Какие свойства называют существенными

Существенные и несущественные свойства
математических объектов раскрываются в процессе
определения понятий математики. Множество
существенных свойств составляют содержание
понятия.

Под существенными свойствами будем понимать
те, без которых понятие не существует, и при
помощи которых выделяются объекты интересующего
нас множества. Существенные свойства – это
всегда общие свойства, но обратное неверно –
общие свойства могут быть несущественными. Так, в
школьных учебниках в уравнениях преобладает
обозначение переменной – “х”. Это свойство
общее, но не существенное.

Кроме того, понятия “существенное” и
“несущественное” свойство относительны, в
разных ситуациях одно и то же свойство
математического объекта может быть как
существенным, так и несущественным. Например, при
выделении линейных функций среди других знак
коэффициента при х – несущественное
свойство, но оно же становится существенным при
выделении среди линейных функций возрастающих.

Существенные свойства понятия в определении
могут быть связаны между собой конъюнктивно,
дизъюнктивно и в сочетании конъюнкции и
дизъюнкции. Большинство школьных определений –
конъюнктивны. Если

– существенные свойства какого-либо
математического понятия Р, то:

• если математический объект не обладает хотя
бы одним из свойств , то этот объект не принадлежит понятию Р;

• если математический объект обладает всеми
существенными свойствами , то он обязательно принадлежит
понятию Р.

Понять эту непростую закономерность ребятам
помогает такое объяснение материала, при котором
после введения определения ученикам
предъявляются математические объекты со
свойствами ; . Учащиеся
должны мотивированно ответить на вопрос, почему
эти объекты не принадлежат понятию Р. Такая
работа позволяет за один урок сформировать в
сознании ребят математическое понятие.

Процесс выделения свойств математических
объектов, отделения существенных от
несущественных очень сложен. Чтобы помочь в этом,
можно применять на уроках задания следующих
четырех типов.

Первый из них – учащимся известно определение
математического понятия и они с помощью учителя
или самостоятельно формулируют основные
существенные свойства этого понятия, заем
проверяют, обладают ли предложенные им
математические объекты этими свойствами.
Примером могут служить следующие задания:

• Сформулируйте определение линейной функции.
Укажите, какая из следующих функций является
линейной, а какая – нет. Поясните, почему?

; ; ; ; ; ; ; ; ; .

• Сформулируйте известные вам свойства
понятия функции. Укажите, какая из ломаных,
изображенных на рисунке, является графиком
функции:

Какие свойства называют существенными

Поясните свой ответ.

Задания второго типа состоят в том, что
учащиеся должны назвать математический объект
по перечисленным его свойствам.

1. Функция … принимает наибольшее значение при .

2. Функция … возрастает на интервале и убывает на
интервале .

3. График функции … симметричен относительно
прямой .

4. График функции … расположен в III и IV
координатных четвертях.

5. График функции … проходит через точку .

6. Точка пересечения графика функции … с осью ОУ
– .

Какая квадратичная функция обладает этими
свойствами? Задайте ее аналитической формулой и
постройте график этой функции.

Задания третьего типа – это задания, в которых
нужно выделить существенные свойства
математических объектов и привести
самостоятельно примеры объектов, обладающих
такими же свойствами или отбросить лишние
объекты:

• Какое из числовых выражений вы назвали бы
лишним в этой таблице?

Поясните свой ответ.

• Запишите еще несколько членов числовой
последовательности, задайте ее общий член
формулой:

.

В заданиях четвертого типа от учащихся
требуется добавить свойство или свойства, чтобы
от одного математического объекта перейти к
другому. На уроках геометрии предлагается
задание:

• Укажите то условие, которое нужно добавить,
чтобы от одного четырехугольника перейти к
другому. Назовите все известные вам свойства
перечисленных геометрических фигур.

Какие свойства называют существенными

• Укажите условия, необходимые для того, чтобы
перейти от одной функции к другой. Назовите все
известные вам свойства указанных функций.

Прием расчленяющей абстракции (Е.Н.
Кобанова-Меллер) при изучении понятий выражается
в таких действиях:

а) выделяются существенные свойства
математических объектов, они остаются
инвариантными в процессе формирования понятия;

б) выделяются несущественные свойства тех же
объектов и принцип их вариаций, в процессе
формирования понятия используются вариации
несущественных свойств.

После знакомства с графиками функций,
содержащих модули, можно предложить учащимся
графически решить уравнение, содержащее модуль и
параметр.

• Найти все значения а, при которых
уравнение имеет
ровно два корня.

Данное уравнение имеет вид , где ; .

Раскрывая знаки модулей в , рассмотрим три случая:

1) : .

2) : .

3) : .

