Какие свойства обычно характерны для растений переселенцев
Содержание
- Задание 1. Организмы и среда обитания. (7 баллов)
- Задание 2. Взаимодействие организмов. (8 баллов)
- Задание 3. Экологическая безопасность. (5 баллов)
- Задание 4. Влияние человека на экосистемы. (8 баллов)
- Задание 5. Взаимодействие организмов. (3 балла)
- Задание 6. Экология городских ландшафтов. (4 балла)
- Задание 7. Природа и человек. (5 баллов)
Задания, ответы и критерии оценивания
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий.
Максимальное количество баллов – 40.
Задание 1. Организмы и среда обитания. (7 баллов)
Содержание ↑
Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой, из одного региона в другой и там успешно размножились. Напишите примеры разных видов растений, не характерных для города Москвы, которые успешно расселились по разным причинам, включая деятельность человека (например, интродукция). Какие особенности обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идёт легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?
Правильный ответ:
- Растений, занесённых с одного континента на другой достаточно много. Это ель канадская, клён ясенелистный, тополь белый, ромашка пахучая, мелколепестник канадский, ослинник двулетний, галинзога мелкоцветковая, элодея канадская, водный гиацинт, опунция, зверобой продырявленный, подорожник большой, тысячелистник обыкновенный и другие. Правильным ответом считаются и культурные растения: картофель, кукуруза и т. п.
- Особенности, характеризующие эти растения:
- интенсивное вегетативное и семенное размножение;
- образование большого количества семян с хорошей всхожестью, которые способны распространяться на значительные расстояния;
- быстрый рост побегов;
- выделение веществ, подавляющих рост других растений (алелопатическое воздействие).
- Вселение растений происходит легче в те сообщества, где мало их врагов или конкурентов и факторы внешней среды максимально благоприятны. Как правило, это нарушенные (изменённые) человеком местообитания.
- В новых местообитаниях большинство растений существуют как сорняки и часто вытесняют исходные виды растений.
Оценивание
Первая часть ответа: 2 балла за 3 и более правильных примера, 1 балл за 2 или 1 правильный пример.
Вторая часть ответа: если указаны 3–5 особенностей, то за эту часть 2 балла, если 1–2, то 1 балл.
Третья часть ответа: 2 балла за объяснение, в каких сообществах легче идёт вселение и пример такого сообщества. 1 балл присуждается, если объяснение есть, а примера сообщества нет.
Четвёртая часть ответа: 1 балл за правильный ответ.
Всего – 7 баллов.
Задание 2. Взаимодействие организмов. (8 баллов)
Содержание ↑
Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.
Пары организмов: ландыш – сныть, полевая мышь – домовая мышь, волк – лисица, окунь – щука, канюк – ушастая сова, барсук – лисица, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, грызуны, мелкая плотва, минеральные вещества, мелкие грызуны.
Правильный ответ:
Ландыш – сныть (минеральные вещества), полевая мышь – домовая мышь (семена пшеницы), волк – лисица (грызуны), окунь – щука (мелкая плотва), канюк – ушастая сова (мелкие грызуны), барсук – лисица (нора), саксаул – верблюжья колючка (вода), шмель – пчела (нектар).
Оценивание: по 1 баллу за правильно соотнесённый ресурс.
Всего – 8 баллов.
Задание 3. Экологическая безопасность. (5 баллов)
Содержание ↑
Расположите электростанции разного типа в порядке их убывания по степени загрязнения окружающей среды при работе в обычном (штатном) режиме.
- гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,
- ГЭС на горных реках,
- атомные электростанции (АЭС),
- солнечные электростанции,
- теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле,
- ТЭС на природном газе,
- ТЭС на торфе,
- ТЭС на мазуте,
- приливно-отливные электростанции,
- ветряные электростанции.
Правильный ответ:
4, 10, 9, 3, 2, 1, 6, 8, 5, 7 (солнечные электростанции, ветряные электростанции, приливно-отливные электростанции, атомные электростанции, ГЭС на горных реках, ГЭС на равнинных реках, ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на мазуте, ТЭЦ на угле, ТЭЦ на торфе).
