Какие свойства характеризуют учителя как субъекта педагогической деятельности
Понятие и основные характеристики субъекта педагогической деятельности
Определение 1
Субъект педагогической деятельности – это активно действующая личность или общественная группа, которая принимает непосредственное участие в познавательной работе, организует ее и преобразовывает, и наделена развитым сознанием и волей.
Субъекты педагогической деятельности можно охарактеризовать следующими основными чертами, которые подтверждают причастность отдельного индивида или социальной группы к педагогическому процессу и отражают его воздействие на него:
- Субъект обязательно сосуществует с объектом педагогического процесса. Это означает, что деятельность субъекта должна иметь конкретную направленность, быть ориентированной на научное познание, самообразование и саморазвитие;
- Субъект педагогической деятельности может быть представлен только в социальной форме т.е. он является общественным, осознает познаваемые им процессы и явления окружающей действительности на том или ином этапе общественного развития;
- Социальные характеристики субъекта проявляются в его индивидуальной специфике развития;
- Субъект неразрывно связан и может существовать только в определенной деятельности т.е. он познает, исследует, формируя себя, в качестве личности и, испытывая на себе колоссальное влияние деятельности;
- Субъект педагогической деятельности выполняет ее осознанно и целенаправленно;
- Субъект не может существовать сам по себе. Он тесно взаимодействует с другими людьми, проявляя свои индивидуальные качества и способности, воспитываясь, развиваясь и обучаясь;
- Субъект проявляется в построении коммуникативных связей, деятельностных процессах, самосознании и саморазвитии;
- Субъект обязательно является личностью, имеющую определенную направленность своей деятельности, мотивы, отношение к окружающей действительности, процессам и явлениям, деятельности, своей личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Эти черты могут быть присуще субъектам педагогической деятельности в развернутой форме, либо частично. Но их взаимодействие необходимо для реализации учителя, в качестве субъекта педагогической системы.
Субъективные характеристики личности учителя в качестве субъекта педагогического процесса
Определение 2
Субъективные характеристики – это свойства личности отдельно взятого педагога, отражающие его особенности развития, наличие творческих способностей, талантов.
Субъективные характеристики педагога является отражением его профессиональной позиции. Она определяет его отношение к мироустройству, взгляды, идеологию, отношение к педагогической работе, педагогической деятельности и определяет направление его деятельности, ее динамику, проявление активности и эмоциональный окрас его профессиональной деятельности.
К субъективным характеристикам педагога можно отнести следующие свойства:
- Наличие сформированной и четкой социальной позиции. Педагог должен быть уверен в правильности своего жизненного выбора, направлении деятельности, социальной роли;
- Наличие профессиональной позиции, отражающей проектировочное направление работы т.е. стремление и веру в возможность развития любой личности, ее изменение и совершенствование;
- Навыки прогнозирования последствий своей деятельности. Педагог должен уметь представлять и грамотно прогнозировать применение разнообразных методик и средств в обучении и воспитании: их влияние на развитие личности, формирование определенных качеств, навыков и способностей;
- Наличие дидактических умений. Они предполагают способности педагога преподнесения познавательной информации, учебных программ в оптимальной форме, являющейся доступной для усвоения учащимися, мотивирующей их к познанию, привлекающей к дальнейшему обучению и развитию. Учитель должен уметь выстраивать учебный материал и его подачу таким образом, чтобы максимально избежать трудностей в его освоении. Сложное и недоступное для понимания должно предстать в его умелых руках более легким и ясным. Кроме того, необходимо научить учащихся осваивать учебную информацию самостоятельно, не ограничиваться данными учебного курса, а расширять границы познания, стремиться к развитию своих природных задатков;
- Наличие расширенного спектра знаний в определенной научной области. Педагог не может ограничиваться только знаниями учебного курса, программы. Он должен обладать расширенным объемом информации в своей специализации, не останавливаться на достигнутом, непрерывно расширяя и углубляя свои знания и навыки;
- Наличие организаторских качеств. Педагог должен уметь выстроить учебный процесс в оптимальном ключе. Деятельность должна быть продуктивно спланирована, проконтролирована, в последствии оценена и проанализирована для внесения корректировок;
- Навыки завоевания авторитета у учащихся. Если педагог сможет стать для учащихся лидером, то они будут стремиться к следованию его примеру, выполнять требования и развиваться в нужном направлении;
- Наличие качеств психологической направленности. Учитель должен уметь строить взаимоотношения с учащимися, находить подход к каждой личности, построить с ними рациональную систему взаимодействия, проявлять терпимость и тактичность;
- Умение применять креативный подход к учебно-воспитательной работе. Предполагается наличие навыков разрешения нестандартных педагогических задач и проблем.
