Какие свойства понятий прямоугольник изучают начальном курсе математики

Конспект урока № 1. Прямоугольник. Существенные признаки
квадрата

Цели:

  1. Познакомить детей с существенными признаками прямоугольника.
  2. Развивать у школьников умение находить предметы прямоугольной формы в
    окружающей обстановке, умение находить среди предложенных четырехугольников
    прямоугольники, умение чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.

Ход урока

1. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит
нашей помощи. Поможем Незнайке? (Да.) Незнайке нужен домик, но он не знает, как
его построить. На доске вы видите чертеж дома, с помощью геометрических фигур
постройте дом для Незнайки.

На доске чертеж домика (Рисунок 1), на партах у детей лежат наборы
геометрических фигур: треугольники, прямоугольники, четырехугольники (для
трубы), круги разных размеров. Дети из предложенных геометрических фигур на
парте конструируют дом (в зависимости от класса это может быть как
индивидуальная работа, так и в парах постоянного состава).

Рисунок 1

Учитель: Какие геометрические фигуры вы использовали для домика?

Дети:1 большой треугольник, 1 большой и 1 маленький прямоугольники и
1 маленький четырехугольник (труба).

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Я вижу, что вы прекрасно справились с заданием. Незнайка тоже
выполнил это задание. Вот что у него получилось. Посмотрите на его домик. Что
скажете?

Учитель показывает чертеж Незнайки (Рисунок 2).

Рисунок 2

Дети: Незнайка вместо большого прямоугольника взял большой
четырехугольник.

Учитель: Но Незнайка утверждает, что он выбрал фигуру правильно. Он
говорит, что в этой фигуре 4 угла. (Считают хором углы) А также угол № 1 –
прямой. Проверим это утверждение. (1 или несколько учеников с помощью угольника
проверяют, что угол № 1 прямой). Значит прав Незнайка?

Дети: Нет, Незнайка не прав, данная фигура не является прямоугольником.

Учитель: Почему же? Ведь Незнайка нам объяснил, как он рассуждал, выбирая эту
фигуру.

Дети: Значит, незнайка допустил ошибку в рассуждениях.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какая же фигура может
называться прямоугольником. А, кроме того, мы с вами должны объяснить Незнайке,
в чем же он ошибся.

3. Открытие нового знания.

На доске – 5 различных четырехугольников (Рисунок3).

Рисунок 3

Учитель: Рассмотрите внимательно все геометрические фигуры. Что общего вы
видите во всех фигурах?

Дети: Все фигуры – четырехугольники. (Доказывают, считая углы и стороны
фигур.)

Учитель: Есть ли среди данных четырехугольников прямоугольники?

Дети: Прямоугольниками являются фигуры под № 1 и № 4.

Учитель: Какой вывод можем сделать?

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник.

Вывод появляется на доске.

Учитель: По каким признакам мы отличили прямоугольники от остальных
четырехугольников?

Дети: Если проверить с помощью угольника, то у четырехугольника все углы
прямые.

На доске появляется: «у которого все углы прямые.»

Учитель: Посмотрите на доску, там появилось предложение.

1-й ученик читает вслух: «Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все
углы прямые». Затем под руководством учителя дети хором читают определение.

Учитель: Но наш Незнайка все еще не понимает, в чем же он ошибся. Кто сможет
объяснить ошибку Незнайке?

Дети: Незнайка проверил только один угол четырехугольника, а для того, чтобы
сделать вывод, что перед нами прямоугольник, нужно проверить все углы: они все
должны быть прямыми.

4. Закрепление полученных на уроке знаний и умений.

4.1. Закрепление умения находить предметы прямоугольной формы в окружающей
обстановке.

Учитель: Ребята, Незнайка понял свою ошибку, он благодарит вас за помощь и
просит вас оглядеться в классе и назвать те предметы, которые имеют форму
прямоугольника.

Дети: Двери, окна, стены, потолок, пол, доска, столешница, учебник.

4.2. Отработка умения чертить прямоугольник на клетчатой бумаге.

Учитель: А теперь давайте попробуем начертить прямоугольник в тетради. Как
можно легко начертить прямоугольник в тетради?

Дети: Чертить по клеточкам, так как клеточки – тоже прямоугольники.

Учитель чертит на доске (клетчатой части), дети в тетрадях. Затем углы
прямоугольника проверяются угольником.

