Какие свойства персонажей раскрывает островский
Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача – открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.
Характеристика героев «Гроза»
Главные герои
Кабаниха | Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве. |
Тихон Кабанов | Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями. |
Катерина | Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством. |
Второстепенные персонажи
Варвара | Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих. |
Кудряш | Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка. |
Кулигин | Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться. |
Савел Прокофьевич Дикой | Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей. |
Борис | Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве. |
Феклуша | Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости. |
Глаша | Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания. |
В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Источник
Жизнь и творчество А.Н. Островского
Тест
1. А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды. Какой именно?
А. Помещичье-дворянской
Б. Купеческой
В. Аристократической
Г. Народной
2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал Островский?
А. «Москвитянин»
Б. «Современник»
В. «Отечественные записки»
Г. «Библиотека для чтения»
3. Высшим критерием художественности Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»?
А. Особое свойство литературных произведний, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
Б. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
В. Проявление в произведении национальной народной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
4. Статью «Тёмное царство» написал
А. Н.Г. Чернышевский
Б. В.Г. Белинский
В. И.А. Гончаров
Г. Н.А. Добролюбов
5. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза»?
А. Комедия
Б. Драма
В. Трагедия
Г. Трагикомедия
6. Основной конфликт в пьесе «Гроза» – это:
А. Конфликт между поколениями (Тихон и Кабаниха)
Б. Конфликт между свекровью и невесткой
В. Столкновение самодуров и их жертв
Г. Конфликт между Катериной и Тихоном
7. Какие герои с точки зрения конфликта являютс я главными в пьесе?
А. Борис и Катерина
Б. Катерина и Тихон
В. Дикой и Кабаниха
Г. Кабаниха и Катерина
8. Какому герою принадлежат слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе», характеризующие «тёмное царство»:
А. Феклуше
Б. Кудряшу
В. Кулигину
Г. Борису
9. Яркими представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):
А. Тихон
Б. Дикой
В. Кабаниха
Г. Кулигин
10. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы:
А. Тихон
Б. Варвара
В. Феклуша
Г. Кабаниха
11. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор?
А. Катерину Кабанову
Б. Тихона Кабанова
В. Варвару Кабанову
Г. Бориса
12. Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
А. Варвару
Б. Катерину
В. Тихона
Г. Кулигина
13. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины является, по мнению Добролюбова, проявлением:
А. Духовной силы и смелости
Б. Духовной слабости и бессилия
В. Моментного эмоционального взрыва
14. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:
А. «Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
Б. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живёте! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
В. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
А. Кабаниха
Б. Феклуша
В. Катерина
15. В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):
А. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечиями.
Б. Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика.
В. Мещанско-купеческое просторечие, грубость.
Г. Литературная лексика 18-го века с ломоносовско-державинскими тенденциями.
1. Катерина
2. Кулигин
3. Кабаниха
4. Дикой
16. Найдите соответствие приведённых характеристик героям пьесы:
А. «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Б. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заел(а) совсем».
1. Кабаниха
2. Дикой
17. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие:
«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетла».
А. Варвара
Б. Катерина
В. Феклуша
Г. Глаша
18. А.Н. Островски тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были поставлены почти все пьесы драматурга. Как называется этот театр?
А. Художественный театр
Б. Малый театр
В. Театр «Современник»
Г. Большой театр
Ключ к тесту
1. Б
2. А
3. А
4. Г
5. Б
6. В
7. Г
8. В
9. Г
10. Б
11. А
12. Б
13. А
14. А-В, Б-Б, В-А
15. А-3, Б-1, В-4, Г-2
16. А-2, Б-1
17. Б
18. Б
Источник
Борис
Григорьевич – племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных
героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан,
забит…»
Борис – добрый, хорошо образованный
человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре
слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на
наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не
будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б.
неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только
мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже
мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи
вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Б. нет, поэтому он не в облегчить
страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.
Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно
сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не
хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря
на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип
– «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Эта героиня легко приспосабливается к законам «темного
царства», легко обманывает всех окружающих. Это сделалось для нее привычным. В.
утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не
обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
В. хитрила, пока было возможно. Когда же ее стали на
замок запирать, она убежала из дому, нанеся Кабанихе сокрушительный удар.
