Какие свойства представления информации вы знаете
Информация. Свойства информации
Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Рис.
1 Свойства информации
Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.
Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.
Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.
Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.
Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Рис. 2 Виды знаний
Декларативные
знания, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».
Процедурные
знания,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.
Два подхода к
понятию “информация”.
Информация для
человека – это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.
Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.
Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.
ТЕСТ
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
Презентация
Источник
2. Виды информации. Представление информации.
Виды информации. Представление информации.
По
способу восприятия
информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную
(звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную),
вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Рис. 3.Виды информации по способу восприятия
Визуальную информацию люди
воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву
или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную
информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать
произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию,
или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать
как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую
информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или
сладкий, кислый или соленый. Тактильнуюинформацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету,
можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности
(гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию
человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает
положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя
горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или
вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди
воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом
мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа,
сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только
люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие
информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны
способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего
развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию
с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так
же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных
процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится
выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в
зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и
представить в разной форме.
По
форме представления
принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную
информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить
слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом
случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию
песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В
этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ,
навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с
помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя
песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из
этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает
визуальный образ.
С помощью текстовой и звуковой информации можно представить
исчерпывающие разъяснения. Числовая
информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления.
Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме.
Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация
сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением.
Для представления информации человек
использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если
человек наделил знак смыслом, то этот
знак называют символом
Например, нарисованный овал может
означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или
геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква,
цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл
информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не
только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря
другими словами, человеку необходимо знать язык.
Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки
и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и
искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически
сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам
относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире
насчитывается более 10 тыс. разных
языков, диалектов и наречий.
Рис. 5. Виды языков
Искусственные языки специально
созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой
деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного
исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки
зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных
языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики,
язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют
искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются
Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью
определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор
символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в
алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют
мощность алфавита.
Например, текст может быть представлен с
помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита
десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в
определенном порядке. Мощность русского
алфавита составляет 33 буквы, мощность английского алфавита – 26 букв, а мощность десятичного алфавита – 10 цифр.
Представленную информацию можно
преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о
смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом
кодированию является процесс декодирования.
Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать
правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо
знать код или шифр.
По мере развития средств появились
различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью
азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет
сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование
используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее
удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку
удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на
работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью
клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран
монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число.
Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной
защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или
банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового
замка дорожной сумки.
Источник
Понятие информации
В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).
В литературе можно найти большое число определений термина «информация», которые отражают различные подходы к его толкованию:
Определение 1
- Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
- Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).
Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.
В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:
Определение 2
Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.
Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.
Виды информации
Информация может существовать в различных видах:
- текст, рисунки, чертежи, фотографии;
- световые или звуковые сигналы;
- радиоволны;
- электрические и нервные импульсы;
- магнитные записи;
- жесты и мимика;
- запахи и вкусовые ощущения;
- хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.
Различают основные виды информации, которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:
- графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
- звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
- текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
- числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
- видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.
Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.
Замечание 1
Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.
Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).
Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.
Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:
- создание;
- прием;
- комбинирование;
- хранение;
- передача;
- копирование;
- обработка;
- поиск;
- воспринятие;
- формализация;
- деление на части;
- измерение;
- использование;
- распространение;
- упрощение;
- разрушение;
- запоминание;
- преобразование;
- сбор
и т. д.
Свойства информации
Информация, как и любой объект, обладает свойствами, наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:
- Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
- Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
- Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
- Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
- Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
- Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
- Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
- Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
- Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
Источник