Какие свойства он может назвать окружающий мир 3
Задания по окружающему миру для 3 класса 1. Пользуясь текстом учебника, устно опишите 1—2 вещества по плану:
lady v 3 года назад Опишем мы самое простое и известное всем вещество, которое есть у каждого дома – сахар.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим RIOLIt 3 года назад
SvetKit 2 года назад Для выполнения задания по предмету окружающий мир 3 класс возьмем хорошо знакомое всем вещество – крахмал. Сделаем описание вещества по плану. Итак, название вещества – крахмал. Внешние признаки – цвет белый, твердый. Вкуса и запаха не имеет. Главные свойства вещества – В холодной воде плохо растворяется, в горячей – набухает. Это смесь двух веществ. Из-за трения частиц издает скрип. В природе содержится в картофеле, зернах пшеницы, риса. Йод окрашивает в синий цвет. Человеком используется, например, для накрахмаливания белья, входит в состав многих лекарственных средств в качестве наполнителя, с детства знаком всем вкусный кисель, сваренный из крахмала, с пищевыми добавками. Kate26 3 года назад Попробую описать такое простое и такое сложно вещество как вода.
Odessitka 3 года назад На свете много веществ, но мы возьмем для описания соль. Соль.
Мария Влад 2 года назад Дам описание такого вещества, как уксусная кислота. Название вещества – уксусная кислота, Внешние признаки – прозрачная жидкость, Главные свойства – резкий запах, где встречается в природе (содержится) – в зеленых листьях и плодах, в моче и желчи животных, как используется человеком – используется в кулинарии, консервировании. Знаете ответ? |
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Предмет: Окружающий мир, автор А.А. Плешаков.
Возраст: 3 класс.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока: сформировать понятие тело,
вещество, частица, научить различать вещества по
их признакам и свойствам.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями тело, вещество,
частица. - Научить различать вещества в разных агрегатных
состояниях. - Развивать память, мышление.
- Совершенствовать навыки самооценки и
самоконтроля. - Повысить психологическую комфортность урока,
снятие мышечного напряжения (динамические паузы,
смена деятельности). - Формировать дружеские отношения в коллективе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
1. Мультимедийная интерактивная презентация (Приложение
1). Управление презентацией Приложение
2.
2. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные
вещества).
3. Металлическая линейка, резиновый мяч,
деревянный кубик (у учителя).
4. Для эксперимента: стакан, чайная ложка,
кусочек сахара; кипячёная вода (на столах у
детей).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, проверяет
готовность к уроку, обращаясь к учащимся:
“Сегодня вы все задания будете выполнять в
группах. Давайте повторим правила работы в
группе” (слайд № 2).
Прочитать памятку.
- Обращение с товарищами – “вежливость”;
- Мнение других – “учись слушать, доказывать
свою точку зрения”; - Работа с источниками информации (со словарем,
книгой) – выделяй главное.
II. Изучение нового материала.
Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем
изучать тему “Эта удивительная природа” –
совершим виртуальную экскурсию (слайд № 3). На
слайде: капля воды, сахарница (контейнер для
хранения), молоток, волна (вода), глина, металл.
Учитель задает вопрос “Все ли слова позволили
точно представить предмет?”
Те слова, которые точно помогают представить
предмет, а именно, имеют очертания, форму,
называют телами. То, из чего сделаны эти предметы,
называют веществами.
Работа с источником информации (словарь С.И.
Ожегова):
1 | Тело – отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом… |
2 | Тело – организм человека или животного в его внешних, физических формах. |
3 | Тело – часть организма… |
4 | Тело – основная часть, корпус чего-нибудь. |
Записать определение в тетради: “Те предметы,
которые нас окружают, называются телами”
(слайд № 4).
Слайд № 5. Учитель предлагает учащимся сравнить
картинки, расположенные на слайде: резиновый мяч,
конверт, деревянный кубик.