Дикой
Савел Прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города
Калинова.
Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над
людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой
старших, вот ты и куражишься», – объясняет Кабаниха поведение Д.
Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих:
«Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Д. трудно не рассердить.
Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую
минуту.
Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не
стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит»,
«аспид».
Но «нападает» Д. только на людей слабее себя, на тех,
кто не может дать отпор. Зато Д. побаивается своего конторщика Кудряша, который
слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее Д. уважает, больше того, она
единственная, кто понимает его. Ведь герой иногда и сам не рад своему
самодурству, но ничего не может с собой поделать. Поэтому Кабаниха считает Д.
слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет и принадлежность к патриархальному
строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений
вокруг.
Кабаниха – Не
признавая изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности,
Кабаниха нетерпима и догматична. Она «узаконивает» привычные формы жизни как
вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или
малом законы быта. Являясь убежденной сторонницей неизменности всего уклада
жизни, «вечности» общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения
каждого человека, занимающего свое место в этой иерархии, Кабаниха не
признает правомерности индивидуальности различий людей и разнообразия жизни
народов. Все, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова,
свидетельствует о «неверности»: люди, живущие не так, как калиновцы, должны
иметь песьи головы. Центр вселенной — благочестивый город Калинов, центр
этого города — дом Кабановых, — так характеризует мир в угоду суровой хозяйке
бывалая странница Феклуша. Она же, замечая происходящие в мире изменения,
утверждает, что они грозят «умалением» самого времени. Всякое изменение
представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключа- ющей
общение людей жизни. Смотрят в окна, по ее убеждению, из дурных, греховных
побуждений, отъезд в другой город чреват соблазнами и опасностями, потому-то
она и читает бесконечные наставления Тихону, который уезжает, и заставляет его
требовать от жены, чтобы она в окна не смотрела. Кабанова с сочувствием слушает
рассказы о «бесовском» нововведении — «чугунке» и утверждает, что никогда не
поехала бы по- ездом. Утратив непременный атрибут жизни — способность
видоизменяться и отмирать, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабанихой,
превратились в «вечную», неживую, совершенную в своем роде, но
бессодержательную форму
Катерина- же неспособна воспринимать обряд вне
его содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги —
все, что в среде калиновцев, и в особенности в доме Кабановых, превратилось во
внешне соблюдаемый набор обрядов, для Катерины или полно смысла, или
невыносимо. Из религии она извлекла поэтический экстаз и обостренное чувство
нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится
в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в
луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи,
настенной росписи она усвоила образы, виденные ею на миниатюрах и иконах:
«храмы золотые или сады какие-то необыкно- венные… и горы и деревья будто не
такие, как обыкновенно, а как на образах пишут» — все это живет в ее сознании,
превращается в сны, и она уже видит не живопись и книгу, а мир, в который
переселилась, слышит звуки этого мира, ощущает его запахи. Катерина несет в
себе творческое, вечно живое начало, порожденное непреодолимыми потребностями
времени, она наследует творческих дух той древней культуры, которую стремится
превратить в бессодержательную форму Кабаниха. Катерину на протяжении всего
действия сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица,
и ей снятся сны о полете, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя
мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять ее с
собой, увезти
Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.
Этот образ по-своему указывает на конец патриархального
уклада. Т. уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но,
в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти
против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Что ее слушать-то! Ей
ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей
пропущай!»
Т. – незлой, но слабый человек, он мечется между
страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так,
как того требует Кабаниха – сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене
свою власть, ему нужна теплота и ласка: «Зачем же ей бояться? С меня и того
довольно, что она меня любит». Но этого в доме Кабанихи Тихон не получает. Дома
он вынужден играть роль послушного сынка: «Да я, маменька, и не хочу своей волей
жить! Где уж мне своей волей жить!» Его единственная отдушина – это поездки по
делам, где он забывает все свои унижения, топя их в вине. Несмотря на то, что
Т. любит Катерину, он не понимает, что происходит с его женой, какие душевные
муки она испытывает. Мягкость Т. – одно из его отрицательных качеств. Именно
из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может
облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к
измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в
землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль
тронуть». Только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери,
публично обвиняя ее в гибели Катерины. Именно этот бунт при людях наносит
Кабанихе самый страшный удар.
