Какие свойства есть у всех этих объектов
Конспект урока по «Информатике»
Учитель: Маркова Т.С.
Класс: 3
Урок: № 3
Тема: Объекты и их свойства. Список.
Цель:
Ввести понятия: объект, свойство объекта, список, элемент списка;
Продолжить развитие коммуникативных умений;
Развивать логические УУД.
Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный
План урока
Организационный момент (2 мин)
Повторение (3 мин)
Введение нового материала (13 мин)
Первичное закрепление (10 мин)
Домашниее задание (2 мин)
Практическая работа за ПК (15 мин)
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Подготовка рабочего места.
Обсуждение вопросов по домашнему заданию. Ознакомление учащихся с темой урока.
Повторение
Слайд 2 № 6 стр 9.
Рассмотри рисунок.
а. Назови предметы, которые могут хранить информацию.
Назови устройства компьютера.
Назови предметы, для которых истинно высказывание: ЭТОТ ПРЕДМЕТ – УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА, И ЭТОТ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Введение нового материала – беседа на тему «Объекты и их свойства. Списки объектов и их свойств».
Слайд 3
На уроках математики вы изучаете числа и фигуры, на уроках окружающего мира – растения, животных, явления природы. Все, что ты изучаешь или наблюдаешь вокруг себя, будем называть объектами.
Какие объекты мы изучаем на уроках информатики? Ответ: компьютер, алгоритм, информация, двоичный код, устройства компьютера.
Слайд 4
Обсуждение понятий «свойство», «имя свойства» и «значение свойства». Примерный ход обсуждения:
Общее в объектах и различия между ними определяются их свойствами. Свойства имеют имя и значение.
На рисунке 3 объекта. Навзовите их. Ответ: русские счеты, японский соробан, китайский суан-пан.
Все эти объекты имеют свойство, имя которого «число косточек на одной спице». Но значения этого свойства у разных счетов – разные.
Какое значение имеет это свойство у русских счетов? Ответ: 10
Какое значение имеет это свойство у японских счетов? Ответ: 5
Какое значение имеет это свойство у китайских счетов? Ответ: 7
Какое еще свойство есть у всех трех объектов? Назовите его имя и значение для каждого объекта. Дети могут назвать «материал», «цвет косточек». Скорее всего дети назовут «число спиц». Значения этого свойства для разных счетов: у русских – 11, у японских и китайстких – 13.
Слайд 5 Продолжение беседы базируется на обсуждении рисунка на стр 11. На уроке труда ученики третьего класса сделали елочные украшения. Цветную бумагу, нитки, ореховые скорлупки, из которых ребята делали игрушки, и сами игрушки можно назвать одним словом – объекты.
Назовите объекты, которые дети сделали своими руками. Ответ: звезда, фонарик, шар, лошадка, хлопушка, гирлянда.
Если приходится иметь дело с большим числом объектов или их свойств, удобно использовать список. Чтобы не забыть повесить какую-нибудь игрушку на елку, Маша составила список елочных игрушек.
Слайд 6
Список состоит из элементов. Элеменыт в списке пронумерованы по порядку. Элементом списка может быть один объект или одно свойство объекта.
Список елочных игрушек
Звезда
Фонарик
Гирлянда
Шарик
Хлопушка
Лошадка
Сколько элементов в машином списке? Ответ: 6
Назовите первый и последний элементы ее списка. Ответ: первый элемент – звезда, последний – лошадка.
Первичное закрепление понятий «объект», «свойства объекта», «список.
Слайд 7 Для первичного закрепления новых понятий используются задания 9 и 10. При выполнении обоих заданий учителю следует обратить внимание на формулировку детьми имен свойств и их значений.
№ 9. Рассмотри рисунок.
На рисунке четыре объекта – камень, куст, дерево, цветок. Назови свойство, которое есть у всех этих объектов.
У всех четырех объектов есть свойства:
Высота;
Объем;
Цвет.
Дти могут называть и имена других свойств.
Слайд 8
Какое свойство есть у всех объектов кроме одного?
Имеется несколько решений. Можно разобрать только одно – с комментариями.
У квадрата, пятиугольника и незамкнутой ломаной есть свойство, имя которого «число отрезков», а у окружности такого свойства нет.
У квадрата, пятиугольника и круга есть свойство, имя которого «площадь», а у ломаной этого свойства нет.
Слайд 9
№ 10. Рассмотри рисунок и составь список свойств, которые есть у всех объектов. Придумай заголовок списка.
Выполнение задания начинается с устного обсуждения рисунка.
Назовите свойства, которые есть у всех листьев. Цвет, размер и т.д.
Запишите в тетради название списка и список свойств, состоящий из 2-4 элементов.
Свойства листьев
Форма
Цвет
Длина листа
Длина черешка
Форма края листа
Слайд 10
№ 11. Все пуговицы имеют такие свойства, как ФОРМА, РАЗМЕР, ЧИСЛО ОТВЕРСТИЙ, МАТЕРИАЛ.
Найди на рисунке пуговицы с заданными значениями свойств.
Слайд 11
У пуговиц на рисунке свойство ФОРМА имеет значение круглая, квадратная, треугольная. Какие значения могут принимать другие свойства этих пуговиц?
Домашнее задание
Стр. 10-11 читать, определения учить.
Стр. 15 № 12
№ 12. Три объекта на рисунке по своему назначению не подходят к пяти остальным. Составь два списка:
Объектов, имеющих одинаковое назначение;
Свойств, которые есть у каждого из этих объектов.
Образец оформления списка показан внизу страницы.
Поясняем, что задание имеет два решения. Ученик записывает одно решение из двух, которое ему больше нравится. На рисунке пять тетрадей и три карандаша. Может возникнуть проблема с тем, как называть объекты в списке. Чтобы избежать этих затруднений, обсуждаем заранее: – назовите, какие объекты есть на рисунке. (голубой карандаш, серый карандаш, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку – именно так следует указывать объекты в списке).
1 решение: составить список тетрадей и список их свойств
Тетради
Тетрадь в косую линейку
Тетрадь в линейку
Тетрадь в две линейки
Тетрадь в крупную клетку
Тетрадь в клетку
Свойства тетрадей
Чило листов
Длина страницы
Ширина страницы
Способ разлиновки
Размер полей
Материал обложки
Цвет обложки
Наличие на обложке рисунка
2 решение: составить список карандашей и список их свойств.
Карандаши
Голубой карандаш
Черный карандаш
Серый карандаш
Свойства карандашей
Цвет
Твердость
Толщина грифеля
Материал корпуса
Длина
Форма карандаша
Тольщина карандаша
Не требуем от учащегося полного списка свойств. Достаточно, если они назовут 4-5. Последовательность элементов в списке в данном случае может быть любой.
Практическая работа
6
Источник
Урок информатики в 3 классе по теме: «Объекты и их свойства. Список»
Составитель: Безрукова Валентина Петровна, ЧОУ «Прогимназия «Идеал», г. Саратов, учитель информатики и ИКТ.
Урок посвящен изучению таких понятий как: объект, свойство объекта, список, элемент списка. Данная тема изучается в курсе информатики 3 класса.
Тема: Объекты и их свойства. Список.
Задачи урока:
Образовательная: ввести понятия: объект, свойство объекта, список, элемент списка.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении работы, самостоятельность.
Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: учебник «Информатика и ИКТ». 3-й класс: в 2-ух частях. Бененсон Е. П., Паутова А. Г., компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная программа «В магазине».
Материал учебника: теория на с. 10; задания 9, 10, 11, 12.
Домашнее задание: Задание 12.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы с вами говорили о компьютере и его устройствах. Дайте определение, что такое компьютер? (Компьютер — это универсальная машина для обработки информации).
– Какие устройства обязательно есть у каждого компьютера? (Монитор, дисководы, клавиатура, процессор, жесткий диск, системная плата).
III. Постановка темы урока.
– Продолжим наше путешествие по планете Информатика. Тема нашего урока «Объекты и их свойства». Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями: объект, свойство объекта, список, элемент списка.
IV. Беседа на тему «Объекты и их свойства. Списки объектов и их свойств».
– На уроках математики вы изучаете числа и фигуры, на уроках окружающего мира – растения, животных, явления природы. Всё, что вы изучаете или наблюдаете вокруг себя, будем называть объектами.
– Какие объекты мы изучаем на уроках информатики? (Компьютер, алгоритм, информация, двоичный код, устройства компьютера).
– Общее в объектах и различия между ними определяются их свойствами. Свойства имеют имя и значение.
– На рисунке 3 объекта. Назовите их. (Русские счёты, японский соробан, китайский суан-пан).
– Все эти объекты имеют свойство, имя которого «число косточек на одной спице». Но значения этого свойства у разных счётов – разные.
– Какое значение имеет это свойство у русских счётов? (10).
– Какое значение имеет это свойство у японских счётов? (5).
– Какое значение имеет это свойство у китайских счётов? (7).
– Какое ещё свойство есть у всех трёх объектов? Назовите его имя и значение для каждого объекта. (Число спиц).
– Какое значение оно имеет у разных счётов? (У русских счётов – 11, у японских и китайских – 13).
– Рассмотрите рисунок на с. 11 учебника. Назовите объекты, которые дети сделали своими руками. ( Звезда, фонарик, шар, лошадка, хлопушка, гирлянда).
– Если приходится иметь дело с большим числом объектов или их свойств, удобно использовать список. Маша составила список ёлочных игрушек.
– Список состоит из элементов. Элементы в списке пронумерованы по порядку. Элементом списка может быть один объект или одно свойство объекта.
– Сколько элементов в Машином списке? (6 элементов).
