Какие свойства имеет рисунок
Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности. Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.
Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.
Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.
Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др.
Основные виды рисунка:
Линейно-конструктивный (Рис. 1).Как видно из названия, основное изобразительное средство здесь – линия. Она может быть разной толщины, наполнения, тона, фактуры, но в таких рисунках используется она одна. Так рисуют архитектурные конструкции, сквозные построения, детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы, поверхности. Словом, такие рисунки наиболее полно и чётко объясняют и демонстрируют конструкцию предметов или объектов, нередко показывая их видимыми (насквозь, в разрезе), с достроенными элементами, логически поясняющими строение формы. Как правило, этот вид рисунка используется наиболее часто начинающими художниками на занятиях рисованием, чтобы научиться анализировать объём и форму, проекции модели, исследовать её особенности, а не просто срисовывать то, что видим.
Рисунок 1 – Линейно-конструктивный рисунок
Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью (Рис. 2). Всё вышеупомянутое справедливо и для этого вида рисунка, но кроме сквозного рисования, художник здесь показывает и степень освещения элементов формы, и их положение по отношению к источнику света. Особенно эффектно это выглядит при рисовании портретов и натюрмортов. У нас, в художественной школе, на занятиях рисунком, мы применяем конструктивное построение с условной светотенью при изображении предметов сложной формы (утюг, самовар) или архитектурных элементов (розетка, капитель, балясина). Такой способ рисования помогает не запутаться в линиях построения и обобщить сложную конструкцию.
Рисунок 2 – Линейно-конструктивный рисунок с условной светотенью
Свето-теневой рисунок (Рис. 3).Такой вид рисунка помогает моделировать форму предмета тоном, выявлять при помощи полутени и светотени вообще объём предметов и их общую тональность (тёмное изображаем тёмным, светлое светлым). Фон в таких рисунках остаётся белым или легко заштриховывается, без выявления разницы тона предмета и фона в разных участках рисунка. Фон условен. Такие рисунки хорошо передают задуманное, постановочное освещение объекта при работе с натуры и помогают добиться реалистичности изображения при помощи штрихов и пятен. Так часто рисуют портреты, фигуру человека на уроках рисования в школе или колледже, одинокие предметы и объекты.
Рисунок 3 – Свето-теневой рисунок
Тональный рисунок (Рис. 4).Это самый длительный по скорости исполнения вид рисунка. В нём изображение передаёт не только форму, объём, окраску, материальность предметов, но и их расположение в пространстве с учётом свето-воздушной среды. То есть в рисунке с помощью тона передаётся степень освещения предметов и объектов, их удалённость друг от друга и источника света, фактуры, характеризующие их поверхности, степень важности изображённых элементов, рефлексы их друг на друга и влияние среды на предметы. Фон в таких рисунках тоже живой – но не просто заштриховывается, а пульсирует, подчёркивая светлоту или темноту не только самих предметов, но и их частей.
Рисунок 4 -Тональный рисунок
Источник
С детства мы привыкли воспринимать рисунок — как любую картинку, которую мы нарисовали. Но это не совсем так. Рисунок — это вид изображения созданного во время обучению академическому рисунку или по законам и принципам академизмом.
С рисунка начинается любое обучение рисованию. Даже перед обучению живописи мы советуем изучать основы рисунка, ведь рисунок даёт понимание предметности и основных правил изобразительного искусства.
Для того, чтобы понимать, насколько необходим рисунок любому новичку, поговорим об его видах.
Виды рисунка в зависимости от использованных изобразительных средств
Линейно-конструктивный рисунок – вид рисунка, при котором используют линии и её характеристики — толщину, тон и фактуру. Чаще всего такой вид рисунка используют архитекторы и дизайнеры, которым необходима четкость линий и понимания структуры предмета.
В начале обучения все строят линейно-конструктивный рисунок, чтобы понимать особенности строения предмета и научиться его анализировать.