Оценивание: 1 балл за 1–2 правильные позиции, 2 балла за 3–4 правильных позиций, 3 балла за 5–6 правильных позиций, 4 балла за 7–8 правильных позиций, 5 баллов за 9–10 правильных позиций.
Всего – 5 баллов.
Задание 4. Влияние человека на экосистемы. (8 баллов)
Содержание ↑
Выберите правильные ответы.
1) Какое излучение должны поглощать газы, чтобы возник парниковый эффект?
А – инфракрасное;
Б – ультрафиолетовое;
В – рентгеновское;
Г – нормальная часть спектра.
2) В какой оболочке Земли жизнь проникает на самую большую глубину или высоту?
А – атмосфера;
Б – гидросфера;
В – литосфера;
Г – ноосфера.
3) Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызывать:
А – образование озоновых дыр;
Б – увеличение доли парниковых газов («Парниковый эффект»);
В – усиление образования вредных веществ растениями;
Г – вымирание лесов.
4) Почва «разрушается» в первую очередь из-за:
А – действия солнечного света;
Б – жизнедеятельности почвенных организмов;
В – внесения большого количества минеральных удобрений;
Г – эрозии.
5) Живое вещество распределено в биосфере:
А – равномерно по поверхности суши и в океане;
Б – неравномерно по поверхности суши, но равномерно в океане;
В – неравномерно, максимум его приходится на приповерхностные участки земной поверхности;
Г – равномерно на суше и неравномерно в океане.
6) Какие участки Земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, могут быть эталонами сохранившийся живой природы у нас в стране?
А – национальные парки;
Б – памятники природы;
В – природные парки;
Г – заповедники.
7) Виды организмов, которые исчезли по разным причинам с нашей планеты, занесены в чёрный список открывающий Красную книгу (список животных, вымерших после 1500 года). Выберете из списка виды, которые исчезли по вине человека:
А) амурский тигр;
Б) стерх, или белый журавль;
В) кольчатая горлица;
Г) стеллерова корова, морская корова;
8) Какие природные ресурсы не восстанавливаются?
А – незаменимые;
Б – невозобновляемые;
В – неистощимые;
Г – антропогенные.
Правильный ответ: 1) А; 2) А; 3) Б; 4) Г; 5) В; 6) Г; 7) Г ; 8) Б.
Оценивание: по 1 баллу за каждый полностью правильный ответ.
Всего – 8 баллов.
Задание 5. Взаимодействие организмов. (3 балла)
Содержание ↑
В экспериментальных исследованиях по выращиванию сельскохозяйственных растений, например, ячменя и пшеницы, присутствие в почве дождевых червей дало прибавку урожая 54 %. В чём заключается положительное влияние дождевых червей на культурные растения в агроценозах?
Правильный ответ:
Дождевые черви разрыхляют и перемешивают слои почвы. Выделения их кишечников представляют собой комочки, что улучшает механическую структуру почвы, увеличивается влагоёмкость, происходит обогащение почвы микроорганизмами, что способствует гумусообразованию, следовательно, и плодородию почвы. (1).
В результате для корневых систем культурных растений улучшается доступ к кислороду (2), воде и минеральным веществам (3).
Оценивание: 1 балл за каждый правильный пункт (помечены цифрами) в ответе.
Всего – 3 балла.
Задание 6. Экология городских ландшафтов. (4 балла)
Содержание ↑
Микроклиматические условия в центре города и его окрестностях могут сильно различаться (например, разница между температурой воздуха в Москве и в Подмосковье зимой при ясной погоде и сильном морозе может достигать 14° С).
По графикам на рисунке определите сезон года и часы суток с наибольшей и наименьшей разностью температур воздуха между Москвой и её окрестностями.
Опишите, как может влиять такая разница в температурах на особенности биологии растений и животных, обитающих в Москве и в Подмосковье.
