Какие свойства металлов выделил ломоносов

Какие свойства металлов выделил ломоносов thumbnail

Я ваш постоянный подписчик и читатель. В школе
работаю учителем химии более 40 лет. Хочу
поделиться опытом – в моей картотеке богатый
запас информации, который я постоянно пополняю
из разных источников.
Предлагаю читателям материал, посвященный
великому ученому М.В.Ломоносову. Буду рада, если
он кому-то поможет в работе.

План проведения недели химии

М.В.Ломоносов (1711–1765)

1. Конкурс творческих работ по темам:
«Русский фарфор», «Керамика и стекло», «Мозаика
Руси», «Именем Ломоносова», «Русское
художественное стекло», «Гжель».

2. Конкурс тематических газет:

• «Роль М.В.Ломоносова в развитии русской
поэзии»;

• «Работы М.В.Ломоносова в области
производства стекла, фарфора, керамики»;

• «Усть-Рудицы – царство стекла»;

• «Имя М.В.Ломоносова на карте мира».

3. Ломоносовские чтения «Жизнь и
деятельность М.В.Ломоносова»:

• детство и юность;

• годы учебы (Москва, Петербург, Марбург);

• возвращение в Россию, достижения в области
химии;

• физик и астроном;

• отец русской поэзии;

• значение трудов М.В.Ломоносова;

• имя Ломоносова на карте мира.

4. Конкурсы-викторины для учащихся 7-х
классов и 9–11-х классов.

5. Вечер, посвященный М.В.Ломоносову.

Вопросы викторины для 7-х классов

1. В каком труде М.В.Ломоносова написаны
слова: «Широко распростирает химия руки свои в
дела человеческие»?

2. Назовите учебные заведения, в которых
обучался М.В.Ломоносов.

3. Определение металлов, данное
М.В.Ломоносовым: «Светлые тела, которые ковать
можно». Какие свойства металлов выделил
М.В.Ломоносов и какие еще свойства можно назвать?

4. Где и у кого обучался Ломоносов горному
делу?

5. Какое высшее учебное заведение и когда
было учреждено в России по инициативе
Ломоносова?

6. Какой русский поэт и в каком
стихотворении говорит о Ломоносове как об
архангельском мужике, который «стал разумен и
велик»?

7. Когда и какое открытие сделал Ломоносов,
исследуя планету Венера?

Вопросы викторины для 9–11-х классов

1. В письме к Л.Эйлеру М.В.Ломоносов
сформулировал важное открытие и дал ему
сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон,
столько же отнимаю у бодрствования». О каком
открытии идет речь в письме?

2. Как можно связать имя М.В.Ломоносова с
Хельсинкским университетом?

3. В каком году была окончена первая
мозаичная картина, как она называлась?

4. Как геологи отметили заслуги
М.В.Ломоносова?

5. Сколько и какие языки знал М.В.Ломоносов?

6. Название прибора – прообраза
современных вертолетов, изобретенного
Ломоносовым. Для каких целей он предназначался?

7. Какое пособие по физике перевел на
русский язык Ломоносов в 1746 г.? Как называлась эта
книга?

8. Ломоносов явился основателем русской
научной терминологии. Современный язык содержит
много слов, впервые введенных Ломоносовым.
Назовите 6–7 слов из области физики и техники.

Сценарий вечера, посвященного
М.В.Ломоносову

Ведущий. Наш вечер мы посвятили
М.В.Ломоносову – великому гражданину, ученому,
прославившему Россию. Вероятно, может возникнуть
вопрос, почему мы обращаемся к этой теме.
В истории человечества от седой античности до
наших дней не много найдется личностей, подобных
ему. Так кто же он – Михайло Васильевич
Ломоносов?

В одну из декабрьских ночей 1730 г.
отправился Михайло Ломоносов
с рыбным обозом в Москву учиться

Чтец 1 (читает стихотворение
Н.А.Некрасова «Школьник»).

