Какие свойства характера журдена

Главные события комедии вертятся вокруг пожилого купца, которого однажды посетило непреодолимое желание влиться в ряды дворянского сословия. Образ и характеристика Журдена в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» с цитатами покажет читателю на примере главного героя, как пороки и страстное стремление могут вытеснить из человека все добрые помыслы и начала.

Господин Журден – представитель буржуазии, страстно мечтающий стать дворянином. Центральный персонаж. Купец.

Образ. Характеристика

Всю жизнь г-н Журден шел к мечте, стать настоящим дворянином. Он стеснялся своего происхождения и старался не говорить на эту тему при посторонних.

Неглупый. Сумел приумножить доставшийся в наследство от отца капитал и грамотно распорядиться им.

Целеустремленный. Сказано-сделано. Решил стать дворянином, значит станет. Стабильное, материальное положение позволяло не скупиться на реализацию желаний. Чтобы стать максимально похожим на дворянина, Журдену пришлось полностью перекраивать привычный образ жизни и привычки. Для этого нанимается целый штат учителей. Учитель танцев учит изящным танцевальным па, чтобы он мог танцевать подобно светским господам. Учитель фехтования грамотному ведению боя. Учитель музыки формированию музыкального вкуса. Параллельно танцевальным и музыкальным занятиям изучается философия, этика, физика, лингвистика. Даже квартиру купец обставил по последним модным веяниям. Про внешний вид тоже не забыл. Одежда сшита из дорогих материалов, заказываемых за границей.

Занимается самоунижением. Потуги влиться в вожделенное общество вызывают у окружающих лишь насмешку. Чем не повод для смеха необразованный торговец, возомнивший себя дворянином. Кто-то смеется открыто, кто-то тайно. Жена не стесняется говорить мужу, что он похож на шута. Служанка тоже не может сдержать истерического хохота. Журден не понимает, что подобное поведение четко показывает разницу между простым человеком и аристократом.

Безграмотен и не образован. Люди, видя и понимая это, создают видимость, что общаются с умным человеком, но делают это ради денег. Лесть и комплименты хорошо оплачиваются. Из-за его наивности его обманывают все подряд. Это учителя, родные люди и портной.

Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего.

Если бы к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса – вот чего бы я желал…

Грубый и циничный. Вспыльчивый. Под горячую руку может попасть как служанка, так жена. Он не умеет управлять эмоциями. Подвергать людей унижениям и оскорблениям это для него нормальное явление. При случае может поднять руку на человека. В такие приступы гнева он напрочь забывает о хороших манерах.

Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика меня не удержит: я желаю беситься, сколько влезет, когда меня разбирает злость.

Послушай, если ты сию секунду не перестанешь, клянусь, я закачу тебе такую оплеуху, какой еще никто на свете не получал.

Наивен. Легко обвести вокруг пальца. У него все берут в долг, пользуясь его добротой. Супруга Журдена называет мужа не иначе как «дойная корова».

Одной из отрицательных черт характера главного героя является тщеславие. Именно оно толкает купца на излишние расходы. Любое учтивое обращение к его персоне неизменно сопровождается хорошими чаевыми. Чем выше форма обращения, тем больше оплата. Из-за тщеславия Журден отказал жениху дочери, не имевшему дворянских корней. Слуга Клеонта, сыграл на этом. Ковьель обдурил его, представив Клеонта как наследника турецкого султана. Только так удалось получить согласие на брак.

Источник

Комедия Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», отражает настроения в обществе Франции конца XVII века. В своем произведении автор высмеивает нелепые черты некоторых мещан, которые метят во дворянство. Этому сполна соответствует характеристика Журдена, зажиточного купца, стремящегося с помощью денег стать поближе к «высоким чинам».

