Какие свойства имеет вода 3 класс

Какие свойства имеет вода 3 класс thumbnail

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Какие свойства имеет вода 3 класс

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Лед

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Прозрачность воды

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Вода в сосуде

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 565.

Источник

Занятие для младших школьников «Свойства воды»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.

Какие свойства имеет вода 3 класс

Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

Ход работы

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Читайте также:  На каком уровне организации жизни проявляется такое свойство живого как обмен веществ

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Рекомендуем посмотреть:

Какие свойства имеет вода 3 класс
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса

Какие свойства имеет вода 3 класс
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект

Какие свойства имеет вода 3 класс
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?

Какие свойства имеет вода 3 класс
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Опыт №6. Имеет ли вода форму?

Перед вами сосуды с разной формой. Перелейте воду из стакана в каждый сосуд по очереди. Что вы видите? Имеет ли вода форму? Сделайте вывод.

Вывод ___________________________________(Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают).

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт № 7. Что означает свойство текучесть?

Перелейте воду с одного стакана в другой. Текучая ли вода?

Вывод: _____________________(вода текучая).

Каждая группа знакомит со своими выводами. Заполнятся постепенно таблица:

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихонько сесть.

5. Работа по теме

Проблемный вопрос: Какую роль играет вода для всего живого и где она встречается?

Если мы посмотрим на глобус, то увидим много голубого цвета – это вода: все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Но кроме этого участки суши пронизаны множеством голубых нитей – это большие реки и маленькие речушки. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода может быть только в реках и озёрах, её совсем не много на земле.

Большие запасы пресной воды в озере Байкал – глубочайшее озеро планеты Земля. Байкальская вода, особенно на больших глубинах прозрачная и чистая.

В нашей республике очень много водоёмов с пресной, минеральной, солёной водой. Это реки, которые начинаются в высокогорье из ледников, озёра, подземные источники.

Какие реки протекают в нашей республике? (Терек, Малка, Черек, Чегем, Аргудан, Баксан, Куркужин, Лескен, Урух, Нальчик, Урвань, Золка).

В КБР много озёр. Значительная их часть относится к малым озёрам. Какие самые удивительные озёра нашей республики вам известны?(Голубые озёра, озеро Тамбукан).

В нижнем Голубом озере вода не замерзает зимой, так как имеет постоянную температуру +9,3 градусов. Животный и растительный мир озера очень беден из-за сероводорода в воде. Растут водоросли, обитает только рачок гумарус. Купаться в Голубом озере опасно из-за низкой температуры воды и отравляющего запаха.  

В Тамбуканском озере вода солёная, поэтому растительный и животный мир очень беден. Образовавшиеся на дне озера иловые грязи обладают лечебными свойствами, их широко применяют при лечении многих заболеваний на курортах Кавказских Минеральных вод и Нальчика. 

Кабардино-Балкария богата минеральными водами, среди них есть и термальные – подземные воды, имеющие температуру 20°С и выше. На окраине селения Аушигер, расположено целое озеро с горячей минеральной водой. Вода применяется при лечении различных заболеваний. 

6. Работа над проектом “Защитим воду”

– Теперь мы переходим к созданию нашего проекта – “Защитим воду”.

А от чего нужно защищать реки, озёра, моря? (От загрязнения)

Выявление источников загрязнения.
Я предлагаю вам внимательно посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками и ответить на вопрос: Каковы источники загрязнения водоёмов?

Читайте также:  Какие свойства называют спиртами

Сценка.

Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка разноцветной,
Заболела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Красная рыба. Что же нам делать, как дальше жить?

Чёрная рыбка. Давайте ребят попросим помочь нам.

Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной.

(Составление схемы)

hello_html_m237c1c61.jpg

А сейчас мы создадим свой знак – проект “Защитим воду”, тем самым призовём учеников вашей школы беречь и охранять воду.

Каждой группе создать свой знак в защиту воды и обосновать.

7. Как очистить воду от мути.

От загрязнения воды страдает все животные. В реках, озёрах погибают растения, животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека.

Растворимые вещества не меняют прозрачность воды, а нерастворимые делают воду мутной.    Мутную воду пить нельзя, но ее можно очистить.