4.3. Закрепление умения находить прямоугольник среди четырехугольников.

Игра «Убери лишнюю фигуру»

На доске (или у каждого ребенка на парте) четырехугольники с разным
соотношением сторон, разного цвета, среди которых один не прямоугольник
(Рисунок 4):

Рисунок 4

Учитель: Рассмотрите четырехугольники и найдите лишний. Докажите свой выбор.

Дети: Коричневый четырехугольник – лишний, так как остальные –
прямоугольники.

Учитель: Докажите, что этот четырехугольник не является прямоугольником.

Дети: У него только 2 угла прямые, а прямоугольник – это четырехугольник, у
которого все углы прямые.

5. Повторение ранее изученного материала.

6. Объяснение домашнего задания.

7. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображены различные
геометрические фигуры (Приложение 1).

Задание: Среди данных фигур раскрась прямоугольники.

Конспект урока № 2. Существенные признаки квадрата

Цели:

  1. Познакомить детей с существенными признаками квадрата.
  2. Развивать у школьников умение находить предметы квадратной формы в
    окружающем мире, умение находить среди предложенных четырехугольников и
    прямоугольников квадраты, умение чертить квадрат на клетчатой бумаге.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет, одним из этапов которого является работа с геометрическим
материалом:

Читайте также:  Какие свойства у доктора

1. Какая фигура лишняя? (Рисунок 5)

Рисунок 5

2. Составь из двух треугольников прямоугольник. (Рисунок 6)

Рисунок 6

3. Дополни фигуру до прямоугольника. (Рисунок 7)

Рисунок 7

3. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Учитель: Знание какого свойства сторон прямоугольника помогло нам выполнить
последнее задание?

Дети: Противоположные стороны прямоугольника равны.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы видите на доске знакомый домик. Мы строили его для
Незнайки. Но сегодня у нас два домика. Сравните их. Что заметили? (Рисунок 8)

Рисунок 8

Дети: Во втором домике вместо прямоугольников использованы квадраты.

Учитель: А я утверждаю, что это прямоугольники: у них 4 угла, все углы
прямые, длины противоположных сторон равны.

Дети: Геометрические фигуры, использованные во втором домике, называются
квадратами.

Учитель: Чем же отличается квадрат от прямоугольника? На этот вопрос мы
должны сегодня ответить.

5. Открытие нового знания.

У каждого ученика на парте лежат прямоугольник и квадрат.

Учитель: Возьмите геометрические фигуры, которые лежат перед вами. Поднимите
и покажите мне квадраты. А теперь – прямоугольники. Не опускайте. Оглянитесь
вокруг. Все ли подняли одинаковые фигуры?

Дети: Кто-то поднял прямоугольник, кто-то квадрат, а кто-то обе фигуры.

Учитель: Кто из вас прав?

Дети: У квадрата 4 угла и все они прямые. Значит, квадрат – это
прямоугольник. Правы те, кто поднял обе фигуры.

На доске появляется запись: «Квадрат – это прямоугольник».

Учитель: Мы нашли сходства этих двух фигур, и выяснили, что обе фигуры –
прямоугольники. Есть ли у них отличия? Как их можно найти?

Дети: Если измерить стороны прямоугольника и квадрата, то получается, что у
прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.

На доске появляется запись: «все стороны равны».

Учитель: Кто сможет из записей на доске составить предложение.

Дети составляют определение квадрата: «Квадрат – это прямоугольник, у
которого все стороны равны».

Закрепление: выполнение № 1, стр. 31 («Найди среди этих четырехугольников
квадраты и выпиши их номера».)

6. Практическое применение полученных на уроке знаний и умений.

6.1. Развитие умения находить предметы квадратной формы в окружающей
обстановке.

Учитель: Подумайте и назовите предметы, имеющие форму квадрата, с которыми вы
встречаетесь в жизни.

6.2. Отработка умения чертить квадрат на клетчатой бумаге – выполнение № 3,
стр. 30.
(«Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2 см».)

Учитель чертит на доске, дети в тетрадях.

6.3. Закрепление умения отличать квадрат от других четырехугольников
(ромбов).

Игра «Убери лишнюю фигуру».

На доске 3 прямоугольника разного цвета, среди которых 2 квадрата и ромб.
(Рисунок 9):

Рисунок 9

Учитель: Как можно назвать все фигуры одним словом?

