Какие свойства и функции имеет душа психология

Какие свойства и функции имеет душа психология thumbnail

В переводе с древнегреческого психология — это «наука о душе». Несмотря на кажущуюся молодость, ее истоки находятся еще в трудах первых философов Античности. А вот определение души в психологии неясное, на замену термину там используют сознание. Некоторые ученые считают их нетождественными.

Истоки психологии как науки

Долгое время психология не существовала как отдельная сфера знаний. Ее относили большей частью к философии, но в конце XIX в. выделили в отдельную науку, и в современном мире индивидуальная терапия процветает.

История в рамках философии

Истоки познания о душе появились в трудах античных философов. Они рассуждали о ее природе, чувствах, сознании, эмоциях, смерти. Высказывали разные версии происхождения сознания. Известны теории Сократа, Платона, Аристотеля.

Тогда психология не выделялась в отдельную науку, а существовала в рамках философии. В Средние века:

  • учения стали теоцентричными;
  • мыслители занимались толкованием Священного Писания, доказательствами существования Бога;
  • инакомыслящие скрывались от преследований.

В эпоху Ренессанса вновь вернулась направленность знаний на личность человека, культ природы, красоты, гуманизма. Позднее в эпоху Просвещения мыслители рассуждали о том, что делает душу нравственной либо безнравственной. Уже позднее, во времена Нового Времени, Фрэнсис Бэкон отказался от умовыводов о природе души и предложил искать эмпирических наблюдений.

Появление отдельной науки

Зачатки психологии появились в учении математика Рене Декарта. Он впервые заговорил о таком явлении, как сознание, хотя и называл его по-другому. Уже в XIX в. психология выделилась в отдельно стоящую отрасль.

Первая лаборатория открыта под руководством Вильгельма Вундта — его считают отцом науки. Произошло это в 1879 г. Позднее появляются теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

В США развивается бихевиоризм, в Германии — гештальтпсихология. На время Первой и Второй мировой войны исследования частично прекращались, многим ученым пришлось эмигрировать. Но на 1950-60 гг. приходится расцвет экспериментальной психологии.

Современность

Сегодня в распоряжении психологов уникальные технологии, позволяющие объяснить многие процессы в организме. Возникают направления на стыке наук: психолингвистика, когнитивная и т.д.

Отрасль перестала быть теоретической, и доступна каждому человеку. Многие посещают личного специалиста, чтобы разобраться с комплексами, избавиться от фобий и переживаний. Совсем другим занимается психотерапевт: он купирует патологические расстройства личности и изучает болезни.

Взгляды известных психологов на душу

Когда говорят о теории души, вспоминают Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Это одни из самых известных психологов, которые создали собственные учения про человека, его личность, сознание и подсознание. Хотя некоторые их выводы были ошибочны, труды остаются значительным достижением в развитии науки.

Зигмунд Фрейд

Немецкий психолог стал автором теории психоанализа. Он впервые обратил внимание на проявление бессознательного в жизни человека: описки, оговорки, образы в сновидениях. В них раскрывался травмирующий опыт, повторное переживание которого приводило к излечению.

Психология души человека состоит из 3 компонентов: Я, Оно, Сверх-Я. Они же являются составляющими психики (Фрейд отождествлял душу и сознание). Есть 3 составляющие личности в психоанализе.

  1. Я — часть личности, у которой есть разум и воля. Изменяется под влиянием внешних факторов.
  2. Оно — темное бессознательное, инстинкты, одновременно движущая сила подсознания.
  3. Сверх-Я — контролирующая структура, следит за соблюдением ценностей и социальных установок.

В учении Фрейда Я испытывает давление с нескольких сторон: Сверх-Я диктует свои правила, нередко противоречащие низменному удовольствию Оно. Я можно сравнить с кучером на колеснице (Сверх-Я), управляющим быстро скачущей в неизвестном управлении лошадью (Оно).

Много внимания психотерапевт уделял драмам детства. По его мнению, большая часть травмирующего опыта появилась в ранние годы жизни, но была вытеснена памятью в бессознательное. Это влияет и на сексуальное развитие. Человек, которого любила мать, становится успешным, а недолюбленный ребенок часто во взрослой жизни обретает набор сексуальных комплексов.

Карл Густав Юнг

Известный автор теории об архетипах сознательно разводил понятия души и психики. Об этом он написал в своих трудах.

  1. Душа мыслится как личность. Это подтверждено расщеплением (сегодня — диссоциативное расстройство), сомнамбулизмом, раздвоенным сознанием.
  2. Сознание — это совокупность сознательных и бессознательных процессов.

В учении Юнга важную роль играют маски человека. Под этим углом он рассматривает три ипостаси.

Личность

Психолог наблюдает стандартное расщепление личности в обществе разных людей. В одной компании человеку свойственно быть спокойным и сдержанным, в другом — несколько агрессивным. Явление получило название «самоидентификация».