Мы попробуем очистить воду с примесями песка и глины.

Перед вами стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, кусок марли, чистый песок, промокательная бумага. Попробуйте, используя, то, что я вам предложила очистить воду.

То приспособление, для очистки воды, которое у вас получилось называется фильтром. Из воронки вытекает чистая вода, а нерастворённые вещества остаются на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Фильтровать воду можно через промокательную бумагу, марлю.

Обычно самая чистая, прозрачная вода бывает в ключе, который бьёт из-под земли. Как вы думаете, почему? Она фильтруется, проходя через слои песка.

Если взять кусок марли, вложить его в воронку и наполнить ее на четверть хорошо промытым речным песком, а потом налить на песок мутной воды, то из воронки в стакан будет стекать прозрачная вода, а вся муть останется в песке.

Значит фильтровать воду можно через песок.

Вот и стала наша вода чистая. Обрадовались рыбки стали резвиться и танцевать.

Танец рыбки.

8. Заключение

В заключении урока, хочу сказать, что наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Всё доброе на земле – от солнца, от воды, от человека. Вглядывайся пристальнее в мир природы, вслушивайся в звуки бегущей воды – может быть, она просит вас о помощи.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

9. Итог урока

Давайте подведём итоги нашей работы. Что нового мы узнали? (Мы исследовали свойства воды, узнали для чего она нужна, где можно её встретить, как защитить, создали проект-знак, очистили воду с помощью фильтра)

10. Рефлексия

Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке хочу вам подарить конфеты с пожеланиями вам.

Заключение

Ребёнок – исследователь по своей природе. Данный урок позволил учащимся собирать, обрабатывать и анализировать информацию; работать в коллективе; распределять работу внутри группы; проводить исследования, создавать проект. Эта работа и в дальнейшем позволит развивать навыки самостоятельной работы, публичного выступления, аналитического мышления, умения преодолевать трудности, навыки практического использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература

1) Атлас-определитель “От земли до неба” / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2002.

2) Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.

3) Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.

4) Жидкие опыты. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

Источник

Подробный конспект урока.

Тема урока

«Вода. Свойства воды при нагревании и охлаждении.»

Предмет

Окружающий мир по УМК «Гармония»

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Черкашина Ольга Владимировна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ им.А. Антошечкина

Республика/край, город

Россия, Калининградская область, Багратионовский район, поселок Долгоруково

Методическая информация

Тип урока

урок практикум

Цели урока

Ознакомить учащихся со значением воды для жизни всего живого на Земле.

В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.

Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, прививать бережное отношение к воде.

Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам проведенных опытов, фиксации выводов в письменном виде.

Задачи урока

Образовательные задачи:

– в ходе эксперимента, продолжить формирование у учащихся представлений о свойствах воды, значении воды для жизни всего живого на Земле

Развивающие задачи:

– развивать внимание, через упражнения практической и самостоятельной работы;

– развивать и совершенствовать умения находить решения в различных проблемных ситуациях;

– развивать грамотную речь учащихся;

Воспитательные задачи:

– воспитывать у учащихся самостоятельность, умение слушать;

-содействовать доброжелательному отношению друг к другу, через организацию групповой работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Во время урока идет проверка знаний учащихся по теме «Вода. Свойство воды» В ходе знакомства с новым материалом у учащихся закрепляются представления об окружающем их мире.

Читайте также:  Какие полезные свойства банан для

Основной метод обучения

Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.

Основной структурный элемент

Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы

Постановка цели.

Обсуждение плана работы и алгоритм действий.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Лаборатория с демонстрационным набором для практической деятельности учащихся.

Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.

Сосуд с холодной водой.

Подробный конспект урока

Слайд 1.

Тема урока.

Ход и содержание урока

Мотивация учащихся

1.Организационный этап.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.

– Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

2. Этап актуализации знаний

Слайд 2.

Целеполагание

Слайд 3:

План нашего урока.

Поставьте для себя учебные цели.

(Узнать побольше о воде.

Узнать свойства воды.

Узнать для чего нужна вода.