– Назовите первый и последний элементы её списка. (Первый элемент — звезда, последний — лошадка).
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
V. Первичное закрепление понятий «объект», «свойства объекта», «список».
– Выполним задание №9 на с.12 учебника. Прочитайте его. На рисунке четыре объекта живой и неживой природы (куст, дерево, камень, цветок). У всех четырёх объектов есть свойства назовите их. (Высота, объём, цвет).
– Рассмотрите рисунок. Какое свойство есть у всех объектов, кроме одного? (Решение 1: «У квадрата, пятиугольника и незамкнутой ломаной есть свойство, имя которого «число отрезков», а у окружности такого свойства нет. У квадрата это свойство имеет значение 4, у пятиугольника – 5, а у ломанной, показанной на рисунке – 6.» Решение 2: «У квадрата, пятиугольника и круга есть свойство, имя которого «площадь», а у ломаной этого свойства нет»).
– Выполним задание №10 на с.13 учебника.
– Прочитайте задание, рассмотрите рисунок. Составьте список свойств, которые есть у всех объектов. (Цвет, размер).
– Запишите в тетради название списка и список свойств, состоящий из нескольких элементов (2 – 4 свойства).
Пример списка:
Свойства листьев
1. Форма
2. Цвет
3. Длина листа
4. Длина черешка
5. Форма края листа
VI. Практическая работа в программе «В магазине».
– Рассмотрите рисунок. Все пуговицы имеют такие свойства, как форма, размер, число отверстий, материал. Вам необходимо найти на рисунке пуговицы с заданными значениями свойств. Соединить каждое описание с подходящей пуговицей. (Дети выполняют задание).
– Молодцы! Вы справились с заданием.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Наш урок подошел к концу откройте дневники запишите д/з. на с. 15 №12. Вам требуется составить два списка:
▪ объектов, имеющих одинаковое назначение;
▪ свойств, которые есть у каждого из этих объектов.
– Я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, которая позволит вам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока вы обратили большее внимание. Если у кого-то из вас есть желание, можете аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал 7. Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно |
– Вы хорошо потрудились. Я благодарю вас за урок. Спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока информатики во 2 классе
Конспект урока информатики в 8 классе
Конспект урока информатики в 4 классе
Конспект открытого урока по информатике в 9 классе
Оценка достижений учащихся на уроках информатики
Источник
Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»
Цели урока:
Обобщить сведения об именах объектов;
Рассмотреть характерные свойства различных объектов;
Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;
Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;
Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;
Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;
Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;
Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
Знать, что такое характеристика объекта;
Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;
Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;
Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;
Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.
Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.
План урока:
Организационный момент (1- 2 мин).
Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).
Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).
Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).
Физминутка (2-3 мин).
Компьютерный практикум (10 мин).
Обобщение и подведение итогов.
Домашнее задание (2 -3 мин)
Ход урока:
При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:
Все объекты обладают свойствами;
Каждый объект имеет множество свойств.
Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.
Сценарий эвристической беседы:
Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)
Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)
Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.
Ключевые вопросы:
Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)
Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)
Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)
Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)
Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)
Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).
Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)
Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).
Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э
То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)
Ключевые моменты:
Каждый объект имеет несколько свойств;
Перечислить свойства выбранных объектов:
В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.
Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».
Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.
У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.
Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.
А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.
Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.
Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).
Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.
В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.
Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.
Решение информационных задач
Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты
Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение
а) Человек использует для еды: _____________________________________
б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________
Данные для справки:
глобус виноград лимон
яблоко автомобиль груша
велосипед пароход самолёт
конфета ложка автобус
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Рассмотри объекты
Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.
Назови и запиши отличительные свойства объектов:
Отличительные свойства:
1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.
2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.
3) Ромб:________________________________________________
_________________________________________________________
4) Треугольник: ________________________________________
________________________________________________________
Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта
Дополни таблицы
Объекты
Общее свойство
Отличительное свойство
мяч
круглый
можно играть
яблоко
круглое
можно есть
А)
воздушный шар
может летать
лёгкий
самолёт
может летать
Б)
утка
может плавать
живая
лодка
может плавать
В)
вишня
съедобная
апельсин
оранжевый
Г)
книга
хранит информацию
компьютер
Д)
луна
солнце
Задание на отработку навыков выделять
свойства объекта
а) Какое свойство указывает на назначение объекта?
является носителем информации
можно покрасить в синий цвет
может высоко подпрыгивать
можно поставить на полку
б) Какое свойство указывает на форму объекта?
круглый
синий
далёкий
полезный
в) Какое свойство указывает на размер объекта?
круглый
синий
большой
нужный
г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?
синий
круглый
пластмассовый
важный
д) Какое свойство указывает на цвет объекта?
круглый
жёлтый
деревянный
сладкий
Компьютерный практикум
Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)
Обобщение и подведение итогов:
каждый объект имеет множество свойств;
совокупность свойств – это характеристика объекта;
свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;
узнать объект можно по совокупности его свойств.
Источник