Качества личности педагога, определяющие его субъектом педагогического процесса
Выступая субъектом сложного и многогранного педагогического процесса, педагог, прежде всего, является личностью, наделенной определенными свойствами и особенностями. Среди них имеются такие, которые необходимо постоянно развить и совершенствовать, чтобы иметь право быть полноценным субъектом педагогической деятельности.
Педагог должен быть достаточно энергичным и работоспособным человеком. Его работа должна характеризоваться активностью и нацеленностью на результат. При этом, необходимо еще и уметь проявить себя, свои творческие начала.
Обязательным качеством учителя является его коммуникабельность. От умения строить систему социальных контактов, взаимоотношений с учащимися и педагогическим коллективом во многом зависит эффективность итогов учебно-воспитательной работы.
Характер педагога не должен быть слабым. Ему необходима твердая воля, последовательность в своих действиях и уверенность в своих решениях. Это поможет убедить в верности выбранных ориентиров работы всех участников учебного процесса.
Замечание 1
Естественно, педагог должен обладать необходимым перечнем нравственных и духовных качеств, чтобы воспитывать и развивать их у учащихся.
Также, интеллектуальные свойства личности учителя должны находиться на высоком уровне, поскольку педагогический процесс предполагает работу с большим объемом информации, постоянное познание и развитие.
Источник
У учителя в школе очень много дел: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.
Профессионально компетентным, согласно А.К. Марковой, является «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 7-8). То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит прежде всего от того, как Формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.
Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:
– психофизиологические (индивидные) свойства субъекта (задатки), выступающие как предпосылки осуществления им своей профессиональной роли;
– способности;
– направленность (выделено мною. — В.М.) и другие личностные свойства;
– профессионально-педагогические и предметные знания и умения (Зимняя И.А. Педагогическая психология. 1997. С. 185-186).
Одно из принципиальных положений педагогики состоит в том, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность учителя выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности. Важнейшим из требований, предъявляемых к педагогу-профессионалу, является чёткость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя в качестве субъекта педагогической деятельности.
Под позицией педагога мы понимаем систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.Содной стороны, она определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, предъявляемыми и предоставляемыми ему обществом.
А с другой стороны, необходимо учитывать действие внутренних источников активности личности педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и идеалы. Другими словами, в позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Позицию педагога в этой связи можно трактовать как совокупность и взаимодействие двух её составляющих — социальной и профессиональной.
Социальная позиция педагога базируется на системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация.
Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога вомногом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия.
Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике. Никакой психоанализ не поможет выявить источники активности педагога в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций (см. схему 4).
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. Одни педагоги считают: «Учителем надо родиться». Другие (А.С. Макаренко), напротив, утверждали, что в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации».
Как разобраться, кто из них прав?
В научных источниках принято считать, что педагогический талант — высшая степень способностей личности, обеспечивающих возможность наиболее успешного, творческого выполнения педагогической деятельности. Как видно, ключевое слово здесь — способность.
Точно также установим, что понятие «педагогическая квалификация» означает подготовленность индивида к педагогической деятельности, т.е. наличие у него специальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности. Здесь ключевым словом является «подготовленность». Сравнивая эти понятия, приходим к выводу, что способность личности как индивидуальную её особенность, являющуюся условием успешного выполнения учительской работы, невозможно свести к пресловутым ЗУНам, то есть таланту нельзя научить.