Узнать, как беречь воду.)

Слайд 4: Актуальность вопроса

Вода и жизнь.

– Как вы считаете, почему эти два слова «Вода и жизнь» стоят рядом.

Для чего нужна вода?

(Воду мы пьём, купаемся в воде, готовим и т.д.)

– Попробуем полнее ответить на этот вопрос.

– Посмотрите на глобус. Много ли воды на земле? Почему?

(Много. Вода изображена голубым цветом. Этого цвета много на глобусе.)

Учитель: ¾ поверхности Земли занимает вода. Вода входит в состав любого организма.

Она содержится во всех частях растений.

Если разрезать апельсин. Что вы увидите?

(Сок)

Учитель: Сок – это вода с растворёнными веществами.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в в её пополнении. В сутки человеку требуется 2 л воды.

(Часть её он выпивает, а часть содержится в пище.)

Учитель: Посмотрите презентацию «Вода в жизни человека, растений и животных.»

(Просмотр презентации)

Слайды с 5 по 12: Опора для формулировки вывода.

– Что нового узнали о воде?

(Ответы детей)

Вывод обучающихся.

Физкультурная минутка (Дети выполняют танцевальные движения под музыку »)

Проверка и оценивание познавательных УУД

4. Этап усвоения знаний:

Листы наблюдений перед каждым учеником.

Слайд 13: Проблемные вопросы:

Свойства воды.

– Какие свойства имеет вода?

Опыт 1.

Опустите в стакан с водой трубочку или ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Значит, какая вода?

(Ответы.)

Вывод: (слайд) Вода прозрачная.

Опыт 2.

Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

(Ответы.)

Вывод: (слайд) Вода бесцветная.

Опыт 3.

Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?

(Ответы.)

Вывод: (слайд)Чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4.

– У каждой пары на столах есть коробки:

  • с солью,

  • с содой.

– Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?

(Ответы – они растворились.)

– Насыпьте:

  • крахмал.

– Помешайте. Что произошло?

(Ответы– не растворились.)

– Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.

Вывод: (слайд) Вода – растворитель.

– Где в быту используем это свойство?

(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)

Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства.)

Опыт 5.

Перелейте воду из одного сосуда в другой.

– Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали? (Вода что делала?)

(Ответы – текла.)

Вывод. (слайд) Основное свойство воды – текучесть.

Опыт 6.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)

– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Что мы видим?

(Ответы групп – вода в трубке поднимается.)

– Почему? Оказывается, вода при нагревании расширяется. (Частицы из которых вода состоит движутся быстрее. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объем.).

Вывод: (слайд) Вода при нагревании расширяется

Опыт 7.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)

– Ту же колбу поставим на тарелку с холодной водой. Что видим?

(Ответы – вода в трубке опускается.)

– Почему? (Вода охлаждается. Частицы начинают двигаться медленнее. Промежутки между ними уменьшаются. Вода сжимается.)

Вывод: (слайд) Вода при охлаждении сжимается.

5. Этап закрепления полученных знаний:

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Рефлексия деятельности на уроке

6. Этап подведения итогов урока

Что мы делали на уроке?

Домашнее задание

7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подготовить сообщение по теме «Охрана водоемов.»

Дополнительная необходимая информация

Оценка детьми своей работы.

Оценка учителем работы детей.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Руководство для учителя с описанием экспериментов. Интернет ресурсы https://nsportal.ru/

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование презентации обеспечивает высокий темп работы при проведении фронтального устного опроса, его наглядность. При изучении материала требуется наглядное представление при проведении опытов. Увеличивает объем выполняемых заданий, позволяет быстро провести проверку самостоятельно выполняемых работ, усиливает образовательные эффекты, повышает качество усвоения материала. Использование презентации активизирует познавательный процесс, повышает интерес к предмету.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке учащиеся будут выяснять, как работает термометр? Некоторые слайды презентации можно использовать на этапе актуализации знаний

Другое

Выходя, ребята прикрепляют на доску нарисованную на своих сигнальных карточках лицо с улыбкой, если урок понравился даже при небольших затруднениях и лицо без улыбки ,если было трудно .

Приложение

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Источник