Дети: Четырехугольники.

Учитель предлагает измерить и сравнить стороны фигур. Учащиеся убеждаются,
что у всех четырехугольников стороны равны между собой. С помощью модели прямого
угла они находят четырехугольник, у которого углы непрямые.

Учитель: Какая фигура здесь лишняя?

Дети: Красная.

Учитель убирает красную фигуру.

Учитель: Как называют синюю и зеленую фигуры?

Дети: Квадраты.

Учитель: Как по-другому можно назвать их?

Дети: Прямоугольники.

Учитель: Почему красную фигуру нельзя назвать квадратом?

Дети: Потому что она не прямоугольник.

7. Повторение ранее изученного материала.

8. Объяснение домашнего задания.

9. Подведение итогов урока.

Игра «Назови имя».

Учитель вынимает из пакета фигуру и, не показывая ее классу, перечисляет ее
признаки. Учащиеся должны назвать «имя» этой фигуры.

У меня в руках фигура красного цвета, у нее 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.
Какая это фигура? (Четырехугольник.)

У меня синяя фигура из картона, у нее 4 стороны, 4 вершины, 4 угла, все углы
прямые. Как называют такую фигуру? (Прямоугольник.)

У меня четырехугольник, у которого два угла прямые. Можно ли этот
четырехугольник назвать прямоугольником? (Нет, так как в этом четырехугольнике
только два прямых угла, а у прямоугольника все углы прямые.)И т.д.

Источник

1. Диагонали прямоугольника равны.

2. Диагонали прямоугольника равны

3. Диагонали пересекаются в одной точке и делят его на 4 равных треугольника.

4. Площадь равна S=a*b, где а – длина стороны прямоугольника, a b – ширина

5. Периметр равен = a+b+a+b

Прямоугольник относится к одному из тех понятий, которому по определенным методикам дается явное определение, т.е. прямоугольник определяется как, четырехугольник у которого все углы прямые. Указанное определение лежит в основе распознания объектов, принадлежащих объему понятия прямоугольник в начальной школе.

Для того, чтобы дети распознали, является ли фигура прямоугольником, надо чтобы они прежде всего определили является ли фигура четырехугольником. Для этого они должны определить, обладает ли фигура следующими свойствами:

– все ли углы в четырехугольнике прямые

– равны ли в прямоугольнике противоположные стороны между собой

Если все эти условия выполняются, то фигура является прямоугольником.

23. Различные определения понятия «квадрат». Свойства квадрата. Определение понятия «квадрат» в начальном курсе обучения математике и алгоритм его использования при распознавании квадратов.

Читайте также:  С какими веществами сера проявляет окислительные свойства

Квадрат– это один из видов геометрических фигур, который подробно изучается в курсе математики в нач. шк.

В случае изучения квадрата, объем, раскрываемых существенных свойств этого понятия значительно более широк. Учащиеся знакомятся с целым рядом существенных свойств указанного понятия, а именно, что у квадрата:

– все стороны равны,

– все углы равны,

– чему равны периметр и площадь квадрата

– что квадрат – это вид прямоугольника.

Т.к. квадрат – это видовое понятие по отношению к понятиям «четырехугольник», «параллелограмм», «прямоугольник», «ромб», то соответственно квадрату можно давать различные определения в зависимости от родового понятия.

Квадрат – это параллелограмм, у которого соседние стороны равны и угол равен 900.

Квадрат – это прямоугольник, у которого соседние стороны равны.

Квадрат – это ромб, у которого угол равен 900.

Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны и угол равен 900.

Признаки квадрата:

1.если в четырехугольнике все стороны равны и каждый угол равен 900, то это– квадрат.

2. если в ромбе угол равен 900, то этот ромб – квадрат.

3. если в прямоугольнике соседние стороны равны, то этот прямоугольник – квадрат.

Т.к. – это и ромб, и прямоугольник, то он обладает всеми теми свойствами, которые присущи как прямоугольнику, так и ромбу, а т.к. квадрат еще является и параллелограммом, то он обладает и всеми свойствами, присущими параллелограмму.

Основные свойства квадрата:

1. диагонали пересекаются под прямым углом

2. диагонали квадрата равны

3. диагонали пересекаются в одной точке и делят его на 4 равных прямоугольных треугольника.