Очевидно, прекрасным педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование.
Источник
Еще в начале века П.Ф. Каптеревым были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». «Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом — в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Второе включает педагогический такт, педагогическую самостоятельность и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Мысль П.Ф. Каптерева о том, что творческого учителя и ученика объединяет потребность самообразования и развития, и что они, по сути, представляют собой два противоположных конца одного поля, одной «лестницы».
Наряду со «специальными» учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям нужно отличать от любви к учительской профессии, так как можно очень любить детей и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения к детям. Таким образом, только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя. С начала века, на втором этапе развития педагогической психологии, начала формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность его деятельности. Характеристику этих свойств по П.Ф. Каптереву, можно считать одной из первых попыток структурного представления. Действительно, П.Ф. Каптерев выделил объективные и субъективные свойства, факторы, наметил их иерархию. Свойства учителя подразделяются на:
- 1)Личностные – нравственно-волевые качества;
- 2)Специальные, которые подразделяются на:
- · объективные – научная подготовка учителя;
- · субъективные – это личный учительский талант.
По Н.В. Кузьминой, структура субъектных факторов включает: тип направленности, уровень способностей и компетентность, в которую входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность. Очевидны три основных компонента этой факторной структуры: личностный, индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и профессионально-педагогический. Последний компонент структуры включает профессиональные знания и умения. Это профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим (педагогика, методика, социальная и дифференциальная психология), и уровню саморазвития. Существенны здесь предложенная автором дифференциация самого явления компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на понятии социального интеллекта «кок устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
Объективные характеристики | Субъективные характеристики | ||
Профессиональные, психологические, педагогические знания | Профессиональные умения | Профессиональные, психологические позиции, установки | Личностные особенности |
Как видно из сопоставления этой структуры со структурой субъектных свойств педагога, представленной Н.В. Кузьминой, в ней специально не выделен блок способностей и несколько по-другому трактуется само понятие компетентности. Так, если в концепции Н.В. Кузьминой компетентность есть фактор, рядоположенный с другими факторами педагогической профессиональной деятельности, то в концепции А.К. Марковой профессиональная компетентность есть родовое понятие. Она включает все субъектные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие ее эффективность. Согласно А.К. Марковой, профессионально компетентен «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучаемости и воспитанности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности)».
Большим достоинством этого подхода является то, что все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя: его технологией (собственно педагогической деятельностью), педагогическим общением и личностью учителя. Это позволяет А.К. Марковой достаточно наглядно представить, во-первых, самого субъекта педагогического труда – учителя; во-вторых, позволяет рассматривать педагогические субъектные свойства при помощи их модульного представления; в-третьих, этот подход позволил автору не только выделить одиннадцать групп умений, но и сделать их «сквозными» для всех сторон труда учителя.
Еще одним субъектным свойством педагогической деятельности является сопротивление синдрому эмоционального сгорания или психофизиологического истощения. С ссылкой на Е. Малера Н.А. Аминов приводит перечень основных и факультативных признаков этого синдрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к клиентам; 5) негативные установки по отношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чувство вины. Н.А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми. При этом он предполагает, что синдром эмоционального сгорания проявляется сильнее у учителей, у которых выявляется профессиональная непригодность.
В целом существующие представления о структуре субъектных свойств (качеств, характеристик, факторов) дают основание выделить следующие четыре группы: 1) психофизиологические (индивидные) свойства субъекта как предпосылки осуществления им его субъектной роли, выступающие в качестве задатков; 2) способности; 3) личностные свойства, включая направленность; 4) профессионально-педагогические и предметные знания и умения как профессиональная компетентность в узком смысле. Эти группы субъектных свойств рассматриваются как компоненты структуры субъекта педагогической деятельности.
Источник