Какие свойства материи являются ее атрибутами
Базовые понятия философии – материя и дух. Идеалисты и материалисты по-разному определяют их значение, но сходятся во мнении насчет объективного существования материи. Она представляет собой физическое основание мира. При этом философы говорят, что атрибуты материи – это движение, пространство и время. Они составляют ее сущность и специфику.
Понятие
Философское определение материи гласит, что это некая объективная реальность, все, что существует вне зависимости от человеческого сознания. Материя, атрибуты, формы существования которой рассмотрены в статье, определяется как антипод духа. Она воплощает все неживое в отличие от живой жизни, души. В философии материя понимается как сущность, познаваемая органами чувств, но сохраняющая свои характеристики вне зависимости от осознания ее. Таким образом, материя объективна.
Онтология осмысляет сущность и роль материи в бытии. Ответ на вопрос о значении материи привел к появлению двух глобальных направлений в философии: идеализма и материализма. В первом случае считается, что сознание первично, а материя вторична. Во втором материя рассматривается как первоначало бытия. Материя существует в бесконечном разнообразии, обладает множеством свойств и особенностей, собственной структурой и функциями. Но в глобальном смысле существуют универсальные атрибуты материи. Однако, прежде чем произошла кристаллизация представлений о свойствах материи, философия прошла долгий путь размышлений о сущности этого феномена.
Эволюция представлений
Философия формировалась как сфера осмысления таких объектов, как бытие, материя. Атрибуты объективного мира становились предметом рефлексии мыслителей еще в древние времена. Основоположником первой системы взглядов на сущность и роль материи стал древнегреческий философ Фалес. Он заявлял, что первоосновой бытия является вода как материальная реальность. Она обладала в подвижном, изменяющимся мире свойством постоянства своих характеристик. Она могла менять форму, но суть ее оставалась прежней. Вода познаваема посредством органов чувств, и ее превращения постигаемы разумом. Так Фалес высказал первые наблюдения об объективном характере материи и ее универсальности.
Позже Гераклит и Парменид расширяют представления об объективных характеристиках бытия, ставят множество новых вопросов. Взгляды Демокрита, его атомистическая теория стали источником размышлений о движении как главном атрибуте бытия. Проблема противопоставления идеального и материального миров появилась благодаря Платону. Любые вещи в мире есть результат соединения идеи и материи. И тут появляется важный онтологический вопрос: что есть материя? Этому вопросу немало размышлений посвятил Аристотель. Он писал, что материя – это чувственно-воспринимаемое вещество, субстрат каждой вещи.
В последующие несколько веков дискуссии о материи шли только в контексте противоборства материалистических и идеалистических представлений. И только появление науки вновь сделало актуальным размышление об определении материи. Под ней начинают понимать объективную реальность, которая существует по собственным законам, независимым от человеческого восприятия. Философы, опираясь на научные открытия, начинают осмыслять свойства и формы объективного мира. Они обосновывают такие свойства материи, как протяженность, инерция, масса, неделимость, непроницаемость. Более поздние открытия в физике вводят в философский оборот такие понятия, как поле, электроны и т. п. Атрибуты материи в философии становятся важнейшей областью размышлений. Открытия физиков современности обогащают и расширяют эти представления, в онтологии появляются новые теории о свойствах и строении материи. Сегодня набирает актуальность проблема соотношения понятий “материя” и “энергия”.
Свойства
Характеризуя материю, философы идут путем описания ее свойств. Это позволяет понять специфику феномена. Главное свойство материи – объективность ее существования. Она не изменяет своей формы и свойств при восприятии человека и без него, она подчиняется физическим законам существования. Вторым свойством, конкретизирующим содержание понятия «материя», является системность. Материя характеризуется упорядоченностью и структурной определенностью. Еще одно универсальное свойство материи – активность. Она подвержена изменениям и развитию, обладает динамикой. Кроме того, материи свойственна способность к самоорганизации и отражению. Важным свойством ее называют информативность. Она способна сохранять и передавать информацию о своем происхождении, развитии, структуре.
Универсальными свойствами материи философы считают также ее неуничтожимость и несотворимость. Ее нельзя убавить или прибавить известными человеку способами, мир самодостаточен. У материи нет начала и конца, она никем не создавалась, никогда не начиналась и никогда не закончится. Важным свойством материи является ее детерминированность, все предметы и вещи в мире зависят от структурных связей внутри нее. Все в материальном мире подчинено объективным законам, все имеет свою причину и следствие. Неповторимость материи – еще одно ее значимое свойство. В мире не может быть двух одинаковых вещей, каждый предмет имеет уникальный состав. Кроме данных свойств у материи выделяются особые атрибуты, которые присущи ей вне зависимости от формы существования. Свойства атрибутов материи и их изучение – важная сфера современного философского знания.
