Какие свойства пейзажной лирики

Какие свойства пейзажной лирики thumbnail

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

красивая картина природы

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика – это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика – это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика – это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Саврасов "Весна"

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики – описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна – с утром, рождением и молодостью; лето – с днем, юностью; осень – с вечером, зрелостью, старостью; зима – с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век – золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие “певцы природы” – Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах “крестьянский певец” – Сергей Есенин.

Какие свойства пейзажной лирики

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении “Летний дождь”. Оно очень нравится детям.

Золото, золото падает с неба!» –

Дети кричат и бегут за дождем…

– Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении “Зима”. С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными – состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева “Сельская песня”. В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Поэт показывает, что весну “принесла” из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

чудесная зима

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении “Зимнее утро”. Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение “Зимний вечер”.

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение “Птичка”, лету – “Туча”. Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда “лес роняет багряный свой убор…”

Какие свойства пейзажной лирики

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: “Еще весны душистой нега…”, “Весенние мысли”, “Весенний дождь”.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • “Первый лист”.
  • “Весенняя гроза”.
  • “Весна”.
  • “Неохотно и несмело…”.
  • “В небе тают облака”.
  • “Как весел грохот летних бурь…”.
  • “Есть в осени первоначальной…”.

Айвазовский "Закат"

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: “Нежданная весна”, “На озере”, “Фиалка”, “Сверху сумерки нисходят”. Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон “Дождь”.
  • Джордж Арнольд “Сентябрь”.
  • Джон Китс “Осень”.
  • Ральф Уолдо Эмерсон “Снежная буря”.
  • Роберт Фрост “Березы”.

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – семь мужиков-правдоискателей, поспоривших о счастливцах на Руси, которых не сыскать среди крестьян, но спорщики предполагают, что «живется весело, вольготно» помещикам, чиновникам, священникам, купцам, вельможным людям и царю.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, они отправляются на поиски «счастливцев», решив не возвращаться домой, «покуда делу спорному решения не найдут». Эти семеро мужиков представляют собой единое целое, поэтому отдельно о каждом почти ничего не говорится. О Романе ничего не сказано, Демьян слыл «грамотным»,умея читать по слогам, Луку считали упрямым, речистым и глупым, братья Губины – любители выпить, занимались лошадьми, Пахом – догадливый старик, пчеловод; крепкий мужик Пров был угрюмым, суровым. Эти мужички представляют собирательный образ русского крестьянина у Некрасова, в котором без идеализации переданы темнота, забитость и бедность всего русского народа. Да и названия населенных мест говорит об убогом положении крестьян по всей России: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, волость Пустопорожняя, деревни Заплатово, Разутово, Дырявино, Неурожайка, Неелово, и многие другие.

Путешествуя, мужички встречают массу людей, рассказывающих свои истории в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые». В этих рассказах откровенно и без прикрас представлена крестьянская жизнь. Почти за каждой фразой возникает характер, сюжет или личная драма. Наиболее яркими образами стали такие, как Яким Нагой или Ермил Гирин.

Особое место занимает образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной, которая поведала о своей судьбе семерым странникам в главе «Крестьянка». Много испытаний и горя выпало на долю этой красивой тридцативосьмилетней женщины, которую окрестили счастливицей и прозвали губернаторшей. Выросшая в хорошей, работящей, непьющей семье, она рано была отдана замуж, попав с «девичьей холи» в кромешный ад мужниной семьи, где она стала «последней рабой», на которую взвалили самую тяжелую работу. Когда погиб ее первенец Демушка, которого по недосмотру столетнего деда Савелия загрызли свиньи, чуть не тронулась рассудком. Но вырастила пятерых сыновей. Страдала от суеверной родни, оттого, что вопреки приметам младенца кормила грудью в пост, в Рождество надела чистую рубашку, за что ее обвинили в неурожае и чуть не забили насмерть. За сынишку Федота, пастушка, не отнявшего у волчицы овцу, приняла наказание. В голодный год мужа забрали в рекруты, и она с ребятишками вынуждена была просить подаяние. Решившись на отчаянный шаг, пошла хлопотать за мужа к губернатору. Лишь благодаря заступничеству и жалости губернаторши, ей удалось вернуть мужа в семью и избежать горькой участи.

