Какие свойства личности относятся к социальным
Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.
Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.
Примеры социальных ролей в обществе вы найдете здесь.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
к содержанию ↑
Типы
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
- Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
- Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
- Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
- Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.
- Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.
Типы личности:
к содержанию ↑
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
- темперамент;
- характер;
- навыки и умения;
- уровень интеллекта;
- эмоциональность;
- волевые качества;
- коммуникабельность;
- уровень самооценки;
- степень самоконтроля.
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
к содержанию ↑
Свойства и качества
Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
- свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
- свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
- свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
- свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).
Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
- Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
- Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
- Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.
к содержанию ↑
Структура
Личность человека имеет определенную структуру:
- психологическая сторона отвечает за функционирование всех психических процессов;
- социальная сторона отражает качества, необходимые для успешного функционирования в обществе;
- мировоззренческая часть отвечает за формирование системы оценок, взглядов и представлений об окружающей действительности.
к содержанию ↑
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
- является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
- является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
- формируется под влиянием социума (процесс социализации);
- осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
- осознает свои потребности, желания и цели;
- стремится к самореализации;
- самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
- полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
- занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.
к содержанию ↑
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
- Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
- Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
- Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
- Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.
к содержанию ↑
Зрелость
Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
к содержанию ↑
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
к содержанию ↑
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
- младенчество (0-1 год);
- раннее детство (1-3 года);
- детство (3-6 лет);
- школьный возраст (6-12 лет);
- отрочество и юность (12-20 лет);
- ранняя зрелость (20-25 лет);
- средний возраст (25-65 лет);
- поздняя зрелость (после 65 лет).
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.
к содержанию ↑
Личность и среда
Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.
Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.
Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности
Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.
Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.
Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.
Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.
Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.
Наша интересная группа Вконтакте:
Источник
Индивид, развиваясь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, превращается в личность. Окружающая среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит физическое развитие человека. Психическое развитие человека, происходит в социальной среде.
Психология рассматривает развитие личности в процессе её социализации.
Социализация – это процесс и результат усвоения общественно-исторического опыта и социальных ролей.
Социализация обеспечивает успешную адаптацию человека в обществе, приобретение социально ценных психических свойств и форм поведения. Только в обществе людей человек становится разумным, одухотворенным, наделенным самосознанием. В процессе социализации происходит формирование личности, осознающей свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Общество и культура способствуют социализации индивида, определяя его умственное и духовное развитие.
Общество – это различные объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей.
Культура – это отражение материальной и духовной жизни общества.
Культура определяет:
– язык;
– социальные формы организации общества;
– обычаи, нравы, традиции;
– религиозные взгляды;
– уклад жизни людей;
– межличностные отношения;
– отношения людей в процессе производства;
– средства передачи общественного опыта.
Психические свойства, возникшие у индивида под влиянием культуры и общества, обозначаются в психологии термином экзопсихика.
Экзопсихика – это отношение личности к внешним объектам, основанное на влиянии средовых условий. К внешним объектам относят: природу, людей, духовные блага, душевную жизнь самой личности.
В структуре экзопсихики выделяют:
1. Психические свойства:
– проявляются в отношении личности к другим людям и к самой себе;
– формируются на основе межличностного взаимодействия в социальной среде;
– обеспечивают жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
2. Психические явления:
– являются основой духовного мира личности, ее взглядов, идеалов, верований и убеждений;
– выражаются в мировосприятии, осознании своего места и предназначения в жизни.
В процессе развития и человек становится личностью. Каждая личность является уникальной и неповторимой. Своеобразное сочетание психических свойств личности определяет ее индивидуальность.
Индивидуальный путь развития личности зависит от природной организации человека и социальных условий его жизни.
Природные и социальные свойства личности, помогают адаптироваться в сложной среде обитания – человеческом обществе.
Психические свойства личности бывают:
1. Интроиндивидные свойства:
– направленность на собственную личность;
– возникают на основе рефлексии;
– помогают осознавать индивидуальные особенности своей психики и сознательно управлять ею.
К ним относят: рефлексивность, самостоятельность, самокритичность, самоуверенность, ответственность, самообладание, самоидентичность, расчетливость, настойчивость, терпеливость и др.
2. Экстроиндивидные свойства:
– имеют внешнюю направленность,
– обеспечивают поведение человека в обществе;
– проявляются в отношении к другим людям.
К ним относят: заботливость, нежность, привязанность, открытость, преданность, остроумие, искренность, обидчивость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, обязательность в отношениях и др.
Психические свойства личности определяют ее жизненную позицию в обществе.
Активная жизненная позиция характеризует личность как: энергичную, настойчивую, предприимчивую, деловитую.
Пассивная жизненная позиция выражена в апатии, вялости, безразличии, равнодушии.
Демонстрируя равнодушие к окружающей действительности, человек становится безразличным для других людей. Выпадая из общественного бытия, личность замыкается в своем одиночестве, становится замкнутой, угрюмой, необщительной, черствой. Пассивная жизненная позиция может привести к деперсонализации личности.
Таким образом, психические свойства личности, ее культурный и духовный облик, активная жизненная позиция, определяют ее положение в обществе.
Источник
Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве-стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от-ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной – психическое. Поэтому развитие личности в психоло-гии рассматривается как процесс ее социализации.
Социализация – это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при-обретения социально ценных психических свойств и форм поведе-ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Социализация осуществляется в результате воздействия на ин-дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради-ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об-
щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие.
Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес-кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы-ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.
Психические свойства, в которых проявляется отношение лично-сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли-субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со-вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер-вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе-чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак-лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич-ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда-вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос-ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по-коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че-ловека.
Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль-турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача-ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, кото-рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо-вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь-
ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо-конравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой-кими, убежде нными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.
Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и непов-торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави-симость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности.
Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби-тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает поверну-тость психических свойств как к своей собственной личнос-ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие – экстроиндивидную.
Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек-сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо-бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож-но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен-ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д.
Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ-ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас-тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи-вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни-мательность и т.д.
Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь-ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству-ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела-ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за-ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие
свойства личности, кото ры е находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри-вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль-нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто-рическую значимость личности человека.
Присущие личности психические свойства определяют ее жиз-ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело-века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас-сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор-ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа-тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.
Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре-мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос-ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об-щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю-мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.
Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен-ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.
Источник