Какие свойства памяти развиваются с возрастом
Примерно до двадцати пяти лет идет интенсивное развитие мозга человека, появляются множественные нейронные связи между его отделами. В этом возрасте достигается наибольшая эффективность и работоспособность.
Проблемы с запоминанием, переработкой и анализом информации, здоровый человек не испытывает. Трудности могут возникнуть, если одновременно решается большое количество задач.
Источник фото
В этом случае нормальным явлением можно считать трудность с запоминанием части поступающей для работы мозга информации. Такой феномен называется «клиповым мышлением», неспособностью длительно сосредотачиваться на выполнении одной задачи.
Но расстраиваться причины нет, периодическая рассеянность бывает у любого человека, все зависит от состояния гиппокампа, ответственного за формирование нашей памяти.
После тридцати лет способности головного мозга начинают утрачиваться. Его когнитивные функции ослабевают вместе с потерей массы, начинается процесс отмирания клеток коры. Время на решение задач увеличивается, ухудшается память.
Источник фото
У женщин этот процесс связан с гормональной перестройкой всего организма во время беременности.
Однако, частичное восстановление способностей также возможно спустя некоторое время после рождения ребенка. В этом возрасте уровень когнитивных способностей у мужчин несколько выше, чем у женщин.
В сорокалетнем возрасте с уменьшением размеров гиппокампа начинаются проблемы с краткосрочной памятью. Во многом этому способствует значительный объем информации, получаемый современным человеком из разных источников.
Источник фото
Мозг пытается освобождать область кратковременной памяти, чтобы иметь возможность работать с поступающим массивом данных. В этот период считается нормальным забыть что-то малозначительное, например, место, куда были положены ключи от машины.
Справиться с этой проблемой помогает выработка привычки хранить необходимые предметы в специально предназначенных местах.
У пятидесятилетних кровоснабжение отделов головного мозга ухудшается вместе с потерей эластичности и функциональности сосудов. Приходит пора перестройки синоптических связей, а вместе с ней и увеличением значимости зон, ответственных за долговременную память.
Источник фото
Человек анализирует информацию в значительной мере опираясь на полученный ранее жизненный опыт.
Женский организм переживает повторную гормональную перестройку. В этом периоде способности к запоминанию информации у них могут кратковременно снизиться, что не происходит с мужчинами, не испытывающими таких процессов.
В шестьдесят все труднее становится концентрироваться на одной мысли или действии. С разрушением нейронных связей между участками мозга, часть информации может оказаться недоступной.
Источник фото
Проявляется это внезапными провалами памяти, когда имя или слово вертится на языке, но вспомнить его никак не удается. В этом возрасте необходимо выработать привычку регулярного чтения, поддержания мелкой моторики путем хобби, например, вязания, собирания мозаик, вышивания.
Семьдесят лет – это период правления долговременной памяти. Концентрироваться человеку становится все труднее. Разница в уровне когнитивных способностей людей умственного труда в отличие от остальных проявляется все отчетливее.
Источник фото
В этом возрасте человек жив воспоминаниями, яркими образами, сформированными до тридцати лет.
После семидесяти память, способность анализировать и обрабатывать информацию сходит на нет.
Продолжительность перехода к деменции может быть разной, все зависит от степени мозговой активности и работоспособности в предыдущем периоде.
Источник фото
Но стоит сказать, что тренировать память необходимо в любом возрасте, в этом отлично могут помочь разнообразные увлечения и чтение.
Благодарю, что дочитали мою заметку до конца. Как сказано выше чтение продлевает период хорошей памяти. Удачи и бодрого настроения.
До новых встреч на канале Второе дыхание.
Спасибо за лайк и комментарий.
Источник
Мышление подростка.
В средних классах учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. И хотя подлинной зрелости такое мышление достигает на следующей стадии развития (в юношеском возрасте), тем не менее, основы его закладываются с 11-12 лет. Это выражается, прежде всего, в том, что у подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т. е. на основе общих посылок, абстрактно–логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку. Иными словами, подросток, в отличие от младшего школьника, начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем их проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами – одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии.
Другая отличительная особенность этого уровня развития мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии – способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
В целом усвоение научных понятии в школе само по себе создает ряд объективных условий для формирования у учащихся теоретического мышления, однако на практике оно формируется не у всех. В зависимости от успешности обучения на предшествующих этапах у учащихся может быть разный уровень его реальной сформированности.
При переходе от младшего школьного возраста к подростковому мышление школьника качественно изменяется.
Суть изменения – в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к абстрактно-логическому мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане.
На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
— способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
— способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Важными новообразованиями когнитивной сферы становятся формирование формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте.
Подросток:
– Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи;
– Способен на системный поиск решений;
– Способен проверять логическую эффективность подходов к решению новой задачи;
– Способен находить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач;
– Развиваются такие операции как классификация, аналогия, обобщение и др.
Память подростка.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. Улучшается запоминание словесного и образного материала, увеличивается быстрота запоминания; объем сохраненного в памяти материала; улучшается продуктивность памяти. Вместе с тем на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запомнить. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием и они жалуются на плохую память.
С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детстве память была одной из основных психических функций и в зависимости от нее строились все остальные психические процессы, то по мере развития ребенка память теряет свою доминирующую роль.
В младшем школьном возрасте между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти.
Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями – уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени обусловлен особенностями мыслительных процессов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Память подростков:
– Становится более произвольной;
– Процессы запоминания поддаются организации и контролю;
– Увеличиваются быстрота запоминания и объем материала, хранящегося в памяти;
– Механическое запоминание уступает место логическому, осмысленному;
– Улучшается продуктивность запоминания;
– В памяти устанавливаются сложные ассоциации.
Внимание подростка.
По сравнению с учениками начальных классов подростки демонстрируют колоссальные результаты в области тренировки внимания. После 12-13 лет они сознательно могут подолгу концентрироваться на неинтересном задании, удерживая внимание, сохраняя его интенсивность. Чем больше интересует подростка материал, тем проще ему будет продолжать оставаться внимательным.
Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности.
В подростковом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой увеличиваются с возрастом. Вместе с тем, внимание подростка становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов – отсюда невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность, хроническая скука. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Подросток сверхвнимателен по отношению к тому, что как-то связано с его актуальными потребностями, с поиском себя, с познанием своих способностей и возможностей.
Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в
регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у
подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная
впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений
различными предметами и видами деятельности.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Память есть у всех живых существ на планете, но наиболее высокий уровень ее развития имеет человек. Память является особенность человека в формировании различных знаний, умений и навыков. Каждому возрасту человека соответствуют различные изменения в процессе формирования памяти. Кардинальные изменения в процессе памяти возникают именно в подростковом возрасте.
Проблема развития памяти подростков актуальна тем, что подростковый возраст – лучшее время для развития памяти. В настоящее время наш мир кипит от множества различной информации. Подросткам приходится учиться пользоваться этой информацией, выбирать нужное и многое запоминать.
Исходя из концепции П. Блонского, можно сделать вывод о том, что с возрастом память при усвоении используется все меньше. Если младший школьник запоминает понравившийся ему материал наизусть, то взрослые не расположены к заучиванию на память. Ухудшение памяти в подростковом возрасте, по мнению П. Блонского, не влияет на усвоение учебного материала, так как идет интенсивное развитие мышления.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с изменением памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер.
У подростков, в первую очередь, начинает активно развиваться логическая память. Они уже могут логически мыслить, заниматься самоанализом и теоретическими рассуждениями. Подростки начинают свободно размышлять на различные темы, которые практически не доступны интеллекту младшего школьника. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами. Как реакция на частое использование логической памяти, замедляется использование механической памяти. Так, вследствие этого, когда в школе появляется много новых учебных предметов и множество новой информации, у подростков начинаются проблемы с запоминанием. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение. Осваиваются разнообразные мнемические приемы, а воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного. У подростков изменяется, также, содержание запоминаемой информации. Подростку становится доступным запоминание абстрактного материала.
Как показывают исследования, процессы памяти в подростковом возрасте еще не достаточно сформированы. Но нужно обратить внимание на то, что подростки начинают проявлять особое внимание на способы улучшения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
А. Н. Леонтьев изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. Он показал, что в раннем дошкольном и дошкольном возрасте происходит постепенное улучшение непроизвольного запоминания, причем быстрее, чем произвольного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непроизвольного и произвольного запоминания. В подростковом и юношеском возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом изменяется зависимость между памятью и мышлением. Если раньше мышления ребенка зависело от памяти, то в подростковом возрасте память обусловливается мышлением. Процесс запоминания сводится к процессу мышления, установление логических связей между элементами информации, которую необходимо запомнить, а припоминание заключается в воспроизведении материала за этими связями. Для подростков вспоминать – значит мыслить.
К достижению подростка старшего школьного возраста они начинают усваивать многие научные понятия и обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Благодаря этому начинает развиваться теоретическое и словесно-логическое мышление. Одновременно начинают интеллектуализироваться и другие познавательные процессы.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, который вначале являлся контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции.
В подростковом возрасте высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы, также, появляется большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Разнообразной, высокоразвитой и богатой становится речь, мышление представляется во всех его видах: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они начинают функционировать уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Появляется возможность в научении подростков самым различным видам практической и умственной деятельности. Начинают формироваться и развиваться общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Проанализировав результаты проведенных методик (первичная диагностика развития памяти у подростков, узнавание фигур, определение кратковременной памяти), мы сделали вывод о том, что у подростков в современном мире достаточно хорошо развита кратковременная память. Общий уровень развития памяти у современных подростков тоже достаточно высок. Но, исходя из этого, также нужно сказать о том, что не все ученики способны запомнить одинаковое количество материала. Память у каждого ученика развита по-разному и каждый воспринимает и кодирует информацию по возможности своей памяти.
Развивать память подростку очень важно и нужно. Одним из лучших способов является заучивание наизусть стихов и прозы. Начинать учить необходимо с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер теста и усложняя его. Прозу учить намного сложнее, поэтому к ее заучиванию стоит переходить, когда подросток уже освоил стихи. Необходимо, также, проверять – как долго в памяти остается выученное.
Хорошими способами для развития памяти являются изложение и сочинение. Подросток должен пытаться пересказывать близко к тексту. Или же, когда он пишет изложение, он старается использовать как можно больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то к улучшению может идти не только память, но и речь ребенка.
Помимо этих двух способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, необходимо произнести подростку 10 любых слов, логически никак не связанных друг с другом и попросить подростка произнести все, что он запомнил. В этом упражнении нормой считается 6 правильно произнесенных слов.
Источник