Какие свойства называют существенными
Существенные и несущественные свойства
математических объектов раскрываются в процессе
определения понятий математики. Множество
существенных свойств составляют содержание
понятия.
Под существенными свойствами будем понимать
те, без которых понятие не существует, и при
помощи которых выделяются объекты интересующего
нас множества. Существенные свойства – это
всегда общие свойства, но обратное неверно –
общие свойства могут быть несущественными. Так, в
школьных учебниках в уравнениях преобладает
обозначение переменной – “х”. Это свойство
общее, но не существенное.
Кроме того, понятия “существенное” и
“несущественное” свойство относительны, в
разных ситуациях одно и то же свойство
математического объекта может быть как
существенным, так и несущественным. Например, при
выделении линейных функций среди других знак
коэффициента при х – несущественное
свойство, но оно же становится существенным при
выделении среди линейных функций возрастающих.
Существенные свойства понятия в определении
могут быть связаны между собой конъюнктивно,
дизъюнктивно и в сочетании конъюнкции и
дизъюнкции. Большинство школьных определений –
конъюнктивны. Если
– существенные свойства какого-либо
математического понятия Р, то:
• если математический объект не обладает хотя
бы одним из свойств , то этот объект не принадлежит понятию Р;
• если математический объект обладает всеми
существенными свойствами , то он обязательно принадлежит
понятию Р.
Понять эту непростую закономерность ребятам
помогает такое объяснение материала, при котором
после введения определения ученикам
предъявляются математические объекты со
свойствами ; . Учащиеся
должны мотивированно ответить на вопрос, почему
эти объекты не принадлежат понятию Р. Такая
работа позволяет за один урок сформировать в
сознании ребят математическое понятие.
Процесс выделения свойств математических
объектов, отделения существенных от
несущественных очень сложен. Чтобы помочь в этом,
можно применять на уроках задания следующих
четырех типов.
Первый из них – учащимся известно определение
математического понятия и они с помощью учителя
или самостоятельно формулируют основные
существенные свойства этого понятия, заем
проверяют, обладают ли предложенные им
математические объекты этими свойствами.
Примером могут служить следующие задания:
• Сформулируйте определение линейной функции.
Укажите, какая из следующих функций является
линейной, а какая – нет. Поясните, почему?
; ; ; ; ; ; ; ; ; .
• Сформулируйте известные вам свойства
понятия функции. Укажите, какая из ломаных,
изображенных на рисунке, является графиком
функции:
Поясните свой ответ.
Задания второго типа состоят в том, что
учащиеся должны назвать математический объект
по перечисленным его свойствам.
1. Функция … принимает наибольшее значение при .
2. Функция … возрастает на интервале и убывает на
интервале .
3. График функции … симметричен относительно
прямой .
4. График функции … расположен в III и IV
координатных четвертях.
5. График функции … проходит через точку .
6. Точка пересечения графика функции … с осью ОУ
– .
Какая квадратичная функция обладает этими
свойствами? Задайте ее аналитической формулой и
постройте график этой функции.
Задания третьего типа – это задания, в которых
нужно выделить существенные свойства
математических объектов и привести
самостоятельно примеры объектов, обладающих
такими же свойствами или отбросить лишние
объекты:
• Какое из числовых выражений вы назвали бы
лишним в этой таблице?
Поясните свой ответ.
• Запишите еще несколько членов числовой
последовательности, задайте ее общий член
формулой:
.
В заданиях четвертого типа от учащихся
требуется добавить свойство или свойства, чтобы
от одного математического объекта перейти к
другому. На уроках геометрии предлагается
задание:
• Укажите то условие, которое нужно добавить,
чтобы от одного четырехугольника перейти к
другому. Назовите все известные вам свойства
перечисленных геометрических фигур.
• Укажите условия, необходимые для того, чтобы
перейти от одной функции к другой. Назовите все
известные вам свойства указанных функций.
Прием расчленяющей абстракции (Е.Н.
Кобанова-Меллер) при изучении понятий выражается
в таких действиях:
а) выделяются существенные свойства
математических объектов, они остаются
инвариантными в процессе формирования понятия;
б) выделяются несущественные свойства тех же
объектов и принцип их вариаций, в процессе
формирования понятия используются вариации
несущественных свойств.
После знакомства с графиками функций,
содержащих модули, можно предложить учащимся
графически решить уравнение, содержащее модуль и
параметр.
• Найти все значения а, при которых
уравнение имеет
ровно два корня.
Данное уравнение имеет вид , где ; .
Раскрывая знаки модулей в , рассмотрим три случая:
1) : .
