Какие свойства относятся к эстетическим
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.
Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.
Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.
Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей.
Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки.
Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.
Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта.
Понятие моды появилось в XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми проявлениями «массовой культуры» в середине XIX в.
Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий.
Мода является формой эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В широком и общепринятом значении мода — это «то, что красиво сегодня».
Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в XX в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких лет.
Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Он выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения и т.п. У стиля есть вполне конкретные признаки, «носители» — элементы композиции. Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция) и материал. Объединение осуществляется средствами художественной выразительности: контраст и нюанс, принцип подобия, отношения и пропорции, динамика и статика, симметрия и асимметрия и т.п. При этом используются единые методические и технические приемы обработки материалов: формовычитание или формосложение; тектоничность или атектоничность; пространственность или плоскостность.
Стиль представляет собой синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности.
Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества, т.е. все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях.
Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания, например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и др.
В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными. В современном дизайне возникло понятие «фирменный» стиль. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность «стиля жизни», определяемого факторами коммерческой выгоды, внешней эффектности, психологией новизны.
Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и др.
Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия.
Дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает в себя также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования, приспособлений и инструментов.
Благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в число мировых лидеров вошли фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони», определившие дальнейшее направление художественного проектирования.
Слово «дизайн» используют в более широком значении, как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др.
Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.
Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов.
Тектоничность выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью.
Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.
Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.
Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.
Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств.
Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др.
Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п. Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением, которое получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др.
Текстура — строение, в данном случае, поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон.
Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и др.
Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Рациональны такие форма и конструкция изделия, посредством которых максимально проявляется его назначение. Форма, не отражающая практическое назначение изделия и усложняющая его использование, нерациональна, антихудожественна.
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Этим определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 3.
Подгруппа показателей | Единичный показатель |
1. Информационная выразительность |
|
2. Рациональность формы |
|
3. Целостность композиции |
|
4.Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида |
|
Информационная выразительность — это способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность определяет те свойства, которые выделяют данное изделие среди аналогичных, она характеризуется такими показателями, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.
Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Примером изделий с ярко выраженной знаковостью являются изделия для детей.
Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения.
Соответствие стилю и моде является важным критерием эстетических свойств. Мода отражает временное господство вкусов. Она проявляется в одежде, обуви, мебели, в организации интерьеров и пр. Стиль- единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Именно стиль выражает суть, уникальность самого изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы; изображения и выражения; личности и эпохи.
У стиля есть вполне конкретные признаки — это элементы композиции. К основным элементам композиции относятся: линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция), материал.
Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн – это процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и пр. Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа.
Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, в тектоничности, пластичности, в упорядоченности графических и изобразительных элементов, декоративности и колорите.
Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль “классицизм” является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Для пластичных изделий характерна мягкость, текучесть, плавность переходов от одной части формы к другой. Пластичность свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.
Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит может быть теплым (красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет.
Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и пр.
Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, величиной крутки и т. п. Текстура — строение поверхности материала, обусловленное ориен-тировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Лесоматериалы с красивой текстурой используются для отделки мебели, изготовления художественных изделий, отделки помещений и пр.
Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Форма, ничего не говорящая о практическом назначении изделия и усложняющая его использование, будет нерациональной.
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Они определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.
Источник
Эстетические свойства – свойства, обусловливающие способность товаров выражать их общественную ценность в чувственно-воспринимаемых признаках.
Эстетическая ценность отражает социально-эстетические идеалы и вкусы населения, она постоянно изменяется в соответствии с изменениями в образе жизни людей, освоением новых материалов, источников энергии, технологии производства и т.д.
Показатели эстетических свойств в отличие от показателей других потребительских свойств невозможно количественно определить с помощью метрологических средств измерений; эстетические свойства одних и тех же товаров могут быть оценены по-разному в зависимости от эстетических вкусов потребителей, условий окружающей среды, сложившейся общественной ситуации использования изделия. Это обусловлено социальной дифференциацией самого общества, проявляющейся, в частности, через типологию потребителей. Перед товароведами всегда стоит сложная задача выбора для закупок таких товаров, эстетические свойства которых соответствуют эстетическим потребностям каждой из групп потребителей.
Несмотря на то, что эстетические свойства большинства непродовольственных товаров представляют собой только внешнюю форму и не направлены на выполнение изделием основной функции, именно эти свойства во многом определяют конкурентоспособность товаров Не случайно столь большое значение для экономического процветания развитых государств во всем мире имеет дизайн – проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высоким уровнем потребительских свойств.
В отличие от других потребительских свойств, эстетические свойства нельзя познать без учета психологических процессов, которые протекают в человеческом сознании в момент эстетического восприятия. Человек выбирает предмет потребления в зависимости от его эмоциональной реакции на этот предмет.
Эстетическое восприятие отличается отсутствием анализа отдельных составляющих, происходящая эстетическая оценка носит немотивированный, субъективный характер. Однако, несмотря на субъективность эстетического восприятия, его процесс может быть проанализирован на основе выявления и классификации объективных свойств изделия.
Свойства выявляются, исходя из эстетических потребностей человека, для удовлетворения которых изделия должны быть современными по форме; их эстетическая форма не должна противоречить функциональному назначению; необходимо обеспечение их соответствия законам общей гармонии.
Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности изделия.
Оригинальность – своеобразие изделий, выделяющее его среди других аналогичных изделий.
Оригинальность может проявляться в форме, конструкции изделия и отдельных его элементов, размерах, цвете, отделке, а также принципиально новых функциональных и эргономических свойствах изделий.
Это свойство играет большую роль в повышении конкурентоспособности изделий, поскольку связано со стремлением человека проявить свою индивидуальность.
Соответствие стилю – соответствие изделия устойчивой общности художественных признаков и черт, присущих продукции разного вида и назначения. Стиль непродовольственных товаров формируется на основе доминирующих черт формообразования, а также наиболее характерных для данной эпохи требований в искусстве и архитектуре. Каждой группе товаров присущи характерные ей стили, так как многочисленные попытки разработки общих для всех изделий стилеобразующих черт и признаков оказались неудачными. Так, традиционными для одежды являются классический, спортивный, романтический и фольклорный стили, при проектировании мебели используются черты стилей “постмодерн”, “архетипы”, “минимализм” и др.
Широкое распространение получил и так называемый фирменный стиль, предполагающий общие признаки и черты всех материальных объектов: фирменных бланков, промышленных изделий, упаковки, средств транспорта, фирменной одежды, зданий и т.д. Всем известен, например, стиль фирмы “Оливетти”, служащий в течение многих лет надежной рекламой фирме.
Соответствие моде – соответствие изделий совокупности эстетических требований, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.
В отличие от стиля эстетические признаки формы изделий, обусловливающие их модность, подвержены изменениям. При этом значение моды для разных групп товаров различно: наиболее важно оно для изделий, формирующих внешний вид человека, менее важно – для товаров хозяйственного назначения.
Изделия, не соответствующие требованиям моды, частично или полностью теряют свою потребительную ценность.
Эволюция моды связана с постоянно происходящими изменениями в обществе. Благодаря смене моды, облик человека меняется, становится созвучным своему времени.
По степени модности изделия можно подразделить на группы: изделия, выполненные по последним предложениям моды (“крик” моды); изделия, рекомендуемые как модные в текущем сезоне; изделия прошлых лет, классических форм, продолжающие быть модными; изделия, вышедшие из моды.
Модные формы, прежде всего силуэт, в одежде и обуви повторяются через определенные периоды, но всякий раз они новы за счет материалов, новых технологий, создаваемого образа, связанного с новыми эстетическими требованиями. По данным Т.В. Козловой, цикл, в течение которого обновляется эстетическая форма костюма, составляет 21-24 года, а полуцикл – от 10,5 до 12,5 лет. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 34, 55 лет, в пределах которых развиваются какие-либо детали, формы, внешний вид используемых материалов.
Степень модности и стиль определяют престижность изделий, создают имидж человека. Поэтому проблемы, связанные с этими эстетическими свойствами, существенно влияют на эстетическое восприятие, формирование культуры человека.
Особенностью моды является то, что некоторые ее направления принимаются лишь ограниченной частью населения (например, разработки известных дизайнеров в области одежды), а часть направлений используется при проектировании одежды, предназначенной для массового потребителя и может охватывать огромные слои населения. Массовая мода весьма чувствительна к однообразию, поэтому при закупках одежды и обуви товароведам нужно оптимально ограничивать объемы партий одинаковых товаров.
Рациональность формы – соответствие формы изделия назначению, особенностям технологии изготовления, применяемым материалам, эргономическая обусловленность.
Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, т.е. выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями, и эта форма не затрудняет обращения с изделием, не вызывает отрицательной реакции человека при использовании изделия по назначению.
Нерациональность формы характерна для изделий, созданных с преобладающим влиянием стилизации, избытком украшений, использованием морально устаревших конструктивных решений, процессов, материалов, ошибочных приемов художественного конструирования.
Эргономическая обусловленность характеризует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования. Изделия современных форм, изготовленные без должного учета антропометрических, физиологических и других эргономических требований человека, не представляют собой эстетической ценности, а в ряде случаев могут нанести вред человеку. Это касается, например, обуви с очень узким длинным носком или очень высоким каблуком, высокой платформой и т.д.
Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную связь элементов формы изделия.
“Композиция” в переводе с латинского означает сочинение, соединение, составление, связь, структура.
Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
В фронтальной композиции элементы формы распределяются в одной плоскости в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном, например, ткани, ковры, обои.
Объемная композиция представляет собой объемную форму, расположенную в трехмерном пространстве. Выразительность и гармоничность объемных композиций зависит от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующих форму поверхностей. Это большинство непродовольственных товаров: обувь, бытовые машины, мебель и др.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей, а также интервалов между ними. Используется в решении улиц, площадей, микрорайонов.
Элементы любой формы весьма многообразны. Для их приведения к единству используют такие средства композиции, как ритм, равновесие, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, позволяющие выявить в композиции главное и второстепенное, придать форме и ее элементам единый характер, достичь гармоничной соразмерности частей и целого и т.д.
Организация объемно-пространственной структуры изделий предполагает органическую связь, соразмерность, соподчиненность, единый характер всех элементов формы в соответствии с функцией изделия.
Например, размер и формы ручек управления в радиотоварах и бытовых машинах должны гармонично сочетаться с размерами и формой корпуса, зрительно не выделяясь, как обособленные элементы.
Тектоничность – это отражение в художественной форме взаимосвязи конструкции и материала изготовления: прочности, устойчивости, распределения нагрузок, взаимодействия несущих и несомых элементов. Тектоничным является такое изделие, в форме которого верно отражается работа конструкции, т.е. несущие элементы и формой выражают прочность, несомые элементы воспринимаются как более легкие.
Пластичность характеризует красоту взаимопереходов объемов и плоскостей, плавность и гибкость элементов формы. Пластичными являются рельефные, объемные формы с мягкими переходами основных образующих. Современные дизайнеры в разработках новых изделий широко используют пластичные формы, существующие в природе, – скорлупу яйца, ореха, фигурки птиц, рыб, животных, насекомых. Это позволяет значительно повысить эстетическую ценность и эксплуатационные характеристики проектируемых изделий – от простых инструментов до современных высокоскоростных автомобилей.
В обеспечении целостности композиции важнейшее значение имеет колорит – соотношение всех цветов, используемых в оформлении изделия. Его значение обусловлено не только существенным влиянием на потребительную ценность товаров, но и психологическим воздействием на человека. Вопросами колорита и цвета занимается наука цветоведение, тесно связанная с физикой, физиологией и психологией человека, эстетикой, искусствоведением. Закономерности цветоведения используются и в товароведении при анализе и оценках эстетических свойств товаров.
Колорит зависит от доминирующих в оформлении изделия цветов, их соотношения, цветовых тонов, а для изделий, имеющих рисунки (ткани, трикотажные полотна, ковры) определяющее значение имеет цвет фона рисунков, их гармония. Цвет фона может подчеркнуть четкость и рельефность узора или совершенно испортить его.
Принцип гармонии в изделиях с объемной композицией непосредственно связан с эстетикой цвета: цвет дополняет и завершает всю композицию, с его помощью можно улучшить не совсем удачные пропорции, выделить особенности объемно-пространственной структуры, усилить пластику. Для покупателей цвет часто бывает определяющим фактором решения о покупке.
Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
Первое впечатление от изделий возникает благодаря цвету, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира.
Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две группы: хроматические и ахроматические. Ахроматические (бесцветные) цвета включают белый, серый и черный. Они различаются между собой только количеством отражаемого цвета: белые поверхности отражают 70-90% падающего на них цвета, а черные – 3-4%. Серый цвет имеет множество оттенков от светло-серого с коэффициентом отражения 50-60% до темно-серого с коэффициентом отражения 10-20%. В гамме ахроматических цветов человеческий глаз различает около 300 оттенков.