Запишем в
виде:

Решим данное уравнение графически, построив в
системе координат ОХУ графики функций и . Заметим, что задает множество прямых,
параллельных оси ОХ.

Какие свойства называют существенными

Решением задачи будет промежуток .

Учитель может варьировать задания:

• Найти все а, при которых уравнение

1) имеет ровно два корня;

2) имеет ровно три корня;

3) имеет бесконечно много корней;

4) не имеет корней;

5) имеет хотя бы одни корень;

6) имеет хотя бы один корень, причем все его
корни принадлежат отрезку .

Другое направление варьирования исходного
задания – изменять :

• Найти все а, при которых уравнение:

1)

2)

3)

имеет два корня.

Наконец, варьированию поддаются функции,
входящие в левую часть исходного уравнения:

• Найти все а, при которых уравнение:

1)

2)

3)

имеет ровно два корня.

Из получившихся заданий учитель может выбрать
материал для “Урока одной задачи”, учитывая
особенности своего класса.

Источник

Какие свойства называют существенными

Значение словосочетания не найдено.

Значение слова «существенный&raquo

  • СУЩЕ́СТВЕННЫЙ, –ая, –ое; –вен, –венна, –венно. 1. Составляющий сущность или касающийся сущности, существа чего-л.; важный, значительный. Существенные признаки. Существенное различие. Существенный недостаток. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СУЩЕСТВЕННЫЙ

Значение слова «свойство&raquo

  • СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.

    СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СВОЙСТВО

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму, как устроен ваш мир.

Чем является «Стремя (анатомия)»:

Стре́мя — в анатомии — одна из слуховых косточек среднего уха, соединяет наковальню и улитку. Получила название из-за сходства со стременем. У человека — самая маленькая и самая лёгкая кость: её размер не превышает 4 мм, а вес — 2,5 мг. (Википедия)

Нарицательное название человека,
группы лиц, животного, растения;
предмета, места, сооружения, вещества;
абстрактного понятия, концепта и т.д.

Собственное имя человека,
собственное название организации
,
предприятия, компании, клуба, партии,
сверхъестественного существа и т.д.

Собственное название творческого
произведения
, книги, фильма, сериала,
оперы, балета, музыкальной композиции,
компьютерной игры и т.д.

Собственное название географического
объекта
, страны, административной
единицы, сооружения, культурн. объекта,
транспортного средства, корабля и т.д.

Собственное название события,
даты, исторического периода

Другое имя или
собственное название

Ассоциации к слову «существенный&raquo

Ассоциации к слову «свойство&raquo

Синонимы к словосочетанию «существенные свойства&raquo

Предложения со словосочетанием «существенные свойства&raquo

  • Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
  • Руководящая идея отражает существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, и направляет поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «существенные свойства»

  • Так, при всё большем и большем расширении области любви для спасения личности, любовь была необходимостью и приурочивалась к известным предметам: к себе, семье, обществу, человечеству; при христианском мировоззрении любовь есть не необходимость и не приурочивается ни к чему, а есть существенное свойство души человека.
  • Но в чем заключается существенное свойство утопии, в чем ее противоречивость и что в утопии недостаточно принимают во внимание?
  • А посему божественное слово, собрав все существенные свойства тварей и совокупив их в одну умопостигаемую единицу, как настоящее зерцало всеединого бога, отразилось в сем живом зерцале, и бог-отец, узрев в нем точный образ и подобие возлюбленного сына, излил в него дух свой, сиречь волю любви своей, — и создался человек, и почи бог от дел своих.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Смотрите также

СУЩЕ́СТВЕННЫЙ, –ая, –ое; –вен, –венна, –венно. 1. Составляющий сущность или касающийся сущности, существа чего-л.; важный, значительный. Существенные признаки. Существенное различие. Существенный недостаток.

Все значения слова «существенный»

СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.

СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов).

Все значения слова «свойство»

  • Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

  • Категория менеджмента – это наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

  • Руководящая идея отражает существенные свойства общественных явлений и общественные отношения, и направляет поведение людей в соответствии с объективной закономерностью исторического развития.

  • (все предложения)
  • общее свойство
  • свойства объекта
  • существенный признак
  • явления действительности
  • предмет науки
  • (ещё синонимы…)
  • существование
  • сущность
  • (ещё ассоциации…)
  • гибкость
  • качество
  • уникальность
  • предмет
  • характер
  • (ещё ассоциации…)
  • Разбор по составу слова «существенный»
  • Разбор по составу слова «свойство»

Источник

Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

· Существенные – это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия “человек” является наличие сознания.

· Несущественные – это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия “человек” является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.

Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.

Таким образом, понятие – это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.

Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: “вечный двигатель”, “мировой эфир”.

Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.

Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.

Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.

Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.

Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

· Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

· Анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

· Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

· Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).

· Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

Источник