Какие свойства песка и глины

Какие свойства песка и глины thumbnail

                       Знакомство детей с основными свойствами песка и глины.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка., позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования помогают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Как показывает практика, знания,  полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, легче сделать все самому и оставить роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были  действия педагога,  ребенок быстро устает наблюдать за ними.

В начале занятий объясните ребятам, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывания. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формулируйте за ним выводы,

сделайте это совместно.

 Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Содержание опытов может стать основой для составления различных творческих, логических заданий.

Для проведения опытов нам нужны стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка ( можно использовать разноцветные стаканчики из – под йогурта, сметаны или плоские емкости – упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки. Лупы. Все это размещаем на небольшом подносе.

Во время прогулки разыскиваем небольшие палочки на земле или веточки, похожие на деревья. У каждого ребенка должно быть свое дерево. Кроме того надо приготовить песок и глину.

Песок не должен быть очень мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный).

Глину лучше взять природную, так как имеющая в продаже ,белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Где найти глину? В ближайшем кирпичном карьере, в канаве, в яме для погреба.

Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок? Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, – глина настоящая. Это важно, так как в природе глина и песок бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не дает желаемых результатов во время опытов.

Итак,  необходимый материал готов и мы начинаем исследования.

Опыты с глиной и песком.

Опыт № 1Возьмем стаканчик с песком и насыплем немножко песка на листочек бумаги. Легко ли сыпется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый, в отличии от глины.

Опыт № 2.Внимательно рассмотреть из чего состоит песок (из очень мелких зернышек песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи и чем отличаются? Одни дети отвечают, что похожи, а другие, что нет и не нужно их переубеждать. Важно в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассматриваем комочек глины. Видны ли  такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине –  слипшиеся, очень мелкие частички, Чем – то глина похожа на пластилин. Предложить детям рассмотреть растертую глину в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт №3. Во время проведения нужно быть осторожным, чтобы песчинки не попали детям в глаза. Чтобы избежать этого , можно проводить опыты в большой посуде. Положить посуду на бок, насыпать тонким слоем песок или глину и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставлена трубка для вдувания воздуха. Создайте в банке искусственный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.  Потом также подуем на комочки глины. Что же мы видим? Также ли они легко сдуваются, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненным песком и глиной.

Опыт № 4.Возьмем палочку и попробуем «посадить ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» и поэтому ее воткнуть ее легче. Мы ведь уже выяснили, что песок рыхлый.

Опыт № 5.Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Каким он стал? Потрогаем его. Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим,  как водичка впитывается быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается на глине Для большой наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика, и следить, в какой из них вода впитывается быстрее. Сажаем деревце во влажную глину. Легче сажать деревце во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах. Он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт №6. Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие. А что можно сделать из влажного песка?  Напомнить детям, когда они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич- из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать 2 кулича. Обратите внимание  их на то, что,  если налить много воды, получится не «тесто» для куличей, а «каша – малаша», Правда и с ней прият

Наблюдения на прогулке

  1. На прогулке обратите внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке?»
  1. Предложите детям сначала пройти по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
  1. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке.
  1. Внимательно исследуйте участки., на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи на песке или на глиняной почве? Проверяем это на нашем участке.
  1. В ветряную погоду понаблюдать за песком – уносит ли его ветер?
  1. Во время игры в песочнице аккуратно ссыпаем с совочка сначала мокрый, а затем сухой песок. Какой песок более сыпучий?
Читайте также:  Какие свойства в репейнике

