Какие свойства приписывали алхимики филосовскому камню
Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?
Описание философского камня
Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.
Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:
- змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
- гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
- лев, проглатывающий солнце.
Упоминания о волшебном камне
Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.
Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!
Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.
Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.
Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber
Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.
Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.
Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?
Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.
Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.
Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.
Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.
Другие возможности эликсира:
- создание вечно горящих ламп;
- превращение обычных камней в драгоценные;
- воскрешение мертвых растений;
- создание гомункула.
Существует ли камень на самом деле?
Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:
- первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
- египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.
Нет ни одного достоверного свидетельства того, что кому-то удалось создать философский камень, несмотря на множество упоминаний об успехе. Это неудивительно, ведь подобные превращения и, тем более, вечная жизнь, невозможны.
То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.
Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.
Источник
Философский камень – это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.
Что такое философский камень?
Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:
- ребис;
- философский эликсир мудрецов;
- эликсир вечности;
- тинктура красноцветная;
- пятый элемент природы.
Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень – это реактив особенного свойства – с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.
Философский камень – свойства
Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:
- дарит бессмертие (вечность бытия);
- позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
- наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
- открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).
Алхимик Николас Фламель – это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.
Из чего состоит философский камень?
В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:
- философская сера;
- философская ртуть;
- раствор серебра.
Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.
Существует ли философский камень на самом деле?
Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса – еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.
Для чего алхимики пытались найти философский камень?
Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель – дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис – равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.
Где находится философский камень?
Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.
Источник
Главной задачей алхимиков был поиск философского камня, благодаря которому можно превратить любой неблагородный металл в золото.
Также философский камень мог исцелить от любой болезни и являлся универсальным растворителем ( в этом направлении работал сам Парацельс)
Люди, которым удалось получить философский камень назывались адептами.
Таковыми были Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия.
Мария Профетисса
Мария Профетисса ( I или III в. н. э.)
Она была видным алхимиком, считается, что именно она изобрела водяную баню и научилась разделять вещества с разной температурой кипения- дистилляция.
Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи
Человек, которому пришла мысль о трансформации одних металлов в другие является арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Главным трудом алхимика считается “Книга семидесяти”, в которой есть рассуждения на теологическую, политическую и алхимические темы.
Одна из глав посвящена металлам и минералам.
По его мнению, металлы появились благодаря сере и ртути.
Важнейшие алхимические знаки
Алхимик считал, что сухие испарения, конденсируясь в земле, превращаются в серу, а мокрые — ртуть.
Ртутно-серная теория зарождения металлов
На данном изображении дракон с крыльями олицетворяет ртуть, соотносится с женским началом и обладает летучестью. Второй дракон — это сера, мужское постоянное начало. Змея пожирающая собственный хвост называется Уроборос.
Различные соотношения серы и ртути дают семь металлов.
Золото как благородный металл требует особых условий созревания только чистая сера и ртуть в благоприятных отношениях могут в него превратиться.
Для того, чтобы ускорить данный процесс необходим особый эликсир (философский камень).
Единство и борьба противоположностей вот путь, который делает возможным трансмутацию (превращение) веществ(рис. с драконами).
Следующей фигурой, занимавшейся вопросами, связанными с философским камнем является Альберт Великий.
Учёный-оракул Альберт Великий(около 1200, — 15 ноября 1280)
Ему принадлежит труд «Об алхимии».
Он был значимой фигурой для своего времени занимался теологией, астрологией и алхимией.
Однажды, он пригласил на пир графа Вильгемма II на дворе была зима.
Как только гости сели за столы на улице, снег растаял, выглянуло солнце, а на деревьях распустились почки.
Рецепт философского камня:
Для этого понадобится горшок свежей земли, нужно прибавить туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, затем прокипятить всё в районе получаса. Затем добавь к составу три унции оксида меди, прокипяти полчаса, полунции мышьяка и кору дуба и тщательно прокипяти в течении часа. Сунь гвоздь в раствор, если он изменился, то дело сделано. Благодаря этому составу можно получить полфута золота.
Николас Фламель проживал во Франции на рубеже XV века. Считается, что он и его жена обрели бессмертие, доказывающее создание могущественного артефакта.
Ангелы спустились с небес и даровали мне книгу о великом Деланье.
Алхимик оставляет ученикам «Немую книгу» с гравюрами, указывающими последовательность действий необходимых для изготовления философского камня.
Джорж Рипли
Джорж Рипли – XV век
В «Книге 12 врат» алхимик Джорж Рипли представил следующий рецепт философского камня:
Ранней ртуть до красного льва, измельчи его на песчаной бане с винным спиртом, выпари и получится масса, которую можно разрезать. Помести массу в реторту и дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Дорогой ученик, таким образом ты получишь флегму, спирт и наполненные силой красные капли. Друг, не забудь об очистке и ты получишь человеческую кровь.
В данном рецепте говорится о получении брома из свинца, где бром выступает в качестве первичной материи.
Особой популярностью среди алхимиков пользовалась реакция «Золотого дождя», где вместо золота в осадок выпадал иодид свинца.
