Какие свойства есть у инвалидов

Какие свойства есть у инвалидов thumbnail

Инвалидность

Определение 1

Инвалидность — это такое состояние здоровья человека, при котором существуют ограничения и препятствия для его нормальной жизнедеятельности.

Инвалидность проявляется в виде физических, умственных или психических отклонений.

Определение 2

Инвалид — это человек, ограниченный в возможностях жизнедеятельности по состоянию здоровья.

В нашей стране присвоить статус инвалида могут учреждения медико-социальные экспертизы. Присвоение данного статуса представляет собой медицинский и в то же время юридический процесс. Определению той или иной группы инвалидности можно присвоить юридический и социальный смысл. Ведь инвалиды имеют необычные, можно сказать, особые отношения с окружающими людьми. У инвалидов есть льготы, им выплачивается пенсия по инвалидности. Также у них есть ограничения работоспособности. Иногда инвалидность представляет собой одну из форм социального неравенства.

Лечение инвалидов представляет собой процесс полного или частичного восстановления возможностей и способностей инвалидов. Причем восстанавливаются возможности к бытовой, профессиональной деятельности человека. Лечение инвалидов обычно направлено на компенсацию тех ограничений, которые имеют такие люди. Это делается для социального приспособления инвалидов, достижения ими материальной независимости. Врачи хотят помочь инвалидам присоединиться к обществу.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Причины инвалидности

Причинами инвалидности являются:

  • общие заболевания
  • профессиональное заболевание
  • инвалидность с детства
  • инвалидность, появившаяся из-за какого-либо ранения
  • травмы, полученные во время Великой Отечественной войны, которые привели к появлению инвалидности
  • приобретенная возрастная инвалидность
  • инвалидность, возникшая из-за несчастного случая

Генетические и врожденные отклонения в развитии люди обычно принимают и живут с ними спокойно всю свою жизнь. Такие люди принимают все, потому что у них больше не остается никакого выбора.

Отклонения, которые человек приобрел с возрастом или из-за несчастного случая, в большинстве случаев не принимаются пострадавшими людьми. Они начинают сильно переживать. К ним нужен совсем другой подход при общении.

Психологические особенности инвалидности

К психологическим особенностям инвалидности относят:

  • постоянная бдительность
  • необычные реакции
  • утрата эмоциональности
  • агрессия
  • нарушения памяти
  • депрессия
  • тревожность
  • злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами
  • навязчивые воспоминания
  • галлюцинации
  • бессонница и другие трудности со сном

Постоянная бдительность выражается в том, что человек всегда следит за тем, что происходит вокруг. Он думает, что ему постоянно угрожает опасность и может случиться что-то плохое.

Необычные реакции у инвалидов проявляются при малейшей неожиданности. Они могут нагибаться, когда услышат звук пролетающего мимо самолета.

Также инвалиды могут полностью или частично утратить способность к проявлению эмоций. Им очень сложно заводить новые знакомства, а также они не испытывают радость, любовь, игривость.

Инвалидности присуща агрессивность. Часто проявляется стремление разрешить спорные ситуации очень грубо. Такая грубость может быть физической или психологической. Такие люди пытаются применять силу и давить на окружающих людей каждый раз, когда хотят убедить в своей правоте.

Психологической особенностью инвалидности можно назвать и нарушения памяти. Нередко можно встретить нарушения концентрации внимания. Таким людям сложно сосредоточиться на чем-то важном. Также они не могут вспомнить то, что им нужно. Такие люди иногда могут сконцентрироваться на определенном моменте или предмете, но даже малейший стрессовый фактор все разрушает.

Когда человек только оправился после травмы, у него появляется депрессия. Причем депрессивное состояние оказывается очень глубоким. Таким людям кажется, что все потеряло смысл, стало бесполезным. Им кажется, что жизнь не станет такой, какой была раньше.

Тревожность у инвалидов проявляется на физиологическом уровне. Могут быть боли в спине или других местах тела. Также тревожность возникает в психической сфере. Такие люди постоянно волнуются, у них появляется паранойя. Инвалиды могут быть тревожными ив эмоциональном плане. У некоторых могут быть навязчивые страхи и мысли о неуверенности в себе.

