Какие свойства льда 3 класс
- Доклады и сообщения
- Разное
- Свойства льда
Лёд и его свойства.
Каждый человек, хотя бы раз в жизни видел лёд. Но не все знают , при какой температуре лёд начинает таять, где больше всего льда на планете и какие же свойства он имеет. Сегодня мы попытаемся узнать об этом холодном и скользком веществе чуть больше.
Содержание доклада:
1. Что такое лёд и его значение в природе
2. Свойства льда
3. Опыты со льдом
4. Вывод
Что такое лёд и его значение в природе
Даже самые маленькие дети знают, что лёд – это замершая вода. Часто, ложась зимой спать, мы слышим за окном звук падающих с крыши капель, а на утро там уже висит блестящая сосулька. Это самый настоящий лёд. Снежинки, падающие с неба – тоже лёд и даже узоры на окне это тоже кристаллы льда. Видите, как часто лёд можно встретить в природе, особенно зимой?
Больше всего льда находится на материке Антарктида. Там сосредоточено около 86% всех ледников. Именно благодаря айсбергам – огромным скоплениям льда, на Земле остается запас пресной воды.
Также именно лёд служит «одеялом» для рек и озер. Благодаря такой защите вода не промерзает, и в ней могут жить рыбы и другие водные обитатели.
Свойство льда
Лед имеет ряд основных свойств:
- образуется из воды
- на ощупь холодный
- не имеет запаха и вкуса
- плавает на поверхности воды
- прозрачный и бесцветный
- твердый и хрупкий
- сохраняет свою форму
- плохо проводит тепло
Опыты со льдом
1) Кто быстрее растает.
Необходимы два кубика льда, кусочек фольги и обычной бумаги или газетного листа. Нужно завернуть одну льдинку в фольгу, а другую в бумагу и оставить на 20-30 минут в одном помещении. В итоге льдинка, которая была завернута в бумагу, растает медленнее, так как теплый воздух из комнаты дольше нагревал бумагу, соответственно и льдинку внутри нее, а через фольгу теплу пройти было легче, поэтому кубик и растаял быстрее. Такое понятие называется теплопроводность. Теперь можно сделать вывод, что у фольги теплопроводность больше, а у бумаги меньше.
2) Ледяной кораблик.
Нам потребуется упаковка из под творожка, трубочка, бумага для флажка и кусочек пластилина. Сперва на трубочку приклеиваем кусочек пластилина, а на противоположный край закрепляем флажок и прикрепляем ко дну коробочки. Наливаем туда воду так, чтобы ее уровень доходил до половины, и отправляем в морозильную камеру. Когда вода застыла, можно доставать наш кораблик и запускать его в ёмкость с водой. Можно заметить, что кораблик будет плавать по воде и не тонуть.
3) Лед и соль.
Знаете ли вы, почему лед зимой посыпают солью? Если нет, то этот опыт поможет узнать, почему так происходит. Нам понадобится два кубика льда и щепотка соли. Один кубик мы посыпаем солью, а другой нет и оставим их при комнатной температуре. Через некоторое время можно заметить, что кубик, посыпанный солью, начал таять гораздо быстрее. А если приглядеться, то можно увидеть, как соль «проедает» лед, делая в нем маленькие ходы.
Вывод
Сегодня мы узнали много новой информации о льде, его свойствах и опытах со льдом. Но лёд – это лишь малая часть нашего огромного и интересного мира, который нужно изучать и любить!
Вариант №2
Лед легко встретить в природе. Зимой при низких температурах воздуха вода, находящаяся на поверхности земли, замерзает. Водоемы покрываются льдом. Лед вещество прочное, но очень хрупкое. Ходить по замерзшим рекам и озерам запрещено. Лед покрывает водоем не равномерно. В разных местах толщина льда отличается. Есть более толстый слой – возле берега. Более тонкий слой в местах течения. Ледяная поверхность под тяжестью может очень легко треснуть. Кататься на коньках можно на специально залитых площадках – катках.
Днем пригревает солнышко и от тепла лед начинает таять, образуются лужи. Но в ночное время температура воздуха снова опускается ниже нуля градусов и вода замерзает – образуется лед. Т.е. лед очень легко превращается в воду и также легко вода превращается снова в лед. Гололедица – это чуть подтаявший лед на тротуарах и пешеходных дорожках. Такая дорожка очень скользкая. Ходить во время гололедицы нужно очень осторожно.
Во льду молекулы расположены очень близко друг к другу. Поэтому, при замерзании вода легко принимает форму емкости, в которую была налита.