Образ господина Журдена

Образ почтенного мещанина Журдена, наследника большого состояния в комедии «Мещанин во дворянстве» карикатурен и смешон. Мужчине больше 40 лет, у него есть жена, взрослая дочь на выданье, прислуга. Вместо того, чтобы преумножать богатство, доставшееся ему в наследство, Журден спускает его на наряды, званые обеды для знати, учителей и прочие глупости.

В первых строках произведения можно увидеть домашний образ господина Журдена. Он выходит к учителям, преподающим ему науки музыки и танцев, в халате, ночном колпаке и шелковых чулках. Но только смешит окружающих нелепыми костюмами с изображенными на них «цветочками, головками вниз». Слуги, не скрываясь, потешаются над образом Журдена, а тот в силу небольшого ума, воспринимает их насмешки несостоятельными.

Характеристика Журдена

Основная мысль произведения «Мещанин во дворянстве» заключается в характеристике Журдена, как человека, который ради своей цели стать дворянином, готов на все.

У него нет своего мнения, и он полагается на точку зрения своих слуг и друзей-дворян. Они ему лгут, желая получить побольше денег.

Мужчина нанимает для себя учителей, чтобы с их помощью изучить изысканные манеры и получить дворянское величие.

Учителя дают свою характеристику Журдену, рассмотрим их разговор с цитатами:

«…Рассуждает обо всем без толку и приходит в восторг только от вздора…».

И тут же оправдывают его:

«…за его деньги можно простить ему какую угодно глупость, понимание вещей у него в кошельке…»

Ему преподают прописные истины, в качестве мудрейших знаний:

—«…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой…» — восклицает Журден.

Сын торговца тканями, тратит много денег на услуги портных, полагая, что внешний вид поможет стать ему изящным щеголем-дворянином.

Журден наивен, но благодаря сметливому купеческому уму замечает, что портной обманывает его:

«…господин портной, а ведь материя-то на вас моего камзола…»

А когда прощелыга сознается в обмане — добродушно прощает его, лишь поворчав для порядка.

Глупец готов платить слугам лишь за то, что они называют его: «Ваше сиятельство», «Ваша светлость», «Ваша милость». А те и рады стараться, чтобы получить монеты.

Мещанин — неверный муж. Он хочет развестись со своей женой, чтобы жениться на маркизе.

Как сообщает характеристика Журдена, он очень доверчив. Мнимые друзья с легкостью вытягивают у него деньги. Дорант ухаживает за богатой маркизой, выдавая дары своего приятеля, за собственные подарки.

В стремлении стать поближе к высокому сословию Журден чуть было не разрушил счастье дочери, запрещая ей выходить замуж за любимого. Но наивность отца девушки в очередной раз помогла находчивым возлюбленным. Ему в шутку, присвоили титул турецкого «мамамуши», а жениха представили как турецкого вельможу.

Устарел ли образ господина Журдена или по-прежнему актуален? Пусть читатели ответят на этот вопрос сами.

Читайте также:  Какими свойствами обладает пластмасса

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве

Одним из основных персонажей произведения является представитель буржуазного класса Журден, главной целью жизни которого – мечта о приобретении дворянского титула.

Писатель представляет героя в образе пожилого купца, желающего стать истинным аристократом, но при этом являющимся необразованным, невежественным человеком, отличающимся грубыми манерами.

С целью походить на дворянина он полностью перестраивает собственную жизни, меняет старые привычки, приглашает учителя танцев, наряжается в дорогую одежду, устраивает из своей квартиры модный салон, а для дочери пытается найти мужа, имеющего благородную родословную. Для всех своих прихотей Журден не жалеет денег, что вызывает у окружающих лишь насмешливые взгляды, глядя как Журден учиться правильным поклонам и жестам.

Домочадцы пользуются стремлением Журдена к аристократизму в личных целях, приобретая за его счет новые дорогие наряды и украшения.

Поскольку Журден не отличается элементарными знаниями и легко поддается чужому лестному влиянию, все нанятые им учителя, портные, парикмахеры обманывают его, называя дойной коровой. Все вокруг готовы на любую лесть и ложь ради получения щедрой оплаты.