Замечание 1

Инвалиды склонны к злоупотреблению наркотическими и лекарственными препаратами. Таким образом они хотят снизить боль, убрать плохие мысли.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что у инвалидов появляются мысли о страшных и безобразных действиях, которые связаны с тем событием, когда они получили травму. Стоит отметить, что такие воспоминания могут преследовать их во сне. Но нередко они бывают и во время бодрствования. Инвалиду какой-либо предмет или ситуация может напомнить о том травмирующем событии. В такие моменты и появляются навязчивые мысли и образы. Все это приводит к стрессовому состоянию. Также человек часто испытывает чувство страха, его что-то тревожит.

Галлюцинации у инвалидов связаны с их мыслями и сильными переживаниями. Они выражаются в усиленных непрошеных воспоминаниях о травмирующем событии. Человек может видеть снова ту же ситуацию, но более ярко. В таком случае все, что происходит на данный момент вокруг, человек не замечает. Он только видит ужасные картинки, которые сильно воздействуют на его эмоциональное состояние.

Читайте также:  Какие свойства есть у морской

Бывает такое, что инвалидов мучают ночные кошмары. В таком случае они устают от этого и боятся засыпать снова. Ведь во сне они опять увидят страшные события или действия. Таким образом у инвалидов появляется бессонница. Очень часто они недосыпают, что приводит к напряжению, постоянной усталости и различным болям. Еще хуже становится тогда, когда человек вспоминает о своем травмирующем событии. В таком случае он растерян, расстроен и не знает, как ему избавиться от угнетающих мыслей. Иногда бессонница появляется из-за постоянной тревожности человека. Когда человек не может расслабиться, то он не сможет и заснуть. Часто инвалидов мучают душевные боли, которые просто не дают им уснуть и нормально отдохнуть.

Источник

В нашей стране качество жизни инвалидов, как правило, ниже остального населения, что обусловлено следующим:

– Недостаточностью в нашем обществе гуманизма и милосердия по отношению к людям с особыми потребностями;

– Неразвитостью и неприспособленностью социальной инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов с учетом удовлетворения основных потребностей инвалидов;

– Низким уровнем материального обеспечения и социального обслуживания, их недостаточной гибкостью;

– Низким качеством или отсутствием технических средств и приспособлений, необходимых для обслуживания, передвижения и труда инвалидов;

– Наличием значительных трудностей в получении качественной профессиональной, особенно высшего образования, в удовлетворении духовных потребностей.

Инвалид (от лат. Иnvalidus – бессилен, больной). Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид – это любое лицо, не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личностного и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его ( или ее) физических или умственных возможностей. По нашему мнению, понятие “инвалид” следует относить не столько к субъекта жизнедеятельности, столько рассматривать его как социальное явление, а именно результат взаимодействия психофизических ограничений и барьеров социального характера.

Согласно статье 2 Закона Украины “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или врожденными дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите [67].

По мнению, А. И.Холостовои и Н. Ф. Дементьевой [204], инвалидность – это специфическая ситуация развития и состояния личности, сопровождающееся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

В Рекомендациях 1 185 до реабилитационных программ 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющего инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Подробнее остановимся на барьерах, которые ставит перед человеком инвалидность, выделенные А. И.Холостовою и Н. Ф. Дементьевой [204,42-45]. В первую очередь можно говорить о физическое ограничение, или изоляции инвалида – это обусловлено либо физическими или сенсорными, или интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и (или) ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды могут увеличить или, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерная среда для инвалида, но также о дружественном или недружественное среду. Это ограничение вызывает много последствий, затрудняющих положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивают возможность трудовой адаптации.

Второй барьер – это трудовая сегрегация, или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонную, стереотипное труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми потребностями. В условиях “дикой” рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательна.

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, что является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать или на невысокую заработную плату, или на помощь (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида). Впрочем, в последние годы появились лица из числа предпринимателей, получивших инвалидность вследствие травмы, террористического акта и так далее. Финансовые ограничения не являются для них значимыми. Однако преодоление всех других барьеров требует от них малых усилий.