…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Играет музыка.

Чтец 2 (сидя за столом). Михайло Васильевич
Ломоносов родился в 1711 г. в деревне Денисовка
близ села Холмогоры, в 80 км от Архангельска в
семье рыбака-помора. Первыми учителями
Ломоносова были могучая северная природа и
неустанный человеческий труд. Грамоте он учился
у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл
лучшие по тем временам книги: «Грамматику» и
«Арифметику», заключавшие в себе еще и сведения
по географии, физике и астрономии. С этими
книгами он никогда не расставался, носил везде с
собой и, непрестанно читая, «вытвердил их
наизусть». Страстная жажда знаний побудила
Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре
1730 г.

Демонстрируется кадр из фильма о Ломоносове.

Чтец 3. Ломоносов прибыл в Москву и поступил в
единственное высшее учебное заведение того
времени – Славяно-греко-латинскую академию.
Жить и учиться было очень трудно, но наук не
оставил.

В числе лучших учеников был отправлен в
Петербургскую академию наук, учрежденную Петром
I. Здесь Михаил Васильевич обучался немецкому
языку, латыни, географии, истории и танцам. Через
год в числе трех наиболее способных студентов он
был командирован в Германию для изучения горного
дела.

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Петербург, и его
зачислили в штат сотрудников Петербургской
академии наук. Однако молодому ученому пришлось
заниматься в академии не только научными
трудами. В то время на престоле была дочь Петра
I – Елизавета. Приходилось писать оды для
двора, переводить пьесы с немецкого для
придворного театра, сочинять сценарии для
иллюминаций и фейерверков, которыми был так
богат Петербург XVIII в.

Ведущий (на фоне музыки). Восемнадцатый век…
Благословенный восемнадцатый век:
декольтированные дамы Рокотова, величавые
хоралы Бортнянского, торжественные оды
Тредиаковского, неторопливые менуэты под сенью
царскосельских лип.

Пара танцует менуэт.

Чтец 4. У каждого большого таланта есть
горестный дар – притягивать к себе ненависть
посредственностей и злобу бездарей. Год в
Академии не платят жалованья. В квартире
протекают потолки, жена болеет и не на что купить
лекарства. Сам – заманен в ловушку, оклеветан
и арестован. Учеников – мало, друзей тоже.
Усталый, больной, летом 1743 г., сидя под арестом,
пишет стихи, дышащие такой любовью к жизни, к
миру, к Вселенной, к бытию!

Чтец 1 (на фоне музыки).

Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Ведущий. Написать такие строки мог великий
Поэт и Мыслитель. Оставаться самим собой в
тяжелой обстановке мог только великий Человек.
Послушаем самого Ломоносова.

Голос Ломоносова (запись или за сценой). «За то
терплю, что стараюсь защитить труд Петра
Великого, чтобы выучились Россияне, чтобы
показали свое достоинство… Восстани и ходи,
Россия; восстани и ходи! Отряси свои сомнения и
страхи; и радости, и надежды сполнена, красуйся,
ликуй, возвышайся!»

Ведущий. Поразительное ощущение силы,
возможностей, осознание своего долга перед
Родиной! Посмотрите на плакат со словами Пушкина:
«Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог,
Художник и Стихотворец – он все испытал и все
проник». Обратите внимание. Каждое слово с
большой буквы. Как можно столько успеть? Ведь у
него не три жизни! Словно было несколько
Ломоносовых. Давайте заглянем на одну научную
конференцию, посвященную наследию Ломоносова.

Председатель. Внимание, послушаем
выступления товарищей.

Астроном. Я утверждаю, Ломоносов был
астрономом. Он навсегда утвердил свое имя в нашей
науке, открыв атмосферу на Венере.

Художник. Ломоносов создал великолепные
мозаичные картины: «Полтавская баталия», «Лик
Богородицы», ряд портретов (например, портреты
Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны и др.).
Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены
российской Академией художеств, избравшей его в
1763 г. своим членом.