С подачи графа Доранта Журден начинает ухаживать за вдовствующей маркизой Дорименой, расточая перед ней несуразные комплименты, преподнося немыслимо дорогие презенты, устраивая в ее честь званые ужины. Но все попытки Журдена сводятся к нулю, так как хитрый Дорант выдает все ухаживания Журдена за Дорименой за собственные, чем ослепляет маркизу.

Одержимый желанием стать дворянином, Журден не позволяет дочери выходить замуж за молодого Клеонта, поскольку он не имеет дворянского титула. Но жена и дочь, используя тщеславные качества Журдена, устраивают разыгранный спектакль, в котором представляют Клеонта, безумно любящего дочь Журдена, в качестве турецкого султана, имеющего огромное состояние.  Покоренный Журден, не узнав в облике султана возлюбленного дочери, дает согласие на ее замужество.

Раскрывая образ Журдена в произведении, писатель на его примере показывает невежественность существующего буржуазного общества, которое в стремлении к высшему сословию забывают о настоящих человеческих чувствах, заполняя свой внутренний мир глупыми страстями и пороками, выпячивая выдуманные правила хорошего тона, безвкусицу и нелепость поступков.

Вариант 2

Журден – богатый буржуа. Он немного стесняется своего происхождения, главной его целью стало попадание в высшее общество. По его мнению, за деньги можно приобрести абсолютно все: знания, здоровье, связи, любовь, титул и многое другое. Журден занимается с педагогами, которые обучают его светским манерам.  К сожалению, господин не обладает даже элементарными знаниями, поэтому часто попадается на уловки мошенников. Наивного Журдена легко обвести вокруг пальца. Этим пользуются все, даже граф Доранта.

Буржуа нелеп, так как поглощён целью стать аристократом. Это цель стала его жизнью. Автор произведения четко, на примере Журдена, показывает, как какая-то цель может вытеснить из человека очень много хорошего. Герой просто живет этой целью. Задатки, конечно, у него есть, так как он был не глупым. Ведь ему удалось приумножить капитал отца в несколько раз. Журден понимает, что всего наставники, у которых он обучался – лгут. Одержимость попасть в светское общество полностью овладевает мужчиной.

Над Журденом часто посмеиваются, иногда открыто в лицо, иногда за спиной. Дорант в какой-то мере симпатизирует герою, хоть и есть капля призрения. Слуги героя иногда просто не могут сдержать смех, когда их хозяин появляется в « величественном» наряде. Однако Журден очень стремительно идет к своей цели, не замечая ничего не своем пути. Он парой груб с женой, ругает слуг, даже готов пожертвовать счастьем дочери, лишь бы стать аристократом.

Мольер описывает Журдена как человека довольно необразованного, глупого и недалекого. Хоть в душе он дольно наивный и добродушный. Мужчина хоть и поглощён своей целью, но он остается искренен со многими. Не позволяет себе обманывать других, как те же Дорант или Доримена. Герой довольно целеустремлён, как минимум, за это его уже можно уважать. Можно сделать вывод, что Журден – добряк, а его цель стать аристократом – просто прихоть богача.

Сочинение про Журдена

Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции. За год до этого события случился конфуз. Короля обманул якобы глава делегации от Великого повелителя османов, оказавший вовсе не послом великого Мехмеда IV. В этом весь Мольер. С одной стороны, в угоду королю он пишет сиюминутную политическую сатиру, о которой через год никто не должен вспомнить. Но он так не может. И пишет бессмертное произведение, высмеивающее человеческую глупость и тщеславие.

Герой произведения – необразованный богатый мещанин, возжелавший стать аристократом. У него есть деньги, но нет титула. И вся его природная сметка, житейский опыт и «живой», не отягощенный обширными знаниями ум, затмевается тщеславным желанием получить дворянское звание. Причем не «шевалье» или «барона», а сразу ставится задача стать маркизом.