Линейно-конструктивный с условной светотенью – такой вид рисунка даёт возможность передать свет и тень, положение предмета по отношению к источнику света. Занятия по такому рисунка необычайно важны, ведь они позволяют учиться передавать предмет в зависимости от окружения.
Свето-теневой – данный вид рисунка позволяет художнику передать свет и тень, при этом чаще всего фон имеет нейтральный подтон, либо вообще не поддается штриховке. Такой рисунок подходит для изображения фигуры или портрета человека, определенного предмета. При дальнейшей проработке мы можем добиться высокого уровня реалистичности.
Тональный – самый сложный вид рисунка, который занимает больше всего времени. На таком рисунке передаются все свето-теневые отношения, прорисовывается детально окружающее пространство. Такой рисунок всегда реалистичен, на нем уже передается материальность предмета, а не только его форма. Применяется воздушная перспектива.
Виды рисунка в зависимости от цели
Рисунок используется на разных стадиях образовательного процесса, также рисунок используют и уже опытные художники при создании больших полотен.
Учебные рисунки — тот вид рисунка, который выполнял любой художник. Часто такой рисунок представляет собой определенное упражнение для изучения и закрепления определенной темы.
Академический рисунок — рисунок, который выполнен профессионально и по всем законам рисунка.
Творческий рисунок может принадлежать как и опытному художнику, так и новичку. Главная цель — передать свое видение и ощущение.
Набросок — вид рисунка, который применяется для запечатления момента, или подготовительный перед большой работой. Такой рисунок не проработан, часто заканчивается на этапе линейного изображения.
Эскиз используют художники перед началом монументальной или детализированной картины. Эскизы позволяют не забывать о мелочах.
На этюдах подчеркивают основные характеристики изображаемого предмета.
Виды рисунков в зависимости от способа и метода рисования
В данном контексте мы рассматриваем рисунок в зависимости от того, с чего он был нарисован, как его воспринимал художник.
Если художник рисует с натуры (пейзаж, портрет или натюрмортная композиция), то такая работа будет рисунком по восприятию. Такой формат работы позволяет анализировать реальные предметы, учить передавать пространственность и объем реального предмета.
Рисунок по представлению — рисунок, при котором художник не имеет подспорья в виде натуры или картины для копирования. Такой вид развивает воображение и память, успех такого рисунка заключается в уровне “насмотренности”, а также умении анализировать предметы и понимать их структуру.
Последний вид — копирование. Копирование позволяет овладеть различными техниками, сформировать свою манеру письма, а также поучиться у самых великих мастеров.
Выразительные средства
Создавать рисунок можно с помощью различных выразительных средств. Основными являются линия и точка.
Рассмотрим внимательней линию. С помощью неё выполняется любое построение, также она является важной характеристикой любого предмета. Линии бывают простыми и сложными. Простые линии — обычные прямые, которые могут между собой пересекаться и находится в разном положении.
Сложные линии бывают волнистыми, спиральные и т.д. Чаще всего, такие линии являются очень специфичными, и используются для передачи материальности.
Важными элементами также являются тушевка и штриховка. Штриховка — процесс нанесения одиночных штрихов, плотность цвета достигается с помощью многократного нанесения штрихов.
Тушевка — процесс нанесения цвета с помощью широкой стороны грифеля, широкими движениями. Выглядит менее аккуратно, нежели штриховка, при этом с ее помощью можно быстрее покрыть большие пространства.
Всем этим приемам Вас могут обучить на занятиях в студии по академическому рисунку и основам рисунка.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Источник
ВСЕ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Художник: Екатерина Крюкова
Рисунок
+ а) вид изобразительного искусства;
+ б) отдельное художественное произведение;
+ в) академическая дисциплина;
+ г) в бытовом употреблении.
а) Рисунок – это подвид изобразительного искусства, разновидность графики, уникальная графика (то есть в отличие от печатной графики, рисунок создаётся от руки в единственном экземпляре). Для исполнения рисунка применяют графические средства – линию, штрих, пятно. Особенности использования и комбинирования этих графических средств создают многообразие видов и техник рисунка: от плоскостных линейных до пластически моделированных тональных и светотеневых. Рисунок характеризуется относительной простотой и скоростью исполнения, лаконичностью техники и доступностью технологии исполнения.