Она более ярко проявляется тогда, когда личность вращается в разных слоях общества. Например, индивид из образованного класса среди интеллектуалов и дома ведет себя по-разному, актуализируя непохожие личности.

Более наглядно на примерах военных, полицейских: если на работе это решительные, уверенные, иногда жесткие люди, то дома характер смягчается либо становится обычным. Это первая маска, которую надевает индивид, чтобы приспособиться к обществу.

Персона

В этом подпункте он рассматривает внешние и внутренние влияния на личность. Если в первом случае заметны внешние факторы, т.е. коллективные, то во втором побуждения идут изнутри.

Так появляется особенный тип людей с новой маской. Они неподатливы к влияниям извне, плохо поддаются внушению. Но крайне чувствительны к событиям изнутри: дурные сновидения, предчувствия, самовнушение сильно на них действует.

В качестве примера Юнг приводит одного знакомого: он беспощадно разрушил счастье своей семьи, не думая о чувствах близких. Но без тени сомнения прервал деловую поездку, чтобы полюбоваться красотой лесной опушки, которую заметил из окна поезда.

Структура души по Юнгу

Анима

Анимой психолог и называет внутреннюю установку, которую отождествляют с душой. У каждого человека есть набор подобных программ, поэтому когда он от них отходит, это замечают окружающие.

Внутренние установки прочно сидят в личности. Сложнее всего избавиться или изменить аниму, когда персона и личность более податливы. По мнению Юнга:

  • душа дополняет внешний характер персоны;
  • она содержит все общечеловеческие качества, несмотря на маску (так тиран мучается от сновидений, где кается — это говорит о наличии стандартных ценностей);
  • душа сентиментальна;
  • ее характер влияет на половые особенности (мужественные внешне мужчины часто имеют женственный характер и наоборот).

Далее психолог рассуждает о балансе и объясняет склонность сильного пола в трудные минуты к отчаянию, а слабого — к утешению и рассуждению. Соответственно, после смерти тела душа исчезает.

Учение про душу связано и с теорией архетипов, но это уже предмет более детального изучения аналитического направления: это структурный элемент бессознательного коллективного.

Юнг считал, что понять и вылечить свою душу можно с помощью арт-терапии.

Классическое определение

В энциклопедиях понятие души в психологии трактуется как исторически меняющийся термин, долго служивший предметом изучения. Затем объектом исследования науки стала психика. Теперь понятие «душа» всецело отдан в сферу философии и религии, в научных трудах вспоминается в исторических справках.

С одной стороны появляется парадокс: наука изучающая то, чего нет. Но он разрешается более глубоким экскурсом.

Психея — персонаж древнегреческого мифа, девушка, прошедшая испытания богов на пути к любви. У древних греков она символизировала бессмертную сущность человека. А понятие «психология» ввел в XVIII в. Христиан Вольф.

Наука уже вышла за пределы знаний о душе, а название осталось по традиции. Многие проводят аналогию с геометрией, которая давно уже не отрасль об измерении земли.

Загрузка…

Источник

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 г.

Психология – дословно: наука о душе. 

Нет недостатка в определениях такому понятию, как душа. Более того, помимо определений научных и околонаучный у каждого есть свое понимание того, что такое душа. В одном мы все сходимся: душа у человека есть. Знаем мы это потому, что она иногда болит. Где именно болит, затрудняемся объяснить. Знаем, как болит сердце, когда оно начинает барахлить как физический орган. Объяснить, что сердце болит, потому что болит душа сложно. В опровержение  таких жалоб пациенту может быть предъявлена его собственная кардиограмма, где все показатели окажутся в норме. Но в груди давить не перестанет.

Хорошая новость: те, у кого болит душа – она есть. И еще одна хорошая новость – они не пациенты. Им не надо торопиться к доктору. Психология долго интересовалась душевным нездоровьем. В последнее время востребованы теории и методы, призванные помочь здоровым людям понять себя. 

Те, кому на этом непростом, признаем, пути требуется помощь, в качестве клиентов могут обратиться к профессиональному психологу. Клиент – это человек, доверивший ведение своего дела, или решения своей проблемы, специалисту.

Психология наука относительно молодая. Но за полтора столетия обретения своего места среди признанных наук, накопившая богатый актив всевозможных методик, подходов и практик, способных оказать реальную помощь людям.

Нервная система – не отдельный орган, который можно просветить рентгеном или сканировать магнитно-резонансным томографом. Психолог похож на хорошего диагноста уездных больниц, знакомого нам по страницам русской классики, которые должны были лечить пациента не имея на руках результатов обследования. Такому доктору приходилось беседовать с пациентом и анализируя комплекс симптомов выявлять проблему. 

