Какие свойства предметов изучает математика
Урок 1
Тип урока: ОНЗ.
Тема:«Свойства предметов. Геометрические фигуры».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и сформировать опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
Предметные:
1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
Ход урока:
1. Введение в игровую ситуацию.
Слайд 1.
На сегодняшнем уроке мы начнем путешествие в мир математики. Посмотрите, кто нас встречает?
(еж, белка, заяц, лиса, медведь)
Кто это?
Что у них общего?
Чем каждый отличается от остальных?
Сколько их всего?
Кто 1-й слева?
Кто на 4-м месте?
Кто посередине?
Кто последний?
Кто перед зайцем?
Кто слева от лисы?
Кто справа от белки?
Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая ?..
(Пауза. Ответы детей: лисица, белочка…)
По деревьям скачет
И орешки прячет?(Белочка.)
А может, это все-таки лисичка? Почему?
(Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
Слайд 2
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Учебник
Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Как вы поняли, что же вы будете изучать с помощью этого учебника? (Мы будем изучать математику).
А чему же вы научитесь на уроках математики? (Мы научимся считать, решать примеры и задачи).
Сегодня на уроке вы будете изучать свойства предметов. Это и будет тема нашего урока.
Какие свойства изучает математика?
У кого нет ответа?
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать свойства, которые изучает математика).
У кого есть ответы?
Кто из вас уверен, что назвал правильно все свойства?
Я услышала, что вы назвали не все свойства.
Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли назвать все свойства, которые изучает математика).
Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание).
3. Открытие детьми нового знания.
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, какие свойства изучаются на уроке математики.)
Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
Физкультминутка.
Сегодня вы попробуете открыть новое знание сами, а поможет вам в этом наш замечательный учебник.
Слайд 3.
Урок 1 учебник № 1
Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается, это не простая картинка, а картинка-игра.
Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда.
(чашка)
Молодцы! Зеленый, предназначен для еды
(огурец)
Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала?
(По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
Вспомните, какие свойства предметов я называла?
(Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
Как бы вы назвали задание к этой картинке?
(Ученики придумывают названия.)
Слайд 4.
Эталон принимает вид:
Слайд 5.
Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
Предмет расположен на третьей строке в первом столбце.
(Кастрюля.)
Что нового вы узнали при выполнении этого задания?
(Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
Значит, расположение предмета является его свойством.
Слайд 6.
Эталон принимает вид:
Слайд 7
Урок 1 № 2
На доске.
Расскажите, что вы видите на следующей картинке?
(Круги разного цвета.)
На доске такие же круги. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
(Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону.)
Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть.
(Большие круги.)
Назовите общее свойство кругов в оставшейся части.
(Маленькие круги.)
Чем отличаются круги в этих двух группах?
(Размером.)
Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предметы. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой.
Слайд 8
Эталон принимает вид:
Слайд 9
Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего.
(Ученики зачеркивают пять коричневых кругов.)
Обведите группу, в которой три круга.
(Ученики обводят зеленые круги.)
В какой группе кругов меньше всего?
(В группе, содержащей один маленький синий круг.)
По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
Слайд 10
Эталон принимает вид:
Физкультминутка.
Слайд 11.
Урок 1 учебник № 3
Обратите внимание на следующую картинку в задании № 3, Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот…
(Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
Назовите, чем отличается мяч от глобуса.
(Цветом, расположением на картинке, назначением.)
А что у них общего?
(Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
Кто знает название этой модели?
Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра.
(Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
Чем куб отличается от параллелепипеда?
(Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда?
(Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
Какие из них имеют форму куба?
(Коробка для чая, кубики.)
Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
Слайд 12.
Эталон принимает вид:
А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились.
(Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
Удалось вам справиться с возникшим затруднением?
(Да.)
Вы получили в результате эталон, на котором изображены свойства, которые изучает математика.
Перечислите эти свойства с помощью этого эталона.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.
Физкультминутка.
Слайд 13.
Урок 1 тетрадь № 2
Белочка рассматривает картинку и думает: «Какие свойства подсказывают картинки?» Помогите белочке догадаться, какие это свойства.
(Форма, размер, количество, положение предметов.)
Белочка решила пригласить гостей. Помогите ей разложить предметы по своим местам.
5. Итог урока.
Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
Источник
Елена Бобурова
Занятие по математике «Свойства предметов»
Цель: формировать представления детей о свойствах предметов.
Образовательные задачи:
• Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами;
• Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком;
• Закрепить представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер);
• Уточнить представления о формах геометрических фигур – треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник;
Развивающие задачи:
• Развивать речь детей, наблюдательность, мыслительную активность умение и высказывать и обосновывать свои суждения;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, умение рассуждать
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к математике;
• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, умение работать в коллективе;
Словарная работа: Обогащение прилагательными;
Активизация: Сюрприз, свойства, сходства, различия, вывеска;
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы, использование дидактических пособий, технических средств.