Петр Великий.
Мозаика работы М.В.Ломоносова
(1754 г.)

Лингвист. Ломоносов составил
«Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и
не потерявшую своего значения и сейчас. Я
заявляю, Ломоносов – лингвист!

Председатель (не выдержав, вскакивает с места). Позвольте,
он же металлург! Как же металлургия без
Ломоносова?! Он автор книги, по которой учились
столько поколений металлургов.

Химик. Однако прошу не забывать, что
официально Ломоносов был профессором химии в
Петербургской Академии наук. Он – химик!

Поэт.

Разрешите мне! Послушайте!
«В средине жаждущего лета,
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень,
Где ветви преклонясь зелены,
В союз взаимный сопряженны,
Отводят яркие лучи.
Но коль великая отрада
И томным чувствам тут прохлада,
Как росу пьют цветы в ночи!»

Даже научные работы он часто излагал стихами.
Ломоносов – поэт!

Общий шум. Все спорят.

Председатель (закрывая сцену). Физик,
математик, философ. Поверьте, каждому из них есть
что сказать. Но сам Ломоносов на вопрос о своей
профессии отвечал, не задумываясь: «Химик».

Ведущий. Он взвалил на себя величайшую
ответственность: «Я сам и не совершу, однако
начну, то будет другим после меня легче сделать».
Он не разбрасывался, он просто быстро исчерпывал
возможности науки того времени и, понимая это,
шел дальше, не желая терять времени.

4 апреля 1765 г. М.В.Ломоносова не стало. Ему было
всего 54 года. Похоронен ученый в Петербурге на
кладбище Александро-Невской лавры. «На берегах
Ледовитого моря, – писал Белинский, –
подобно северному сиянию блеснул Ломоносов.
Ослепительно и прекрасно было это явление…
Гений умеет торжествовать над всеми
препятствиями, какие ни противопоставляет ему
враждебная судьба, и наконец, русский способен ко
всему великому и прекрасному».

На этом наш тематический вечер не закончен.
Сегодня мы можем подвести итоги конкурса на
лучший доклад о Ломоносове.

Статья подготовлена при поддержке гранитной мастерской «Царьгранит». Если Вы решили приобрести качественные и надежные изделия из гранита, то оптимальным решением станет обратиться в гранитную мастерскую «Царьгранит». На сайте, расположенном по адресу www.Tsargranit.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать гранитные вазы и шары по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Tsargranit.Ru.

Т.С.БАРИНОВА,
учитель химии школы № 24
(г. Павловский Посад, Московская обл.)

Источник

Свой вечер мы посвящаем Михаилу Васильевичу Ломоносову великому ученому, прославившему Россию. 19 ноября мы отметили 300 лет со дня его рождения.

В году 1711 в деревни Денисовка, близ города Холмогоры, что недалеко от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того, как в доме появилась, мачеха и совсем стало худо. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз – на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».Уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Грамоте Михайло учился у односельчанина Ивана Шубного, тот дал ему первые книжки: славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого. Шибко понравилось учение парню, он тайком от отца и матери читал книжки.

У Ломоносова не было возможности продолжать учение дома. В конце 1730 года 19-летний юноша против воли отца отправляется в Москву. Желание учиться было так велико, что отсутствие денег не испугало юного Михаила Васильевича.

Как называлась школа в которой учился Ломоносов? “Спасскими школами”

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

– Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

– Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: “Что с тобой делать? На крышу забросить?”. Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, – шептались школяры.

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет

Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.

В январе 1731 года зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию он выдал себя за сына холмогорского дворянина. “Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”.

В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в “низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для “воинского дела”, и для “строения”, и для “врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту…..

За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, За 5 лет

Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….

В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? В Германию; изучить горное дело и металлургию.

