Какие свойства памяти развиваются у детей и подростков

Какие свойства памяти развиваются у детей и подростков thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Память есть у всех живых существ на планете, но наиболее высокий уровень ее развития имеет человек. Память является особенность человека в формировании различных знаний, умений и навыков. Каждому возрасту человека соответствуют различные изменения в процессе формирования памяти. Кардинальные изменения в процессе памяти возникают именно в подростковом возрасте.

Проблема развития памяти подростков актуальна тем, что подростковый возраст – лучшее время для развития памяти. В настоящее время наш мир кипит от множества различной информации. Подросткам приходится учиться пользоваться этой информацией, выбирать нужное и многое запоминать.

Исходя из концепции П. Блонского, можно сделать вывод о том, что с возрастом память при усвоении используется все меньше. Если младший школьник запоминает понравившийся ему материал наизусть, то взрослые не расположены к заучиванию на память. Ухудшение памяти в подростковом возрасте, по мнению П. Блонского, не влияет на усвоение учебного материала, так как идет интенсивное развитие мышления.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с изменением памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер.

У подростков, в первую очередь, начинает активно развиваться логическая память. Они уже могут логически мыслить, заниматься самоанализом и теоретическими рассуждениями. Подростки начинают свободно размышлять на различные темы, которые практически не доступны интеллекту младшего школьника. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами. Как реакция на частое использование логической памяти, замедляется использование механической памяти. Так, вследствие этого, когда в школе появляется много новых учебных предметов и множество новой информации, у подростков начинаются проблемы с запоминанием. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного. У подростков изменяется, также, содержание запоминаемой информации. Подростку становится доступным запоминание абстрактного материала.

Как показывают исследования, процессы памяти в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы. Но нужно обратить внимание на то, что подростки начинают проявлять особое внимание на способы улучшения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания. В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом изменяется зависимость между памятью и мышлением. Если раньше мышления ребенка зависело от памяти, то в подростковом возрасте память обусловливается мышлением. Процесс запоминания сводится к процессу мышления, установление логических связей между элементами информации, которую необходимо запомнить, а припоминание заключается в воспроизведении материала за этими связями. Для подростков вспоминать – значит мыслить.

К достижению подростка старшего школьного возраста они начинают усваивать многие научные понятия и обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Благодаря этому начинает развиваться теоретическое и словесно-логическое мышление. Одновременно начинают интеллектуализироваться и другие познавательные процессы.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, который вначале являлся контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.

В подростковом возрасте высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы, также, появляется большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Разнообразной, высокоразвитой и богатой становится речь, мышление представляется во всех его видах: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они начинают функционировать уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Появляется возможность в научении подростков самым различным видам практической и умственной деятельности. Начинают формироваться и развиваться общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Проанализировав результаты проведенных методик (первичная диагностика развития памяти у подростков, узнавание фигур, определение кратковременной памяти), мы сделали вывод о том, что у подростков в современном мире достаточно хорошо развита кратковременная память. Общий уровень развития памяти у современных подростков тоже достаточно высок. Но, исходя из этого, также нужно сказать о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала. Память у каждого ученика развита по-разному и каждый воспринимает и кодирует информацию по возможности своей памяти.

Развивать память подростку очень важно и нужно. Одним из лучших способов является заучивание наизусть стихов и прозы. Начинать учить необходимо с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер теста и усложняя его. Прозу учить намного сложнее, поэтому к ее заучиванию стоит переходить, когда подросток уже освоил стихи. Необходимо, также, проверять – как долго в памяти остается выученное.

Хорошими способами для развития памяти являются изложение и сочинение. Подросток должен пытаться пересказывать близко к тексту. Или же, когда он пишет изложение, он старается использовать как можно больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то к улучшению может идти не только память, но и речь ребенка.

Помимо этих двух способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, необходимо произнести подростку 10 любых слов, логически никак не связанных друг с другом и попросить подростка произнести все, что он запомнил. В этом упражнении нормой считается 6 правильно произнесенных слов.

Источник

Па́мятьэто общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным

Развитие памяти у детей основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

Развитие памяти в подростковом возрасте происходит в направлении ее интеллектуализации Сравнительный анализ мнемической деятельности младших школьников и подростков показал широкий выбор у подростков приемов оп осередкованого запоминания и чаще их использование Они более осознанно, целенаправленно используют мнемические приемы А как известно, существует прямая зависимость между применением приемов по памяти овування, уровнем владения ими и производительностью запоминании и воспроизведенииння.

С возрастом изменяется зависимость между памятью и мышлением Если раньше мышления ребенка зависело от памяти, то в подростковом возрасте память обусловливается мышлением Процесс запоминания сводится к мысли ления, установление логических связей между элементами информации, которую необходимо запомнить, а припоминание заключается в воспроизведении материала за этими связями Для подростков вспоминать – значит мыслитьити.

19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Свойства речи:

1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют че­тыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом падготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребен­ка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий пери­од — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвер­тый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Мышление подростка.

В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышле­нием. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактнологически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рас­суждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все воз­можные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами – одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.

Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии – способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осо­знание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности.

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому мышление школьника качественно изменяется.

Суть изменения – в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане.

На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

— способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

— способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Важными новообразованиями когнитивной сферы становятся формирование формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте.

Подросток:

Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи;

– Способен на системный поиск решений;

– Способен проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи;

– Способен находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач;

– Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.

Память подростка.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. Улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; объем сохраненного в памяти материала; улучшается продуктивность памяти. Вместе с тем на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запомнить. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием и они жалуются на плохую память.

С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.

В младшем школьном возрасте между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.

Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями – уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Память подростков:

Становится более произвольной;

– Процессы запоминания поддаются организации и контролю;

– Увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти;

– Механическое запоминание уступает место логическому, осмысленному;

– Улучшается продуктивность запоминания;

– В памяти устанавливаются сложные ассоциации.

Внимание подростка.

По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.

В подростковом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой увеличиваются с возрастом. Вместе с тем, внимание подростка становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов – отсюда невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность, хроническая скука. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей.

Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в

регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у

подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная

впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений

различными предметами и видами деятельности.

Источник