Плотность льда меньше плотности воды, поэтому лед не тонет, т.е. он легче воды, а значит, всегда плавает на ее поверхности. Огромные глыбы льда, отколовшиеся от айсбергов, несмотря на свои размеры, также плавают на поверхности океанов.
Лед прозрачный, поэтому через него с легкостью проходит солнечный свет. Через замерзшие окна лучи солнца также легко проникают в комнату. Жители водоемов, покрытых льдом, также получают солнечный свет через ледяную поверхность.
Лед не имеет запаха и цвета. Чистая замерзшая вода абсолютно прозрачна и ничем не пахнет. Лед специально готовят в формочках. С помощью таких льдинок можно охладить любой напиток или блюдо. Мешочек со льдом прикладывают к месту ушиба для ослабления боли.
1, 2, 3 класс, окружающий мир
Свойства льда
Популярные темы сообщений
- Откуда появились числа
Когда древние люди начали охотиться на животных, им понадобилось посчитать, сколько людей должно пойти на охоту. Потребовалось изобрести систему счета. Вожди таких древних поселений справлялись с этой задачей, даже трудно поверить как.
- Храм Василия Блаженного
Самым главным и красивым храмом столицы России считается собор Василия Блаженного. Это не только главное украшение площади города, это еще важное украшение Москвы. Возникновение собора уходит корнями вглубь истории русской земли. Известно,
- Дерево Граб
Граб – лиственное дерево из семейства березовых. Высота дерево может достигать 30-40 метров, и продолжительность жизни до 250 лет, а диаметр может быть около 2 метров. Существует около 40 разновидностей этого дерева,
Источник
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема урока: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Форма проведения: заседание клуба
Учитель: Мелешко Лариса Сергеевна
Цель: познакомить учащихся со свойствами льда
Задачи урока:
- Помочь обучающимся выявить свойства льда путём проведения опытов и получить представление об использовании этих знаний в практической деятельности.
- Создать условия для формирования умения работать с разными источниками информации – учебником, хрестоматией, тетрадью на печатной основе, мультимедийной презентацией, использовать с этой целью собственные наблюдения в ходе опытов, опираться на личный опыт по данной теме и знания своих одноклассников.
- Способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе в паре, в роли председателя заседания клуба.
Формируемые личностные метапредметные УУД:
- Умение ставить познавательную задачу, решать её, работая в группе;
- Выбирать нужную информацию из учебного текста и иллюстраций, моделировать предметы и явления окружающего мира, выполнять простые опыты;
- Умение выдвигать гипотезы, анализировать суждения и давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.
Формируемые регулятивные УУД:
- Анализ своего знания и незнания;
- Постановка учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную цель;
- Определение последовательности решения поставленной задачи, составление плана учебных действий;
- Оценка своих действий (осознание усвоенного в результате решения учебной задачи, и на каком уровне).
Задание для всех присутствующих: подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, ТПО, блюдца со льдом, молоточки, дощечки, стакан пустой, стакан с водой, тонкие пластинки льда, клеёнки на стол, салфетки.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
-Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Поприветствуйте наших гостей. Проверьте готовность к уроку: на столе лежат учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы, дневники, пеналы.
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
-Откройте страницу «Содержание». Назовите тему сегодняшнего урока.
-Тема урока «Свойства воды в твёрдом состоянии».
-В какой форме авторы учебника предлагают провести этот урок?
-В форме заседания клуба.
– Какое по счёту заседание в этом году?
-Второе.
– Всего их в третьем классе будет 10. А какова тема первого заседания клуба?
– Свойства воды в жидком состоянии.
-Вспомните, по какому плану проходило любое заседание клуба, проводимое ранее?
-Любое заседание клуба проходило по плану: выбор председателя, доклад или сообщение, проведение опытов, подведение итогов.
- ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА
1. Выбор председателя
-Мы открываем второе в этом году заседание клуба, председателем которого в этот раз будет Кагочкин Александр.
Председатель: тема нашего заседания «Свойства воды в твёрдом состоянии» (Свойства льда) — пишет на доске. Задание для всех присутствующих – подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками (записывают в дневник с.68-71, подготовить доклад).
– Пока председатель оформляет записи на доске, мы побеседуем. Встаньте те из вас, кто является членом клуба «Мы и окружающий мир»? Проверьте, у всех ли из вас с собой членские билеты. Кто из вас ещё хотел бы стать членом клуба? Подскажите, как это сделать.