Применение рисунка в изобразительном искусстве.
↳ Станковый (Как отдельное художественное произведение)
↳ Подготовительный материал для живописи
↳ Иллюстрация
↳ Дизайн
Для рисунка характерен ограниченный (условный) набор цветов, как правило, это градации одного цвета. Изображение в рисунке всегда условно (не похоже один в один на то, что видит художник в натуре). От других видов искусства рисунок отличает разнообразие и многообразие его видов. Это происходит потому, что подготовленные рисунки и самостоятельные произведения художников одинаково ценны и весомы в художественном мире.
Таким образом у рисунка прослеживается специфическое свойство: он может существовать как сам по себе, так и являться одним из этапов создания произведения искусства, объекта дизайна или ДПИ. Отсюда вытекает, что рисунок может быть одновременно и целью и средством художественной деятельности (выполняется для себя или для зрителя).
В истории искусств выделяется особенно рисунок отдельных периодов (например: рисунок эпохи Средневековья), школ рисования (например: школа Рафаэля и маньеристов) и отдельных мастеров (например: рисунок Леонардо да Винчи; рисунок Гольбейна; рисунок Ван Гога).
Художник: Леонардо да Винчи
Рисунок делится на эскизный и выставочный, а также композиционный и свободный.
Композиционный рисунок – такой рисунок, через который претворяется изначальная идея автора. Графическая схема фиксирует основную мысль художника. Такой исходный рисунок определяет расположение элементов будущего произведения, их стилистику, степень прорисовки, размер, форму и так далее.
Творческий, свободный рисунок помогает художнику исследовать модель, выявляет её характерные особенности, индивидуальные характеристики и отношение к ним автора сразу. Такой рисунок может изображать модель по отношению к среде, саму по себе или её части, особо заинтересовавшие художника. Творческий замысел в купе с впечатлениями от увиденного (или, реже, придуманного) выражается в рисунке сразу и представляет собой законченное станковое произведение.
Рисунок выполняется графическими художественными материалами, применяемыми в зависимости от желаемого результата с использованием разнообразных художественных приёмов.
Материалы для рисунка (графические художественные материалы) бывают трёх видов.
↓ ↓ ↓
Твёрдые Мягкие Жидкие
(Карандаши, (Широкие) (акварель, тушь,
простые и цветные; (уголь, соус, чернила, гуашь)
маркеры, линеры; сангина, мел,
ручки шариковые, сепия, пастель
гелевые, капилярные и другие)
и другие.)
Основные художественные средства выразительности рисунка – линия, штрих, пятно.
б) Рисунок – это отдельное художественное произведение (графический лист), художественно-графическое изображение, выполненное художником вручную на бумаге или картоне карандашом, тушью, углём, ручкой или другими графическими материалами. Рисунок – это продукт отражения реального мира с его характерными особенностями, пропорциями, формой, объёмом, фактурами и так далее в плоскости листа.
Традиционный рисунок выполняется на бумаге разных сортов или её производных. До появления бумаги подобные графические изображения рисовались на кости, папирусе, дереве, покрытом воском и других материалах.
Современные рисунки имеют основу в виде обычной рисовальной бумаги разной плотности и текстуры, а также, специальной грунтованной и окрашенной бумаги (например: бумага для пастели, акварели, крафт бумага и так далее). Часто художники вручную придают бумаге необходимую текстуру и цвет при помощи грунтовки чаем, кофе, акварелью; используют специальные приёмы состаривания бумаги, взъерошивания верхнего слоя наждачной бумагой для лучшей сцепки, например с мягкими материалами. Вот это придаёт большую выразительность рисунку.
в) Рисунок, в понимании учебной дисциплины, выступает как средство изучения и осмысления реальности художником (обучение рисованию, особенно, рисование с натуры). Особо важны занятия рисунком при обучении художников-живописцев и монументалистов. Точный, уверенный, грамотный рисунок – основа картины. Большое значение имеет владение рисунком при занятиях акварельной живописью.