Задание 1: найди общее. Все тела имеют размер,
форму и т. д.
Задание 2: определи основные признаки тел. Ответ
на слайде № 6: управляющая кнопка “ответ 2”.
Слайд № 6. Картинки – триггеры. Мяч – круглый,
резиновый, яркий. Конверт – прямоугольный,
бумажный, белый. Кубик – деревянный, большой,
бежевый.
Вместе с ребятами делаем вывод “Каждое тело
имеет размер, форму, цвет”. Записываем в тетрадь.
Слайд № 7. Что такое природа? Из трех вариантов
ответов выбрать правильный ответ:
1 | Все, что сделано руками человека |
2 | Все, что нас окружает |
3 | Все, что нас окружает и существует независимо от человека |
Слайд № 8 – работа с карточками. У учащихся на
столах карточки с изображением тел (предметов).
Предложим учащимся разделить карточки на две
группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако,
камень, книги, кресло. Запишем в тетради ответы.
Просим учащихся прочитать названия тел, это
будет 1 группа. По какому признаку они поместили
слова в эту группу? Тоже делаем со второй группой.
Правильный ответ:
Искусственные (1) | Естественные (2) |
стол | солнце |
карандаш | дерево |
книги | облако |
кресло | камень |
Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому
принципу?): есть тела, которые созданы природой, а
есть те, которые созданы руками человека.
Оформляем блок в тетрадь (Рисунок 1).
Слайд № 9. Прием “Интерактивная лента”. На
слайде представлены тела естественные и
искусственные. С помощью кнопки – прокрутки,
которая одновременно является триггером,
просматриваем тела естественные и искусственные
(каждый раз нажатие на кнопку осуществляет смену
сгруппированных картинок).
Закрепляем полученные знания с помощью игры
“Светофор” (слайды 10-12). Игра заключается в
поиске правильного ответа.
Слайд 10. Задание: найди естественные тела. Из
предложенных тел на слайде необходимо выбрать
только естественные тела. Картинка является
триггером – при нажатии появляется сигнал
светофора (красный или зеленый). Звуковые файлы
помогают учащимся убедиться в выборе
правильного ответа.
Слайд 10. | Слайд 11. Задание: найди искусственные тела. | Слайд № 12. Задание: найди искусственные тела. |
Цветы | Дерево | Будильник |
Корзина | Кровать | Лошадь |
Птица | Шляпа | Машина |
Туфли | Сумка | Дом |
Учитель.Вспомним то, о чем мы говорили
вначале.Мы затруднялисьточно
определить, являются лиметалл, вода, глина
телами и пришли к выводу, что они не имеют точных
очертаний, формы, а значит, не являются телами.
Данные слова мы называем веществами. Все тела
состоят из веществ. Записываем в тетрадь
определение.
Слайд 13. На данном слайде рассмотрим два
примера.
Пример 1: ножницы – тело, то, из чего они сделаны
– вещество (железо).
Пример 2: капли воды – тела, вещество, из
которого состоят капли – вода.
Слайд № 14. Рассмотрим тела, которые состоят из
нескольких веществ. Например, карандаш и лупа. На
слайде отдельно смотрим вещества, из которых
состоит карандаш. Для демонстрации нажимаем на
управляющие кнопки: “графит”, “каучук”,
“дерево”. Для того чтобы убрать ненужную
информацию нажимаем крестик .
Рассмотрим, из каких веществ состоит лупа.
Нажимаем триггеры “стекло”, “дерево”,
“металл”.
Слайд № 15. Для закрепления рассмотрим еще два
примера. Из чего состоит молоток? Молоток состоит
из железа и дерева (рукоятка). Из чего состоят
ножи? Ножи состоят из веществ железа и дерева.
Слайд № 16. Рассмотрим два предмета, которые
состоят из нескольких веществ. Мясорубка: из
железа и дерева. Санки: из железа и дерева.
