Какие свойства натуры чичикова проявились в его внутреннем монологе
В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.
Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.
Разбираем вариант 1
Задание 1.1.1
Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
Ответ на задание 1.1.1
Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: “Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”. Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.
Задание 1.1.2
С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Ответ на задание 1.1.2
Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.
Задание 1.1.3.
Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Отрывок текста из задания 1.1.3
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
Ответ на задание 1.1.3
У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.
Разбираем вариант 2
Задание 1.2.1
Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.1
Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.
Задание 1.2.2.
Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.2.
Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.
Задание 1.2.3
Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?
Отрывок стихотворения для задания 1.2.3
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
(Н.А. Некрасов. 1846)
Ответ на задание 1.2.3.
В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде…». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.
Перейти к части 2
Источник
В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ВАРИАНТ 1
1.1.1. Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
В приведенном монологе Чичикова раскрываются особенности натуры персонажа. Герой предстает перед читателем человеком внимательным, умеющим прекрасно видеть и оценивать людей. По первому впечатлению Чичиков детально создает психологический портрет «молодой незнакомки»: «Она теперь как дитя, всё в ней просто… из нее все можно сделать». Но нельзя не отметить и то, что герой концентрирует свое внимание на тех деталях, которые могут принести только материальную выгоду: «…из нее мог бы выйти очень, очень лакомый кусочек» Вероятно, ключевой завет отца (копить деньги) сыграл свою решающую роль даже в момент наблюдения предприимчивого героя за случайно встретившейся ему девушкой.
1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Н. В. Гоголь не случайно в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше. Образ «начавшего жизненное поприще» ярко контрастирует с Чичиковым. Молодой человек воспринимает действительность эмоционально, его все впечатляет, волнует. Совсем другим предстает перед читателем главный герой поэмы «Мертвые души». Человек «средних лет» становится «осмотрительно-охлажденным», его мысли теперь «основательны», он в любой ситуации пытается найти выгоду и добиться личного успеха. Н. В. Гоголь в своем произведении доказывает, что такие люди не перед чем не остановятся, даже если придется пойти на обман и совершить аферу.
Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи
1.1.3.Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
В приведенных отрывках проявляется сходство двух образов: Скотинина и Чичикова. Оба героя расчетливы, эгоистичны, стараются из любой ситуации найти выгоду, главное для них – это материальные блага. Они не остановятся ни перед чем ради достижения собственной выгоды. Скотинин готов любой убыток «содрать со своих же крестьян», а на Софье хочет жениться, чтобы получить «то, что в деревеньках водится». Прекрасный образ «молоденькой незнакомки» для Чичикова задурманивает «тысячонок двести приданого», она для героя может быть только «лакомым кусочком». Оба героя не способны на искренние романтичные чувства. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. У помещика Скотинина главная характеристика, которую дает герою Фонвизин, содержится в фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах, а в свиньях.
ВАРИАНТ 2
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» проникнуто настроением душевного покоя и умиротворения. Небольшое по объему лирическое произведение поэт посвящает «короткой, но дивной поре». Период завершения работы на полях («Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё») до наступления первых холодов («Но далеко ещё до первых зимних бурь») Тютчев поэтично называет «хрустальными» днями. Изобразительно-выразительное средства создают картину осенний гармонии в природе и в душе поэта (многочисленные эпитеты «дивная пора», «чистая и теплая лазурь», сравнение «весь день стоит как бы хрустальный», метафора «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде»). Использованные многоточия позволяют автору окунуться в состояние душевного покоя, отдыха и незримо увлекают читателя в мир неспешных раздумий.
1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…”?
В стихотворении Ф. И. Тютчева особую роль при создании образа играют эпитеты. «Осень первоначальная», «короткая, но дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «чистая, теплая лазурь», «чистое поле» – образные определения передают не только особую атмосферу осенней гармонии в природе, но и помогают понять душевный покой автора стихотворения. Время бурных эмоций и тяжелых рабочих будней закончилось, теперь поэт с удовольствием смотрит на «отдыхающее поле», вдыхает «пустеющий» воздух и наслаждается вместе с читателем периодом нежной грусти.
1.2.3. Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов – поэты-современники. Тема природы в их творчестве занимает важное место, но не всегда восприятие одного и того же времени года одинаковое. В осеннем «коротком» периоде Ф. И. Тютчева чувствуется умиротворение, покой, и красота. Во время «дивной» поры природа и человек отдыхают от работы, эмоций, звуков: «Пустеет воздух, птиц не слышно боле». Совсем другой предстает перед читателем осень в стихотворении Н. А. Некрасова. «Заунывный ветер», «надломленная ель», «набегающий холодок», «налетевший полумрак» навевают настроение тревоги и печали. Читатель может не только увидеть зловещие картины, но и услышать плачь природы, у Некрасова осень наполняется тревожными звуками: «заунывный ветер», «ель стонет», «шепчет темный лес», стая галок и ворон «кричит», криком надменного жандарма и завершается стихотворение Некрасова. Два лирических произведения описывают абсолютно по-разному картины осени и создают при этом абсолютно противоположные настроения авторского восприятия этого времени года.
Источник
Фаим К.