Некрасовым создан глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование.

Из рассказа Матрены Тимофеевны ходоки узнали о судьбе деда Савелия, который жил уединенно, проводя время в молитвах. Огромный, сгорбленный, с седой гривой Савелий прозван клейменным и каторжным. Он отбыл 20 лет в каторге за то, что управляющего немца Фогеля, сделавшего существование крестьян невыносимым, закопал заживо с девятью подельниками. Этот каторжанин назван святорусским богатырем за недюжинную силу духа, он представлен в поэме Некрасова народным заступником, хотя «клейменый, да не раб». Но протест Савелия – это бунт, ведь «у мужиков на супостатов есть топоры», которые, лишь благодаря долготерпению, «молчат до поры». Даже вернувшись с каторги, Савелий не утратил величия своего духа, презирая покорность и раболепство крестьян перед господами.

В поэме появляется еще один образ народного заступника– молодого Гриши Добросклонова, сына сельского дьячка, который обладает даром повести за собой людей. Он рано определил для себя цель – учиться и служить для счастья «убогого и темного родного уголка» ради спасения страждущих и терпящих лишения и притеснения.

Сатирически переданы в поэме образы помещиков, о которых узнаем из рассказов крестьян. Привыкший властвовать в своей усадьбе, где все ему «покорствовали» и не смели противоречить, а он мог казнить и миловать, ведь законом было его желание, крепостник Оболт-Оболдуев своим кулаком вершил правосудие. Князь Утятин, прозванный «последышем», всю жизнь «чудил, дурил». Не смирившийся с отменой крепостного права, тронувшись умом, он отдает бестолковые распоряжения своим крестьянам: сторожем ставит глухонемого дурачка, пастуху велит запрещать мычать коровам и пр. Крестьяне по договору с родственниками барина притворяются крепостными и терпят его выходки, но остаются обманутыми, не получив награды.

Свое отношение к помещикам крестьяне определили в поговорке, что нужно «хвалить траву в стогу, а барина в гробу».

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Средства выразительности

Это произведение действительно богато разнообразными тропами, которые Некрасов также использует для того, чтобы показать народные мотивы:

  • Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая”, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.
  • Олицетворение – “ветер играючи расходится”.
  • Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

В то же время средства выразительности очень простые – да и откуда в полукрестьянской песне взяться сложным образам и фигурам речи?

Особую роль в произведении играет рефрен. Он отделяет его части одну от другой.

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Особенности языка повествования и речи героев, фольклорные мотивы в поэме

Изображая народную жизнь, Некрасов использует живую, яркую и образную речь. В поэме используются элементы фольклора: сказки, легенды, загадки, причитания, приметы и пословицы. В повествовании задан песенный ритм и включены как народные, так и авторские песни. Например, песня «Барщинная» из главы «Горькое время – горькие песни» является переработанной фольклорной, а песня Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о родина-мать» создана Некрасовым как образец гражданской лирики. Песни помогают передать тяжесть положения крестьян и развернуто показать картины их быта через праздники, свадьбы, крестины, жатву, похороны и пр. Названия песен говорят сами за себя: «Веселая», «Голодная», «Соленая», «Солдатская» и др.

Глеб Успенский назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой о «народе и для народа». Эпическое[8] повествование с использованием фольклорных жанров придает поэме неповторимый народный колорит.

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зеленый Шум.
История создания – Некрасов написал это стихотворение в 1863 году и в том же году оно было опубликовано в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция – произведение делится на четыре части, темы которых чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая – историю крестьянина. Части перебиваются рефреном.

Жанр – ролевая лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихиями и отсутствием рифмовки.

Эпитеты – “весенний шум”, “теплое солнышко”, “липа бледнолистая“, “белая березонька”, “зеленая коса”, “тростинка малая”, “высокий клен”.

Олицетворение – “ветер играючи расходится”.

Сравнения – “ольховая пыль подобна облаку”, “сады вишневые как будто облиты молоком”.

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник