Какие свойства характерны для водной среды обитания биология 5 класс
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое биосфера?
Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.
2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:
- в почве;
- в наземно-воздушной среде;
- в водной среде;
- в организмах других живых существ.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
К основным средам обитания живых организмов относится:
- наземно-воздушная среда;
- водная среда;
- почва;
- тела живых организмов.
2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Для водной среды обитания характерно:
- наличие выталкивающей силы;
- большая плотность среды, чем у воздуха;
- способность накапливать и удерживать тепло;
- солёный состав воды.
3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:
- плотность воздуха намного ниже плотности воды, что стало причиной особой развитости опорных тканей (внутреннего и наружного скелета) у живых организмов;
- очень быстро может меняться температура воздуха, что привело к образованию различных приспособлений помогающих выдерживать резкие перепады температуры (например, шерсть);
- различные условия влажности окружающей среды также привели к развитию специальных приспособлений у живых организмов;
- особенности химического состава воздуха (загрязнение) могут оказывать негативное воздействие на развитие живых организмов;
- различные климатические условия, а также свойства и состав воздушных масс в разных областях планеты, создали условия для большого разнообразия живых организмов.
4. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).
5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.
6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.
7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.
Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.
Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма.
Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду.
Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.
Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.
Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.
Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.
А вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.
Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.
Задания
Составьте план параграфа.
План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»
- Среда обитания:
- что называют средой обитания;
- виды сред обитания;
- влияние среды обитания на живые организмы.
- Наземно-воздушная среда обитания:
- свойства наземно-воздушной среды обитания;
- разнообразие видов наземно-воздушных сред обитания.
- Вода как среда обитания:
- свойства водной среды обитания;
- особенности обитателей водной среды.
- Почва как среда обитания:
- свойства и характеристики почвы;
- обитатели почвы;
- значение почвы в жизни растений.
- Тела живых организмов как среда обитания живых существ:
- условия жизни внутри других организмов;
- особенности существ, обитающих в других организмах.
Словарик
Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.
Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.
Почва как среда обитания — это верхний плодородный слой суши в котором обитают грибы, бактерии, черви, насекомые, некоторые зверьки (кроты, землеройки) и растения.
Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Источник
Вопрос 1. Что такое биосфера?
Биосфера (от греческих слов «биос» — жизнь и «сфера» — шар) — особая оболочка Земли, в пределах которой распространяется жизнь.
Вопрос 2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, а также одни живые организмы могут являться средой обитания для других.
Вопрос 1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
Среды обитания: наземно-воздушная среда, водная, почвенная, а также сами живые организмы могут являться средой обитания для других организмов.
Вопрос 2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Вода способна накапливать и удерживать тепло. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.
Вопрос 3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наибольшее значение для живущих в наземно-воздушной среде организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах. Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. А также в наземно-воздушной среде живые организмы живут в условиях различной влажности.
Вопрос 4. Что такое почва?
Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши.
Вопрос 5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур и дико растущих растений.
Вопрос 6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам.
Вопрос 7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
Бактерии, вирусы, плоские черви (печёночный сосальщик, свиной цепень, бычий цепень, широкий лентец) подкожный клещ и др. Все такие организмы, которые обитают и размножаются внутри других организмов, в частности и в организме человека, вызывают разнообразные болезни. К симптомам можно отнести нарушение работы желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения в животе, тошнота и приступы рвоты, в некоторых случаях наблюдается зуд в области анального отверстия. Слабость, повышенная утомляемость, раздражительность. Неконтролируемые изменения в весе. Подобные симптомы могут быть дополнены нарушениями сна.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушную среду освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери, растения. Большое разнообразие условий (температурных показателей, давления, большая концентрация кислорода, высотной поясности, климат и др.) наземно-воздушной среды обусловило наличие большого разнообразия живых организмов от поверхности земли до озонового слоя и от северного полюса до южного. Условия жизни животных в водной среде сильно отличаются от наземно-воздушной: плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха, в воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе происходит поглощение солнечных лучей.
Задания. Составьте план параграфа.
План параграфа
§ 4. Среды обитания организмов.
1. Среды обитания организмов;
2. Наземно-воздушная среда;
• Свойства наземно-воздушной среды;
3. Водная среда;
• Свойства водной среды;
4. Почва как среда обитания;
• Состав почвы;
• Свойства почвы;
5. Организм как среда обитания.
Источник
Факторы водной среды
Характеристика
Температурный режим
Колебания воды в Мировом океане сравнительно невелики: от -2°С до +36°С. В пресных внутренних водоемах умеренных широт температура поверхностных слоев воды колеблется от -0,9°С до +25°С. Исключением являются термальные источники, теплые, горячие и кипящие, температура воды в которых может достигать +100°С. Благоприятный температурный режим исключает как слишком высокие температуры, которые вызывают свертывание белков, так и слишком низкие, когда прекращается работа ферментов.