Размах замыслов показывает недюжинную деловую хватку буржуа Журдена. Задумано – сделано. Нанята куча учителей и выбран объект «страсти» – маркиза Доримена. Все вокруг от прислуги и семьи господина Журдена, до нанятых им учителей и графа Доранта, понимают тщетность этих потуг и смеются над ним. Кто тайком, а его жена госпожа Журден так и вовсе открыто. Но «закусивший удила» и ослепленный своим желанием «будущий дворянин» ничего не видит и не понимает, что творится вокруг него. Он по привычке пытается все решать сам и командовать, а также ничуть не смущаясь идет на обман. Ничто так не ослабляет его власть, лишая всякого авторитета – как смешное положение в котором он оказывается. Он смешон в своих желаниях и действиях, но не понимает этого. В результате его самого все обманывают.

Но вот интересный психологический момент. Получив шутовское звание «мамамуши» и заверения «подставного» друга отца о благородном происхождении самого господина Журдена – тот успокаивается и все завершается ко всеобщему удовольствию. Вот такой странный выверт человеческого сознания. Видимо не зря в народе говорят: «Меньше знаешь – лучше спишь».

А вот теперь главное. Достойно ли для человека жить в мире иллюзий, обмана и/или самообмана? Спокойней – без сомнений. Но такой мир постоянно «уходит» от реального и в решающий момент можно очень сильно ошибиться с выбором. И вот тогда встреча с настоящей реальностью может окончиться очень печально, если не трагически.

Читайте также:  Какими свойствами обладают геометрические фигуры

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ двенадцати месяцев в сказке Маршака Двенадцать месяцев

    Интересная и поучительная сказка есть у С.Я. Маршака, называется она «Двенадцать месяцев». Писатель удачно подобрал образы для главных героев. С ними знакомимся случайно, благодаря падчерице, которая пошла за подснежниками.

  • Роль лирических отступлений в романе Евгений Онегин Пушкина

    Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» – не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям

  • Сочинение Что такое Раскаяние (15.3 9 класс ОГЭ)

    Каждый человек хоть раз в жизни испытывал раскаяние. Основной вопрос состоит в том, искреннее оно, или же – нет. Ответ на этот вопрос можно дать только лишь разобравшись в мотивах поступка

  • Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом

  • Сочинение Любовь к ближнему 9 класс 15.3 ОГЭ

    Любовь к ближнему можно назвать признанной добродетелью. Она довольно часто поощряется как моралью, так и религией – и, безусловно, является правильным подходом.

Источник

Характеристика образа Журдена

Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» — Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.

Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.

Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.

Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.

Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.

Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него. Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.

Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.

В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2020.

Прежде чем описывать краткое содержание «Мещанин во дворянстве», давайте вспомним историю создания произведения. В ноябре 1669 года в Париж торжественно прибыла делегация турок. Людовик XIV, не жалея ударить в грязь лицом, устроил им пышный прием. Однако ни сверкание алмазов, ни переливчатый блеск дорогих тканей, ни обилие золота и серебра не произвели на послов ни малейшего впечатления. Король, естественно, был этим раздосадован, однако гнев его возрос во сто крат, когда выяснилось, что глава делегации оказался вовсе не послом, а самым обыкновенным мошенником. Возмущенный монарх заказал Мольеру, бывшему у него на хорошем счету, балет, в котором бы высмеивалась фиктивная делегация. «Будет исполнено, ваше высочество», — почтительно отвечает Мольер. «Мещанин во дворянстве», впрочем, возник не сразу — за десять дней было создана «Турецкая церемония», продемонстрированная королевскому двору. Убедившись в успехе спектакля, сочинитель через месяц перенес его на сцену театра Пале-Рояль. Всего при жизни Мольера было сыграно 42 представления.