Слайд 17. Делаем вывод: тела могут состоять из
одного вещества, а могут из нескольких.
Слайды 18, 19, 20. Прием “Интерактивная лента”.
Демонстрируем учащимся. Одно вещество может
входить в состав нескольких тел.
Слайд 18. Вещества полностью или частично
состоят из стекла.
Слайд 19. Вещества полностью или частично
состоят их металла.
Слайд 20. Вещества полностью или частично
состоят из пластмассы.
Слайд 21. Учитель задает вопрос “А все ли
вещества одинаковы?”
На слайде нажимаем управляющую кнопку
“Начать”. Запись в тетради: все вещества состоят
из мельчайших невидимых частиц. Вводим
классификацию веществ по агрегатному состоянию:
жидкие, твердые, газообразные. На слайде
используются триггеры (стрелочки). При нажатии на
стрелочку можно посмотреть картинку с частицами
в данном агрегатном состоянии. Повторное нажатие
на стрелочку – объекты исчезнут.
Слайд 22. Экспериментальная часть. Необходимо
доказать, что частицы – мельчайшие, невидимые
глазом, но сохраняющие свойства вещества.
Проделаем эксперимент. На столах у учащихся
лотки с набором простейшего лабораторного
оборудования: стаканчик, ложечка для
размешивания, салфетка, кусочек сахара.
Опустить кусочек сахара в стакан, перемешать до
полного растворения. Что наблюдаем? Раствор стал
однородным, мы больше не видим кусочка сахара в
стакане воды. Доказать, что в стакане по-прежнему
присутствует сахар. Каким образом? Попробовать
на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на
вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал
быть сахаром, потому что остался сладким. Значит,
сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых
глазу (молекул).
Слайд 23. Рассмотрим расположение частиц в
веществах с твердым агрегатным состоянием.
Демонстрируем расположение частиц и вещества
(примеры) с помощью приема “интерактивная
лента” – кнопка прокрутки позволяет показать
картинки нужное число раз. Записываем вывод в
тетради: в твердых веществах частицы
располагаются близко к друг другу.
Слайд 24. Расположение частиц в жидких
веществах. В жидких веществах частицы
расположены на некотором расстоянии друг от
друга.
Слайд № 25. Расположение частиц в газообразных
веществах: частицы расположены далеко друг от
друга, расстояние между ними значительно
превышает сам размер частиц.
Слайд 31. Настало время подвести итоги. Вместе с
учителем вспоминают то, что нового узнали на
уроке. Учитель задает вопросы:
- Все, что нас окружает, называется….телами
- Тела бывают естественные и искусственные.
- Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим
схему. Тела бывают естественные и искусственные,
вещества могут быть твердые, жидкие,
газообразные. Вещества состоят из частиц.
Частица сохраняет свойства вещества (вспомним,
что сахар при растворении остался сладким). На
слайде используются триггеры. Нажимаем на фигуру
“Тела”, появляются стрелочки, затем фигуры с
надписью “Искусственные” и “Естественные”.
При нажатии на фигуру “вещества” появляются три
стрелочки (жидкие, твердые, газообразные).
Слайд № 30. Заполните таблицу. Внимательно
читайте инструкцию.
(Отметьте знаком “+” в соответствующей
графе, какие из перечисленных веществ относятся
к твёрдым, жидким, газообразным).
Вещество | Твёрдое | Жидкое | Газообразное |
Соль | |||
Природный газ | |||
Сахар | |||
Вода | |||
Алюминий | |||
Спирт | |||
Железо | |||
Углекислый газ |
Проверка выполнения работы (слайд 30). По очереди
дети называют вещество и объясняют, к какой
группе его отнесли.
Физминутка (Приложение 6) .
Итог урока
1) Подведение итогов
– Вы дружно работали.
– Узнаем, какая группа была самой внимательной
на уроке. Учитель задает вопрос: “Что называется
телами, что характеризует тело, приведи пример”.
Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает,
называется телами. Какие бывают вещества по
агрегатному состоянию: жидкие, твердые,
газообразные. Из чего состоят вещества?
Приведите примеры, как частицы сохраняют
свойства веществ. Например, если мы посолили суп,
как узнать, что свойства вещества сохранились?
Попробовать на вкус. Заполните схему (Рисунок 2)
Обсуждение: с чем согласны, с чем не согласны.
– Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами
называют все предметы, окружающие нас. Тела
состоят из веществ. Вещества – из частиц).
Домашнее задание
Учитель сообщает детям домашнее задание (на
выбор):
- решить небольшой тест (Приложение
5). - интерактивный тест (Приложение 3).
- просмотреть презентацию о воде (Приложение 7).
В презентации можно познакомиться с шестью
известными фактами про воду. Подумайте, ребята, а
почему именно с этим веществом нужно
познакомиться поближе? Ответ: самое
распространенное вещество на Земле. А какое еще
вещество вы хотели бы пригласить к себе (создание
виртуальных экскурсий). - изучить электронный учебник (Приложение
4).
Примечание: учитель может использовать
дополнительно слайды № 32, 33, 36.
Слайд № 32. Задание: проверь себя. Найди изделия
(интерактивный тест).
Слайд № 33. Задание: проверь себя. Найди тела
живой и неживой природы (интерактивный тест).
Слайд № 36. Задание: раздели тела на тела живой и
неживой природы (интерактивный тест).
Литература.
- Грибов П.Д. как человек исследует, изучает,
использует природу. 2-3 классы. Волгоград: Учитель,
2004.-64 с. - Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу
“Окружающий мир”: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.-336с. – (В
помощь школьному учителю). - Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий
мир. 3 класс: занимательные материалы.- Волгоград:
Учитель, 2008. – 264 с.: ил. - Тихомирова Е.М. Тесты по предмету “Окружающий
мир”: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова
“Мир вокруг нас. 2 класс”. – М.: Издательство
“Экзамен”, 2011. – 22 с.
Источник
Окружающий мир 3 класс
Урок 5. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое тела.
- Что такое вещества.
- Что такое частицы.
- Разнообразие веществ.
- Кислотные дожди.
Глоссарий по теме:
Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами.
Атом – мельчайшая частица элемента.
Кислота – кислый вкус.
Уксус – жидкость с резким, кислым вкусом.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 24.
Дополнительная литература:
- Атлас – определитель «От земли до неба» с. 8, с. 14.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
https://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/opyty-s-limonom/
https://www.alto-lab.ru/zanimatelnya-himia/sluchajnye-otkrytiya-v-himii/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Если мы с вами оглядимся вокруг, что мы увидим? Мы увидим различные предметы – стол, стул, дома, машины, деревья, горы, люди, животные. Перечислить все предметы невозможно, потому что их очень много. Любой предмет или живое существо можно назвать телом. Планеты, солнце, Луна – тоже тела. Их называют небесными телами. Все тела делятся на две группы – естественные и искусственные. Естественные тела, это природные тела. Растения, животные, птицы, человек – всё это естественные тела. Искусственные тела, это тела, созданные руками человека. Дома, мосты, книги, машины – всё это и многое другое создал человек.