Плотность и вязкость.
Плотность воды превышает плотность воздуха в 800раз, поэтому у водных растений очень слабо или вообще не развита механическая ткань, обеспечивающая растению прочность, вследствие чего их стебли эластичны и легко изгибаются. Большинству водных растений присуща плавучесть и способность находиться в толще воды во взвешенном состоянии. Они то поднимаются к поверхности, то вновь опускаются. У многих водных животных покровы обильно смазываются слизью, уменьшающей трение при передвижении, а тело имеет обтекаемую форму. На разных глубинах животные испытывают различное давление. В среднем в водной толще на каждые 10 м глубины давление возрастает на 1 атм. Глубоководные приспособились к высокому давлению (до 1000 атм), обитатели же поверхностных слоев ему не подвержены.
Прозрачность и световой режим
К данным факторам наиболее чувствительны фотосинтезирующие растения. В мутных водоемах они обитают только в поверхностном слое, а там, где прозрачность воды более высока, они проникают на значительные глубины. Мутность воды создается огромным количеством взвешенных в ней частиц минеральных веществ (глина, ил) и мелких организмов, что ограничивает проникновение солнечных лучей. Световой режим обусловлен также закономерным убыванием света с глубиной. При этом лучи солнечного света с разной длиной волны поглощаются неодинаково: быстрее всего поглощаются красные, тогда как сине-зеленые проникают на значительные глубины. Цвет среды с глубиной меняется, постепенно переходя от зеленоватого к зеленому, затем к голубому, синему, сине-фиолетовому, сменяемому постоянным мраком. Соответственно этому с глубиной зеленые водоросли уступают место бурым и красным, пигменты которых приспособлены к улавливанию солнечных лучей с более короткими длинами волн.
Соленость водной среды
В водах Мирового океана содержатся почти все встречающиеся на Земле элементы. Масса минеральных веществ (в граммах), растворенных в 1 л воды, называется соленостью. Единицей солености является промилле (‰), что соответствует содержанию 1г минеральных веществ в 1 литре воды.
В морях, где испарение превышает осадки и сток пресных вод с материков, соленость повышена (до 40-45 %о), а там, где осадки и сток больше испарений, соленость понижена (3-5 %о), и вода становится пресной. В подземных водах с концентрацией солей свыше 270 Ко жизнь отсутствует. Средняя соленость воды близка к 35 %о, т. е. в 1 л воды содержится около 35 г растворенных солей, главным образом, хлоридов, сульфатов и карбонатов. С соленостью растворов связано явление осмоса. Осмос – односторонняя диффузия растворенных в воде веществ через клеточную полупроницаемую мембрану. Мембраны клеток легко проницаемы для воды и почти не прони-цаемы для веществ, растворенных в клеточном соке. Интересен механизм осморегуляции у пресноводных и морских рыб. Из-за разницы в осмотическом давлении вне и внутри тела в организм постоянно проникает вода, и гидробионты пресных вод вынуждены ее интенсивно удалять. В связи с этим у них хорошо выражены процессы осморегуляции. Концентрация солей в тканях морских организмов равна концентрации растворов солей в окружающей среде. Поэтому осморегуляторные функции у них не развиты в такой степени, как у пресноводных, и они не сумели заселить пресные водоемы.
Кислород
Кислород попадает в водную среду двумя путями: во-первых, поступает из атмосферы, во-вторых, образуется в результате фотосинтеза зеленых растений. Разные животные проявляют неодинаковую потребность в кислороде. Например, форель и гольян очень чувствительны к его дефициту, поэтому обитают лишь в быстро текущих, холодных и хорошо перемешиваемых водах. Плотва, ерш, карась неприхотливы в этом отношении, а личинки комаров хирономид и малощетинковые черви трубочники обитают на больших глубинах, где кислород практически отсутствует. С понижением температуры растворимость кислорода, как и других газов, увеличивается.
Углекислый газ
Углекислый газ растворяется в воде примерно в 35 раз лучше кислорода (при 0°С). В воде его почти в 700 раз больше, чем в атмосфере, откуда он поступает. Большая часть углекислоты присутствует в водной среде в виде карбонатов и гидрокарбонатов щелочных и щелочноземельных металлов. Углекислый газ обеспечивает фотосинтез водных растений и принимает участие в формировании известковых скелетных образований беспозвоночных животных.
