когда стало понятно, что вещество действительно работает, алхимик применил его для себя.

Записи Фламеля, дошедшие до наших дней, зашифрованы. Они собраны в книгу «Mutus Liber» и представляют собой алхимические знаки, гравюры.

Теория, что Фламелю удалось достичь бессмертия, подкрепляется двумя фактами:

  1. когда его могилу исследовали, тела внутри не обнаружили;
  2. в разное время, когда ученый-алхимик, как предполагалось, уже покинул этот мир, случайные люди сообщали, что видели его живым и здоровым.

Миф или правда? Никто достоверно не знает.

В тематических источниках присутствуют разные рецепты философского камня. В них говорится не только про ингредиенты, но и приводятся пошаговые инструкции. Тексты трудны для восприятия, наполнены шифрами, метафорами.

Часто поиски волшебного реагента, возносящего человека до уровня бессмертного божества, оканчивались плачевно. Алхимики вынуждено проводили испытания на себе или добровольцах, не зная заранее, какие последствия ожидать.

Известен случай, когда российский средневековый монах, одержимый алхимией, совершал опыты с сурьмой. Он не сомневался, что такое вещество и есть эликсир философов. Монах добавил химический элемент в еду, что привело к массовому отравлению в обители. Многие жители монастыря встретили мученическую смерть.

Где находится философский камень

Магистерий остается загадкой и в наше время. Скептики уверены, что никакого философского камня, дарующего вечную жизнь и способного превращать железо в серебро или золото, не существует в природе.

С точки зрения современной науки, изобрести волшебный реагент невозможно. Он слишком конфликтует со всеми известными законами жизни и природы. Но есть данные, что с помощью работающего ядерного реактора появляется возможность получить «из ниоткуда» минимальное количество чистого золота. Правда, едва ли прибор достоин именоваться магическим артефактом.

С иной стороны, даже сейчас многие верят, что ребис где-то спрятан. Возможно, его схоронил Фламель, решив не делиться с человечеством этим изобретением. Однако никаких предположений о местонахождении универсального камня нет.

Существует теория, что философский камень – это не некий материальный объект. Это то духовное, божественное, что спрятано внутри каждого человека. Потому, отправившись по пути просветления и саморазвития, есть шанс отыскать таинственный «материал».

Что вы, уважаемые читатели, думаете о волшебном реагенте? Возможно ли его создание? Делитесь своими мыслями в комментариях. Расскажите о статье друзьям и знакомым в социальных сетях. И не забудьте подписаться на обновления нашего сайта, чтобы не пропустить все самое интересное. Верьте в чудеса и до новых встреч!

Источник