Какие свойства металла лежат в основе выражения железные нервы

Какие свойства металла лежат в основе выражения железные нервы thumbnail

Тема урока: «Физические свойства металлов»

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов и их классификации.

Задачи: – продолжить формирование представлений о физических свойствах металлов, их применении;

– закрепить умения работать с текстом, сравнивать, обобщать;

– развивать активность и познавательный интерес учащихся путём использования демонстрационного эксперимента и обращению к повседневному опыту;

– воспитывать взаимоуважение.

Оборудование: образцы изделий из металлов, коллекция «Металлы и сплавы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

№ 8, 9 §36

Химический диктант

Вариант I – металл литий. Вариант II – металл магний.

  1. Каков атомный номер химического элемента в периодической системе?

  2. В каком периоде находится данный химический элемент?

  3. В какой группе располагается данный химический элемент?

  4. Сколько электронных слоёв у атома данного химического элемента?

  5. Сколько электронов находится в атоме данного химического элемента?

  6. Сколько электронов находится на внешнем электронном слое атома данного химического элемента?

  7. Сколько электронов отдаёт каждый атом данного химического элемента, превращаясь в катион?

Затем самопроверка (на обратной стороне доски ответы).

Ответы: вариант 1 – 3, 2, IА, 2, 3, 1, 1,

Вариант 2-12, 3, IIА, 3,12, 2, 2.

  1. Изучение нового материала

Изучая, какое либо вещество (водород, кислород), мы всегда с вами изучали их свойства. А что такое свойства? На какие 2 основные группы делятся свойства? (физические и химические). На сегодняшнем уроке мы будем изучать физические свойства металлов.

Тема урока: «Физические свойства металлов» (Запись на доске и в тетради)

На доске вывешивается лист со словом «Ожидания». Скажите, что вы хотите и ожидаете узнать на уроке? (Высказывания детей). Совместно с детьми формируем цель урока.

 Простые вещества металлы обладают рядом общих свойств. Нам известно, что физические свойства вещества определяются его строением – типом кристаллической решетки.         

Мы видим, что большинство металлов имеют на внешнем слое 2-3 электрона, большие атомные радиусы по сравнению с неметаллами, т.е. металлы легко отдают внешние электроны – являются восстановителями.

Читайте также:  Какими свойствами обладает сироп солодки

В виде простого вещества атомы металлов связаны между собой так называемой металлической связью, которая обуславливает свойства металлов. Тип кристаллической решетки – металлическая.

Металлическая связь – особый вид связи, присущий только металлам. Связь между положительными ионами металлов и свободно движущимися обобществленными электронами (электронный газ).

Давайте вспомним, что такое физические свойства? (Ответы учащихся)

Какие свойства относятся к физическим свойствам? (Ответы учащихся)

Какие вы уже знаете физические свойства металлов? (Ответы учащихся)

Рассмотрим физические свойства металлов:

  • Агрегатное состояние металла:  жидкость – ртуть,

                                        твердые  – все остальные.

  • Твердость металлов сравнивают с твердостью алмаза:

Твердый – хром, мягкий – натрий, калий и т.д.

  • Все металлы непрозрачны. Имеют цвет: чёрные – железо и его сплавы, цветные – медь, серебро, никель и т.д.

  • Металлический блеск – способность поверхности металлов отражать световые лучи. Свободные электроны придаёт металлам и такое св-во как мет. блеск. Свет поглощается поверхностью металла, а электроны начинают испускать свои, вторичные волны излучения, которые мы воспринимаем, как металлический блеск.

  • Тепло- и электропроводность

Наиболее электропроводные металлы: серебро, медь, алюминий.

  • пластичность – способность к сложной деформации без нарушения металлической прочности.

При механическом воздействии на кристалл металла происходит смещение слоев атомов, но благодаря свободному перемещению электронов по всему кристаллу разрыв связей не происходит. Обобществлённые электроны экранизируют положительные ионы друг от друга и не дают им отталкиваться друг от друга.

Au   Ag   Cu    Sn   Pb   Zn   Fe

         Уменьшение пластичности

Золото настолько пластично, что его можно прокатывать в листы 0, 003 мм и использовать их для позолоты различных предметов. А 1 грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной 2 км. Она будет во много раз тоньше человеческого волоса

Определите твёрдость алюминия, железа, меди. Для этого воспользуйтесь ногтем или стеклом. Твёрдость ногтя равна 2-2,5, а стекла-5.