Кислотность водной среды
Водородный показатель pH – это величина, характеризующая кислотность воды. Он определяется как отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода Сн+ в воде при 22°С, выраженный в молях на литр: pH = -lg Сн+. Значение pH воды легко определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги. Вода бывает кислая (рН<7), нейтральная (рН=7) и щелочная (рН>7). С глубиной кислотность воды увеличивается (pH уменьшается). Большинство пресноводных рыб выдерживает кислотность со значением водородного показателя от 5 до 9. При рН<5 наблюдается массовая гибель рыб, а если pH выше 10, погибают все рыбы и многие животные.
Источник
Урок биологии в 5 классе
Тема урока: «Водная среда обитания»
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изучить приспособления организмов к водной среде обитания, формирование экологического мышления.
Развивающая: развитие у учащихся способностей к активной деятельности на уроке, развитие навыков работы с учебником, с разными источниками информации, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать уважение к окружающему миру, уважительное отношение к живым организмам, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы организации учебной деятельности:
По источнику изложения учебного материала:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (работа с учебником, рисунки, таблицы, презентация, аквариум с обитателями); практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).
По характеру учебно-познавательной деятельности:
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: рабочие тетради, учебник для 5 класса, рисунки и таблицы с изображением растений и животных, презентация к уроку, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения, аквариум с обитателями (в зависимости от оснащения кабинета)
Базовые понятия и термины: водная среда обитания, гидросфера, плотность, планктон, нектон,
бентос, обтекаемая форма тела.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу, повторите д/з.
II. Актуализация знаний.
Мозговой штурм.
Учитель: Давайте вспомним, что мы называем средой обитания?
Какие среды обитания различают?
Что такое экологические факторы?
Какие группы экологических факторов выделяют?
Разноуровневые задания: некоторые учащиеся получают карточки с заданиями (Приложение 1)
Работа у доски: учитель предлагает двум-трём учащимся выйти к доске, задача – предложенные примеры экологических факторов распределить на три группы (Приложение 1)
III. Изучение нового материала (проблемное изложение).
1. Проблемный вопрос.
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд (см. Презентация к уроку, слайд 1). Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, почему живые организмы такие разные?
(Учащиеся предполагают: так как обитают в разных средах жизни)
Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? (слайд 2) Что объединяет этих животных? На слайде изображены различные обитатели водной среды: акула, рыбы, кит, тюлень, кальмар и др.
Учащиеся: все они (предложенные организмы) обитатели водоёмов, т.е. водной среды обитания.
2. Формулировка темы, целеполагание. Таким образом, вы сами назовёте сейчас тему урока (учащиеся называют тему, определяют цель). Учитель: посмотрим, как вы справились (слайд 3)
2. Выявление особенностей водной среды обитания.
Учитель: Каковы же особенности водной среды обитания? (слайд 4)
Вначале учитель называет признак, предлагает учащимся самим охарактеризовать данный признак (например, плотность – …, давление, – … и т.д.), учащиеся под контролем учителя, заполняют таблицу:
Особенности водной среды | |
1. Плотность | высокая |
2. Давление | высокое (увеличивается с глубиной) |
3. Температура | колебания небольшие |
4. Кислород | мало |
5. Свет | мало (уменьшается с глубиной) |
Учитель предлагает учащимся сделать выводы:
Каковы же главные особенности водной среды обитания? (недостаток света и кислорода, высокая плотность и давление).
3. Выявление приспособлений к водной среде обитания.
Как же животные обитают в таких условиях? Каковы приспособления к обитанию в воде?
Обратите внимание на форму тела животных (представлены акула, кит, тюлень, некоторые виды рыб) (слайд 4). Учащиеся предлагают варианты. Учитель вводит понятие – обтекаемая форма тела. Учитель: Каково значение такой формы тела? (облегчает передвижение в воде)
Ребята, вы наверняка, когда – либо трогали, свежую рыбу. Какова она на ощупь? (тело покрыто слизью). Какое это имеет значение? (уменьшает трение о воду).
С помощью чего животные передвигаются, плавают?
Учащиеся под контролем учителя называют органы движения – плавники, ласты.
Как дышат водные животные? Учащиеся под контролем учителя называют органы дыхания – жабры (рыбы). Учитель акцентирует внимание учащихся, что водные млекопитающие, такие как киты, дельфины, тюлени, моржи, дышат атмосферным воздухом с помощью лёгких.
Как моржи, киты, приспособлены к обитанию в холодных водах? (подкожный слой жира)
Одновременно с обсуждением материала, заполняется таблица (слайд 5):
Приспособления к водной среде | |
1 | обтекаемая форма тела |
2 | тело покрыто слизью |
3 | плавники, ласты |
4 | органы дыхания – жабры (легкие – у млекопитающих) |
5 | подкожный слой жира |
4. Физкультминутка. Сейчас немного отдохнём.