В 1735 году в числе лучших выпускников Ломоносова отправили в Петербургскую Академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю. Через год в числе трех наиболее способных студентов командируется в Германию для изучения горного дела.

Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: “Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что: со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству”.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и до конца своей жизни трудился в Петербургской Академии.

В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Академии наук.

1745 году утверждают в звании профессора химии.

В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством Ломоносов добивается открытия первой российской научной и учебной химической лаборатории. Тогда же Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения. Особое внимание Ломоносов уделял подготовке российских ученых. Большие надежды возлагал на молодежь. Он не принимал того мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса. Позже, в “Записке о необходимости преобразования академии наук”, он писал: «студент тот почтеннее, больше научился, а чей он сын, в том нет нужды»

1753 года Ломоносов уехал из Петербурга в Москву и начал усиленно хлопотать о создании университета, который был открыт в 1755 году. Ломоносов сделал все для того, чтобы в Московском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа, изобрел ” ночезрительную ” трубу для видения в темноте.

С 1760 году почётный член Шведской академии наук.

В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы на Венере. Больше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты).

С именем Ломоносова связано развитие горнозаводской металлургии. В написанной им книге “Первые основания металлургии или рудных дел” он не только перечислил различные рецепты для металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. По этой книге обучались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый оценил его богатство, мощь, выразительность и красоту. И, в частности, писал: “Языка нашего небесна красота”, “:В нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка”. Ломоносов создает ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первой была “Риторика”.

В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

Чем бы ни занимался Ломоносов – физикой или химией, поэзией или географией, – всегда движущей силой его творчества являлось патриотическое стремление работать на благо Родины.

4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет Ломоносов скончался. Проститься с ним пришло множество людей. Его похоронили в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Короткий рассказ о яркой жизни Михаила Васильевича Ломоносова хочется закончить словами Белинского: “На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.

В 1755 году после многолетних хлопот Ломоносова по его проекту при содействии графа Шувалова был учреждён первый в России университет, ныне носящий имя Ломоносова.

Рефлексия.

Вопрос 1. Назовите учебные заведения, в которых обучался Ломоносов.

(“Славяно – греко-латинская Академия”, Петербургская Академия, Марбургский университет в Германии.)

Вопрос 2. Сколько и какие языки знал Ломоносов?(10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский.)

Вопрос 3. В каком году была закончена первая мозаичная картина и как она называлась?

( В 1752 год мозаичный образ Богоматери по картине итальянского художника Солимены.)

Вопрос 4. В каком труде Ломоносов сказал: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”.(В труде “Слово о пользе химии”.)

Вопрос 5. Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?(Ломоносов организовал производство цветных стёкол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности.)

Вопрос 6. Какова роль Ломоносова в металлургии?(Он основоположник отечественной металлургии. Им написаны книги по её основам. В своей химической лаборатории исследовал пробы руд, минералов различных экспедиций.)

Вопрос7. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Как наградила императрица Ломоносова?

(Был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)

Вопрос 8. В связи, с чем Ломоносов сказал: “Славного Роберта Бойля мнение ложно”?(Он сказал, о прокаливании металлов в запаянных ретортах, он доказал, что их вес не изменяется. Р. Бойль же считал, что при нагревании масса металлов увеличивается за счёт присоединения тепловой материи.)

Вопрос 9. В работе “Первые основания металлургии или рудных дел” Ломоносов дал определение металлам: “Светлые тела, которые ковать можно”. Какие свойства металлов выделил Ломоносов, и какие еще свойства можно назвать?(Пластичность, металлический блеск . Другие свойства: теплопроводность, электропроводность.)

Вопрос 10. Как геологи увековечили имя Ломоносова?

(Был назван минерал ломоносовит найденный в 1965 году на Кольском полуострове.)

Вопрос 11. В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: “Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования”. Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.(Закон сохранения массы веществ.)

Вопрос 12.Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? 10лет Во сколько лет Ломоносов научился читать? 12лет.

