Какие свойства отличают человека от животных

Какие свойства отличают человека от животных thumbnail

Животные и люди – это многоклеточные организмы, обладающие определенными инстинктами и чертами. Но, в отличие от животных, человек обладает самосознанием и мышлением – главными характеристиками, ставящими его на ступень выше других обитателей живого мира.

Различия мышления людей и животных

Речь – главная черта, отличающая человека от других млекопитающих. Животные могут издавать звуки, но они не выстраивают их в грамотную, разборчивую и связанную речь. Во многом такая особенность связана с интеллектом и строением голосового аппарата. Есть и другие отличия, связанные с мышлением, мозгом и интеллектом:

  • Творческая и сознательная деятельность. Человек сам определяет рамки поведения, руководствуясь социальными нормами и стандартами, а также выбирает стратегию своей деятельности в обществе. Он обладает способностью планирования и прогнозирования, на это не способно ни одно другое живое существо, обитающее на Земле. Все действия животных обусловлены инстинктами, и они не отделяют себя от природы.
  • Преобразование окружающего мира. Животные приспосабливаются к тому, что их окружает, формируя поведение, исходя из обстоятельств. Человек сам производит материальные и духовные ценности, культуру, а также окружающую действительность.
  • Постоянный рост потребностей. В отличие от животных, люди нуждаются в духовном и культурном саморазвитии после удовлетворения базовых физиологических потребностей. Спрос на блага постоянно увеличивается, тогда как другим млекопитающим достаточно инстинктивного удовлетворения потребностей.
  • Мышление. Рассуждения и умозаключения – черта людей, но не животных. Животные не способны на столь сложную умственную деятельность, хотя у некоторых обезьян коммуникативные возможности присутствуют.

Человек – существо, которое всегда стремится к чему-то более комфортному и совершенному. Животным же достаточно удовлетворения потребностей в еде, безопасности и сне (а также размножении).

Физиологические отличия

На человеческом теле шерстяной покров представлен в гораздо меньших объемах, чем у большинства других млекопитающих. Это обусловлено тем, что в ходе эволюции человек потерял потребность в защите от холода и маскировке путем естественных физических качеств.

Еще одна весомая особенность – это прямохождение. Только человек способен передвигаться с прямой спиной на двух ногах. Некоторые животные тоже перемещаются на 2 лапах и изредка используют руки, но с прямой спиной они не ходят.

Вытекает отсюда третья физиологическая особенность – наличие функционального большого пальца, который развит лучше, чем у обезьян. Палец заметно расширяет возможности использования разных предметов и орудий труда.

Только у людей на Земле способен появляться на щеках румянец – это 4 отличительная особенность, однако точные причины ее проявления науке неизвестны.

Психологические и эмоциональные особенности

Люди могут управлять своими чувствами и эмоциями, им известны нормы морали и другие поведенческие принципы. У животных все это отсутствует, инстинкт размножения – частично неконтролируемая потребность, человек же может сдерживать свои желания.

Важно! Человек, в отличие от животных, способен выбирать – размножаться или нет. Потребность в продолжении рода появляется далеко не у всех людей.

Следующая особая черта – это период детства. У людей оно длится свыше 18 лет, тогда как у животных взросление наступает на 1-2 году жизни. Человеческие младенцы в зависимости от родителей находятся в десятки раз дольше, чем детеныши животных.

Люди и животные – живые организмы, которые одинаково боятся боли и опасности, способны пугаться и пребывать в спокойном состоянии. Однако мыслительные способности человека, интеллект выдвинули его далеко вперед в процессе эволюции.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Введение

Вспомните:

По каким признакам человек отличается от остальных животных?

Ответ:

Человек отличается от животных по следующим признакам:

— прямохождение

— наличие речи

— наличие высшей нервной деятельности, интеллект

— сводчатая стопа

— развитая свободная рука

— способность к самостоятельному и осмысленному труду.

1. Вопрос

Какие основные свойства отличают человека от животных?

Ответ:

Человек отличается от животных более развитым мозгом, способностью к мышлению, прямохождением, членораздельной речью, умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом.

2. Вопрос

Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?

Ответ:

Труд позволил человеку создать новую жизненную среду — принципиально иную экологию. Если животное лишь приспосабливается к среде с помощью своих органов и поведения, то человек наряду с этим свойством научился создавать для себя искусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, потому что она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

3. Вопрос

Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?