Психология – наука о душе, со временем  стала больше интересоваться головой. Такое смещение случилось в эпоху стремительного развития естествознания, когда опыт стал считаться единственным источником познания.

В философии последнее слово оставалось за материализмом.

Материя стала считаться главенствующей во всех сферах бытия, а сознание, воля, чувства, собственно: составляющие души, были отодвинуты на задворки познания.

Для святителя  Феофана Затворника: «Душа есть действительная, живая сила, хотя и умная, чисто духовная. Своею, так сказать, физическою стороною она устрояет тело, оживляет его, движет и действует через него, а другою стороною, высшею, в то же время сознает себя, свободно действует, созерцает пренебесное, размышляет о земном и стремится к Божественному и вечному».

Для нерелигиозного сознания  душа, скорее, понимается как внутренний мир человека, совокупность его чувств, мыслей, наклонностей и устремлений. 

Общепринято считать «душевность» положительной составляющей личности, включающей в себя такие понятия, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Когда о человеке говорят: «бездушный»,  подразумевается, что он черствый, эгоистичный, бесчувственный к страданиям ближних, склонный к коварству и жестокости. Человек «малодушный» лишен опоры, уверенности в себе, силы воли. Его поведение часто непредсказуемо. 

В ХХ веке, с активизацией   социальных связей и отношений поведением человека заинтересовались психологи.  

Психология осознала себя полноправной наукой, а психологи от рассуждений смогли перейти к экспериментам. Наблюдались и оценивались реакции человека на различные возбудители. Можно было фиксировать также поведение, оценивать поступки, но мотивация оставалась, по прежнему, вне поля зрении исследователей.

Сегодня психология, наконец, обратила внимание на внутренний мир человека.

Как развивается человек, познает мир, взаимодействует с ним? Все эти вопросы сегодня интересны психологии.

Мозг и протекающие в нем биохимические процессы, – сфера изучения психиатрии, отрасли клинической медицины. Но и на долю психологов остаётся много интересного: сознание, мышление, память. Человек в целом тоже не безынтересен психологам: его темперамент, характер, человеческая личность 

в целом, его психика, которая может поддаваться положительной коррекции.

Психологу приходится работать с множеством человеческих проблем.

Депрессия, стрессы, апатия, повышенная раздражительность, навязчивые мысли, созависимость, проблемы в отношениях, – это всего лишь малый список

того, с чем человеку бывает трудно справиться в одиночку.

Гуманитарная психология, гештальт терапия, бихевиоризм, когнитивная психология, самоанализ К. Хорни – направления в психологии,  хорошо зарекомендовавшие себя. 

В то же время на рынке психологических услуг в последнее время стали появляться новые практики и методики. Нейролингвистическое программирование (НЛП),  трансперсональная психология, психодрама, коучинг, – более поздние направления, пользующиеся популярностью. 

Однако, доверять новейшим методикам, не прошедшим проверку временем надо с большой осторожностью. С особенной осторожностью надо относиться к духовным практикам, чтобы «стремление к духовности» не обернулось «духовным пленом».  При этом психологические и эмоциональные проблемы так и остаются не разрешенными, а чувства подавляются.  

В увлечении духовными практиками есть еще одна опасность. Погружение в них проходит под руководством «учителя», который потребует от человека полного доверия. Тот, кто еще сам не до конца разобрался в себе, имеет слабое представление о собственной личности, своих возможностях и истинных потребностях, о своих потаенных переживаниях рискует оказывается в полной зависимости от посторонней личности.

Ставка делается на форсирование результата, навязывание клиенту «реактивных» установок.

Такие практики могут даже создавать иллюзию «реальной помощи».

Клиент верит в то, что он получил помощь, но сиюминутный эффект улучшения может в ближайшем будущем обернуться опустошением.  

Гораздо сложнее принять себя, научиться с уважением относиться к повседневным потребностям, ценить отношения во всей их сложности.

Выбирать психолога надо с той же тщательностью, которая нужна при выборе хирурга, от квалификации которого зависит жизнь пациента.

Если человек осознал, что ему требуется помощь специалиста – это первый шаг в правильном направлении.  Пока специалист не найден можно заняться самопомощью. К счастью, сегодня к нашим услугам исчерпывающая информация. Интернет и добрые советы в помощь.

Источник

Стремление — это осознанный личностью импульс Души. Наиболее общим и важным из стремлений является стремление Души к самосовершенствованию. Это неистребимая потребность человека проявлется и личностно при раскрытии верхних чакр на свертонком уровне.

Когда раскрыты лишь нижние чакры, эта потребность не осознаётся и не проявляется явно. Но именно она направляет и организует жизнь человека через его частные стремления, которые являются инструментами закона кармы.

