Какие свойства являются общими для всех животных
Печатать книгу
- Вспомните, по каким признакам можно отличить живой организм от объекта неживой природы. Как размножаются животные, растения?
- Как вы думаете? Какие свойстваявляются общими для всех живых организмов?
- Вы узнаете о разнообразии общих свойств живых организмов, по которым они отличаются от объектов неживой природы.
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | § 1. Общие свойства живых организмов |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Среда, 11 Ноябрь 2020, 16:32 |
Преамбула
Как вам уже известно, живая природа на Земле очень разнообразна и состоит из биологических систем разных уровней организации. Одним из уровней организации жизни является организменный уровень. С разнообразием организмов вы уже познакомились при изучении биологии в 7-м и 8-м классах и знаете, что они могут быть одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Несмотря на разнообразие структурной организации, живым организмам присущи общие свойства.
Единство химического состава
В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы, но их соотношение сильно различается. У всех живых организмов тело построено из одинаковых органических веществ: белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Их молекулы состоят из четырех основных элементов — углерода, водорода, кислорода и азота, на долю которых приходится 98 % всех химических элементов организма. Из неорганических веществ обязательным компонентом является вода (30—80 % общей массы тела). Минеральные соли в водных растворах диссоциируют на катионы металлов (Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Cu2+) и анионы кислотных остатков (I–, F–, Cl–, ), выполняющие жизненно важные функции.
Клеточное строение
Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Клетки разных организмов имеют сходное строение. Снаружи они покрыты цитоплазматической мембраной, поверх которой может быть клеточная стенка (растения, грибы, некоторые протисты, бактерии). Содержимое клеток представлено цитоплазмой, содержащей органоиды и ядро (у бактерий — хромосому). Клетки большинства многоклеточных организмов в зависимости от функции, строения и происхождения объединяются в ткани и органы.
Обмен веществ и энергии
Живой организм — открытая устойчивая система, через которую проходят потоки веществ и энергии. Определенные вещества и энергия поступают в организм из среды (питание, дыхание), другие — выделяются из организма в среду (выделение). В самом организме обмен веществ и энергии включает два противоположных, но взаимосвязанных процесса. Это синтез сложных веществ из простых с поглощением энергии и расщепление сложных веществ до более простых с выделением энергии. Оба эти процесса в организме сбалансированы между собой и обеспечивают относительное постоянство его химического состава.
Саморегуляция
Способность живых организмов поддерживать потоянство химического состава и физиологических процессов в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды называется саморегуляцией. У животных саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной и гуморальной систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение в организме показателей температуры, кровяного давления, количества воды, энергии, скорости обменных процессов. Только живые организмы могут сохранять постоянными показатели внутренней среды при изменении факторов внешней среды. Так, у теплокровных животных существуют многочисленные механизмы поддержания на постоянном уровне температуры тела вне зависимости от температуры окружающей среды. Гормоны инсулин и глюкагон обеспечивают постоянный уровень глюкозы в крови человека независимо от количества углеводов, поступающих с пищей.
У растений отсутствует нервная система, поэтому гормональная регуляция у них является важнейшим фактором саморегуляции и управления ростом и развитием. Она осуществляется с помощью фитогормонов — низкомолекулярных органических веществ с высокой физиологической активностью. Водный баланс у растений поддерживается путем транспирации.
*Подвижность
Все живое может изменять свое положение в пространстве, то есть обладает способностью к движению. Это более очевидно у животных, которые умеют летать, ходить, ползать или бегать. У растений подвижность менее заметна. Но у них можно наблюдать движение цитоплазмы внутри клеток и даже движение целых органов (соцветий, листовых пластинок) вслед за перемещением солнца, хотя и с малой скоростью. Иногда движение настолько медленное, что его трудно увидеть невооруженным глазом.
*Раздражимость
Все живые организмы способны реагировать на изменение внешней или внутренней среды. Любое изменение условий внешней или внутренней среды представляет собой раздражитель по отношению к конкретному организму, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни. Скорость реагирования может сильно варьировать в зависимости от вида организма. Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы). В процессе эволюции у разных видов выработались различные способы восприятия раздражителей и типы ответной реакции на них.
Размножение
Любой вид в природе состоит из особей, существование каждой из которых ограничено во времени. Рано или поздно жизнь отдельно взятой особи прекратится, но вид не перестанет существовать. Выживание вида обеспечивается появлением потомства путем бесполого или полового размножения существующих особей (родителей). Размножение — свойство организмов воспроизводить себе подобных с сохранением главных признаков вида (см. рис.). Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни на Земле. В основе размножения лежит самовоспроизведение новых молекул и структур, обусловленное наследственной информацией, которая находится в хромосомах родительских клеток. Самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности. Если новый организм развивается на основе набора хромосом, идентичного набору одной родительской особи (бесполое размножение), он будет ее полной копией. У организма, содержащего хромосомы двух родителей разного пола (половое размножение), помимо признаков обоих родителей, могут появляться новые признаки как следствие образования новой комбинации наследственной информации. Например, у кареглазых родителей может появиться ребенок с голубыми глазами.
*Наследственность и изменчивость
Если сравнить родителей и их потомков, то можно заметить сходство между ними по ряду признаков. Любой живой организм рождает себе подобных. Способность живых организмов передавать определенные признаки и свойства из поколения в поколение называется наследственностью. Закономерности наследственности изучает генетика. Ученые, изучавшие наследственность, установили, что признаки определяются материальными структурами наследственности, расположенными в хромосомах, которые передаются от родителей к потомкам. Информация в них записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что свидетельствует о единстве происхождения жизни.
В ходе размножения у потомков сохраняются свойства и признаки исходного материнского организма. Однако размножение — это не простая способность к самокопированию, поскольку у потомков имеются и отличительные признаки. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития называется изменчивостью. В основе наследственной изменчивости лежат изменения в биологических матрицах наследственности — хромосомах. Изменчивость дает разнообразный материал для отбора организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых видов живых организмов.
Рост и развитие
Рост и развитие — это свойства организмов, реализуемые в процессе их жизни. Рост — количественное увеличение размеров и массы тела путем деления клеток, сопровождающее развитие организма или его частей. Развитие —это необратимые качественные изменения в строении и функциональной активности организма. Следует различать индивидуальное и историческое развитие видов. В процессе индивидуального развития организмы данного вида постепенно и последовательно изменяются в течение своей жизни. Они приобретают новые признаки и свойства, а прежние могут быть утеряны. В результате индивидуального развития возникает новое качественное состояние организмов.
В отличие от индивидуального развития историческое развитие вида сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм. В результате исторического развития возникло все видовое многообразие жизни на Земле.
*Адаптация к условиям существования
Живые организмы способны приспосабливаться к условиям окружающей среды путем приобретения специфических приспособлений (адаптаций) в ходе исторического развития. Например, длинная шея у жирафа позволяет ему добывать пищу там, где ее никто из других видов наземных копытных млекопитающих не может достать, а способность хамелеона изменять окраску покровов тела в соответствии с фоном среды позволяет ему становиться менее заметным и избегать поедания хищниками. Организмы, не обладающие необходимыми адаптациями к условиям среды, вымирают.
*Повторим главное. Несмотря на разнообразие структурной организации живых организмов, им присущи общие свойства. Для всех организмов характерно единство химического состава — тело построено из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Живой организм — открытая устойчивая система (в ней протекает обмен веществ и энергии), способная к саморегуляции, размножению, росту и развитию, адаптации к условиям среды. Для организма также характерны такие свойства, как подвижность, раздражимость, наследственность и изменчивость.
Проверим знания
Ключевые вопросы
1. Какие органические вещества являются основными компонентами тела живых организмов?
2. Что является структурно-функциональной единицей организмов?
*3. Какое свойство организмов обеспечивает постоянство существования жизни на Земле?
*4. Почему свойства и признаки родителей проявляются у потомков?
*5. Чем можно объяснить, что у одних и тех же родителей появляются потомки с разными признаками?
Сложные вопросы
1. Какие свойства живых организмов позволят сохраниться жизни на Земле в случае резкого потепления климата? Ответ обоснуйте.
2. Как вы думаете, может ли быть развитие без роста организма и наоборот? Ответ аргументируйте конкретными примерами.
*3. Что означает выражение «организм — открытая система»? Можно ли считать открытой системой объект неживой природы? Почему?
*4. В чем заключается индивидуальное и историческое развитие организмов? Приведите примеры.
*Индивидуальное домашнее задание.Проведите наблюдение за живыми организмами в окружающей природе (в лесу, парке, на лугу и др.). Сравните их с неживыми объектами. Найдите различия между ними. Установите общие свойства у живых организмов.
Источник
Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.
По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.
Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:
1. Определенный химический состав.
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органогенные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.
Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
2. Наличие клеточного строения (кроме бактерий).
Клетка – структурно-функциональная единица живого.
3. Обмен веществ и энергозависимость.
Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.
4. Способность к саморегуляции.
Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.
Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обменных процессов.
В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.
В органах – интенсивность работы.
В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.
5. Способность к самовоспроизведению.
a. Воспроизведение себе подобных.
b. Передача наследственной информации.
c. Главным переносчиком информации явл. хромосомы.
6. Наследственность.
Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мендель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру белка.
Ген — белок — признак.
7. Изменчивость.
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного отбора.
8. Индивидуальное развитие.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.
Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.
ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.
ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.