4. площадь равна а2, где а – длина стороны квадрата

5. периметр равен 4а

6. около квадрата можно описать и вписать окружность в него, причем центры вписанной и описанной окружности совпадут.

Квадрат относится к одному из тех понятий, которому по определенным методикам дается явное определение, т.е. квадрат определяется как прямоугольник, у которого все стороны равны.

Для того, чтобы дети распознали, является ли фигура квадратом, надо чтобы они прежде всего определили является ли фигура прямоугольником. Для этого они должны определить, обладает ли фигура следующими свойствами:

– является ли она четырехугольником

– все ли углы в четырехугольнике прямые

– равны ли в прямоугольнике все стороны между собой

Если все эти условия выполняются, то фигура является квадратом.

Объем существенных свойств квадрата, которые должны знать все дети независимо от системы, по которой они занимаются, указан в стандартах по математике для начальной школы. Вот некоторые из них:

· это четырехугольник

· в квадрате все стороны равны

· в квадрате все углы прямые

· периметр квадрата

· площадь квадрата (а х а)

В некоторых учебниках еще рассматриваются такие понятия как:

– диагональ квадрата

– ось симметрии квадрата.

Понятие площади геометрической фигуры и ее измерения. Равновеликие и равносоставленные фигуры. Измерение площади фигуры при помощи палетки. Примеры заданий из учебников математики для начальной школы.

Площадь – одна из наиболее распространенных скалярных величин, о которых дети имеют представление из практической жизни.

Под площадью следует понимать такую неотрицательную скалярную величину, которая для каждой фигуры определяется следующим образом:

· равные фигуры имеют равные площади;

· если фигура состоит из двух или нескольких частей, то ее площадь равна сумме площадей этих частей.

Измерить площадь какой-нибудь геометрической фигуры — значит узнать, сколько тех или иных квадратных единиц содержится в фигуре, площадь которой измеряется.

Для того, чтобы уточнить у учащихся представление о том, что такое площадь, им следует предлагать задания, в основе которых лежит сравнение площадей различных фигур визуальным способом, а также с помощью наложения и приложения.

Фигуры, у которых площади равны, называются равновеликими.

Постепенно детей следует подвести к тому, что чтобы сравнить площади фигур между собой, необходимо площади этих фигур измерить при помощи специальной единичной величины. Так у детей появляется знание о такой единице площади, как см2 .

С помощью контекстуально-остенсивного метода учитель формирует у учащихся представление о квадратном см, как о площади фигуры “квадрат”, сторона которого равна 1 см.

Далее детям предлагаются различные практические задания, при выполнении которых им нужно найти площадь той или иной фигуры с помощью мерки в 1 см2. Обычно это делается в виде подсчета количества квадратов со стороной 1 см, которые умещаются в измеряемой площади. Чтобы такого рода задание можно было осуществить, необходимо активно использовать наглядность, при чем как индивидуальную, так и коллективную.

Бывает очень полезно, чтобы дети изготовляли соответствующие мерки на таких уроках, как труд или рисование.

После ознакомления учащихся с такой мерой измерения площади как см2, следует не забывать познакомить детей с другими мерами площади: дм2, м2 и т.д. С помощью моделей дм2, м2 и т.д. можно составить четкие представления учащихся о том, в каких соотношениях находятся эти меры площади.

Читайте также:  Какие свойства не характерны для галогенов

Фигуры называются равносоcтавленными, если их можно разбить на соответственно равные части.

Т.к. существуют различные способы измерения фигур, то учащихся необходимо познакомить с измерением площади с помощью “палетки”. Палетка представляет собой прозрачное полотно, разделенное на квадраты. Чем площадь каждого из этих квадратов будет меньше, тем точность измерения будет выше. Такой инструмент можно предложить детям изготовить самостоятельно или с помощью учителя на уроках труда. Дальше подсчитываются квадраты, которые полностью уместились в границах измеряемой фигуры, затем те, которые уместились не полностью.

Измерение площади фигур с помощью палетки относится к так называемым прямым способам измерения площади.

Наложив палетку на прямоугольник, дети легко находят его площадь. Для этого они подсчитывают число квадратных см в одном ряду, потом считают число рядов и перемножают полученные числа. a*b(см2).

Полезно познакомить детей с правилами пользования палеткой при измерении площади произвольной фигуры.