Диаграмма «Разность температур»
Правильный ответ:
Наибольшая разница температур наблюдается весной в 3 часа ночи, а наименьшая – летом в 12 часов дня.
Более тёплый микроклимат в Москве приводит к тому, что:
- растения раньше зацветают и плодоносят;
- в городе могут выживать более теплолюбивые растения;
- животные могут раньше и чаще приступать к размножению;
- животным легче переживать холодный зимний период;
- птицы могут оставаться на зимовку в городе (образуются осёдлые популяции перелётных видов);
- птицы из пригородов слетаются в городские парки и на незамерзающие водоёмы.
Оценивание: 2 балла за указание наибольшей и наименьшей разницы температур. 1 балл 1–3 правильно указанных пункта объяснения влияния разницы температур или 2 балла за 4–6 правильно указанных пунктов.
Всего – 4 балла.
Задание 7. Природа и человек. (5 баллов)
Содержание ↑
Зимний период очень сложный в жизни птиц, особенно когда наметает большие сугробы снега и на водоёмах замерзает вода. В это время им трудно добывать корм, и люди помогают птицам, развешивая кормушки или подкармливая птиц.
Ниже приведён кроссворд «Птичья столовая». По начальным буквам в клеточки по вертикали надо вписать названия птиц, которым человек может помочь осенью и зимой.
Правильный ответ:
Слева направо: поползень, чечётка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, кряква.
Оценивание: 1 балл за 1–3 правильных ответа, 2 балла за 4–6 правильных ответов, 3 балла за 7–9 правильных ответов, 4 балла за 10–12 правильных ответов и 5 баллов за 13–14 правильных ответов.
Всего – 5 баллов.
Содержание ↑
Источник
Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений, обусловивший саму возможность существования его на Земле, дававший ему пищу, одежду и кров.
За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и потому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку. Наконец, процесс познания естественных условий произрастания того или иного культурного растения помогает любителю-садоводу при его возделывании.
Введение в культуру, «одомашнивание» диких предков современных культурных растений, началось в глубокой древности. Еще в каменном веке человек стал использовать съедобные плоды, семена, корневища, а с развитием земледелия, которое у разных народов насчитывает от 7 до 10 тысячелетий, появились и первые культурные растения. Вероятнее всего, ими были хлебные злаки, пшеница и ячмень, возделываемые человеком уже более 6 тысячелетий. Именно поэтому профессия земледельца по праву считается древнейшей и почетнейшей. Культура пшеницы и ячменя была известна народам древних государств в Междуречье Тигра и Евфрата, Ассирии, Вавилонии и Персии, несколько позднее она распространилась в Сирию, Палестину и Египет.
Благодаря экспедициям выдающегося отечественного ученого, академика Николая Ивановича Вавилова в страны Азии, Африки, Центральной и Южной Америки было научно обосновано существование семи крупных центров, или очагов, происхождения культурных растений. Установлено, что из Передней Азии произошли не только пшеница и ячмень, но и рожь и овес, которые возделываются человеком уже около 3—4 тысячелетий. В Юго-Восточной Азии древнейшими центрами происхождения растений являются Индия и Китай. Так, культура риса, почти столь же древняя, как пшеница и ячмень, возникла в Южной Индии. Отсюда произошли и такие ценные овощные культуры, как баклажаны и огурцы. А вот родиной проса, гречихи, сои и плодового дерева хурма является Китай. Интересно, что в Китае почти за 2500 лет до н. э. возникла культура чая, который в естественных условиях произрастает в горных районах Гималаев и Индокитая. Первоначально чай использовался как лекарственное растение. В Европу он был завезен из Восточной Азии в XV— XVII веках португальцами. В Россию его впервые привез из Монголии в 1638 году посол Старостин. Долгое время к нам чай возили из Китая длинными караванными путями через Монголию и Сибирь.