Чувство — аналог эмоции. Возбуждённое состояние чакры на сверхтонком и последующих уровнях души воспринимается как чувство. В отличии от кратковременных эмоций, вызываемых обычно внешними причинами, чувства устойчивы в течении длительного времени, а корни имеют внутренний источник. Чем выше расположена верхняя из открытых чакр, тем менее эгоистичен и более альтруистичен человек, и тем тоньше и глубже его чувства и понимание жизни. При открытых верхних чакрах он начинает осознавать реальность собственной души и Тонкого Мира. Это знание нельзя передать словами через психику. Оно постигается чувствознанием через энергетику чакр сверхтонкого уровня. Психика лишь фиксирует это знание и вводит его в память личности.

Познающим органом души является… “третий глаз”. Познание может проявляться в форме ясновидения, яснослышания, яснознания, или по-другому “яснопонимания”. Научным аналогом термина “яснопонимания” является “инсайт”, интуитивное озарение. Оно даётся цельным и возникает вне рамок мыслительного процесса. Сам акт яснопонимания даёт знание, не заключённое в какие-либо определеные формы, словесные, образные или понятийные. Такое оформление осуществляется умом, оно необходимо лишь для фиксации знания в памяти личности или передачи другим. Форма познания “третьим глазом” зависит от анатомии или от сферы, в которую он выдаёт знание, трансформируемое в психике в зрительное, звуковое, словесное или понятийное выражение. Объектом познания “третьим глазом” может быть что угодно — от бытового вопроса до Бога. Акт познания может быть спонтанным или контролируемым, в зависимости от развития человека. Пространство для “третьего глаза” едино, поэтому расстояния не имеют значения, а время цельно, поэтому он видит одинаково в прошлом, настоящем, будущем.

“Третий глаз” может познавать мир, собственную душу и дух на разных уровнях энергетики. В результате познаётся внешняя форма объектов и событий, их содержание и механизмы, причины и смысл. В состоянии мистического переживания он даёт человеку духовное знание, но оно не может быть сведено к ментальному и полностью выраженно словестно. Адекватная передача такого знания может быть осуществлена только энергетикой того уровня, на котором оно возникло.

Чакры на сверхтонком уровне являются излучателями и приёмниками энергий, несущих определённую информацию. Когда происходит усвоение их, они превращаются в знание. Источниками знания могут быть другие люди или иные сущности, члены Иерархии Света и Тьмы, Творец. Обмен энергией между людьми и сущностями определяет симпатии и антипатии, любовь, духовное воздействие или … влияние через управление вниманием.

Душа по отношению к личности является управляющей инстанцией. Но обычно её сигналы по интенсивности значительно ниже того уровня “шума”, который создаётся желаниями, потоками сознания и воображения личности. Поэтому обычно управление не “работает” и личность ощущает себя автономной. Но поведение, диктуемое ей соображениями пользы, может приходить в дисгармонию с неслышимыми ею требованиями души. Тогда возникают чувство стыда и муки совести — сигналы от души о явном расхождении, требующие корректировки поведения.

В обыденной жизни совершенствование человека является результатом переживаний личности из-за трудностей жизни или достижения жизненных целей при реализации её желаний и стремлений души.

Множество невидимых связей и влияний соединяют различные источники знаний с человеком.

Возникновение и развитие разных конфессий и духовных школ является результатом духовных знаний и сил их основателям и последователям. Эти потоки перестраивают их тонкие тела. Они могут быть столь интенсивны, что вводят человека в самадхи — вид транса, характеризующийся всепоглащающей сосредоточенностью человека на внутренних процессах, в такой форме процесс эволюции человека протекает лишь при интенсивном внешнем руководстве им “высших” сил, когда его душа готова.

Но чаще всего процесс идёт медленно и постепенно. Возможность преодоления этих ограничений лежит в сфере духовных практик, поскольку они непосредственно действуют на душу человека, на сверхтонкий и следующие уровни чакр. За каждым ритуалом, молитвой, мантрой, медитацией стоят связанные с ними тонкоэнергетические процессы, они реальны, материальны и видимы для “третьего глаза”.

Жажда совершенствования — это, по сути, эгоистическое стремление, хотя и в тонкой форме, и в сфере души. Будучи страстным по своей природе, она препятствует правильному различению тех знаний, которые стремятся вложить в душу ученика самые разные силы. При недостаточном духовном развитии контакт с “высшими силами” или “космическим разумом” осуществляется человеком на уровне психических энергий, которые являются проводниками низших знаний на грубых энергиях, и часто это ведёт к контакту с представителями средних цивилизаций, и приводит к формированию связей по типу “подключка”. Подобные “контакты” несут отчасти полезную, но бездуховную информацию. Худший вариант — контакт с низшими сущностями тонкого мира. Результатом подобного рода контактов может быть вред для здоровья или длительная остановка развития души.

Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-12529.

Источник