Ответ:

Социальная природа человека проявляется в воспитании, взаимоотношениях с окружающими людьми, природой.

Биологическая природа человека проявляется в его биологических (врожденных) рефлексах: добывание пищи, питание, размножение.

4*. Вопрос

Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир?

Ответ:

природный и рукотворный мир созданный человеком тесно

взаимосвязаны, ведь для создания рукотворного мира необходим мир природный: его ресурсы и возможность их использования.

совершенствование техники и технологии дало людям возможность производить гораздо больше продуктов питания, чем имелось в дикой природе, пользоваться природными ресурсами газом, нефтью, каменным углем, рудами металлов, лесными богатствами. Энергия выделяемая при расщеплении атома в миллионы раз превосходит силу человеческих мышц. Открытия в электронике обеспечили невиданную скорость информационных потоков, благодаря достижениям научной и инженерной мысли наш быт становится комфортнее, но вместе с тем возникают проблемы, связанные с ухудшением экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин, потребительско — непродуманное отношение к использованию природных ресурсов отрицательно влияют на состояние окружающей среды, чистоту воды и воздуха. Чтобы вырастить и сохранить урожай, приходится прибегать к ядохимикатам, которые приводят к отравлению почвы, делая ее непригодной для дальнейшего использования. Использование природного мира человеком для создания мира рукотворного принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические. Все вышеуказанные факторы приводят к неблагоприятной экологической обстановке, которая подрывает здоровье людей.

Человек должен научиться свой рукотворный мир приводить в состояние гармонии с миром природным, через бережное к нему отношение.

5. Вопрос

Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?

Ответ:

Знания человека о том как устроен и функционирует его организм, позволяют сохранить здоровье на долгие годы. Зная какие процессы протекают в организме, человек понимает чем и как он может нанести вред своему здоровью и жизни. Создает свой образ жизни — работу, отдых, правильную и полезную пищу, отвергает вредные привычки, занимается спортом, оздоровлением.

в случае заболевания имеется понимание какой сбой произошел в организме и как его устранить.

§ 1. Науки об организме человека

Вспомните

Какие науки изучают внешнее и внутренне строение животных?

Ответ:

Внешнее и внутренне строение животных изучают науки: зоология, физиология животных, эмбриология животных.

1. Вопрос

Что изучает анатомия и физиология человека? Назовите их исследовательские методы.

Ответ:

Анатомия — наука о строении человека и его органов.

Физиология — наука о жизненных функциях организма и его органов.

Исследовательские методы анатомии и физиологии:

— патологоанатомическое вскрытие умершего человека;

— рентген,

— узи

— компьютерная и магнитно — резонансная томография;

— эксперименты (опыты) на животных, в том числе хронические;

— лабораторное и инструментальное исследование.

2. Вопрос

Почему анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии?

Ответ:

Анатомия и физиология тесно связаны между собой. Без знания строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболеваний, создать необходимые условия для его нормальной работы, поэтому анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном разделе курса биологии.

3. Вопрос

Что изучает гигиена? Назовите ее исследовательские методы.

Ответ:

Гигиена — раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. В задачу этой науки входит изучение условий жизни, работы и отдыха здоровых людей, для того чтобы сохранить и укрепить их здоровье, предохранить от болезней, повысить их силу, выносливость, способность переносить неблагоприятные условия и быстро приспосабливаться к непривычным условиям.

исследовательские методы гигиены:

— клинические (выяснение причин массовых заболеваний);

— физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды);

— лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т. Д.).

4*. Вопрос

В физическом кабинете разбился ртутный прибор и часть ртути вылилась на пол. К кому нужно обратиться — к медикам районной поликлиники или к сотрудникам санитарно — эпидемиологической станции? Объясните свой ответ.

Ответ:

Необходимо обратиться в сэс.

Врачи — гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (пдк), превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, а санитарные врачи следят за соблюдением этих норм, в их работу входят обязанности по несению санитарной службы в пределах определенного региона. Они владеют методиками обезвреживания различных опасных химических веществ, знают последствия воздействия таких веществ на организм человека. Обладают полномочиями закрыть учреждение или объявить карантин, провести необходимые дез.мероприятия, если возникает угроза распространения или возникновения эпидемии или отравления.