2) : .
3) : .
Запишем в
виде:
Решим данное уравнение графически, построив в
системе координат ОХУ графики функций и . Заметим, что задает множество прямых,
параллельных оси ОХ.
Решением задачи будет промежуток .
Учитель может варьировать задания:
• Найти все а, при которых уравнение
1) имеет ровно два корня;
2) имеет ровно три корня;
3) имеет бесконечно много корней;
4) не имеет корней;
5) имеет хотя бы одни корень;
6) имеет хотя бы один корень, причем все его
корни принадлежат отрезку .
Другое направление варьирования исходного
задания – изменять :
• Найти все а, при которых уравнение:
1)
2)
3)
имеет два корня.
Наконец, варьированию поддаются функции,
входящие в левую часть исходного уравнения:
• Найти все а, при которых уравнение:
1)
2)
3)
имеет ровно два корня.
Из получившихся заданий учитель может выбрать
материал для “Урока одной задачи”, учитывая
особенности своего класса.
Источник
Значение словосочетания не найдено.
Значение слова «существенный»
СУЩЕ́СТВЕННЫЙ, –ая, –ое; –вен, –венна, –венно. 1. Составляющий сущность или касающийся сущности, существа чего-л.; важный, значительный. Существенные признаки. Существенное различие. Существенный недостаток. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СУЩЕСТВЕННЫЙ
Значение слова «свойство»
СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.
СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СВОЙСТВО
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Со временем я обязательно пойму, как устроен ваш мир.
Чем является «Стремя (анатомия)»:
Стре́мя — в анатомии — одна из слуховых косточек среднего уха, соединяет наковальню и улитку. Получила название из-за сходства со стременем. У человека — самая маленькая и самая лёгкая кость: её размер не превышает 4 мм, а вес — 2,5 мг. (Википедия)
Нарицательное название человека,
группы лиц, животного, растения;
предмета, места, сооружения, вещества;
абстрактного понятия, концепта и т.д.
Собственное имя человека,
собственное название организации,
предприятия, компании, клуба, партии,
сверхъестественного существа и т.д.
Собственное название творческого
произведения, книги, фильма, сериала,
оперы, балета, музыкальной композиции,
компьютерной игры и т.д.
Собственное название географического
объекта, страны, административной
единицы, сооружения, культурн. объекта,
транспортного средства, корабля и т.д.
Собственное название события,
даты, исторического периода
Другое имя или
собственное название
Ассоциации к слову «существенный»
Ассоциации к слову «свойство»
Синонимы к словосочетанию «существенные свойства»
Предложения со словосочетанием «существенные свойства»
- Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
- Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
- Руководящая идея отражает существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, и направляет поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «существенные свойства»
- Так, при всё большем и большем расширении области любви для спасения личности, любовь была необходимостью и приурочивалась к известным предметам: к себе, семье, обществу, человечеству; при христианском мировоззрении любовь есть не необходимость и не приурочивается ни к чему, а есть существенное свойство души человека.
- Но в чем заключается существенное свойство утопии, в чем ее противоречивость и что в утопии недостаточно принимают во внимание?
- А посему божественное слово, собрав все существенные свойства тварей и совокупив их в одну умопостигаемую единицу, как настоящее зерцало всеединого бога, отразилось в сем живом зерцале, и бог-отец, узрев в нем точный образ и подобие возлюбленного сына, излил в него дух свой, сиречь волю любви своей, — и создался человек, и почи бог от дел своих.
- (все
цитаты из русской классики)
Смотрите также
СУЩЕ́СТВЕННЫЙ, –ая, –ое; –вен, –венна, –венно. 1. Составляющий сущность или касающийся сущности, существа чего-л.; важный, значительный. Существенные признаки. Существенное различие. Существенный недостаток.
Все значения слова «существенный»
СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.
СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов).
Все значения слова «свойство»
Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Руководящая идея отражает существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, и направляет поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития.
- (все предложения)
- общее свойство
- свойства объекта
- существенный признак
- явления действительности
- предмет науки
- (ещё синонимы…)
- существование
- сущность
- (ещё ассоциации…)
- гибкость
- качество
- уникальность
- предмет
- характер
- (ещё ассоциации…)
- Разбор по составу слова «существенный»
- Разбор по составу слова «свойство»
Источник
Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
· Существенные – это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия “человек” является наличие сознания.
· Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия “человек” является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Таким образом, понятие – это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.
Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: “вечный двигатель”, “мировой эфир”.
Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.
Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
· Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
· Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
· Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
· Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
· Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.
Источник