Какие свойства личности костылева проявляются в его общении с ночлежниками

Какие свойства личности костылева проявляются в его общении с ночлежниками thumbnail

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

В данном эпизоде проиллюстрирован диалог Костылева с ночлежниками. Упрекая Клеща в том, что он платит слишком мало денег, герой показывает свою жадность, желание нажиться за счет других. Затем, начав кричать на него и доказывать бесполезность его жизни, Костылев пытается самоутвердиться за счет человека слабее себя, но как только Клещ начинает кричать в ответ, Костылев вздрагивает, что доказывает трусливость его характера, его неспособность ответить за свои слова. Более того, Костылев лицемерен: он говорит о добре, но отказывается простить половину долга Актера, за что Сатин справедливо называет его «чертом». Таким образом, Костылев в данном эпизоде предстает эгоистичным, падким на деньги лицемером.

Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

Основной конфликт пьесы – спор о правде.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: жестокая правда или сострадание?

Реакция на рассказ живущей в мечтах Насти разная: Бубнов относится к нему иронически («Хо-хо! Драгоценная?, «Чего-о? Как? Краул?», «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»), предпочитая правду; Барон заинтересован и просит Бубнова не мешать врать, Наташа верит Настиному рассказу и утешает ее, когда Бубнов надсмехается над ней: «Не слухай их… Они – из зависти это». Таким же образом и Лука находится на стороне «утешительной лжи», просит уважать Настю и дать ей договорить.

Мы видим отношение героев к правде: если Бубнов не верит небылицам Насти и стоит за голую правду, то остальные герои данной сцены жалеют ее и подыгрывают ей, считая, что «сочувственная ложь» способна помочь человеку.

В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?

В разговоре с Актером Сатин произносит слова: “Дважды убить нельзя”. Несмотря на то, что эта реплика остается незамеченной героями, она имеет огромное значение для понимания замысла пьесы. “Дважды убить нельзя” означает, что герой уже умер однажды. И действительно, все обители ночлежки, которые когда-то занимали должности, уже однажды умерли. Так, Актер когда-то выступал в театрах и был любимцем публики, Клещ был работящим слесарем, а Бубнов в прошлом владел мастерской. Но герои не сумели сохранить свои должности и попали на дно, хотя у каждого из них была своя судьба и история. И теперь смерть значит для них гораздо меньше, чем то, что она значит для других людей. Смерть для ночлежников – не конец жизни, ведь жизнь уже когда-то закончилась.

С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле с целью убедить их в том, что «не всегда правдой душу вылечишь». Эту праведную землю, вера в которую помогала искателю бороться с трудностями и не терять духа, «особые люди населяют… друг дружку они уважают… помогают». Правда погубила искателя: узнав о том, что праведной земли не существует, искатель удавился, ведь «одна у него радость была – земля эта».

Лука хочет донести до ночлежников мысль о том, что правда не всегда приводит к хорошим последствиям, но вера дает надежду и силы. Именно поэтому он рассказывает Актеру о бесплатной больнице, где лечат алкоголизм, советует Пепелу и Наташе бросить все и переехать в Сибирь, уверяет Анну в том, что на том свете ей зачтется за все ее земные страдания и не мешает Насте верить в книжную любовь, о которой она мечтает. Лука верит, что надежда, а не суровая правда способна спасти души ночлежников.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30000

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Скачать .pdf

Какие свойства личности костылева проявляются в его общении с ночлежниками

43
из
46

От самого высокого результата тебя отделяет совсем немного! Запасись терпением, и снова в бой! За работу!

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

Показать текст целиком

Рассмотрим, какие свойства личности Костылева раскрывается в его общении с ночлежниками. 

Во-первых, герой предстает лицемерным. В диалоге с Клещом говорит, что деньги, которые персонаж просит у постояльца, нужны для улучшения жизни последнего: «маслица в лампаду куплю…», в то время как сам забирает последнее у него ради собственной выгоды: «Ты петлю на меня накинь да задави…»

Во-вторых, Костылев изображен неуверенным в себе человеком, что ярко отражено в ремарках: несмотря на то, что герой является хозяином ночлежки, боится некоторых постояльцев. Например, проходит комнату Пепла «осторожно», потому что опасается увидеть измену жены Василисы с Васькой. Кроме того, когда «Сатин громко рычит» персонаж «вздрагивает».

Таким образом, Костылев предстает подлым, двуличным и неуверенным человеком.

Критерии

  • 2 из 2К0Соответствие ответа заданию
  • 2 из 2К1Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К2Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 6 из 6

В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?

Показать текст целиком

Во многих произведениях литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами. Рассмотрим, в чём их можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне».