Материал к занятию: игрушка – заяц, муляжи овощей, плоскостные овощи, геометрические фигуры, корзинка, цветы, плоскостные осенние листочки, игрушки, посудка, хлебобулочные изделия, картинки «обувь», «одежда», «мебель».
Техническое оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Свойства предметов», презентация физкультминутки «Елочка».
Ход занятия
I.Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошки настроение).
– Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете дойти до него, если выполните все мои задания.
К нам в гости пришел один очень знаменитый герой. А что это за герой, вы узнаете, если выполните первое задание.
Перед вами на столе лежит листок бумаги, на нем точки с цифрами. Соедините по порядку цифры, и вы узнаете, что за герой пришел к нам в гости (Дети выполняют задание).
Молодцы! Вы правильно отгадали – это зайчик.
II. Дети переходят на ковер, садятся по кругу.
Воспитатель:
– Кто знает, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какие работы ведутся осенью в огороде?
Дети: Осенью люди в огородах собирают урожай овощей, в садах собирают фрукты.
Воспитатель: Наш зайка тоже решил собрать урожай овощей. Что он положил в корзинку? (Дети кладут муляжи в корзинку).
-Какого цвета капуста?
Дети: Зеленого.
-Какой формы капуста?
Дети: Круглая.
Какого цвета морковь?
Дети: Оранжевая
-Какой формы морковь?
Дети: Морковь похожа на треугольник.
Воспитатель: А где растет морковь и капуста?
Дети: капуста на земле, морковь в земле.
Воспитатель: А почему вы не положили цветы в корзинку? Они ведь тоже растут в огороде.
Дети: Это цветы, а зайка собирает овощи.
Воспитатель: А почему осталось яблоко?
Дети: Яблоко фрукт, а не овощ.
Воспитатель: А по какому признаку вы выбирали эти предметы? Потому что они вкусные, сочные, крупные?
Дети: Нет, это – овощи, они растут в огороде.
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием.
III. Дети переходят к столу (на столе картинки с изображением овощей, геометрические фигуры).
Воспитатель: Разложите картинки. Что изображено на этих картинках?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Какие свойства отличают их друг от друга?
Дети: Цвет, размер, форма.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.
Дети:
– Капуста зеленого цвета, по форме круглая, большая.
– Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник.
– Репка желтая, маленькая и круглая.
Воспитатель: Почему вы не положили квадрат.
Дети: Овощей похожих на квадрат нет.
IV. (Проводится физкультминутка)
V.Воспитатель: Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с зайчиком путешествие, отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и, думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. (Задание выводится на экран в виде презентации).
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами.
Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды).
Воспитатель:
1). Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (Малина, рябина, клубника).
– Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду?
– Какие ягоды растут только в лесу?
– Кто в шляпе родится? (Грибы)
– Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор)
– Что между ними общего? (У каждого гриба есть ножка и шляпка. Все они растут в лесу).
– А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные съедобные).
– А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей).
2). Собрались на поляне бабочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела – неугомонные крылышки.Завели они спор-разговор: кто из них на этой поляне лишний? Помогите разрешить этот спор.
Дети:Лишняя змея: все остальные – насекомые.
Воспитатель: А что у них общее?
Дети: Все они животные, живут в лесу.
VI.Воспитатель: Теперь мы поведем Зайчонка по нашему городу и заглянем в магазины.
Вместе с детьми перемещаемся по группе, в разных местах расставлены предметы (игрушки, посуда, мебель, обувь, одежда) и развешаны вывески, но они перепутаны. Дети рассматривают предметы и угадывают название магазинов, меняют вывески местами.
(Затем садятся за столы)
Воспитатель: В каких магазинах продаются предметы, которые изображены на картинках?
Дети: Игрушки в магазине «Игрушки», а цветы в магазине «Цветы»
Воспитатель: Что мы можем предложить на прощание Зайченку?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Назовите эти цветы и обведите их красным карандашом, а игрушки синим карандашом (Дети выполняют последнее задание).
Итог занятия: Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились ваши ответы и рассказы о том, что растет и кто живет в лесу.
Как называются овощи, и на какую форму они похожи. Рад он и вашим подаркам. Спасибо за интересное занятие.
Источник
Математика, часть 1
Урок 1
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Что изучает математика».
Основные цели:
1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности (экскурсия до урока, фотографии);
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-3.
- На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об уроке как форме организации учебного процесса в школе, о различных учебных дисциплинах, о назначении учебников;
2) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, материал, зафиксировать их в виде символов;
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая ?.. (Пауза. Ответы детей: лисица, белочка…)
По деревьям скачет
И орешки прячет? (Белочка.)
- А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
- Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
Учитель вешает на доску рисунок белочки, достает два конверта.
- Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. В одном из них лежит телеграмма от автора вашего учебника!