Атрибуты
Предметом онтологии и гносеологии является материя. Атрибуты и свойства ее постоянны, универсальны вне зависимости от формы существования. Еще древние греки обратили внимание, что материи свойственно движение. При этом имеется в виду не только физическое движение, но изменчивость, перетекание ее из одной формы в другую.
Материя вечна во времени, так как у нее нет исходного начала и точки завершения. Кроме того, она бесконечна в пространственном аспекте. Размышления философов об универсальных характеристиках материи привели их к выявлению ее базовых атрибутов. Особняком стоит ее структура, которая также является глобальным базовым свойством. Основные атрибуты материи – это движение, время и пространство, они являются предметом глубокого философского анализа и рефлексии.
Структура
Философы древности ставили важнейшие вопросы: что есть материя, бесконечна ли она, откуда она берет свое начало? Из поисков ответов родилась онтология, которая обосновала существование особых характеристик материи. Она также сформулировала теоретические предпосылки, на основе которых в Новое время были названы атрибуты материи. А вот первый ответ на вопрос о ее структуре был дан еще в рамках древнегреческой философии. Атомистическая теория Демокрита утверждала, что материя состоит из мельчайших частиц – атомов, которые невозможно увидеть глазом человека и которые существуют в свободном пространстве. При этом атомы неизменны, а вот вещи, в которые они группируются, изменчивы и подвижны.
С появлением науки представления о структуре материи претерпели изменения, появились понятия живой и неживой материи, каждая из которых имеет собственную структуру. Мир неживой природы состоит из таких уровней, как частицы, атомы, химические элементы, молекулы, планеты, системы планет, звезды, галактики, системы галактик. Живая природа состоит из клеток, кислот и белков, многоклеточных существ, популяций, биоценозов и биосферы. Также философы вводят понятие социальной материи, в структуру которой включают род, семью, этнос, человечество.
Развитие науки привело к появлению еще одной точки зрения на структуру материи, в ней были выделены микромир, макромир и мегамир. Масштабы этих уровней определяются через главные атрибуты материи: время и пространство.
Движение: сущность и свойства
Движение, время – атрибуты материи, которые были выявлены еще в древности. Уже тогда люди заметили, что в окружающем мире нет ничего постоянного – все изменяется, перетекает из одной формы в другую. Осмысление этого феномена привело к появлению двух исходных представлений о его сути. В узком смысле слова движение есть пространственное перемещение объектов из одной точки в другую, при этом не происходит никакого изменения объекта. В этом смысле движение – это антипод покоя. В широком понимании движение – это любое изменение объекта, динамика его форм и свойств. И это есть естественное состояние материи. Как и все атрибуты материи, движение присуще ей изначально, генетически. Оно характерно для любой материальной формы. И оно невозможно без материи, не бывает чистого движения. В этом и заключается его атрибутивный характер. Материи присуще развитие, которое и есть движение, она постоянно стремится к усложнению, движется от низшего к высшему. Также следует отметить, что движение объективно, изменения в нее способна внести лишь практика.
Движение как атрибут материи обладает рядом свойств, они чаще всего амбивалентны. В первую очередь для него характерна абсолютность и относительность. Абсолют связан с тем, что движение присуще любой форме материи, ничто в мире не находится в покое. При этом любое конкретное движение всегда стремится к покою, оно конечно, в этом и заключается его относительность. Прекращаясь, отдельно взятое движение переходит в новую форму, и это есть абсолютный закон. Также движение является одновременно прерывистым и непрерывным. Эго прерывистость связана со способностью материи члениться на отдельные формы, например планеты, галактики и т. д. А непрерывность заключается в способности самоорганизовываться в целостные системы.
Формы движения
Главным атрибутом материи является движение, которое способно принимать самые разнообразные формы. Их классификацию предложил Ф. Энгельс, который обнаружил 5 основных видов:
– механическая; самая простая форма – перемещение предметов;
– физическая, основанная на законах физики, к ней относят свет, тепло, магнетизм и т. д.;
– химическая, взаимодействие молекул и атомов;
– биологическая – саморегуляция, воспроизводство и развитие в экологических системах и биоценозах;
– социальная – это все виды сознательной и преобразующей деятельности людей.