Например, в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день») и людям, которые находится ниже по положению: кричит на слугу за плохо сшитую одежду для Митрофана, несмотря на то, что тот не учился этому. Речь героини, как и Костылева в пьесе Горького, наполнена ругательствами и просторечиями. Однако если Михаил подло поступал по отношению к не родным людям, то Простакова била мужа и издевалась над Софьей, взятой на попечение. 

Читайте также:  Сравните свойства и строение аллотропных модификаций фосфора какие причины

Кроме того, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» изображена Кабаниха, которая является «хозяйкой жизни». Как и Костылев в драме Горького. Так, в обоих произведениях герои предстают лицемерными, угнетающими окружающих: Марфа Игнатьевна, как и Михаил, называют себя верующими, но вспоминают о религии лишь в удобных для них обстоятельствах. Кабанова ходит в церковь, потому что так нужно, в отличие от глубоко верующей Катерины, которая боится совершить грех. Однако если в «Грозе» все происходящее пытаются держать в тайне от людей, то в «На дне» даже полицейский знает о плачевном положении дел.

Таким образом, во многих произведениях изображены «хозяева жизни» и их жертвы, но каждый автор описывает их по-своему. 

Критерии

  • 2 из 2К0Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2К1Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 4 из 4К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 10 из 10

Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?

Показать текст целиком

В стихотворении «Ангел» М.Ю. Лермонтова поднимается тема веры в Бога. Поэт раскрывает ее с помощью антитезы. 

С одной стороны, на небе лирический герой поет «тихую песню», он искренен: «О боге великом он пел, и хвала//Его непритворна была.».  Используя гиперболу, автор подчеркивает спокойный, умиротворенный пафос в первых строфах: «И месяц, и звезды, и тучи толпой//Внимали той песне святой». 

С другой стороны, «младая душа», которую несет ангел «ждет мир печали и слез». Вторая половина стихотворения противопоставлена началу, но даже на земле душа чувствует связь с Богом: «Желанием чудным полна».

Таким образом, в стихотворении Лермонтова затрагивается проблема веры в Бога и связи человека с ним. 

Критерии

  • 2 из 2К0Соответствие ответа заданию
  • 2 из 2К1Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К2Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 6 из 6

Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Показать текст целиком

Основными мотивами лирики М.Ю. Лермонтова можно назвать пейзаж и одиночество. Рассмотрим, кто является продолжателем его традиций. 

Например, в произведении Ф.И. Тютчева «Silentium» отражен мотив одиночества, как и в стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно». Так, лирический герой Тютчева призывает молчать, хранить все чувства в душе: «Молчи, скрывайся и таи//И чувства и мечты свои…», потому что не каждый сможет понять смысл, вложенный в слова. Так и герой Лермонтова одинок, он подавлен и говорит о том, что не от кого ждать помощь: «И некому руку подать в минуту душевной невзгоды…».

Кроме того, Б.Л. Пастернак в стихотворении «Февраль.Достать чернил и плакать!» описывает природу, которая соотносится с чувствами человека, как и в произведении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Лирический герой Пастернака печален, это отражено в пейзаже: «Достать чернил и плакать…», «Ветер криками изрыт…». Так и в стихотворении Лермонтова пейзаж передает внутренне состояние героя: «Когда студеный ключ играет по оврагу, // И, погружая мысль в какой-то смутный сон», он счастлив и умиротворен: «Тогда смиряется души моей тревога» «И в небесах я вижу бога». 

Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова – природа и одиночество, которые нашли отражение в продолжателях традиций поэта. 

Критерии

  • 2 из 2К0Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2К1Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 1 из 4К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 7 из 10

Кого можно считать счастливым в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?

Показать текст целиком

Проблема счастья и путей его достижения в русской литературе ярко отражена в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет повествует о семи мужиках, которые решили найти «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Рассмотрим, нашли ли они такого человека? 

С одной стороны, один мужик говорит, что считает счастливым попа, и странники расспрашивают персонажа о его жизни. Из диалога с ним выясняется, что счастье для него – достаток, почет и спокойствие, однако в последнее время церковь обходится без подаяний, на работу вызывают и днем, и ночью, в любую погоду, поют смешные песни про него, а счастлив ли он, предлагает рассудить самим странникам. Поняв, что жизнь попа безрадостна, отправляются на ярмарку, и обещают алкоголь тому, кто докажет, что в его жизнь хороша. Сначала подходит дьяк, для которого нужна лишь «косушечка», после старуха, чей портрет говорит о тяжелой судьбе персонажа (“одноглазая”), солдат, который остался жив в двадцати сражениях, и другие, но ни одного мужики не признали по-настоящему счастливым. 

Кроме того, странники решили поискать среди женщин, и о своей жизни рассказывает Матрена Тимофеевна в главе «Крестьянка», которую народ прозвал «счастливицей» за то, что родила рядом с губернаторшей. Но Корчагина говорит о тяжелой судьбе, неуважительном отношение к ней в семье мужа, смерти сына Демушки, которого загрызли свиньи. Героиня не считает свою жизнь радостной и убеждена, что ключи от счастья женского давно потеряны. 