Творческие задания

  1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда бы пригодилась только тем, кто не любит есть первое: вся вода бы просочилась через тарелку, и суп бы сразу превратился во второе блюдо.
  2. Многие ребята видели в медицинских кабинетах песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? (пусть дети объяснят свои ответы)
  1. В пустынях и полупустынях, где часто бывают пыльные и песчаные бури, обитают звери с необычными большими носами верблюды и сайгаки. Как вы думаете,  для чего им нужны такие носы – противогазы? Ветер поднимает песок , ион попадает в нос животным. Внутри большого горбатого носа воздух фильтруется, и песок оседает.
  1. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах-барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни  палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.
  1. Представьте, что вам нужно быстро выкопать нору, чтобы вам спрятаться от жары или от врагов. В каком месте это лучше сделать- с песчаной или с глиняной почвой? А если нужно, чтобы нора была прочной и не осыпалась, тогда где?
  1. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было грязи? Подумайте каким животным понравилось бы, что бы дорожки в парке песком, а каким не очень (например дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе- да)

Источник

Происхождение и способы добычи строительной
глины

Всех приветствую в очередной статье нашего блога «Песоконлайн.рф»!
Сегодня речь пойдет о таком нерудном материале, как строительная глина. Я расскажу Вам, где добывается глина, какой она может быть и какими свойствами обладает этот строительный материал. Также Вы узнаете, где используется глина человеком, каким образом и где ее можно купить. А начнем с общего описания данного строительного материала и его происхождения.

Происхождение и способы добычи строительной глиныПроисхождение и способы добычи строительной глины

Глина является разновидностью горной породы. Происхождение
глины можно описать, как процесс отложения полевых шпатов с последующим их
разрушением на глинистые минералы. Так происходит появление основной массы
глины на нашей планете. Также глина может откладываться на дне рек, морей и
океанов. По происхождению глину можно разделить на несколько групп. Давайте
перечислим эти группы глины:

  • Прибрежно-морская глина. Основным отличием данной группы глины может быть крупная величина зерен материала. Добывается данная группа по береговым линиям рек, озер, морей, заливов и так далее.
  • Лагунная глина. Образуется данная группа в морских лагунах, содержание солей в данных водах должно быть повышенным.
  • Шельфовая глина. Такая глина может образовываться при отсутствии течения и на глубине до 200 метров.
  • Озерная глина. Добывается преимущественно вблизи стоячих водоемов. Данная группа глины отличается повышенной огнеупорностью, так как содержит в себе необходимые для выполнения данных свойств минералы.
  • Остаточная глина. Получением такой глины является процесс выветривания горных пород различного состава.

Еще хочется добавить про происхождение глины то, что этот
материал по своей природе должен содержать мелкие частицы. Обычно они
составляют однородную массу.

Характеристики глины и ее свойства

Давайте подумаем, как можно охарактеризовать глину, как
материал. Если глина сухая, она является рассыпчатым огнеупорным
материалом.  Также может принимать
различные формы. Над засохшей глиной можно проводить некоторые манипуляции,
например, обтачивать и шлифовать ее.

Если глина содержит в себе воду, то такой материал может
принять любую форму. Глина обладает очень хорошей пластичностью. Из нее можно
лепить различные фигуры. Также влажная глина обладает рядом других
особенностей. Глина является отличным гидроизолятором. После ее насыщения
водой, она перестает пропускать воду.

Характеристики глины и ее свойстваХарактеристики глины и ее свойства

Свойства глины

Основными свойствами природной глины являются огнеупорность,
пластичность и водонепроницаемость. Эти свойства и сделали глину популярной в
строительной сфере.

Давайте подробнее разберем каждое свойство. Огнеупорность
глины позволяет использовать глину при создании печей и посуды. Пластичность
позволяет лепить из глины различные фигуры, а также глину можно использовать в
качестве кладочных и затирочных растворов. Водонепроницаемость позволяет глине
выступать в качестве гидроизоляционного слоя при прокладке трубопровода и
укладки плитки.

Далее предлагаю рассмотреть разновидности глины, как
нерудного материала. Виды могут иметь отличие в составе, местах происхождения и
свойствах.

Разновидности глины

Виды строительной глиныВиды строительной глины

Строительная глина. Данный вид глины может быть добыт на песчаных и речных месторождениях песка, гравия и глины. Используется обычно данный вид глины в приготовлении кладочных растворов.

Огнеупорная глина. Такой материал выдерживает большие температуры при обжиге. Может применяться в производстве кирпича и других изделий.