В Новом Свете древние центры происхождения культурных растений находятся в Мексике и Перу, и связаны они с цивилизациями коренного индейского населения этих стран, ацтеков и инков. Из Мексики помимо всемирно известной сейчас кукурузы (маис) произошли фасоль, подсолнечник, тыква и очень молодая для нашей страны, и пока еще редкая культура клубневого растения топинамбур (земляная груша), родственного подсолнечнику.
Из Южной Америки произошли многие ценные плодовые растения, но так как большинство из них очень теплолюбивы, то переселиться они могли лишь в тропические и субтропические страны. Важнейшим среди них, бесспорно, является дерево какао, или шоколадное дерево, из семян которого американские индейцы издавна изготавливали взбитый напиток «чокалотль», отсюда и название «шоколад» на всех европейских языках.
В прохладном высокогорном климате Анд перуанские инки еще в глубокой древности умели выращивать картофель на больших высотах (3000—4000 м). Таким образом, одно из самых популярных и любимых в нашей стране культурных растений произошло из наиболее удаленных областей Южного полушария. Если вспомнить, что картофель культивируется в России (да и в других европейских странах) менее 400 лет, то, естественно, встает вопрос, какие же овощи заменяли картофель до его переселения Оказалось, что в древние и средние века репа играла в питании людей ту же роль, которую сейчас играет картофель. Интересно, что в Древней Греции культура репы по значению стояла на третьем месте после хлебных злаков и винограда.
Конечно, все ныне широко культивируемые растения-переселенцы очень сильно отличаются от своих далеких предков. Путем постоянного и длительного отбора экземпляров с более крупными плодами, семенами и корневищами человек все время улучшал полезные свойства растений. Позднее он научился скрещивать родственные виды для получения культурных растений с еще более ценными свойствами. Так возник, например, не существующий в природе новый вид земляники крупноплодной (клубники), известной в культуре всего около 200 лет.
Большинство культивируемых сейчас растений в диком состоянии уже не известны, и поэтому иногда бывает трудно назвать родину некоторых видов и ответить па вопрос, откуда они переселились. В этом случае помогает знание области распространения их ближайших дикорастущих родичей, от которых они, вероятнее всего, могли произойти. Так, например, и белокочанная, и цветная, и брюссельская, и другая капуста известны только и культуре, а произошли они, вероятно, от листовой капусты, растущей в Средиземноморье и возделывавшейся еще в Древней Греции и Египте.
КУКУРУЗА (МАИС)
Сейчас просто трудно представить наши южные поля без кукурузы, переселившейся к нам из Центральной Америки около 500 лет назад. Матросы Христофора Колумба были первыми европейцами, увидевшими это растение. Индейцы называли его маисом и возделывали с незапамятных времен. Многие индейские племена обожествляли маис, от которого зависело их благополучие. Много мифов и легенд связано с этим растением. Рассказывают, будто бог маиса был сыном бога Солнца и богини Луны. Но нашлись другие божества, которые позавидовали его красоте и силе. Они убили прекрасного юношу, а тело разрубили на мелкие кусочки, которые затем превратились в зерна маиса. Может быть, поэтому мексиканцы называют кукурузу «тлаолли», что значит — тело.
От индейцев европейцы узнали, как нужно обрабатывать кукурузное поле. Маис прижился в Европе легко и распространился прямо-таки с рекордной быстротой. Позже кукуруза покорила пять континентов, став наряду с пшеницей и рисом кормилицей миллионов людей. На территории бывшего СССР раньше других народов, еще в XVII веке, оценили кукурузу молдаване и грузины.
Что только не делают из этого удивительного растения: муку и крупу, консервированные зерна и хлопья, крахмал и растительное масло — всего не перечтешь! Кукуруза используется повсеместно и как кормовая культура. Она служит первоклассным сырьем и для технических отраслей промышленности, идет на изготовление бумаги, линолеума, вискозы, изоляционных материалов, смол, уксусной кислоты и других продуктов.
РИС ПОСЕВНОЙ
Рис по питательности считается наиболее ценным хлебным растением. Половине земного шара сваренные рисовые зерна заменяют хлеб. Возделывается эта культура на полях, покрытых слоем воды. В настоящее время, рис выращивают в тропиках, субтропиках и в умеренной зоне.
