Какие свойства поколения обнаружены в элегии дума
Вопросы и задания к стр. 271
1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познания, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».
3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.
4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Источник
Дума
Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»
В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколения, рождённого после Отечественной войны 1812 года, становление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.
Внутренняя политика Николая I была направлена на консервацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не совершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Если у поколения Пушкина была высокая цель — посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:
.. .И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историческую миссию в том, что оно должно служить для свержения самодержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чувство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию — презренные рабы.
«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».
Далее Лермонтов описывает конкретные черты, сформировавшиеся в поколении: иссушенный бесплодной наукой ум, страх пресыщения, боязнь осмеяния, двойственность мироощущения:
…И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».
Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.
Роль ораторского стиля в стихотворении
Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высокое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и общественно-политического содержания и оценочные эпитеты «позорно», «постыдно», «презренные».
Сложность авторской позиции в «Думе»
Сложность авторской позиции в «Думе» состоит в том, что Лермонтов сам относится к тому поколению, которое обличает, и сам, может быть, даже в большей степени, чем другие, является носителем описанных им качеств.
Значение слов и выражений
Грядущее — будущее.
Бремя — тяжесть.
Бездействие — отсутствие действия.
Постыдно равнодушны — безучастны настолько, что это безучастие вызывает чувство стыда.
Презренные рабы — рабы, достойные того, чтобы их презирали.
Иссушили ум — добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.
Пресыщение — чрезмерное насыщение.
Насмешка горькая — насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.
Анализ стихотворения Дума
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
- анализ стихотворения ДУМА
- в чем сложность лермонтовской позиции в думе
- анализ стихотворения лермонтова дума
- какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?
Сохрани к себе на стену!
Источник
В 9 классе на уроках литературы изучается стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума”. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Дума” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.
История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.
Тема – потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.
Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.
Жанр – лирическая исповедь с философским и гражданским пафосом, имеет сходство с элегией, сатирой, эпиграммой.
Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”.
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “добросовестный, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.
Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.
Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что неверящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать его в поэтической форме, родилось великолепное сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости.
Тема
Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.
Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.
Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь ведётся от второго лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Жанр
Жанр “Думы” можно определить как философско-гражданское лирическое стихотворение, оно близко к философской элегии или лирической исповеди гражданского характера. Есть в стихотворении и черты эпиграммы и сатиры. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.
Средства выразительности
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 61.
Источник
Дума
В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Жизнь, по его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума» (1838).
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
- Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
- Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
- В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?
- Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, на смешка, горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?
Элегия «Дума»
В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы». Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.
Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.
Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления2. На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» — «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.
Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров — «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.
Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.
Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.
Примечания
1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.
2 Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими мыслями.
© 2000- NIV
Источник