«Мещанин во дворянстве»: краткое содержание

Фабула комедии довольно проста: наивный и недалекий мещанин — господин Журден — страстно влюблен в изысканную аристократку маркизу Доримену. В стремлении добиться любви знатной дамы господин Журден пытается походить на представителя дворянского сословия, но в силу природной глупости ему это не удается. Желая стать дворянином, герой отказывает Клеонту — претенденту на руку его дочери Люсиль, и пытается выдать девушку за сына турецкого султана. Интрига заключается в том, что роль знатного мужа играет все тот же переодетый Клемонт. Характеризуя краткое содержание «Мещанин во дворянстве», следует отметить, что фабула пьесы упрощена, что вообще не свойственно произведениям Мольера. Это объясняется тем, что комедия была написана под заказ, со строго определенной целью — осыпать издевками турок.

Анализ

Большинство исследователей подчеркивают, что «Мещанин» — не первая пьеса Мольера, в которой он позволяет себе иронизировать над дворянским сословием. Уже в своих ранних произведениях писатель опирается на фольклор, привносит в действие элементы народного юмора. Кроме того, не стоит забывать о прекрасном образовании, полученном в Клермонском колледже. Все это позволяет Мольеру создать по-настоящему острую и талантливую сатиру. Обрисовывая краткое содержание «Мещанин во дворянстве», хочется подчеркнуть, что в данном произведении беспощадная насмешка автора направлена сразу в двух направлениях: Журден сам по себе совсем не так плох — он наивен, доверчив, в целом доброжелателен. Однако его навязчивое стремление проникнуть в чуждое ему сословие, по Мольеру, достойно сурового осуждения. Ничем не лучше новоиспеченного дворянина его учителя: нанятые, чтобы обучить хозяина музыке, танцам и манерам, они являют собой воплощение грубости, низости и вульгарности.

Система персонажей

Краткое содержание «Мещанин во дворянстве» включает в себя описание центральных персонажей пьесы. Помимо Журдена и его семьи, в действии участвуют представители простого народа: хитрые портные, вытягивающие у хозяина деньги, веселая и остроумная служанка Николь. Кроме того, важную роль играет авантюрист Дорант, притворяющийся, что помогает Журдену, и налаживающий отношения с маркизой за его спиной.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», была создана по приказанию короля Франции Людовика Четырнадцатого после того, как король был обманут послами Османской империи. По просьбе короля, в комедии должны быть осмеяны представители турецкого подданства. Соавтором Мольера был Жан Батист Молли. Впервые произведение Мольера было представлено в присутствии Людовика Четырнадцатого. Характеристика комедии как пьесы оставляет желать лучшего, большая часть ее занята балетом.

Читайте также:  Какими свойствами обладает музыкальный звук

Смысл повести

В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни.

Игра Журдена в дворянство это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы.

И трагедия аристократического общества, еще более глубокая, чем Журдена: ведь для мещанина это стало всего лишь ступенькой на пути к духовному росту, а для аристократии в подобном поведении и заключался смысл жизни.

Второстепенные персонажи

Это была характеристика некоторых персонажей комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», может быть использована для написания сочинения на уроках литературы.

Тест по произведению

ЖУРДЕН

ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.- один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа. Жажда «перемены участи» до того сильна в Ж., что, превозмогая природную немузыкальность и неуклюжесть, он разучивает замысловатые «па» модных танцев, размахивает шпагой, непременным дворянским атрибутом, и под руководством многочисленных учителей постигает приемы обольщения требовательных представительниц светского общества.

В который раз в комедии Мольера все вертится вокруг игры. Ж. не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие, за немногим исключением, «подыгрывают» герою, преследуя свои весьма меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее смешливая служанка в конце концов понимают, что «игру» Ж. достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с помощью ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Ж., которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Ж. в результате хитрого плана жениха дочери становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана». Это квазитурецкое слово-монстр как нельзя лучше выражает чудовищное безвкусие и неорганичность претензий новоявленного вельможи. Оно сочинено специально для Ж. озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа. «Турецкая церемония», призванная «посвятить» в дворянство Ж.,- кульминация комедии и «апофеоз» героя, ощутившего себя в процессе пародийной балетной феерии заправским «мусульманским аристократом».

Образ Ж., однако, сложнее, чем может показаться. Его актуальная для эпохи социальная подоплека не мешает видеть в комедии продолжение серьезных размышлений Мольера об игровом пространстве человеческого бытия, о функциях игры, наполняющей жизнь общества, о разных ипостасях игрового поведения и об «издержках» людской игровой активности. На этот раз предметом исследования оказалось игровое оформление кастовых train de vie (образов жизни). Неуклюжий буржуа Ж., примеряющий на себя этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающим и безыдеальную, лишенную творческого духа буржуазную манеру жить, и избыточно орнаментированный, жеманный стиль аристократического поведения. Пространство комедии-балета, в котором соседствуют бытовые сцены, певческие номера и тан невольные дивертисменты, есть выражение жанрового своеобразия «Мещанина во дворянстве». При этом пантомима, вокально-хореографические картины, обрамляющие действие, оказываются как бы материализацией грез Ж. об аристократическом бытье в образе сплошного бала изысканности и галантности.

Тематический комплекс Ж. включает в себя не только мотив безосновательных социальных претензий. Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Ж. упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх». Ключевая и самая знаменитая фраза мольеровского мещанина звучит так: «…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное Ж., изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец в отличие от своего окружения оказывается способен увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах. Таким образом, еще одной темой Ж. становится трогательная и вызывающая сочувствие тяга к миру иных ценностей, явленных, впрочем, Мольером в пародийном ключе. В этом смысле Ж. открывает собою череду образов буржуа, взыскующих одухотворенной изысканности дворянского бытия, образов, среди которых и мадам Бовари Флобера, и чеховский Лопахин.

У господина Ж. в пьесе, по крайней мере, три игровые ипостаси. Он выступает как актер, пробующий выигрышную роль, как игрушка пользующихся его манией окружающих и как катализатор игровой активности молодых персонажей комедии. В конце пьесы герой получает искомое (ведь его целью всегда была видимость); удовлетворены все участники и свидетели «турецкой церемонии».

«Мещанин во дворянстве» — это также пьеса об иллюзиях, об иллюзорности и относительности многих человеческих установлений, таких, например, как кастовые «правила хорошего тона» и «принятые» формы жизни общества. И еще о том, что игра — это последний, а может быть, и единственный способ дать людскому существованию творческую энергию, заставить расступиться толщи косной материи, чтобы воспарить в волшебных пространствах мечты. Образ господина Ж., торговца, живущего в прозаической реальности, но ищущего поэзии, замороченного и счастливого, буржуа и дворянина — одна из ярких манифестаций непреодолимой двойственности бытия и один из безусловных молье-ровских шедевров. Неудивительно, что мотивы комедии стали основой драматургической фантазии М.А.Булгакова «Полоумный Жур-ден», написанной в 1932 году для Театра-студии под руководством Ю.А.Завадского.

Первое представление комедии «Мещанин во дворянстве» состоялось в замке Шамбор 14 октября 1670 года. Затем в том же году Ж. в театре Пале-Рояль сыграл сам Мольер. Среди выдающихся исполнителей роли Ж. Коклен- 159 старший (1903). В России Ж. сыграли: М.С.Щепкин (1825), П.М.Садовский (1844), В.И.Живокини(1864).

Лит.: М. Gutwirth. Moliere ou 1″invention comique. La metamorphose des themes, la creation des types. Paris, 1966; см. также Лит. к статьям «Тартюф», «Скален».

Л.Е.Баженова

Литературные герои. — Академик . 2009 .

В 1670 году написал комедию-балет «Мещанин во дворянстве» Мольер. Краткое содержание и характеристика главных героев произведения представлены в этой статье. Начнем с краткого содержания.

Источник