С другой стороны, мужики встречают Гришу Добросклонова, «народного заступника», которого автор считает счастливым человеком за то, что он видит свое счастье в благополучие России. Персонаж в песнях призывает страну подняться, человека стать гражданином и бороться за свою жизнь. Даже «говорящая» фамилия героя передает его взгляды. 

Таким образом, несмотря на то, что автор не успел закончить произведение, я согласна с ним и считаю Гришу счастливым среди героев поэмы, потому что человек не должен бездействовать, и в этом залог радостной жизни. 

Критерии

  • 3 из 3К0Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3К1Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К2Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3К3Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3К4Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

Источник

Закрыть

Скачать .pdf

Какие свойства личности костылева проявляются в его общении с ночлежниками

26
из
30

Хорошая работа, мой друг! Мне приятно видеть, что твои результаты идут вверх!

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя за-чахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…Клещ (кричит). Ты что меня… травить пришел?  Сатин громко рычит   Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка. Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал… Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтётся все тебе… Актёр. Когда? Костылёв. На том свете, братик… там всё, всякое деяние наше усчитывают… Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту… Костылёв. Это как же я могу? Актер. Скости половину долга… Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана… Актёр. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)   Клещ встает и уходит в сени.  Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня… Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит…Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…

Читайте также:  Какое из свойств воды обусловлено ее полярностью

Показать текст целиком

В диалогах Костылёва с обитателями ночлежки проявляются
основные свойства его личности. Он упрекает Клеща в том, что тот якобы занимает
много места и думает «накинуть» на него лишний «полтинничек» , что говорит  о жадности героя, его желании обогатиться за
счёт других. Получив отпор, Костылёв начинает травить Клеща: «никто тебя не
любит, не уважает», однако на деле Костылёв труслив и не способен ответить за
свои слова, о чём свидетельствует авторская ремарка «вздрогнув». Помимо этого,
Костылёв и ханжа.  Рассуждая о пользе
человеческой доброты, которая учитывается на небесах , он сам не желает сделать
доброе дело и «скости половину долга» Актёру, оправдываясь тем, что « доброту
сердца» равнять с деньгами нельзя. Реплика Сатина «Кто тебя- кроме чёрта –
любит…» подтверждает, что Костылёв- человек эгоистичный, зацикленный на своей
личной  выгоде, что делает его одним из
отрицательных героев пьесы.

Критерии

  • 3 из 3К0Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1К1Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя за-чахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…Клещ (кричит). Ты что меня… травить пришел?  Сатин громко рычит   Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка. Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал… Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтётся все тебе… Актёр. Когда? Костылёв. На том свете, братик… там всё, всякое деяние наше усчитывают… Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту… Костылёв. Это как же я могу? Актер. Скости половину долга… Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана… Актёр. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)   Клещ встает и уходит в сени.  Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня… Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит…Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…

Показать текст целиком

К теме межличностных взаимоотношений «хозяев жизни» и их «жертв»
обращались многие русские писатели, в том числе А.Н. Островский и Д.И.
Фонвизин.

В драме «Гроза» Островский рисует образ города Калинова,
где царят «злые нравы». «Хозяйкой жизни» здесь предстаёт ханжа Кабаниха. Одной
из жертв становится юная Катерина, которая выходит замуж за сына Кабанихи –
Тихона.  Став зависимой от свекрови, Катерина
вынуждена сносить её постоянные упрёки и необоснованную злобу по отношению к
себе.

Пользование своим положением, эгоистичность, жестокость и
грубость «хозяев жизни» в обращении к своим «жертвам» – главные черты,
сближающие Кабаниху и  семью Костылёвых.

В комедии Фонвизина «Недоросль» также представлены
взаимоотношения «хозяев» и «жертв». Однако здесь такие отношения узаконены
государством. Помещица Простакова, превратно толкуя «Указ о вольности
дворянства»,  обращается со своими
крестьянами- Тришкой и Еремеевной- грубо и жестоко. Она называет их неприятными
прозвищами: «скот», «воровская харя», «собачья дочь»,  может даже побить. Слуги оказываются её «жертвами»
и вынуждены терпеть  все её
издевательства.

Читайте также:  Какие свойства подсолнечника лечебные свойства

Несмотря на разную степень зависимости «жертв» от своих «хозяев»,
в пьесах Фонвизина и Горького много общего:  вторые в обоих случаях предстают эгоистичными,
грубыми людьми, заботящиеся только о своей личной судьбе.