Химизм реакции — Pb(NO3)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2 (осадок золотого цвета)
Смотреть с 1:50
Дворянин Александр Сетони совершил ряд удачных экспериментов по превращению металлов друг в друга, благодаря действию философского камня. Кристиан II запер алхимика в тюрьме, надеясь выведать секрет получения золота. Однако, Александр при помощи своего ученика попал на свободу и вскоре умер, не раскрыв свой секрет.
Следует отметить, что большинство алхимиков внесли ощутимый вклад в становление химии как науки. Благодаря им были открыты дистилляция, очистка, водяная баня. Так же были тщательно изучены химические и физические свойства ртути, серы, меди и мышьяка, открыта царская водка, растворяющая золото ( смесь соляной и азотной кислоты в соотношении 3 к 1).
Такими были алхимики, гнавшиеся за открытием философского камня.
Источник
Александр Иванов, автор книги «Химия — просто», подготовленной совместно с проектом «Курилка Гутенберга», рассказывает, откуда взялась идея загадочного артефакта и как алхимики пытались добыть золото нетрадиционными средствами.
Из случайных открытий химическое искусство рано или поздно должно было превратиться в планомерную работу. И первой чётко выраженной заманчивой целью на этом пути стало желание человека найти «философский камень». Итак, что же такое «философский камень»? Почему наши предки так стремились его найти и какими методами для этого пользовались? По правде говоря, предмет их вожделения представлял собой вовсе не камень, а… жидкость. Своего рода эликсир, обладающий чудодейственными свойствами. Главной ценностью такого эликсира считалось то, что незначительной его дозы хватало бы для превращения неблагородных металлов (например, меди и железа) в металлы благородные — серебро и золото.
Кстати, именно из тех времён к нам и пришло понятие о «благородных металлах». Такое название эти металлы получили главным образом за свой красивый внешний вид в изделиях и характерные только для них физические свойства. Например, основные благородные металлы — золото, серебро и платина — на воздухе практически не окисляются, даже при плавлении. Другими словами, под благородными металлами следует понимать химически стойкие металлы, с трудом вступающие в химические реакции. Возьмём для сравнения, например, железо. Оно не является благородным металлом, так как окисляется (ржавеет) на воздухе. Вот если бы автомобили изготавливали из золота или платины — им бы сносу не было. Но и цена, разумеется, была бы запредельной. А уж стоимость «жигулёнка», изготовленного, допустим, из осмия или родия, вообще равнялась бы цене пожизненного абонемента полётов
на Марс!
Впрочем, в описываемое время о последних двух элементах ничего ещё не знали, а о «жигулях» тем более не слышали. Что же касается «философского камня», то в те давние времена его наделяли воистину чудодейственными свойствами: способностью лечить всевозможные болезни, дарить людям долголетие и даже бессмертие, превращать злых людей в добрых, а грешников — в праведников. Неудивительно поэтому, что очень многими овладевало непреодолимое желание приобрести столь драгоценный эликсир любой ценой и за любую цену.
Поскольку мечты о наступлении «золотого века» отражаются во многих древних сказаниях, можно предположить, что мысль о превращении обычных металлов в золото владела умами людей с доисторических времён. Получение первых металлических сплавов лишь подкрепило их грёзы. Если мы нагреем в фарфоровой чашке смесь из 9 частей меди и 1 части олова (вспоминаем математику за 3 класс), то получим сплав, обладающий совершенно другими свойствами, нежели отдельно взятые медь или олово. А после шлифовки данный сплав вообще приобретает блеск, подобный блеску золота. В древности этот процесс рассматривали так: в ходе химических реакций характерные свойства того или иного вещества отделяются и сообщаются (передаются) другим веществам в любом заданном количестве.
Слово алхимия впервые встречается у арабов. Скорее всего, они просто добавили арабскую приставку «ал» к слову «химия», которое имеет египетское происхождение и переводится как «египетская наука». Человеком, впервые изложившим в своих сочинениях мысль о превращении металлов, а также описавшим способы, применённые им для осуществления этих процессов, был арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Жизнь Гебера покрыта мраком неизвестности. Известно лишь, что во второй половине VIII века он преподавал медицину в арабской академии в Севилье. Оставшиеся после него сочинения свидетельствуют о богатом багаже знаний учёного.
Именно Геберу мы обязаны знакомством с важнейшими веществами, реагентами, без которых в настоящее время не сможет обойтись ни одна научная лаборатория, ни одна отрасль химической промышленности. К таким реагентам относятся, в частности, соляная и азотная кислоты, смесь которых известна под названием «царская водка». Кроме того, именно Гебер научил получать соли, квасцы, купоросы и т. д. искусственным путём. Он был добросовестным и ответственным исследователем: все свои наблюдения описывал откровенно и подробно. При этом отличался необыкновенной скромностью — никогда не кичился своими заслугами, не выпячивал своё имя. И если бы не его столь же добросовестные преемники, мы, возможно, никогда не узнали бы об открытиях Гебера.