– Нужно написать письмо в клуб и вложить его в конверт с обратным адресом.
– Где можно узнать адрес клуба?
– В учебнике на странице 6.
– Какая пиктограмма указывает, что авторы учебника приглашают вас к переписке?
– Пиктограмма «Напиши нам письмо» с изображением конверта.
– В конце 1-ого класса вы вступили в переписку с членами научного клуба «Мы и окружающий мир». Многим из вас пришли письма с ответами. Кто хотел бы зачитать отрывки из писем? (Сердитых Анна, Абрамова Лиза, Лукин Денис, Чичерина Вика)
2. Проведение опытов
Председатель: Вспомните правила проведения опытов.
1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.
4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
5. Переговариваться друг с другом можно тихо, не мешая остальным.
6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению учителя.
7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Председатель: Сколько опытов нам предстоит провести на этом заседании клуба?
– Четыре опыта.
-Возьмите простой карандаш и пронумеруйте пиктограммы «Опыт».
Опыт №1.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №1. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?
– Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, дощечки, молоток, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.68. Зачитайте по учебнику общий вывод по первому опыту.
Председатель: Как в учебнике показан вывод?
– Выделен крупным шрифтом.
Председатель: Запишите вывод по опыту №1 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд тает, превращается в воду. Лёд холодный, скользкий, хрупкий)
– Прочитайте текст на с.69 до красной рамки. О каком опасном явлении идёт речь в этом отрывке?
– О гололёде.
– Сегодня у нас в гостях Еркулёва Елена Сергеевна, медицинский работник, мама Данилы и Влада. Елена Сергеевна познакомит вас с правилами безопасного поведения на улице во время гололёда.
Сообщение Еркулёвой Е.С. о безопасном поведении на улице во время гололёда.
– В школе с.Мирного перед ребятами выступала мама Маши и Миши, Иванова Тамара Егоровна. Прочитайте советы врача Тамары Егоровны (работа в парах).
– Какими новыми советами можно дополнить сообщение Елены Сергеевны?
– Особенно осторожно надо переходить дорогу. На скользкой дороге водителю труднее управлять машиной. Иногда машину заносит, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.
– Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.
Опыт №2.
Председатель: Переходим к следующему опыту. Прочитайте вопросы к опыту №2. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?
– Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, блюдце, пустой стакан, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по второму опыту.
– Как в учебнике показан вывод?
– Выделен крупным шрифтом.
– Запишите вывод по опыту №2 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд — твёрдое тело).
– Как это свойство льда использует человек?
– Свойства льда как твёрдого тела используется на стадионах и школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятия спортом.
– Это свойство льда используют для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте или пешком.
Опыт №3.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №3. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?
– Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, стакан с водой, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.
– Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд не тонет).
– Это свойство льда особенно важно для обитателей водоёмов.
Опыт №4.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №4. Назовите , что необходимо для проведения этого опыта?
– Для проведения опыта необходимы: тонкая пластинка льда, цветной карандаш, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.71. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.
– Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд бесцветен и прозрачен).
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Показ слайд-шоу.
- Рассмотрите иллюстрации. Какое свойство льда здесь используется?
(голодёд, ледоход на реке, капель, айсберги, несчастные случаи на реке, каток, охрана крепости в древности).
2. Ответы на вопросы в учебнике с.71
3. Резерв (чтение статей в хрестоматии «Почему лёд не тонет» и «Вода плохо проводит тепло»)
4. Заслушивание сообщений учащихся
– Какое задание для всех присутствующих было дано в начале урока?
– Подготовить доклад для первоклассников на тему «Свойства льда».
– Кто хочет попробовать сделать такое сообщение сейчас? (по желанию)
Председатель: Итак, подведём итоги. Прочитайте вывод по первому опыту.
- Лёд тает, превращается в воду. Лёд холодный, скользкий, хрупкий
Председатель: Прочитайте вывод по второму опыту.
- Лёд — твёрдое тело.
Председатель: Прочитайте вывод по третьему опыту.
- Лёд не тонет.
Председатель: Прочитайте вывод по четвёртому опыту.
- Лёд бесцветен и прозрачен.
Председатель: Все вопросы рассмотрели, все опыты провели. Заседание клуба окончено.
Д/з: с.68-71, подготовить доклад. По желанию — подбор иллюстраций о свойствах льда.
- Подведение итогов
– Какие советы врача запомнили?
– Для чего нужно знать о свойствах льда?
– Свойства льда нужно знать, чтобы сохранить своё здоровье, уберечь себя от неприятностей, предотвратить беду.