Ох, как долго мы писали,
Глазоньки у нас устали. (Моргаем глазами)
Посмотрите-ка в окно, (Смотрим влево – вправо)
Ух, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Глазки мы сейчас закроем, (Закрываем глаза ладошками)
В классе радугу построим!
И по радуге пройдем, (Смотрим по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом мы вниз сойдём, (Смотрим вниз)
Жмурься сильно, не держись! (сильно зажмуриться, открыть глаза, затем поморгать)
5. Введение терминов планктон, нектон, бентос.
Учитель: Обратите внимание на слайд (или таблицы, рисунки с изображением планктонных организмов) (слайд 6). Что общего у этих животных?
Учащиеся предлагают ответы под контролем учителя:
– небольшие размеры,
– большая площадь поверхности (за счёт разнообразных выростов)
Планктон – совокупность организмов, не способных преодолевать силу трения, «парящие» в толще воды. Планктон – основа всех пищевых цепей океана.
Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: акула, дельфин, рыбы) (слайд 7) – чем похожи эти организмы? Как передвигаются?
Нектон – имеют обтекаемую форму тела, хорошо развиты мышцы, плавники.
Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: черви, кораллы, моллюски) (слайд 8)
Что объединяет этих животных? (обитают на дне)
Бентос – организмы, обитающие на дне водоёмов.
IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция знаний.
Задание 1. Работа с текстом (слайд 9). Вставить в текст пропущенные слова:
Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется – __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ .
Ответы: среда обитания; водной; высокой; глубины; небольшие; света и кислорода.
Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж;
Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности;
В) черви, кораллы, дельфин, прудовик;
Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.
Ответы: А) дождевой червь – обитает в почве, остальные – в водоёмах;
Б) роющие конечности – приспособления к обитанию в почве, остальное – приспособления к водной среде обитания; В) дельфин – представитель нектона, остальное – обитатель дна, бентос; Г) ветреная – может быть погода, остальное – среды обитания.
Задание 3. Определить правильность утверждений («да» – «нет»):
1. Условия в воде нестабильны, резко меняются (нет)
2. В водной среде много кислорода (нет)
3. В водной среде низкая плотность (нет)
4. В водной среде мало света (да)
5. На глубине ниже 200 м – вечная темнота (да)
6. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде (да)
7. Организмы, «парящие» в толще воды – это планктон (да)
8. Нектон – это организмы, живущие на дне водоёмов (нет)
V. Рефлексия.
Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение:
1. Сегодня на уроке я узнал (а) …
2. Мне было интересно …
3. На уроке мне было труднее всего …
4. У меня сегодня получилось …
5. Я смог (смогла) …
VI. Домашнее задание, итоги урока.
Д/з: п.6 учебника, стр.21- Вопросы к параграфу, учить биологические термины в рабочей тетради.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки.
Приложение 1
Карточка 1
Задание 1.
Определите правильность утверждений:
1. Экологические факторы всегда действуют на организмы благоприятно.
2. Животные способствуют расселению растений на новые территории.
3. Вырубка лесов относится к факторам неживой природы.
4. Осадки, ветер, рельеф – это примеры факторов неживой природы.
5. Выхлопные газы – это пример антропогенного воздействия.
Задание 2.
Установите соответствие:
А) фактор живой природы | 1) загрязнение рек приводит к уменьшению численности различных видов рыб и водных растений |
Б) фактор неживой природы | 2) многие животные пустыни активны в вечерние часы, днём они неактивны |
В) деятельность человека | 3) многие цветковые растения опыляются насекомыми |
Карточка 2
Задание 1.
Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки номера примеров: абиотические, биотические, антропогенные.
Примеры факторов: 1 – бактерии, 2 – насекомые, 3 – ядохимикаты, 4 – снег, 5- песчаная почва,
6- осушение болота, 7 – вырубка лесов, 8- хищники, 9 – выхлопные газы, 10 – блохи.
Абиотические факторы (неживой природы) | Биотические факторы (живой природы) | Антропогенные факторы (деятельность человека) |
Задание 2.
Дайте определение среде обитания. Какие среды обитания выделяют?
Работа у доски
Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки: абиотические, биотические, антропогенные. Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают номера, распределяя в три колонки. Предлагается двум-трём учащимся работать у доски. Затем взаимопроверка задания.
Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 – вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 – выхлопные газы, 10 – паразитические черви.
Ответы:
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы |
3, 4, 5 | 1, 2, 8, 10 | 6, 7, 9 |
Источник