Кулигин –
«мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле» (т. е. вечный
двигатель).
К. – натура поэтическая и мечтательная (восхищается
красотой волжского пейзажа, например). Первое его появление ознаменовано
литературной песней «Среди долины ровныя…» Это сразу же подчеркивает книжность
К., его образованность.
Но в то же время технические идеи К. (установка в
городе солнечных часов, громоотвода и т. д.) явно устарели. Эта «устарелость»
подчеркивает глубинную связь К. с Калиновом. Он, конечно же, «новый человек»,
но сложился он внутри Калинова, что не может не сказаться на его мироощущении и
жизненной философии. Главное дело жизни К. – мечта об изобретении вечного
двигателя и получение за него миллиона от англичан. Этот миллион «антик, химик»
Калинова хочет потратить на родной город: «работу надо дать мещанству-то». А
пока К. довольствуется более мелкими изобретениями на благо Калинова. На них он
вынужден постоянно выпрашивать деньги у богатых людей города. Но они не
понимают пользы изобретений К., высмеивают его, считая чудаком и сумасшедшим.
Поэтому кулиговская страсть к творчеству остается нереализованной в стенах
Калинова. К. жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и
бедности, но ни в чем не может им помочь. Так, его совет простить Катерину и
больше не поминать о ее грехе невыполним в доме Кабанихи. Этот совет хорош, он
исходит из гуманных соображений, но не учитывает характеры и убеждения
Кабановых. Таким образом, при всех положительных качествах К. – натура
созерцательная и бездейственная. Его прекрасные мысли никогда не перерастут в
прекрасные действия. К. так и останется чудаком Калинова, его своеобразной
достопримечательностью.
Феклуша —
странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих
домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические
персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету
поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т.
п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда
помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь
предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли,
своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют.
Островский, не любивший суеверий и ханжеских проявлений религиозности, всегда
упоминает о странниках и блаженных в иронических тонах, обычно для
характеристики среды или кого-либо из персонажей (см. особенно «На всякого
мудреца довольно простоты», сцены в доме Турусиной). На сцену такую типичную
странницу Островский вывел один раз — в «Грозе», и небольшая по объему текста
роль Ф. стала одной из самых знаменитых в русском комедийном репертуаре, а
некоторые реплики Ф. вошли в обиходную речь.
Ф. не участвует в действии, не связана непосредственно
с фабулой, но значение этого образа в пьесе весьма существенно. Во-первых (и
это традиционно для Островского), она — важнейший персонаж для характеристики
среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова.
Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к
миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.
Впервые появляясь на сцене сразу после рассказа
Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова и непосредственно перед выходом
Ка-банихи, нещадно пилящей сопровождающих ее детей, со словами «Бла-а-лепие,
милая, бла-а-ле-пие!», Ф. особо хвалит за щедрость дом Кабановых. Таким образом
получает подкрепление характеристика, данная Кабанихе Кулигиным («Ханжа,
сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
Следующий раз мы видим Ф. уже в доме Кабановых. В
разговоре с девушкой Глашей она советует присматривать за убогой, «не стянула
бы чего», и слышит в ответ раздраженную реплику: «Кто вас разберет, все вы друг
на друга клеплете». Глаша, неоднократно высказывающая ясное понимание хорошо ей
известных людей и обстоятельств, простодушно верит рассказам Ф. о странах, где люди
с песьими головами «за неверность». Это подкрепляет впечатление, что Калинов
являет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Впечатление это
еще более усиливается, когда Ф. начинает рассказывать Кабановой о Москве и
железной дороге. Разговор начинается с утверждения Ф., что настают «последние
времена». Примета этого — повсеместная суета, спешка, погоня за скоростью.
Паровоз Ф. называет «огненным змием», которого стали запрягать для скорости:
«другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и
называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает.
Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат». Наконец, она сообщает, что
и «время-то стало в умаление приходить» и за наши грехи «все короче и короче
делается». Апокалиптические рассуждения странницы сочувственно слушает
Кабанова, из завершающей сцену реплики которой становится ясно, что она
осознает надвигающуюся гибель своего мира.
Имя Ф. стало нарицательным для обозначения темной ханжи,
под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.
Источник