Хроматические цвета – это цвета, различаемые человеком в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет характеризуется такими физическими свойствами, как цветовой тон, насыщенность (светлота) и яркость.
Цветовой тон определяется преобладающей длиной волн отражаемого цвета: для фиолетового цвета она составляет 390-450 нанометров, синего – 450-480, голубого – 480-510, зеленого – 510-550, желтого – 550-585, оранжевого – 585-620, красного – 620-800.
Насыщенность характеризуется степенью разбавления спектрального цвета белым или черным цветом. Насыщенность чистого спектрального цвета принимается за 100%, а ахроматического – за 0. Цвета, насыщенность которых уменьшается белым цветом, называют разбавленными, черным – затемненными. Чем больше разбавлен цвет, тем менее насыщенным он становится. Например, красный цвет имеет насыщенность 30%. Это /значит, что он состоит из 30% красного цвета и 70%) белого. Добавление черного к желтому дает различные вариации коричневых цветов, а к красному – делает его более мрачным и тоже с оттенком коричневого.
С точки зрения оптической физики в природе существует четыре чистых основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Все многообразие оттенков получается смешением этих четырех цветов и добавлением к ним белого и черного. В результате образуется бесконечный ряд цветов, имеющих один цветовой тон, но разную насыщенность и светлоту.
Яркость – это количество цвета, отражаемого поверхностью: она характеризуется коэффициентом отражения. Яркость может восприниматься человеком не как абсолютная величина, а как относительная, в зависимости от фона. Так, серый квадрат на черном фоне кажется более светлым, чем такой же квадрат на белом фоне. Желто-оранжевый цвет на черном фоне становится коричневым на белом.
При выборе колорита важно знать, что цвет оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Устойчивые представления об этом вырабатывались у людей в течение сотен лет. Так, считается, что черный цвет вызывает угнетенное состояние, ассоциируется с мраком; зеленый -цвет листвы, успокаивает, снижает давление, способствует отдыху уставших глаз; красный – возбуждает, повышает кровяное давление.
В нашем ощущении цвет может быть теплым или холодным, удаляющим или приближающим предмет. Теплые цвета (красно-оранжевые, желтые) увеличивают поверхность предмета, зрительно приближают его, а холодные (голубые, синие, фиолетовые) зрительно удаляют предмет, уменьшают его поверхность.
Цвет, используемый дизайнером для оформления конкретных изделий, существенно зависит от их назначения. Традиционно различный характер имеют цветовые решения автомобилей и летательных аппаратов, станков и измерительных приборов, мебели и радиоаппаратуры. В одежде есть свои специфические функциональные цвета, которым отдается предпочтение во все времена независимо от моды, – цвета, связанные с оттенком кожи, окраской волос, цветом глаз и т.д.
С колоритом тесно связан и характер поверхности изделия, так как от него зависит восприятие цвета, массы, формы. Различают фактуру и текстуру поверхности.
Фактура – видимое строение поверхности изделия. В зависимости от материала и характера его обработки она бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (ткань, бумага, кожа, металл) имеет свою фактуру.
Фактура материала – самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов формы, чем размер и цвет изделия.
Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводит к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно создает дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.
Текстура – видимые на поверхности элементы внутренней структуры материала. Например, текстура древесины – естественный рисунок разреза древесины. Наибольшую ценность при производстве изделий представляют текстура древесины, минералов.
При проектировании изделий широко используются имитации синтетических материалов под текстуру дерева, гранита, мрамора, фактуру кож.
При высоком уровне мастерства бывает трудно отличить настоящий материал от его имитации. Однако следует помнить, что подлинное всегда эстетически выше самой искусной имитации.
Графические и изобразительные элементы (надписи, знаки, обозначения и др.) должны быть органично вписаны в композицию. В зависимости от их функций они могут занимать в композиции сугубо подчиненное положение или выступать в роли декоративных элементов художественно обогащающих форму.
Совершенство производственного исполнения стабильность товарного вида определяются чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей отсутствием видимых дефектов изготовления тщательностью отделки поверхностей, устойчивость элементов формы и поверхности к внешним воздействиям четкостью исполнения фирменных знаков сопроводительной документации.
Источник