Основные достижения ученого.

Физика: Ломоносов сформулировал принципиальный закон сохранения материи и движения. Он не побоялся выступить против великого Ньютона и одним из первых заговорил о волновой теории света. Учёный открыл закон, по которому единственным источником теплоты является движение – «Молекулярно-кинетическая теория теплоты».

Химия: Ломоносовым написан фундаментальный труд «Опыт физической химии», основанный на лабораторных опытах. Он носил звание профессора химии, был Почётным членом шведской Академии наук.

Астрономия: Ломоносов живо интересовался астрономией. Он первым предположил существование на Венере атмосферы. Широко известны строчки из его стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:

Открылась бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет, бездне дна.

История: Ломоносов с юности проявлял большой интерес к отечественной истории. Им было создано два труда по русской истории: «Краткий Российский летописец с родословием» в 1760 году и «Древняя Российская история» в 1766 году.

Искусство: Ломоносов изучал оптические свойства стекла, организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создал большую мозаичную картину «Полтавская баталия» площадью 30 квадратных метров. Михаил Васильевич прекрасно рисовал, был избран почётным членом Академии художеств.

География: Ломоносов был директором географического департамента академии наук.

В «Кратком описании разных путешествий по северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен происходить с востока на запад. Предположение было практически подтверждено Нансеном в 1896 году.

Литература: Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина». Ода Ломоносова была написана ещё не бывалым в русском языке размером. Силлабо-тоническое стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились такие размеры, как ямб, хорей, дактиль и другие. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к Родине, к русским людям, к науке.

Ломоносов упорядочил письменную речь, создал теорию трёх «штилей». Он создал первую научную «Русскую грамматику», написал книгу «Краткое руководство к красноречию». Эти сочинения имели большое значение для развития русского языка. Литературное наследие Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений.

М.В. Ломоносов – один из самых выдающихся сыновей России. Перечислить все его заслуги просто невозможно. «Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время», – сказал академик Келдыш.

1. В каком году родился Ломоносов? (в 1711г.)

2. Где родился Ломоносов? (в с. Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии)

3. Как звали отца Ломоносова? (Василий Дорофеевич)

4. Чем занимался отец Ломоносова? (рыбак)

5. Кем был дед Ломоносова по материнской линии? (дьяком)

6. Сколько было Ломоносову лет, когда он покинул родной дом и ушёл в Москву? (19)

7. Был ли Ломоносов крепостным? (Нет: на русском Севере крепостного права не было)

8. Какое учебное заведение в Петербурге закончил Ломоносов? (Академию наук)

9. В какой европейской стране продолжил учёбу Ломоносов? (в Германии)

10. На каком нынче мёртвом языке Ломоносов писал стихи? (на латинском)

11. Знал ли Ломоносов итальянский язык? (нет)

12. Сколько лет проучился в Германии Ломоносов? (5)

13. Какой русской императрице посвящена ода Ломоносова, написанная в 1747 г.? (Елизавете Петровне)

14. Какая страна избрала Ломоносова почётным членом своей Академии наук? (Швеция)

15. Звание профессора какой науки получил Ломоносов в 1745 г.? (химии)

16. Кому посвящалась мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (Петру I)

17. Какова площадь мозаичной картины «Полтавская баталия»? (30 м2)

18. Где находится нынче мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (в Академии наук в Петербурге)

19. Кому из русских поэтов принадлежат следующие стихотворные строчки, посвящённые Ломоносову:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик. (Н.А.Некрасов)

20. Продолжите известное стихотворение Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне … (дна)

21. Какое высшее учебное заведение носит имя Ломоносова? (МГУ)

22. Какого русского царя Ломоносов считал идеальным правителем государства? (Петра I)

23. Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он сам был первым нашим университетом»? (А.С.Пушкин)

24. В каком году был открыт МГУ? (в 1755 г.)