Все формы движения складываются в сложную иерархическую систему: от простых к сложным. Эти системы подчиняются единым законам:
– между формами движения существуют генетические связи, каждая простая форма служит базой для развития более сложной и входит в нее всеми своими компонентами;
– каждая высшая форма имеет свои уникальные отличия, это приводит к качественному развитию материи.
При этом нельзя объяснить суть высшей формы движения только действием физико-химических законов. Движение охватывает все единство материального мира, в том числе сознание людей.
История понятий “пространство” и “время”
Пространство и время как атрибуты материи начали осмысляться людьми задолго до появления философии. Еще первобытные люди, осваивая окружающий мир, осознают существование этих явлений. Причем они их воспринимают как неразрывное целое, измеряя пространство в часах и время как некие пространственные отрезки.
Мифологические представления о пространстве и времени значительно отличались от современных. Время представлялось как некая циклическая субстанция, которая не направлена из прошлого в будущее, как привыкли мы, а одновременно сосуществует в виде отдельных миров: есть мир предков, мир богов и мир сегодняшнего бытия. Понятие «завтра» появляется только на более высоких стадиях развития общества. Причем путешествовать между временными пластами можно, как в пространстве. Во многих мифологических системах таким пространственным связующим звеном было древо. Так, в «Слове о полку Игореве» рассказывается от том, как старец «растекается мыслью по древу», т. е. путешествует по дереву, связывающему времена.
Представления о пространстве тоже значительно отличались. Оно представлялось центрированным и конечным. Так, было мнение, что есть некий центр земли, обычно это некое святое место, и есть край земли, за которым наступает неизвестность, безматериальный хаос. К тому же пространство имело оценочную маркировку, т. е. оно не было однородным: были плохие и хорошие места. Человек обожествлял весь материальный мир, в том числе пространство и время.
С появлением научных открытий представления об этих явлениях меняются. Приходит осознание, что атрибуты материи объективны, измеряемы и подчиняются законам физики.
Пространство: сущность и свойства
Пространство как атрибут материи имеет аналог в материальном мире и является абстракцией первого уровня. Оно обладает такими свойствами:
– протяженность, т. е. существование и связь каких-либо элементов; оно определяется как единство прерывистости и непрерывности и состоит из отдельных отрезков, которые в сумме складываются в бесконечность;
– трехмерность – согласно физическим параметрам у пространства есть длина, ширина и высота; согласно теории А. Эйнштейна, существует четвертая ось координат – время, но она применима только в рамках физики, в трехмерности проявляются бесконечность и неисчерпаемость пространства;
– делимость – пространство можно разделить на самые разные отрезки: метры, километры, парсеки;
– однородность означает, что в пространстве не существует каких-либо выделенных точек;
– изотопность, т. е. равноправность любого из выбранных направлений;
– бесконечность – пространство не имеет конца и начала.
Время: понятие и свойства
Время как атрибут материи определяется как особая форма протекания процессов в объективном мире и обладает особыми характеристиками. Оно не имеет аналога в материальном мире и является абстракцией второго уровня. Время необратимо, оно всегда направлено из прошлого в будущее через точку настоящего, и иное движение невозможно. Оно характеризуется длительностью и последовательностью. Процессы протекают в определенной последовательности, этапы не могут менять своей очередности. Время непрерывно и дискретно одновременно. Оно представляет собой поток, не имеющий начала и конца, однако его можно разделить на отрезки: часы, годы, века. Важным свойством времени также является его бесконечность, или неисчерпаемость.
Источник
“Материя” – одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платонрассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие “материя”, если уж очень хочется, но только как синоним слова “ничто”.
Существует множество точек зрения что же такое «материя». Единого мнения у ученых-философов на этот счет нет.
Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).
Но важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Первую концепцию пространства и времени называютсубстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения.
Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.
Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.
Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время – не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.
Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время – это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.
Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений) , трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность. (равноправие всех моментов) ,, одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
Движение материи – абсолютно, ее покой – относителен.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования.
При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.
Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, “старая” книга на полке “стареет”, изредка “перемещаясь”.
Именно такой смысл вкладывают в термин “движение”, когда говорят, что матерая не может существовать без движения.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств.
Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.
Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) . Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, положительный и отрицательный заряд – в электричестве и т.п.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.
Материя производит движение в различных формах. Ниже приведена современная классификация форм движения материи.
Современная классификация форм движения материи включает:
· пространственное перемещение;
· электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
· гравитационную форму движения;
· сильное (ядерное) взаимодействие;
· слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
· химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
· геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т.д.):
· биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;
· социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно. вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется,. что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Источник