В Российской и зарубежных Академиях художеств, художественных училищах и художественных школах рисунок – основа художественного образования.
Академический рисунок – длительные, многочасовые рисунки (штудии), выполняемые с натуры, характеризующиеся тщательной проработкой и реалистической передачей объёма. формы, конструкции, характера модели в заданном освещении и среде.
Учебные рисунки по технике исполнения и соответствию поставленным задачам бывают:
+ линейный (линеарный) рисунок;
+ конструктивный рисунок;
+ свето-теневой рисунок;
+ фактурный рисунок;
+ объёмно-пространственный рисунок.
г) Рисунок в бытовом употреблении – это простое, схематичное, безыскусное изображение, обычно на бумажном носителе. Применяется в значении: “детский рисунок”, “картинка”, в том числе не художественная иллюстрация, “схема”, “графическое пояснение к тексту”. В данном случае, рисунок может быть условно цветным или чёрно-белым. Такие рисунки не имеют художественной ценности и несут прикладное назначение.
История рисунка.
* Рисунок (в значении: графика) – древнейший вид искусства, дошедший до наших дней в виде наскальных и пещерных изображений эпохи палеолита. Контурные и сочетающие линию и пятно изображения первобытные художники процарапывали и очерчивали подручными инструментами – острыми обломками камней, древесным углём, сухой глиной.
* Особое обаяние имеют рисунки тушью на шёлке стран Азии (IV в до нашей эры): Китая, Японии, стран Дальнего Востока. Этот вид рисунка до появления бумаги (по легенде в 105 году нашей эры) приобрёл в своём развитии особенность технологии и техники исполнения, критерии мастерства и массу уникальных отличительных признаков и ознаменовал развитие рисунка, живописи и ДПИ стран Восточной Азии в целом. Его влияние на национальное искусство этих регионов ощутимо до сих пор.
* В средние века рисунок, как подвид изобразительного искусства, принимает вид архитектурных чертежей и эскизов архитектурных деталей. Формируется новый тип рисунка – архитектурный рисунок, характеризующийся особой тщательной и точной методичностью построения изображения и эстетикой подачи. Архитектурные рисунки напоминают инженерные чертежи и служат визуализацией замысла проектировщика.
Также, параллельно с архитектурным рисунком, развивается искусство книжной миниатюры.Рисунки для книг выполняются на специально подготовленном и загрунтованном пергаменте красками, органическими и неорганическими. Выполнялись условно цветные и чёрно белые рисунки.
* В эпоху Возрождения рисунок становится базовым способом изучения линейной перспективы, пластической анатомии, явлений природы, форм растительного и животного мира и древний рисунок приобретает статус исследовательского-научного опыта. Особое место уделяется в этот период рисованию с натуры. Именно с эпохи Возрождения начинают выявляться конкретные задачи и способы рисования, применяемые и в наши дни:
+ станковый рисунок (жанры: исторический, религиозный, бытовой, пейзаж, портрет, и другие) → представители: Рафаэль, Микеланджело;
+ штудия (академическая, анатомическая и другие) → представитель: Леонардо да Винчи;
+ свободный живописный рисунок → представители: Тициан, Веронезе;
+ линейно-штриховая моделировка (анализ формы, объёма) → представитель: Дюрер.
Рисунок эпохи Возрождения являет собой теории и практики современного европейского рисования.
Художник: Рафаэль Санти.
Raphael (Raffaello Sanzio), 1483-1520, Italian, Madonna with Child, 1518-1520.
* С ХVI века происходит реформа в обучении рисованию: одним из основных методов начального обучения рисунку становится метод копирования. В связи с этим, начинается коллекционирование рисунков мастеров предыдущих эпох, особое внимание уделяется их хранению и систематизации, а также атрибуции.