25. Была ли у Ломоносова семья? (да)

26. Кем по национальности была жена Ломоносова? (немка)

27. Сколько у Ломоносова было детей? (1 ребёнок)

28. Как звали дочь Ломоносова? (Елена)

29. Кем доводилась Ломоносову М.Н.Волконская, последовавшая за мужем-декабристом в Сибирь? (правнучкой)

30. Кому принадлежит высказывание о Ломоносове: «Вся жизнь его была прекрасным подвигом»? (В.Г.Белинскому)

31. В каком году умер Ломоносов? (в 1765 г.)

32. Где похоронен Ломоносов? (в Санкт-Петербурге)

33. Где установлен памятник Ломоносову работы Н.В.Томского? (перед МГУ)

34. Где установлен памятник Ломоносову работы П.П.Забелло? (в Петербурге возле Академии наук)

35. Сколько лет прожил Ломоносов? (54 года)

36. Кто написал единственный прижизненный портрет Ломоносова? (Преннер)

37. Назовите фамилию графа, при содействии которого был открыт Московский университет? (И.Шувалов)

38. О каком городе Ломоносов писал: «… великий город, первого ранга во всей Европе»? (Москва)

39. Каким русским царём была основана Цифирная школа, где учился Ломоносов? (Петром I)

40. В знаменитой оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны…» есть строчка «И бытрых разумом Невтонов Российская земля рождать…». Кто такой Невтон? (Ньютон)

41. Где находится город, названный именем Ломоносова? (в Ленинградской области)

42. Как звали мать Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)

43. Как называлось первое научное сочинение Ломоносова? («О превращении твёрдого тела в жидкое»)

44. На какую должность был определён Ломоносов по возвращении из Германии? (адъюнкта)

45. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Казани или Хотина»? (Хотина)

46. В каком веке жил Ломоносов? (в XVIII)

47. Сколько од написано Ломоносовым? (36)

48. Произведение Ломоносова «Тамира и Селим» – комедия или трагедия? (трагедия)

49. Писал ли Ломоносов басни? (да)

50. С каким великим французским просветителем Ломоносов состоял в переписке, когда тот писал историю царствования Петра I? (с Вольтером)

51. На берегу какого моря стоит Архангельск? (Белого)

52. Был ли Ломоносов в Киеве? (да, учился в Киевской академии)

53. Музыку какого великого немецкого композитора любил слушать Ломоносов? (Иоганн Себастьян Бах)

54. Какой советский поэт написал поэму «Михайло Ломоносов»? (Алексей Марков)

55. Что изучал Ломоносов с помощью сконструированной им «громовой машины»? (электричество)

56. Сколько учебников написано Ломоносовым? (10)

57. Ода – это жанр лирики или эпоса? (лирики)

58. Кто писал о Ломоносове: «… великий сподвижник великого Петра»? (А.С.Пушкин)

59. О ком Ломоносов пишет: «Свободен, беззаботен, не просишь ни о чём, не должен никому»? (о кузнечике)

60. Какой великий русский литературовед назвал Ломоносова отцом нашей литературы? (В.Г.Белинский)

61. К какому литературному направлению относятся произведения Ломоносова?

(к классицизму)

62. В каком городе жил Ломоносов в последние годы? (в Петербурге)

63. Переведите на современный русский язык устаревшее ныне слово, встречающееся в произведениях Ломоносова – уста. (губы)

64. Слово взор. (взгляд)

65. Слово глагол. (речь, слово)

66. Слово зело. (очень)

67. Слово ланиты. (щёки)

68. Слово перст. (палец)

69. Слово токмо. (только)

70. Слово дщерь. (дочь)

71. Слово запона. (преграда)

72. Слово раченье. (старание)

73. Слово денница. (утренняя заря)

74. Слово паки. (опять, снова)

75. Слово вран. (ворон)

76. Слово чело. (лоб)

Источник