25 мая 2019 · 1,8 K
“Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера” – так описывает Чичикова Гоголь во внутреннем монологе. Исходя из этого, мы делаем вывод, что Чичиков – уже достаточно опытный человек, который ведет себя осторожно и предпочитает анализировать ситуацию, прежде чем приступать к конкретным действиям. Он расчетлив, холоден и не отличается темпераментностью. Между разумом и чувствами он опирается на разум и имеет несколько циничный характер. По ходу произведения эти качества лишь подтверждаются.
Благодаря каким качествам Чичикову в поэме “Мертвые души ” удаётся завоевать симпатии помещиков? В чём секрет его обаяния?
Во-первых, Чичикову удается удивительным способом подстраиваться под поведение и нравы помещиков. С каждым из них он говорит на близком и понятном языке. Так, с Маниловым он услужливый и “сладкий”, с Собакевичем – прямолинейный, с Ноздревым разгульный.
Во-вторых, герой очень расчетлив, это оказывается близко большинству помещиков. Он показывает, что продажа мертвых душ выгодна в первую очередь для них самих, ведь им больше не придется платить за них налог.
В-третьих, Чичиков очень льстивый. Он старается каждому помещику сказать что-то хорошее о нем, даже если это неправда.
Как вы думаете, Чичиков герой или антигерой?
Он является главным героем произведения Гоголя «Мёртвые души». Ведь изначально планировался трехтомник, вся задумка состояла из «ад-чистилище-рай», то есть Чичиков должен был стать хорошим человеком, поэтому он может являться героем. Но так как третий том не вышел в свет, а второй и то был собран по черновикам, то можно утверждать, что Чичиков так и не стал хорошим, а значит, что он также может являться антигероем (точнее будет «плохим героем») незаконченной повести.
Чичиков из «Мертвых душ» служил на таможне и сидел в тюрьме. Где все это время могли быть двое его крепостных?
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu
Чичиков не сидел в тюрьме по расследованию его таможенных приключений он “где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где всунул деньжонку, — словом, обработал дело по крайней мере так, что отставлен был не с таким бесчестьем, как товарищ, и увернулся из-под уголовного суда.” То есть, если его и заключали под стражу, то без того, чтобы увозить из города. Таким образом, крепостные были там же, где и всегда – в доме, где он жил.
Во втором томе его арестовывают, но тоже не вывозят из города и его крепостные так же остаются по его месту жительства.
Прочитать ещё 1 ответ
Какой чин имел Чацкий в комедии Грибоедова “Горе от ума”? Был ли у него титул (граф, князь и т. д.)?
Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch
Доцент ТюмГУ, кандидат…
Насколько помню в книге титул Чацкого не упоминается, поэтому можно предположить, что его у него нет. Что касается чина то прямого указания тоже нет, но есть предположение.
“Сам Чацкий – 21 года, предположительно VII класс (надворный советник в администрации Царства Польского, потом подполковник в кав. полку) в отставке. Впрочем, возможно, что в VIII классе (коллежский асессор и майор), но судя по некоторым соображениям и аналогиям, скорее все-таки VII-й.”
Более подробно с аргументацией – livejournal.com
Николай Васильевич Гоголь – обличитель? Если нет, тогда о чем его “Ревизор”, “Мертвые души” или “Шинель”?
Мining (добыча полезных ископаемых).
христианин.
с Гоголем на сколько я знаю произошло нечто похожее что и с Игорем Востриковым из Кемерово, который сначала хлестал по порокам государства, а затем стал его послушным гражданином. Тоже из Гоголем- под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.
В 1847, пытаясь пережить свою литературную смерть и душевный кризис, Гоголь публикует «Выбранные места из переписки с друзьями» — книгу, которая произвела тяжелое впечатление не только на российские интеллектуальные круги, но и на его ближайших друзей. В духе религиозного назидания и одобрения существующих социальных порядков писатель осуждает свои собственные прежние труды и защищает крепостничество. Ранее восхищавшийся произведениями Гоголя, и утвердивший его наряду с Пушкиным главой русской литературы, Белинский с чувством глубокого негодования публикует в «Современнике» свой отзыв на «Выбранные места из переписки с друзьями». Письмо Белинского стало манифестом литературно-политического кружка петрашевцев. Оно есть в сети, приведу несколько выдержек :
ПИСЬМО В. Г. БЕЛИНСКОГО
Н. В. Гоголю
Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная. Оскорбленное чувство самолюбия еще можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нем; но нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.
Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить ее надежду, честь, славу, одного из великих вождей ее на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь. Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении ее, все враги Ваши — и не литературные (Чичиковы, Ноздревы, Городничие и т. п.) и литературные, которых имена Вам известны. Вы сами видите хорошо, что от Вашей книги отступились даже люди, невидимому, одного духа с ее духом.
Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько последние ежегодно режут первых), — что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостого кнута треххвостою плетью.
Вот вопросы, которыми тревожно занята Россия в ее апатическом полусне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами! .. И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки… И после этого Вы хотите, чтобы верили искренности направления Вашей книги? Нет, если бы Вы действительно преисполнились истиною Христова, а не дьяволова ученья, — совсем не то написали бы Вы Вашему адепту из помещиков. Вы написали бы ему, что так как его крестьяне — его братья по Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хоть, по крайней мере, пользоваться их трудами Как можно льготнее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном в отношении к ним положении.
Источник