Источник

фрагмент иллюстрации с обложки книги Роберта Сапольского  «Записки примата»

Главное отличие человека от животных — особенности функционирования хорошо развитой префронтальной коры головного мозга.

Основным назначением этой области мозга считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целями.

Проще говоря, именно префронтальная кора головного мозга позволяет нам планировать свои действия, предсказывать последствия своих действий, понимать чувства другого человека, действовать согласно своим внутренним установкам, учитывая при этом реакцию социума.

Пример. В научном опыте шимпанзе видела банан, закрепленный на высоте. Когда обезьяна попыталась его достать, её ударило током. (отрицательное подкрепление). Обезьяна прекратила попытки достать еду, пока не проголодалась очень сильно. Когда второй раз она попыталась достать еду, её снова ударило током.

Несмотря на голод, обезьяна больше не предпринимала попыток добраться до еды.

То есть, если животное столкнется на пути к своей цели с отрицательным подкреплением, то животное не будет больше добиваться этой цели.

У человека тоже есть подобный механизм. Когда мы получаем отрицательное подкрепление на пути к своей цели, то нам больше не хочется этим заниматься. Например, если начинающий водитель попадает в серьезную аварию, то у него разовьется страх перед вождением автомобиля. Если ребенок обожжется, то он больше не подойдет к горячей плите. Если школьника бьют и дразнят в школе, он не захочет туда ходить. Если вас освистают слушатели на публичном выступлении, вряд ли вы снова заходите выходить на сцену.

Но, кроме этого, благодаря работе префронтальной коры, человек может следовать своей цели вопреки отрицательному подкреплению. Мы можем анализировать ситуацию, находить новые способы добиться своей цели, можем проявлять настойчивость, использовать убеждение, интуицию, эмпатию, чтобы заинтересовать других людей нашими целями, искать поддержки и сочувствия у людей, похожих на нас и другими разнообразными способами добиваться своей цели, сохраняя целостность своей личности, реализуя высшую потребность человека в самовыражении, которая является, между прочим, основным двигателем прогресса.

Именно эта способность человека — искать пути достижения своей личной внутренней цели вопреки отрицательным подкреплениям отличает на от животных, которые, в отличие от человека, в гораздо большей степени подвержены влиянию внешних или базовых внутренних стимулов.

Заметим, что наиболее важные гуманистические поступки, научные открытия, произведения искусства созданы или произошли именно благодаря конкретным людям, следовавшим своим внутренним установкам, преодолевшим сопротивление, препятствия и даже угрозы.

Джордано Бруно и Жанну Д’Арк сожгли на костре, но они не отказались от своих убеждений и были правы. Мартин Лютер Кинг выступал за защиту гражданских прав с помощью ненасилия. Мать Тереза помогала бедным и больным. Художники, воплощая в своих работах свои личные внутренние фантазии, установки, идеи и мечты именно благодаря этому создали новые школы и жанры. Среди них Пикассо, Дали, Марина Абрамович, Эгон Шиле, Амедео Модильяни и многие другие.

У каждого человека есть его личный уникальный внутренний мир, который не только чрезвычайно важен и ценен, но также является базой для развития и реализации таланта. Талант есть у каждого человека, нужно только осмелиться верить и следовать своему внутреннему «я».

#личность #талант #талант есть у каждого #прогресс #эмпатия

Источник

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей….

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения, которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из клеток и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Отличия человека от животногоЧеловек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

https://miludzivi.lv/wp-content/uploads/2015/06/animals-and-humans.pngЧеловек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Это интересно! Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры

Блага имущественного и культурного характера

Отличия человека от животногоКаждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо общества. Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Типы строя психики, или чем Человек отличается от животного

Вывод

Таким образом, основные отличия человека от животного в первобытные времена состояли в умении воздействовать на среду обитания, запоминать и передавать свой опыт последующим поколениям. Так наши далекие предки научили своих детей добывать огонь, шить одежду, строить жилища и т.д. Это сыграло большую роль в эволюции.

Главное отличие человека от животного заключается в том, что звери являются частью живой природы и приспосабливаются к окружающему миру благодаря инстинкту, а современный индивидуум это разумное существо, которое в определенной мере подчиняет природу себе, создавая для этого средства труда.

Это интересно! Как мы устроены: строение человека — внутренние органы в подробном описании и схема расположения

Источник