Проведите ногтем по поверхности выданных металлов, если получится царапина от ногтя, то твёрдость исследуемого вещества меньше двух. Если царапины не будет, то возьмите предметное стекло и проделайте то же самое.

  • Магнитные свойства: ферромагнитные (намагничиваются и притягиваются магнитом) – железо, кобальт, никель и их сплавы.

Читайте также:  Какие числа называют натуральными их свойства

Назовите все виды механической обработки металлов, с которыми вы познакомились в курсе технологии: ковка, резка, шлифовка, сварка, прокат, волочение, прессование, штамповка, литье.

  • Плотность: тяжелые – ρ больше 5 г/мл (Os, W, Ga, Zn, Fe, Cu); легкие – ρ  меньше 5 г/мл (Li, K, Na,Al, Mg, Ti);

Какие металлы, на ваш взгляд,  при взаимодействии с водой будут плавать на её поверхности? Щелочные металлы. Плотность лития почти в 2 раза меньше плотности воды. Если бы литий не был таким активным металлом, он оказался бы прекрасным материалом для самых различных конструкций. Представьте себе пароход, целиком сделанный из лития. Он никогда не сможет утонуть! К сожалению, химия накладывает запрет на такую заманчивую возможность. Почему? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.

  • Температура плавления: Тпл. меньше 1000 С – легкоплавкие( ртуть), Тпл. больше 1000 С – тугоплавкие – вольфрам.

Из какого металла делают спираль накаливания в электрических лампочках? Вольфрам.

А сейчас предлагаю вам следующее задание на основе табл.18 и параграфа запишите «самые-самые» металлы:

Самый лёгкий – литий (p = 0,53 г/см3).

Самый тяжёлый – осмий (p = 22,5 г/см3).

Самый легкоплавкий – ртуть (Тпл.= -39 С).

Самый тугоплавкий – вольфрам ( Тпл. =3410 С).

Самый мягкий – цезий.

Самый твёрдый – хром, вольфрам.

Самый электропроводный – серебро.

Самый пластичный и ковкий – золото.

Для металлов характерно ещё одно свойство: металлы звенят. Это свойство используется для изготовления колоколов. Самые звонкие металлы – медь, серебро, золото. Медь звенит густым, гудящим звоном – так называемый «малиновый звон». В старину мастера лили колокола и колокольчики высокого качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал чище.

Скажите, какие физические свойства металлов важны для их практического использования?

  1. Закрепление: №1-8(а),10.

Читайте также:  Какое из свойств является обязательным признаком аморфного тела

Отгадайте, о каких металлах идёт речь;

1) Я солнцу подобно, я ярче огня! Монеты и слитки куют из меня!

2) Известно я давным-давно. Чтоб не испортилась вода,

Меня в походы брали

И мной героев награждали.

Составьте как можно больше образных выражений со словом «золото», «железо»

1.Золотое сердце, золотые руки, золотая осень, золотая лихорадка, золотое дно, золотая жила, золотая свадьба, золотой фонд, золото волос, золотой закат, чёрное золото, белое золото, золотые горы.

2.Железные мускулы, железная воля, железная логика, железная дисциплина, железный занавес, железная выдержка, железные доводы, железное алиби.

  1. Обобщение

  • Назовите известные вам физические свойства металлов.

  • Какие свойства металлов лежат в основе образования литературный выражений: «железные нервы», «золотое сердце», «металлический голос», «свинцовый кулак»?

  • Какие знания и умения, полученные в ходе занятий, могут вам пригодиться в жизни?

  • Возвращаемся к надписи «Ожидания». Достигли мы целей и ожиданий, поставленных в начале урока? (Ответы учащихся)

  1. Рефлексия

  • Ничего нового

  • Пополнил знания

  • Много узнал

  • Смогу применить

  • Многому научился

Примечание:  поставь «+» в соответствующей графе.

  1. Домашнее задание:§ 37, № 8(б), 9

Дополнительная информация и задания

Какие “крылатые выражения” встречаются в следующем стихотворении:

Называем в честь металлов

Иногда наперебой

Если нервы, то стальные,

А характер – золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег – скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льет, как из ведра.

А у рыжих – медный волос

Или просто медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век.

Золотая лихорадка

Губит душу у людей

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей.

2) Вспомните и перечислить пословицы и поговорки с упоминанием названий металлов.

Куй железо, пока горячо.

Не куёт железо молот, куёт кузнец.

Слово – серебро, молчание золото.

Не всё то-золото, что блестит.

Мал золотник, да дорог.

Добро серебро, а золото лучше.

От медного лба золотых мыслей не дождёшься.

Источник