Дети хлопают в ладоши. Учитель продолжает беседу.
- Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон.
Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора.
- Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
- Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
- Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
Ученики по очереди рассказывают о предметах изображенных на картинке.
- Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 1 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.
- Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
- Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
- Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
- Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
- Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
- Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
- Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
- Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
- Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
- Значит, расположение предмета является его свойством.
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения. Эталон принимает вид:
- Расскажите, что вы видите на следующей картинке? (Круги разного цвета.)
Учитель выставляет на доске на «липучке» или магнитах такие же круги.
- На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
- Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
- Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
- Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
- Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предмеры. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)
- Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
- В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)
- По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества. Эталон принимает вид:
Физкультминутка.
Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений.
В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
Учитель берет в руки модель шара:
- Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
- Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
- А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
- О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
Далее учитель берет в руки цилиндр:
- Кто знает название этой модели?
Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
- Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
- Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
- Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
- Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
- Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы. Эталон принимает вид:
Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.
- А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
- Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? (Это нам поможет, пригодиться.)
- Какое задание будет следующее? (Задание, с помощью которого мы узнаем новое.)
- Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
- Тогда открываем.
Учитель открывает конверт и читает задание.
- Какие свойства изучает математика?
Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
- У кого нет ответа?
Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
- У кого есть ответы?
Учащиеся перечисляют свои варианты.
- Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание.)
Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
- Где возникло затруднение? Что не получилось? (Некоторые из учащихся не могут определить изучается свойство в математике или нет, некоторые не могут доказать свое мнение.)
- Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, что изучается на уроке математики.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
- Поэтому наш первый урок называется «Что изучает математика?».
- Что же нам поможет? Чем вы пользовались, когда узнавали свойства предметов? (Учебником.)
- Учебник точно знает ответ на этот вопрос. Именно в нем рассказывается о свойствах, которые изучаются на уроке математики. Как же он нам поможет? (Давайте полистаем его и ответим на вопрос.)
- А как вы это сделаете, если вы еще не умеет читать? (По картинкам.)
- Что мы сделаем с выделенными свойствами? (Мы их обозначим.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Итак, переверните первую страницу. Перед вами фигуры различной формы. Значит, какое свойство предметов изучается на уроке математики? (Форма.)
- Переверните еще две страницы (урок 4). На этих картинках вы видите большие и маленькие предметы. Какие свойства изучает математика? (Размеры предметов.)
- А здесь фея обращает наше внимание на таблицу. О каком свойстве она хочет нам напомнить? (Положение предметов.)
Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, им можно указать на значок положения предметов на эталоне.
- А количество предметов изучается в математике? (Да.)
Здесь все единодушны. Учитель в ходе беседы ставит на эталоне рядом со знаками формы, размера, расположения и количества предметов соответственно буквы Ф, Р, П, К. Затем указкой показывает их на эталоне и просит учеников назвать хором свойства, которые изучаются в математике.
- Удалось нам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать свойства предметов, которые изучаются на уроках математики, во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Можем ли мы завершить этот урок? (Нет.)
- Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
1) – Вернемся на первую страницу учебника. Белочка с удивлением рассматривает первую картинку и думает: «А на урок математики ли я попала?» Почему так удивлена белочка? (Свойства, по которым собраны предметы — размер и назначение — не изучаются на уроке математики.)
- Вы совершенно правы. А какие свойства изучаются на этом уроке? (Форма, размер, количество, положение предметов.)
- Назовите эти свойства друг другу в парах.
2) На столах у детей таблица, в клетках которой нарисованы обозначения свойств:
Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице занимают свойства, изучаемые в математике. Например, обозначение формы расположено в 1 строке и втором столбце; обозначение количества — во второй строке и четвертом столбце.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение называть свойства предметов, изучаемые на уроках математики.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Как нам проверить себя, поняли ли мы новые знания или нет? (Выполнить задания самостоятельно.)
Дети берут таблицу 4 4 и карточки со свойствами.
- А теперь за 1 мин сами расположите знаки математических свойств в третьем столбце.
Через 1 мин учитель открывает правильное решение. Ученики, которые верно его выполнили, должны хлопнуть в ладоши, а остальные — переложить карточки. Проводиться анализ допущенных ошибок.
- Можем теперь сказать, что мы все поняли? (Да.)
- Почему? (Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок, а кто и допустил ошибки, понял, почему их допустил.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к выделению свойств предметов;
2) познакомить с прописью.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) – Что связано с предметом математики на второй картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
- Расскажите белочке, что общего в предметах каждого столбика? (В первом столбике стеклянные предметы, во втором — игрушки, в третьем — школьные принадлежности, в четвертом — предметы находятся на кухне.)
- А что общего в предметах каждой строки? (Форма предметов: в первой строке — шары, во второй — цилиндры, в третьей — параллелепипеды.)
- Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
- А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
- Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
- Кому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите.
Источник