Рис — древнейшая культура. Много тысяч лет назад жители Индии и Бирмы обнаружили и «приручили» удивительный дикий злак. В Китае, как и в Индии, культура риса насчитывает 4—5 тысячелетий. Около 2500—3000 лет рис возделывают и в других азиатских странах: в Индонезии, Иране, Ираке, Средней Азии. В Европе рис появился вместе с воинами Александра Македонского, возвращавшимися из индийского похода.
На Руси рис знали уже при Иване Грозном, но называли его сарацинским пшеном, так как наши предки сарацинами именовали арабов. Петр I, заинтересовавшись рисом, послал за ним в Аравию. Купцы привезли заморское «ориза» и посеяли как диковинку близ Астрахани. Вскоре восточный переселенец перекочевал на поля этого края и других южных областей России.
Все увеличиваются посевы этой культуры и в более северных районах. Рис надежно «захватил» Приморский край, низовье Волги, устье Кубани, Украину.
КАРТОФЕЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ
Несмотря на необыкновенную популярность картофеля, лишь немногие знают, что история переселения его в Европу и в Россию богата разнообразными событиями. Растению этому поклонялись, и его же ненавидели. Цветами картофеля украшали знаменитые королевские дворцы, и это же растение скармливали домашним животным.
Родина картофеля — Южная Америка, где он растет в Андах, от Чили до Центральной Америки. Там его возделывают с незапамятных времен. Изображения картофельного растения можно увидеть на глиняных изделиях, обнаруженных при раскопках древних захоронений инков.
В Европе о картофеле впервые узнали около 400 лет назад. Вопрос о том, кто первым привез картофель как пищевую культуру из Нового Света — испанцы или англичане, — все еще дискутируется. Слух о чудесных клубнях, «земляных яблоках», разнесся тогда по Европе, но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни сырыми или еще хуже — пробовали есть ядовитые зеленые плоды, после чего уже ни за что не хотели сажать это растение.
В Россию картофель был завезен при Петре I, но «заморского гостя» тоже встретили в штыки. Дурная молва о растении как источнике проказы, туберкулеза, рахита настолько цепко держалась в народе, что сажать «чертовы яблоки» наотрез отказывались. Начались «картофельные бунты», которые жестоко подавлялись.
Словом, немало трудностей преодолели в России скромные, невинные клубни, прежде чем завоевали всеобщее признание. Сейчас картофель у нас по праву называют вторым хлебом.
ПОДСОЛНЕЧНИК ОДНОЛЕТНИЙ, МАСЛИЧНЫЙ
Подсолнечник растет во многих районах Советского Союза. Его соцветие очень похоже на маленькое солнце, а желтые язычковые цветки — на солнечные лучи. На родине подсолнечника, на юге Северной Америки, это растение считали священным, называли «солнечным цветком», его соцветие отливали из золота, носили на торжественных процессиях, устанавливали в храмах.
В Европу подсолнечник был завезен испанскими моряками в начале XVI века и посажен в ботаническом саду в Мадриде под названием «цветок солнца». Его разводили как декоративное растение. Мода на «солнечный цветок» перекинулась и в другие страны. В Россию он попал при Петре I из Голландии и в течение нескольких десятилетий украшал сады. Лишь в 1829 году в селе Алексеевке Воронежской губернии крестьянин Д. Бокарев открыл людям новое свойство этого растения, обнаружив в нем щедрый источник вкусного масла. Он смастерил пресс, на котором стал выжимать из семян подсолнечника масло. Вскоре «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением.
Советский селекционер академик В. С. Пустовойт вывел новые сорта подсолнечника с очень высоким содержанием масла. Подсолнечное масло употребляется не только в пищу. Оно используется при выработке маргарина, мыла и масляных красок. Кроме масла из подсолнечника получают мед, лекарства и хороший силос.