Подсчитывается число полных квадратных сантиметров (пусть оно равно а). Затем подсчитывается число неполных квадратных сантиметров (пусть оно будет равно b) и делится на 2 (b/2). Площадь фигуры приблизительно равна а+b/2 (см2).

Кроме этого в школе рассматриваются и косвенные способы измерения фигуры, т.е. при помощи измерения тех или иных элементов фигуры, а потом нахождения площади с помощью формул. Так в частности дети учатся находить площадь такой фигуры как прямоугольник.

Детям предлагаются различные задания на нахождение площади для осознанного формирования у них представлений о площади.

Кроме указанных выше мер для измерения площади в отдельных методиках учащимся предлагается познакомиться со специфическими мерами площади: гектар, аршин и т.д. Ими удобно измерять площадь земельных участков.

3 ВОПРОС:Истомина 3кл.1ч.с.20.

Алгоритм вычитания многозначных чисел в десятичной системе счисления; теоретические факты, лежащие в их основе. Примеры заданий из учебников математики для начальной школы, раскрывающих теоретические основы данного алгоритма.

В начальной школе алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления известны под: сложением, вычитание, умножением, делением многозначных чисел в столбик.

В основе алгоритмов письменного сложения и вычитания лежат следующие теоретические положения:

1. Представление числа в десятичной системе счисления.

6145 = 6*103 + 1*102 + 4*10 + 5

Представление числа в десятичной системе счисления аналогом в начальной школе является разрядный состав числа.

2. Предлагая учащимся записать одно слагаемое под другим, а также вычитаемое, разряд под разрядом, мы тем самым раскрываем такие теоретические основы данных алгоритмов, как коммутативно-ассоциативное свойство сложения, а также правило вычитания числа из суммы и суммы из числа.

3. В основе сложения и вычитания многозначных чисел также лежит дистрибутивный закон умножения относительно сложения и вычитания соответственно.

4. Общее положение, лежащее в основе данных письменных вычислительных алгоритмов – табличные случаи сложения однозначных чисел.

Рассмотрим выше перечисленные теоретические положения на примере письменного вычитания:

468 – 237 (представление чисел в десятичной системе счисления) ===

=== (4*102 + 6*10 + 8) – (2*102 + 3*10 + 7) (правило вычитания суммы из числа) === (4*102 + 6*10 + 8) – 2*102 – 3*10 – 7 (правило вычитания числа из суммы + дистрибутивное свойство умножения относительно вычитания) ===

=== (4*102 – 2*102 ) + (6*10 – 3*10) + (8 – 7) (табличное сложение + дистрибутивное свойство умножения относительно вычитания) ===

2*102 + 3*10 + 1 (представление числа в десятичной системе счисления) ===

=== 231.

Для того, чтобы упростить указанную запись, представим эту запись “в столбик”.

Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел:

1. Pасписываем вычитаемое под уменьшаемым строго разряд под разрядом

2. Вычитание начинаем с разряда единиц:

если число единиц разряда единиц уменьшаемого больше или равно числу единиц разряда единиц вычитаемого, то производим вычитание, полученный результат записываем в разряд единиц разности и переходим к вычитанию в следующем разряде.

если число единиц разряда единиц уменьшаемого меньше числа единиц разряда единиц вычитаемого и число единиц в разряде десятков уменьшаемого ≠ 0, то уменьшаем число десятков в разряде десятков уменьшаемого на 1, увеличивая одновременно число единиц в разряде единиц уменьшаемого на 10. Производим вычитание, полученный результат записываем в разряд единиц разности и переходим к вычитанию в следующем разряде.

если число единиц в разряде единиц уменьшаемого меньше числа единиц разряда единиц вычитаемого и число единиц в разряде десятков, сотен, тысяч и т.д. = 0, то уменьшаем число единиц в первом из разрядов уменьшаемого, в котором число единиц отлично от 0, на 1, увеличиваем одновременно число единиц в тех разрядах уменьшаемого, где был 0, на 9, а число единиц в разряде единиц на 10. Производим вычитание, полученный результат записываем в разряд единиц разности и переходим к вычитанию в следующем разряде.

3. Производим вычитание в следующем разряде, повторяя один из трех описанных процессов

4. Процесс вычитания считаем законченным, если произвели вычитание из старшего разряда уменьшаемого.

3 ВОПРОС:Истомина 3кл.(ВЫЧИТАНИЕ В СТОБЛИК)

Источник