Как же складывалась судьба алхимиков в столь переменчивые и небезопасные времена? Тем, кто соблюдал осторожность, повезло более-менее спокойно заниматься алхимией всю жизнь, дожить до старости и умереть собственной смертью. Однако таковые составляли меньшинство. Большинство же, менее осторожное, безжалостно истреблялось церковью, подозревавшей их в сношении с дьяволом, или становилось жертвой жадных князей, всеми силами старавшихся выпытать у них тайну получения «философского камня». Костёр, виселица либо пожизненное заключение — вот, собственно, основные варианты окончания жизни адептов алхимии. Особо незавидным было положение придворных алхимиков. Если после многократных неудачных попыток изготовить золото они признавали свою беспомощность, их с позором изгоняли. Если же они теми или иными способами изготавливали поддельное золото, их заключали в темницу и подвергали страшным пыткам, дабы выведать правду. Ну а если вскрывался обман, их облачали в обклеенную блёстками одежду и вешали на позолоченной виселице.
Так, известно, что примерно в 1602 году шотландский дворянин Александр Сетоний совершил в Голландии ряд «удачных» превращений неблагородных металлов в золото. Это сделало его знаменитым на весь мир. Спустя какое-то время Сетоний поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгефера в Страсбурге, где продолжил заниматься выделыванием золота. Когда же он покидал Страсбург, то оставил гостеприимному хозяину толику «философского камня», и Гюстенгефер тоже начал заниматься алхимией. Узнав об этом, император Рудольф II пригласил Гюстенгефера в Прагу. Но тот к этому времени израсходовал последние остатки «философского камня», так и не получив ни грамма золота, поэтому закончил свою жизнь в тюрьме. Самого же Сетония судьба занесла в Саксонию, где князь (курфюрст) Христиан II, обуреваемый жаждой обогащения, заточил его в тюрьму с целью выведать рецепт получения «философского камня». Однако изобретатель стойко хранил тайну.
В то же самое время у Христиана II гостил польский шляхтич Михаил Седзивой, также алчущий дармовых богатств. Получив у курфюрста разрешение на свидание с Сетонием, он помог последнему бежать. Вместе они прибыли в Краков, где, к большой скорби шляхтича, Сетоний вскоре скончался от нанесённых ему в тюрьме увечий. А вот у Седзивоя остался «философский камень» и он начал заниматься алхимией. В 1604 году он прибыл в Прагу к императору Рудольфу II и даже поделился с ним частью «философского камня». Однако помимо желания обогатиться Седзивой был обуреваем ещё и жаждой славы. Поэтому он заявил, что якобы самостоятельно постиг искусство изготовления «философского камня». О последствиях нетрудно догадаться.
Разные князья стали добиваться его визитов. Так, из Праги Седзивоя пригласили в Штутгарт, где уже имелся свой придвор ный алхимик — лорд Иоганн Генрих фон Мюлленфельс. Последний долгое время пользовался всевозможными привилеги ями и считался знаменитым алхимиком, но в действительности не имел ни малейшего представления о способах изготовления «философского камня». Конечно же, он сразу распознал в Седзивое опасного для себя конкурента, поэтому, притворившись доброжелателем, внушил тому, что в Штутгарте из него якобы хотят выбить тайну любой ценой, и надоумил бежать. Доверчивый Седзивой поддался уговорам, однако во время побега фон Мюлленфельс подло напал на него, силой отнял «философский камень», а самого взял в заложники. Благодаря проявленному коварству фон Мюлленфельс вскоре прослыл истинным адептом алхимии и был даже щедро награждён.
На его беду, Седзивою удалось бежать из плена и рассказать всем об обмане. Фон Мюлленфельса постигла закономерная кара — его повесили на «виселице алхимиков». Седзивой же дожил до 1646 года, но ни один эксперимент по превращению неблагородных металлов в золото больше не был у него удачным. Вот так закончилась одна из средневековых «Санта-Барбар», связанных с алхимией. Шли годы, и постепенно алхимия спустилась с высокого пьедестала науки до положения фокусничества. Известно ведь, что наука требует бережливого к себе отношения. Её цель — истина. Те же, кто использует науку для недостойных целей, сами, образно говоря, роют себе могилу.
Да, в Средние века поощрялись различные суеверия, подавлялась любая свободная мысль, для развития наук просто не было подходящей почвы. Вот почему алхимия, став опорой суеверия и обмана, из науки превратилась в лженауку. Но поскольку человеку свойственно заниматься самообманом, после «философского камня» люди ещё долго гонялись за разными новыми чудесами. Например, сначала увлеклись палингенезией, т. е. выращиванием (воспроизведением) растений из золы, а затем и вовсе замахнулись на создание (синтез) искусственного человека, так называемого «гомункулуса». А если вспомнить, что ещё совсем недавно (буквально в 2016 году) в Интернете были широко распространены и даже популярны видеоролики о создании гомункула в домашних условиях, останется лишь с горечью признать, что циклична не только история, но и, увы, человеческая глупость.
Источник