9. Историческое развитие.
Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.
10. Раздражимость.
Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раздражители специфическими реакциями.
Формы:
фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);
геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);
таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);
рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном участии нервной системы).
11. Движение.
Организмы способны двигаться различными способами:
a. Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);
b. Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие моллюски);
c. Ресничные – с помощью ресничек – выростов клетки, окруженных цитолеммой, (инфузория-туфелька).
d. Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длиннее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).
e. С помощью сократительных мышц.
12. Ритмичность.
Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на изменения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).
13. Целостность и дискретность.
С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным законам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.
Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.
Уровни организации живой природы.
Уровеньорганизации живой природы – функциональное место данной биологической системы определенной степени сложности в общей системе живого.
Развитие уровней в процессе происхождения из низшего в высшее, с появлением более высшего уровня предыдущий не исчезал, а лишь утрачивал ведущую роль, входил в состав как подчиненная структура или функциональная единица.
Таблица№1. Уровни организации живого.
Название уровня | Биосистема | Понятие | Элементы, обр. систему. | Науки |
Молекулярно-генетический. (обмен в-в и передача насл. информации) | Биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). | Биополимеры – сложные органические вещества с огромной молекулярной массой, состоящие из мономеров. | АК, нуклеотиды, моносахариды | Генетика Мол. Биология Биохимия Биофизика |
Клеточный. (кроме вирусов) | Клетка | Клетка – структурно-функциональная единица живого. | Оболочка Цитоплазма Ядро | Цитология |
Организменный. Подчиняет подуровни: Тканевый Органный. | Ткань => Органы=> Системы органов=> Организм | Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющие общие функции. Орган – часть тела, выполняющая определенные функции. Система органов – ряд органов, имеющих общий план строения, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию. Организм – любое существо, обладающее свойствами живого. | Клетки. Межклеточное в-во. Ткань. Системы органов | Гистология Анатомия Физиология |
Надорганизменные уровни | ||||
Популяционно-видовой. Подчиняет: Популяционный Видовой | Популяция Вид | Популяция – совокупность особей одного вида, населяющих пространство с однородными условиями. Вид – совокупность популяций, особи которых занимают определенный ареал, способные скрещиваться и давать плодовитое потомство. | Особи Популяции | Популяционная экология |
Биогеоценотический | Биогеоценоз (сообщество живых организмов)+ Биотоп (участок абиотической среды) | Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, обитающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой пространственными и пищеварительными связями. Осн. функция – круговорот веществ и энергии, который заключается в превращении энергии Солнца во все виды энергии. | Виды | Экология сообществ |
Биосферный | Биосфера | Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. | Биогеоценозы | Экология |
Раздел 1.
Основы цитологии. Понятие цитологии. Предмет и задача цитологии.
Цитология – наука, изучающая строение, химический состав, развитие и функции, процессы воспроизведения, восстановления и адаптации клетки к меняющимся условиям среды.
Цитология, как самостоятельная наука возникла в середине XΙX века с выхода в свет клеточной теории Шлейдена и Шванна (1838-1839). За последние 20-30 лет из описательной науки превратилась в экспериментальную.
Задача современной цитологии: изучение детального строения клеток и их функционирования; исследование функций отдельных компонентов, воспроизведение клеток и приспособление к окружающей среде.
Цитология – фундамент для ряда наук (анатомия, гистология, генетика, физиология, биохимия, экология). Огромное значение цитология имеет для медицины т.к. любые заболевания имеют патологию конкретных клеток, что важно для понимания развития заболевания, диагностики, лечения и профилактики.
История развития цитологии.
Развитие цитологии связано с созданием и совершенствованием оптических устройств, позволяющих рассматривать и изучать клетки.
1610- голландский ученый Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп, а после его усовершенствования в 1924 году его можно было использовать для первых исследований.
1665 – английский ученый Р. Гук с помощью увеличительных линз наблюдал в тонком срезе пробковой пластинки и назвал их клетками.
Во второй половине XVΙΙ века описания Гука легли в основу исследований анатомии растений Мальпиге, который подтверждал теорию Гука.
1680 – голландский ученый Антони ван Левенгук открыл мир одноклеточных и увидел клетки животных. Открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, клетки сердечной мышцы.
Дальнейший прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопии XΙX века. Изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а цитоплазма (Пуркине, 1830г).
В 30х годах XΙX века английский ученый английский ученый Броун обнаружил в клетках растений ядро и предложил термин «ядро». Обнаружил ядро в клетках грибов и животных. Эти и другие многочисленные наблюдения позволили Шванну сделать ряд обобщений. Так Шванн показал, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой. Шванном была сформулирована клеточная теория, т.к. при создании теории он пользовался трудами Шлейдена, то его так же считают создателем теории.
Источник