Все тела состоят из веществ. Например, сахар – это вещество, а кусок сахара – это уже тело. Стекло – это вещество, а стакан – это тело. Из одного вещества можно сделать разные тела. Например, из пластмассы – линейка, проволока, пластмассовый стаканчик. Есть тела, которые образованы несколькими веществами: карандаш, ножницы. Есть тела, которые образованы многими веществами. Например, растения состоят из воды, сахара, соли, крахмала и других веществ. Очень сложный состав имеют живые тела. Вещества тоже делятся на группы. Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём опыт. Возьмём тело, состоящее из одного вещества, например кусочек сахара, опустим его в стакан с водой и хорошо помешаем. Сначала сахар будет виден, но постепенно станет исчезать. Попробуем воду на вкус, она сладкая. Значит, сахар не исчез, а остался в стакане. А мы его не видим, потому что он распался на маленькие, невидимые нашему глазу частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды, поэтому вода стала сладкой на вкус. Мельчайшую, невидимую частицу вещества учёные назвали молекулой. А каждая молекула состоит из ещё более мелких частиц, которые называются атомами. Молекулы и атомы разных веществ отличаются друг от друга формой и размерами. Эти мельчайшие частицы постоянно движутся. Между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, поэтому твёрдые тела сохраняют форму. В жидких промежутки немного больше, и молекулы могут перемещаться, поэтому жидкости текучи. Самые большие промежутки – в газообразных веществах. У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Запомним, веществами называют то, из чего состоят тела.
Веществ тоже очень и очень много. Сейчас их известно около миллиона. В старших классах вы будете изучать очень интересный предмет – химию. Химия, это наука, которая изучает вещества, их состав, строение. Есть природные вещества, к примеру, это соль, вода, железо. И есть вещества, которые создал человек – стекло, резина, пластмасса. И каждый год человек придумывает новые вещества.
Чтобы познакомиться с некоторыми веществами, нам достаточно просто пойти на кухню. На столе мы видим солонку, а в ней поваренная соль. Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она солёная на вкус, её используют для подсаливания пищи. Добывают соль из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Под землёй соль встречается в виде камня. Очень много соли содержится в водах солёных морей и озёр. Есть она и в почве, и в телах живых организмов.
Сахар мы тоже обязательно встретим на кухне. По внешнему виду сахар похож на соль. Сладкий вкус – главное свойство сахара. Получают сахар из растений – сахарной свёклы и сахарного тростника, который растёт в жарких странах. Глюкоза – ещё одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений.
Крахмал – это вещество, которое мы тоже можем встретить на кухне. Крахмал – это белый порошок. Его добавляют, когда варят кисель. Крахмал очень важное питательное вещество, которое необходимо человеку. Он содержится во многих растительных продуктах – в белом хлебе, в картофеле. Чтобы узнать, есть ли в продукте крахмал, нам понадобится разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода окрасится в сине-фиолетовый цвет.
Большая группа веществ, с которыми мы сталкиваемся на кухне – это кислоты. Всем нам знаком вкус лимона. Такой вкус ему придаёт лимонная кислота. В яблоках содержится яблочная кислота. Когда прокисает молоко, в нём образуется молочная кислота. Общее свойство эти веществ – кислый вкус. Надо быть острожным, нельзя пробовать любую кислоту на вкус. Многие кислоты очень едкие – они разрушают одежду, древесину, кожу человека, бумагу. Поэтому обращаться с ними надо осторожно. На кухне вы можете встретить и такую кислоту – уксусную. Её используют только в разбавленном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться! Из-за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе. Они выпадают вместе с дождем на землю, такие дожди называют кислотные. От них страдают растения и всё живое, портятся многие постройки. Некоторые животные и растения используют кислоту, как средство защиты от врагов. Например, муравьи в момент опасности поднимают брюшко и выбрызгивают струйки муравьиной кислоты. Эта же кислота содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.
Окружающий нас мир полон загадок и тайн. Нас впереди ждёт ещё много новых интересных открытий.
Примеры и разбор решения заданий
1. Выберите вещества, которые не относятся к твёрдым.
Варианты ответов: глина; молоко; соль; песок; почва; мел; сок; воздух; алюминий.
Правильный вариант ответа:
Молоко; сок; воздух; вода.
Разбор типового контрольного задания
2. В какой строчке указаны только вещества?
Варианты ответов: алюминий, соль, железо, линейка, проволока, крахмал, сахар, роса; бумага.
Правильный вариант ответа: алюминий, соль, железо.
Источник