СВЕКЛА ОБЫКНОВЕННАЯ
Свекла — древний овощ, как полагают, родом из Средиземноморья и Передней Азии. У персов это растение считалось символом ссоры и сплетен. Такая нелестная характеристика была у свеклы и в Греции. А вот в Древнем Риме она пользовалась большим почетом. В сочинениях Плиния Старшего есть упоминание о белой и красной свекле.
Это двулетнее растение семейства маревых с толстым мясистым корнем культивируется сейчас во всех частях света, главным образом в умеренном климате. Корнеплодная свекла распространилась в Европе, по-видимому, в XIV—XV веках. Примерно в то же время свеклу завезли в Россию. В XVI—XVII веках она стала уже широко распространенным овощем. Из свекол-родоначальниц произошли наши теперешние свеклы: красно-фиолетовая, из которой варят борщ и делают винегрет, сладкие белые корнеплоды, названные сахарной свеклой, и кормовая свекла. То, что в корнях растения содержится сахар, никому раньше и в голову не приходило. В России знали только заморский тростниковый сахар, но продавали его в аптеках, и стоил он очень дорого. И вот в 1747 году немецкий химик Маркграф нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового. В 1799 году Франц Ахард впервые получил несколько килограммов свекловичного сахара. Про удачные опыты узнали в России, и по указу Павла I русским помещикам стали отводить земли под сахарную свеклу. В скором времени в селе Алябьеве Тульской губернии был построен сахарный завод. Столовая свекла по значимости в овощеводстве занимает третье место (после капусты и моркови).
ОГУРЕЦ ПОСЕВНОЙ
Огурец — травянистое растение из семейства тыквенных, один из самых древних овощей. Родом он из Индии, известен был там за несколько тысячелетий до новой эры. Его также возделывали в Древнем Египте и Греции. Изображение огуречной плети украшало стены египетских храмов. В Древнем Египте богатые люди для здоровья пили огуречный сок с розовой водой. Там же лечились этим соком от лихорадки и собачьих укусов.
Из Средиземноморья это растение распространилось в другие страны Европы, но в Россию оно, видимо, было завезено не из Европы, а из Восточной Азии.
Первые печатные сведения о культуре огурца в нашей стране относятся к началу XVI века. Русский климат оказался для «индийского гостя» слишком суровым. Сколько нужно было труда, выдумки, терпения, находчивости, чтобы сделать тропическое растение одним из распространенных и любимых овощей. Сто с лишним лет назад под Москвой, в Клину, появились первые в России теплицы, предназначенные для выращивания огурцов. В настоящее время эта культура возделывается практически повсеместно: на Кавказе и в Средней Азии, в Прибалтике и на Сахалине. В парниках и теплицах огурец — главная культура.
ПОМИДОР, ИЛИ ТОМАТ КУЛЬТУРНЫЙ
Помидор — популярнейший овощ. Родина предков обыкновенных томатов — Южная Америка. Невысокие длинные кустики с мелкими красными плодами до сих пор встречаются в Перу, Эквадоре, Мексике. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантла», что означает «крупная ягода». Испанцы стали называть его «томат». Из-за океана это растение было завезено в Италию, где его назвали «помидоро», что означает «золотое яблоко». Затем во Франции его окрестили «пом д’амур» — «яблоко любви». На первых порах помидоры есть побаивались, считали их ядовитыми. Даже великий натуралист Карл Линней дал растению латинское название «солянум ликоперсикум» — «волчий персик».
В России помидоры появились в царствование Екатерины II вместе со слухом, что они ядовиты и их нельзя употреблять в пищу. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что плоды этого растения не опасны, а даже полезны и вкусны. Начав свой путь в Крыму, Грузии, Нижнем Поволжье, томаты стали распространяться в более северные районы России.
В настоящее время известно несколько сот культивируемых оранжево-красных, розовых, желтых, больших и маленьких, круглых и продолговатых сортов помидоров. После картофеля помидоры — самая распространенная культура семейства пасленовых.
Источник