В конце ХVI века формируется академическая система обучения рисованию и появляется понятие – академический рисунок, как особый вид рисунка. Автором академической системы обучения художников считается Аннибале Каррачи. Академическая система обучения рисования характеризуется тремя этапами:
– копирование с образцов (рисунки учеников – копии рисунков мастеров);
– рисование с гипсов;
– рисунки с живой модели.
* В XVII веке, как альтернатива академическому рисунку, появляется реалистический рисунок. Характерные его черты: свобода графических средств и стилистика близкая к натуре. В основе рисунка лежит авторская идея, а не подчёркнутый эстетизм натуры (художники представители: Рембрант, Рубенс, Ж. Калло).
* Рисунок эпохи барокко характеризуется динамикой, пышностью, богатством графических изобразительных приёмов (представитель: Бернини).
* В стиле рококо рисунок приобретает утончённость, изыск техники, сюжетов, детализации, композиции (представители: Ватто, Буше).
* Соответствующие веяниям классицизма ХVIII века строгость, простота, лаконичность линий и форм, эстетизм решения силуэта и некоторая статуарность персонажей проявляются в рисунках Давида, Энгра.
Художник: Жан Огюст Доминик Энгр
* Для рубежа ХVIII-XIX веков (эпоха романтизма) в рисунках художников характерны экспрессивная выразительность, эмоциональный накал и подчёркнутое разнообразие изобразительных средств, патетико-героические сюжеты.
* В XX веке рисунок приобретает черты гротеска (например: Оноре Домье). Особо ценится наблюдательность художника, острота его мышления, подчёркивается пристрастие художников-графиков к линии и силуэту в изображении.
Также, художники XX века стремятся к передаче движения, мимики героев в рисунках, пытаются передать эмоциональное состояние и характер человека через динамику тела и лица в изображении людей (например: Милле, Ван Гог)
В конце XIX – начале XX веков появляется новый вид рисунка – рисунок для печатных изданий (афиши, газеты, журналы). Этому рисунку присущи характерные черты: чёткость прорисовки, лаконизм пятен и линий, что связано с особенностью отображения рисунка на печати. Мастерами и родоначальниками такой техники рисования считаются Обри Бердслей, Тулуз Лотрек.
Художник: Анри де Тулуз-Лотрек
Развитие стилей, подходов, техник и способов рисования в XX веке выявили такие разновидности рисунка, как: сатирический рисунок, рисунок скульпторов, композиционный рисунок, иллюстративный рисунок, а также индивидуальную манеру в рисунках отдельных художников, впоследствии лидеров целых художественных школ (например: Филонов, Петров-Водкин)
* Отдельно стоит выделить советский рисунок, в который активно внедрялся метод соц. реализма. Ограниченный круг тем и характерная подчёркнуто реалистическая трактовка задавали определённые рамки графического творчества. Особо востребованы были рисунки художников, изображающие темы стройки, иллюстрирующие историю советского народа, портреты политических и государственных деятелей, ударников труда, спортсменов, военных, деятелей культуры и искусства, пейзажи и натюрморты. Альтернативой выступали идеологически выдержанные иллюстрации к классической и современной литературе.
* В годы Великой Отечественной войны появился особый жанр – фронтовой рисунок, а после победы в Великой Отечественной войне – путевой рисунок, повествующий о жизни и быте народов республик советских стран.
* Востребованы и по сей день рисунки в жанре карикатуры и журнальная графика.
Виды рисунка.
Рисунок по назначению:
– станковый (самостоятельное произведение);
– композиционный (для картины);
– штудия (учебный);
– иллюстративный;
– схематический;
– архитектурный;
– скульптурный;
– рисунок-схема;
– арт-терапевтический;
– топографический;
– технический (дизайнерский) и др.
Процесс рисования. Артур Крюков.
Рисунок по жанрам:
– портрет;
– натюрморт;
– жанровый рисунок (сюжетный);
– пейзаж;
– анималистический;
– исторический;
– бытовой;
– плакат;
– логотип (символ);
– шарж;
– карикатура.
Рисунок по темам:
– труд;
– спорт;
– отдых;
– материнство и так далее.
Рисунок по скорости исполнени?