– Воспользуйтесь этими знаниями во время каникул и уже сегодня, когда пойдёте домой, вспомните советы врача, о которых прочитали в учебнике.
Источник
- Доклады
- Окружающий мир
- Лед. Свойства льда
Что такое лед? Если сказать просто – это вода в замерзшем состоянии. Лед без запаха, вкуса, на вид напоминает стекло. Прозрачный, но, если его много, имеет голубой оттенок. Наощупь холодный, твердый, но в то же время хрупкий.
Плавится он при температуре 00 Цельсия. Плотность льда – 0,92г/см3. Существует 11 кристаллических модификаций, а также аморфный лед. Удельный вес при температуре 00 Цельсия – 0, 9175.
Структура льда
Это удивительное вещество ученые стали изучать сотни лет тому назад. И было обнаружено, что лед – это сложное химическое соединение. Н2О – это его химическая формула. Молекула воды, из которой образуется лед, состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Где водород (Н) составляет 11,2%, а кислород (О2) – 88%. Молекула льда полярная. Один конец которой несет отрицательный заряд, а другой – положительный. Соединяясь, химические элементы образуют прочные водородные связи.
Свойства льда
Свойства льда определяется его химическим строением. Когда вода охлаждается, она сжимается. При этом ее плотность возрастает. Но в отличие от всех других жидкостей, когда ее температура достигает точки замерзания, происходит обратный процесс – вода начинает расширяться, и ее объем увеличивается. Когда вода превращается в лед, водородные связи между молекулами смыкаются и образуют решетку с большими промежутками, поэтому плотность льда меньше плотности воды, и он плавает на поверхности.
Кристаллы льда напоминают структуру алмаза. Каждую молекулу льда окружают 4 ближайшие к ней молекулы, находящиеся на равном расстоянии от нее. Так образуется тетраэдр правильной формы.
Как образуется лед?
В природных условиях лед образуется, когда температура воздуха снижается ниже нулевой отметки. Сначала на поверхности воды появляется тонкая ледяная пленка, которая состоит из маленьких иголочек льда, а затем эта пленка снизу постепенно обрастает кристаллами льда удлиненной формы. Благодаря тому, что плотность льда меньше плотности воды, вода в океанах реках и озерах, никогда полностью не замерзает. Этот естественный изолятор защищает жизнь подо льдом.
Когда вода кристаллизуется, образуя лед, выделяется незначительное количество газа и соли. С помощью процесса заморозки очищают и структурируют воду.
В зависимости от места образования, лед бывает озерным, морским, речным, грунтовым, фирновым (многолетний плотно слежавшийся, зернистый лед), глетчерным (следующая после фирнового, конечная стадия превращения снежного покрова гор).
Замерзает вода в природных водоемах и реках неравномерно, поэтому толщина льда в разных местах отличается. Ближе к берегу – более толстый слой, а где активное течение – лед тоньше. Если температура замерзания неуклонно понижается, на ледовых пространствах могут образовываться огромные трещины.
Когда кристаллы льда образуются непосредственно из парообразного состояния они принимают форму снежинок, или вид инея и изморози.
Использование льда
Лед используют для охлаждения продуктов питания и напитков, для очистки питьевой воды. Также в медицинских целях, в косметологии, в искусстве (создают скульптуры и различные фигуры). Используют при создании искусственного катка и ледяных гор для спортивных мероприятий.
3 класс. Окружающий мир
Картинка к сообщению Лед. Свойства льда
Популярные сегодня темы
- Народы мира
Планета Земля очень обширна, на ней расположено много разнообразных территорий, которые заполнены разными народами. Численность населения – это непостоянный показатель, который меняется ежедн
- Судебная система
Судебной системой называется вся совокупность государственных органов, осуществляющих правосудие – т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению (вынесению решения, постановления, приговора
- Физкультура
Доклады и сообщение по Физкультуре
- Выбор профессии
Выбор профессии – важное решение для каждого человека. Это как выбор пути. В разные эпохи, конечно, отношение к этому было разным. Когда-то считалось, что человек, особенно из «простого» сосл
- Сплавы металлов
В природе множество металлов с разными примесями. Металлы с добавками называют сплавами. Есть металлы, которые называют основными, так как их больше в составе сплава.
- Грибы паразиты
В царстве грибов немало съедобных и полезных представителей, но много и паразитов. Они вредят растениям, вызывают заболевания у животных и людей, провоцируют порчу продуктов
Источник