Какие свойства поколения в элегии дума
Вопросы и задания к стр. 271
1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познания, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».
3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.
4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Источник
Дума
Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
.. .И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».
Сложность авторской позиции в «Думе»
Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.
Значение слов и выражений
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Анализ стихотворения Дума
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
- анализ стихотворения ДУМА
- в чем сложность лермонтовской позиции в думе
- анализ стихотворения лермонтова дума
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?
Сохрани к себе на стену!
Источник
Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».
Значение слов и выражений
Грядущее будущее.
Бремя тяжесть.
Бездействие отсутствие действия.
Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.
Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
На этой странице искали:
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
- анализ стихотворения ДУМА
- анализ стихотворения лермонтова дума
- в чем сложность лермонтовской позиции в думе
- характеристика стихотворения дума
Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”
В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель – посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать
свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы.
“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты “позорно”, “постыдно”, “презренные”.
Значение слов и выражений
Грядущее – будущее.
Бремя – тяжесть.
Бездействие – отсутствие действия.
Постыдно равнодушны – безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы – рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум – добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение – чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая – насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Глоссарий:
– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
– анализ стихотворения ДУМА
– в чем сложность лермонтовской позиции в думе
– анализ стихотворения лермонтова дума
– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше…
- И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши…
«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.
Главная тема стихотворения
«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.
Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.
Созерцание прошлого, настоящего и будущего
«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.
Гражданский суд над современниками
Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.
Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.
Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.
После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение – результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.
Тема стихотворения «Дума» Лермонтова
Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.
Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия – смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.
Жанр стихотворения
«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.
Средства выразительности
Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.
Источник