Красная глина. Красная глина хорошо используется в художественной лепке. На самом деле глина коричневая, но при воздействии температуры она может принимать белый или красный цвет.

Голубая глина. Такой вид глины используется в медицинских целях и приготовлении косметических средств.

Шамотная глина. Глина, которая относится к данному виду, нашла применение в производстве огнеупорного кирпича.

Это только основные разновидности строительной глины, на
самом деле видов глины намного больше, только они встречаются не во всех
регионах нашей страны. Мы перечислили виды глины, которые можно встретить
практически везде.

Области применения строительной глины

Строительная глина нашла применение в нескольких отраслях
строительства. Глину используют в разных видах и при разных условиях. Это
позволяют делать ее свойства. Благодаря своей огнеупорности она позволяет
создавать из нее изделия, которые способны выдержать большие температуры. А такие
свойства могут пригодится в разных отраслях.

Строительство из глины (саманное)

Строительство из глины (саманное)Строительство из глины (саманное)

Саманное строительство в наше время остается популярным в
теплых регионах нашей страны. Для возведения зданий используется кладка из
глины и дерева. Сооружения очень долго служат своим обитателям и сохраняют
тепло и приятные внутренние климатические условия. В таком строительном
процессе используется раствор строительной глины.

Использование глины для кладки печей

Использование глины для кладки печейИспользование глины для кладки печей

Строительная глина обладает пластичностью и огнеупорностью.
Такие свойства позволяют использовать ее при кладке печей. Это направления
использования глины известно человеку с давних времен. В наше время глина тоже
используется в кладке печей. Только обычно это готовые смеси из глины, которые
только нужно развести водой.

Использование глины как утеплителя

Использование глины как утеплителяИспользование глины как утеплителя

Использование глины, как утеплительного слоя известно, тоже
с давних времен. Сейчас таким способом утепляют дома, наверное, только южные
районы нашей страны. Так как в средней полосе или на севере такого утепления
будет недостаточно.

Где купить и сколько стоит самосвал, тонна,
куб глины?

Обычно карьерную глину можно приобрести с доставкой до
Вашего объекта или адреса самосвалом. Вы можете выбрать, сколько кубометров или
тонн строительной глины привезти. При осуществлении доставки необходимо
встретить водителя и удостовериться, что Вам привезли тот материал, и
количество его в кузове машины совпадало заявленному продавцом.

Читайте также:  Какими свойствами обладает хром

После подтверждения принадлежности товара, покажите водителю
место разгрузки и дождитесь, когда действия водителя будут завершены.

Как заказать самосвал строительной глины?Как заказать самосвал строительной глины?

Таким образом, заказать доставку строительной глины Вы
можете в нашей компании «Песоконлайн.рф». Для этого Вам необходимо позвонить по
телефону 8 800-700-02-44 или оставить заявку в любом разделе нашего сайта.

Как заказать самосвал строительной глины?

Если Вам необходимо заказать самосвал строительной глины с
доставкой, обращайтесь скорее к нашим специалистам! Вы получите советы
правильного выбора материала и Вас сориентируют по стоимости доставки и срокам
выполнения работ.

Вы можете заполнить необходимую информацию на сайте и
дождаться звонка, специалист скажет сколько будет стоить машина строительной
глины с доставкой до Вашего адреса и сориентирует по срокам и условиям
доставки.

Источник

Комитет по образованию городского округа Подольск

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 57 «Ладушки»

«Знакомство со свойствами песка и глины»

(подготовительная группа)

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Салопова В.А.

2019г.

“Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови… Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется…”
(Отрывок из сказки   “Чудесная кладовая” Ильина М. и Сегал Е.)

Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. В нашем дошкольном учреждении был разработан и реализован исследовательско-творческий проект “Изучаем почву”, в ходе которого решались задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию экспериментальной деятельности в детском саду. В рамках этого проекта дети подготовительной группы участвовали в интегрированной ООД “Познание. Формирование целостной картины мира” по теме: “Знакомство со свойствами песка и глины”. Практическое использование данной разработки позволит педагогам сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта – почвы, свойствах песка и глины.

Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

  • образовательные: расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, микроскопы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, ознакомить с экспонатами Музея песка и глины; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
  • развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
  • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.

Материалы и оборудование: стол для воспитателя, 9 столов, стулья, глобус, физическая карта России, черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо), модель земли-почвы из 4-х слоев в круглом аквариуме; презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение, две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук; ширма с вешалками и фартуками для воспитателя и детей; на столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках; на столе: большая и маленькая лупы, одноразовые белые тарелочки, 2 больших стеклянных стакана с песком и глиной, маленькие стаканы с песком и глиной, одноразовые стаканчики с водой, микроскопы с образцами песка и глины, для иллюзии “ветра”: стеклянные колбы и трубочки для коктейля, для свойств сыпучести и рыхлости: тарелочки с песком и глиной, одноразовые тарелочки, пластмассовые палочки, для рисования на песке: демонстрационный стол с кварцевым песком, для лепки: влажный песок, мягкая глина 3-х видов; образцы вылепленных цветов, трубочки, доски для лепки, влажные салфетки. для Музея песка и глины: стеллажи с демонстрационными полками, с надписью “Музей песка и глины”, иллюстрации, предметы: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка, песочные часы.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.

Методы и приемы:

Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, рассматривание экспонатов Музея глины и песка.

Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.

Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.

Игровые: игра-театрализация с игрушками Магистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.

Материалы и оборудование на разных этапах ООД:

Вид деятельности

Материалы, оборудование:

1.

Вводная часть. Организационный момент.

Сюрпризный момент.

Глобус, физическая карта России, черный ящик, в котором песок, глина, письмо, модель земли-почвы с 4 слоями в круглом аквариуме. Презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение.

2.

Введение в проблему.

Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук. Ширма с вешалками и халатами.

Белый халат для воспитателя, белые халаты для детей.

3.1

Практическо -исследовательская часть.

Опыты 1, 2. Прозрачность, цвет

На 1 столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках, таблички “песок” и “глина”

3.2

Опыт 3. Запах материалов.

На 1 столе: образцы песка и глины.

3.3

Опыты 4.

Из чего состоят сухие песок и глина

На 2 столе: для воспитателя – большая и маленькая лупа; для детей – лупы; одноразовые белые тарелочки, песок и глина.

3.4

Опыт 5. Взаимодействие в водой.

На 2 столе:

для воспитателя – 2 стеклянных стакана с песком и глиной, сосуд с водой, для детей: стеклянные стаканчики с песком и глиной – одноразовые стаканчики с водой.

3.5

Опыт 6. Наблюдение через микроскоп.

На 3 и 4 столах: лупы и терелочки с образцами песка и глины.

3.6

Опыт 7. Сыпучесть.

Для воспитателя и детей: в стаканчиках песок и глина., одноразовые тарелочки – 9 шт.

3.7

Опыт 8. “Ветер”.

На 5 столе: для воспитателя и детей – стеклянные колбы и трубочки для коктейля (для выдувания)

3.8

Опыт 9. Рыхлость.

Тарелочки с песком и глиной, пластмассовые палочки.

4.

а) Рисование кварцевым песком.

б) Лепка из песка и глины.

Демонстрационный стол с кварцевым песком, разноцветная мягкая глина 3-х видов, трубочки, образцы цветов из глины

5.

Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины

Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук.

Читайте также:  Какие особенности строения и свойств воды

Ход ООД

Вводная часть.  Организационный момент.

-Ребята, дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети…
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети… (Земля)

– Ребята, что означает слово “земля”? (Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения…)

–  Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим… Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?

Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.) Правильно, земля бывает разная. Она состоит из нескольких слоев (Показывает модель почвы из 4-х слоев.)

– От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.) Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем? (Обращает внимание детей на черный ящик.) А может ответ на вопрос находится в этом ящике? Внимание!  ящик. (Дети отгадывают загадки.)

Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

– Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)

… Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию… Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья

– Итак, внимание на экран… Презентация

Введение в проблему. Создание игровой ситуации.

– Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие с новыми друзьями. Один из них – представитель из страны песка. Значит, его страна называется … (песочная). И зовут его Магистр Песочных наук. А другой – гость из страны глины. Значит, его страна называется … (глиняная). Его зовут Профессор Глиняных наук.

– Ребята, с нашими героями произошла забавная история. Встретились они друг с другом и стали спорить: кто из них важнее. Давайте поможем им решить спор. Мы с вами отправимся в лабораторию, где будем исследовать песок и глину. А потом ответим на вопрос: кто из наших друзей главнее.

Прежде чем отправиться в лабораторию немного разомнемся:

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – и вмиг я глиной стану,

Может к обуви пристану,

 Если дождик во дворе,

Не ходите вы по мне!

Три – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы!

Крепкие ребята,

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

Пять – почва – -верхний слой, дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, кусты, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Итак, надеваем специальную одежду фартуки и шапочки, и идем в лабораторию.

Практическо-исследовательская часть.

Опытническая деятельность в лабораториях

Опыт 1. На столе, на тарелочках лежат песок и глина. Видите-ли вы дно тарелки? (Нет.) Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)

Опыт 2. Какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От минералов, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.

Опыт 3. Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)

Опыт 4. Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из зернышек-песчинок, а глина из комочков разного размера.)

Опыт 5. “Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. (Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)

Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.) В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

Опыт 6. Палочку воткнуть в песок и глину. Вывод: палочка легко втыкается в песок, т.к. он рыхлый, в глину – с трудом, т.к .она вязкая, липкая.

Опыт 9. Высыпать из стаканчиков на тарелочку песок и глину. Что высыпалось легче и почему?

Вывод: песок высыпается легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т.к. она слипается комочками)

Опыт 7. Как песок или глина дружат с водой? (Налить воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну.

Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.)

Опыт 8. Почему песок впитывает воду быстрее глины?

(Дети через лупу рассматривают песок и глину.)

Вывод: у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.)

Практическо-художественная часть.

Рисование и лепка в лаборатории №3.

3-лаборатория “Творцы”

Опыт 10.

– Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)

– Можно ли лепить из песка и глины?

Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.

Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины

Воспитатель (обращается к игрушкам Магистру Песочных наук и Профессору Глиняных наук): Друзья, сегодня наши дети побывали в лабораториях и исследовали свойства песка и глины. Теперь они вам расскажут, что они узнали нового об этих материалах.

(Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине…”.)

– Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете? (Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.)

Воспитатель и дети снимают одежду для опытов и покидают лабораторию.

Воспитатель: Дети, наши персонажи остались довольны вашими рассказами. Они приглашают вас совершить экскурсию в “Музей песка и глины”. Там они с вами побеседуют о значении материалов в жизни человека.

Воспитатель благодарит детей. Магистр Песочных наук и Профессор Глиняных наук прощаются.

Приложение № 1

Последующая работа – экскурсия в “Музей песка и глины”.

Дети рассматривают экспонаты Музея, закрепляют свойства песка и глины, называют сферы деятельности человека, где применяется песок и глина.

Применение песка и глины:

Где используется песок

Где используется глина

В производстве стекла.

В производстве форфора, фаянса (тарелок, чашек, ваз).

В строительстве. Песок добавляют в цемент для производства кирпича.

В производстве керамической посуды (кувшинов, горшков, ваз). Изделия из глины прочные и долговечные.

В цветоводстве.

При изготовлении кирпича.

В психологии и работе с детьми как песочная терапия.

В строительстве. Глина – хороший строительный материал. Долго сохраняет тепло. Глиной утепляют потолки.

Для здоровья полезно ходить босиком по песку.

В строительстве используется как гидроизолятор.

В художественном творчестве – рисовании кварцевым песком и на песке.

В производстве облицовочной плитки и черепицы.

В лепке – создании песочных скульптур, лабиринтов, панно.

В косметике – маски и з глины.

<