Критерии

  • 4 из 4К0Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 4 из 4

О чем, по-вашему, размышляет автор стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…”?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Показать текст целиком

В приведённом стихотворении автор размышляет о своей
сопричастности к судьбам солдат, которые «не пришли с войны». Стихотворение
открывается логическим объяснением лирического героя о том, что ему, по сути,
не в чем винить себя за смерть других людей. Это подчёркивается анафорой: «В
том.…/ В том…». Однако рефреном проходящее словосочетание «речь не о том»
помогает читателю прочувствовать глубину стихотворения. Безусловно, вины
лирического героя в смерти тех, кто не вернулся с войны, нет, однако от этой
мысли на душе его не становится светлее. Наоборот: размышления героя исполнены
скорби и сожаления, что говорит о глубоком гуманизме героя.  Передаче этой мысли способствует лексический
повтор в конце стихотворения «все же, все же, все же».

Таким образом, лирический герой размышляет о своей
невиновности в смерти солдат, однако внутренне чувствует свою ответственность
за тех, кто не вернулся с войны.

Критерии

  • 3 из 3К0Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1К1Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4

В творчестве каких русских поэтов звучит военная тема и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…”?

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Показать текст целиком

События Великой Отечественной  войны в России побуждали многих русских
поэтов  XX века обращаться к военной
теме.

Особое распространение тема войны получила в лирике А.Т.
Твардовского. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины»  имеет сходные мотивы с его же стихотворением
«В тот день, когда окончилась война». Особенно ярко здесь  проявилось  
чувство вины “невиноватого”, которое является центральным в первом
стихотворении.  И лирический герой, и
погибшие солдаты шли одной «дорогою войны» в «едином братстве воинском». Но
первый смог выжить, в то время как другие пали в бою. Смерть собратьев тяжело
даётся герою, поэтому и «особый этот миг» торжества полон печали.

Боль за судьбу товарищей, чувство ответственности за
погибших – главные мотивы, сближающие лирических героев двух стихотворений Твардовского.  

Особое внимание военное теме также уделял поэт В.С.
Высоцкий.  В своем стихотворении
«Братские могилы»  автор говорит о
погибших солдатах, которые остались неизвестны. По его словам – «на братских
могилах не ставят крестов», но это не умаляет  чувства скорби, которое испытывает лирический
герой. Оно выражено риторическим вопросом в конце: «Но разве от этого легче?».

Как и лирический герой Твардовского, герой Высоцкого
исполнен  чувства печали и скорби по отношению
к умершим.

Критерии

  • 3 из 4К0Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 3 из 4

Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

Показать текст целиком

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский  вопреки канонам детективного жанра делает главной
фигурой произведения личность преступника, отводя образу следователя всего
несколько страниц в своём романе. Чем же объясняется такое решение автора?

В «Преступлении и наказании» Достоевского, прежде всего, интересует
внутренний мир человека, преступившего моральный закон. «Психологический отчёт
одного преступления», – так говорил о романе сам писатель, описывая авторский
замысел произведения.  

Таким «преступившим» становится Р.Р. Раскольников,
убивший скверную старуху-процентщицу и по случайности её сестру, чтобы
проверить свою принадлежность к великим людям, способным сделать «новый шаг» и сказать
«новое слово».  Однако противоречивая
натура Раскольникова не может вынести всех «психологических» последствий,
которые понесло за собой преступление: «Я себя убил, а не старушонку!».  В связи с этим в герое разворачивается духовная
 борьба, конфликт между умом и сердцем,
которые находят своё отражение во внутренних  монологах  и поступках героя.  С одной стороны в герое развито чувство
сострадания: он материально помогает Мармеладовым, хочет спасти пьяную девочку
от плотного господина. С другой стороны он постоянно укоряет себя за своё «малодушие»
и не желает признаваться в своём преступлении.

Изображение внутренней борьбы преступившего человека, в
свою очередь, нужно было Достоевскому для того, что бы выразить главную идею романа
– необходимость покаяния и искупления греха страданием.  

К покаянию Раскольникова подводят следователь Порфирий
Петрович и «блудница» Соня Мармеладова.  Первый  логически воздействует на героя. Он развенчивает
несостоятельность теории преступника, иронически замечая: «убил, да за честного
человека себя почитает», «бледным ангелом ходит».  Соня  воздействует на героя путём своей любви и
христианской морали и призывает его «страдание принять и искупить себя им». В
эпилоге она следует за ним в Сибирь и там происходит прозрение героя. Характерно,
что нравственные муки героя с прозрением заканчиваются. Несмотря на тяжёлое
своё положение, он счастлив любовью Сони и с надеждой смотрит в будущее.

Таким образом, выбор героя-преступника обусловлен стремлением
автора выразить мысль о необходимости внутреннего покаяния и смирения, чтобы
обрести гармонию с собой и с миром.

Критерии

  • 3 из 3К0Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2К1Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3К2Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3К3Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3К4Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Источник