Читайте также:  Камень оникс фото свойства и значение какому знаку зодиака

Важным и трудно преодоленным барьером для инвалида является пространственно-средовый. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной инвалида. Не хватает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, сообщают о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

Вероятно, для всех типов инвалидов важным препятствием представляется информационный барьер, имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и той что имеет непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональные нарушения, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсы их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизор или радиоприемник, подписаться на газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевский шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (Интернет) в нашей стране. Конечно, структурированная информация нужна только тем инвалидам, которые имеют сохранен или относительно сохранен интеллект, какой минимальный уровень способностей к познанию, критической оценке окружающей действительности и к самооценке. Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц. С другой стороны, существует информационный барьер, отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями сложнее представить свои взгляды и позиции, донести до общества свои потребности и интересы. Поэтому могут возникать искаженные взгляды о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных взглядов возникают суеверия и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, он может состоять из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неудобства, чувство вины, гиперопеки, страха и т.д. и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательность по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки , стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и так далее. Подобный комплекс усложняет социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализована.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, обусловленный кумуляцией действия всех перечисленных выше ограничений, деформируют личность человека. Расстройство общения, одна из самых тяжелых социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадение из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

С целью гуманизации и демократизации общественных процессов понятие инвалид заменяется таким понятием как “человек с ограниченными возможностями”.

Основными причинами инвалидизации у детей являются:

– Травма во время родов, неврологические нарушения, возникшие в период родов;

– Соматические заболевания (онкологические, инфекционные т т.д.);

– Травмы различного характера (ожоги, механические травмы и т.д.);

– Врожденные патологии (генетические нарушения, алкогольное поражение плода и т.д.).

По видам различают врожденную и приобретенную инвалидность. Врожденная инвалидность является результатом нарушения внутриутробного развития плода, а также родовой травмой; приобретена инвалидность возникает в позднем периоде после рождения в результате болезни или травмы. Большой риск получения инвалидности приходится от рождения до трех лет.

В основе классификации инвалидов лежат:

1. Причины, вызвавшие инвалидность, например, врожденная патология, болезнь, травма и др.

2. Продолжительность инвалидности – временная, долгосрочная, постоянная.

3. Характер повреждения, например, функциональная ограниченность, нарушение социального поведения и др.

4. Последствия для самой личности – ограничение или потеря независимости, социальной интеграции, профессиональных возможностей и так далее.

5. Последствия для семьи – необходимость ухода за инвалидом, финансовую нагрузку на семью, нарушение социальных связей.

6. Последствия для общества – необходимость финансовой поддержки, потеря трудоспособного члена общества и др.

7. Степень снижения работоспособности – ограниченность в самообслуживании, возможность участия в трудовом процессе и прочее [197].

По степени выраженности функциональные расстройства подразделяют на:

– Умеренно выражены;

– Выраженные;

– Значительно выражены.

Способность к самообслуживанию – это способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Способность к самообслуживанию включает:

– Удовлетворение основных физиологических потребностей;

– Соблюдение личной гигиены: мытье лица, всего тела, волос, причесывания, чистки зубов, стрижки ногтей, гигиена после физиологических отправлений;

– Одевание и раздевание верхней одежды, нижнего белья, головных уборов, перчаток, обуви, пользование застежками (пуговицы, крючки, “молнии”)

Читайте также:  Какие свойства проявляются у личности по отношению к труду

– Приготовление пищи: чистка, мойка, резка продуктов, их тепловая обработка, использование кухонным инвентарем;

– Принятие пищи: возможность преподносить пищу в рот, жевать, глотать, пользоваться столовыми приборами и посудой;

– Выполнения повседневных бытовых нужд: покупка продуктов питания, предметов одежды и обихода;

– Пользование постельным бельем и другими постельными принадлежностями, заправка постели;

– Стирка, чистка, ремонт белья, одежды и других предметов

быта;

– Пользование бытовыми приспособлениями и приборами (замки, запоры, выключатели, краны, утюг, телефон, бытовые Электрогазовые приборы, спички и т.д.);

– Уборка помещения (подметание и мытье полов, окон, вытирание пыли и т.д.).

При определении способности инвалида к самообслуживанию возможны следующие градации:

– Обслуживает себя полностью;

– Обслуживает себя частично;

– Не может себя обслужить.

При характеристике состояния мобильности инвалида возможны три градации:

– Способность к самостоятельному передвижению;

– Вынужден пользоваться для передвижения вспомогательными приспособлениями;

– Не способен к самостоятельному передвижению.

Анализ установления способности инвалида к сбору и обработке информации позволяет выделить три градации:

– Способен к сбору и обработке информации;

– Способен к сбору информации при отсутствии способности к ее обработки;

– Не способен к сбору и обработке информации. Способность к ориентации включает:

– Способность к определению времени по общепринятым признакам (время суток, время года и т.д.);

– Способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, звукам;

– Способность правильно определять места внешних объектов, события и себя самого в отношении временных и пространственных ориентиров;

– Способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различия правого и левого и другое;

– Способность к восприятию и адекватного реагирования на информацию (вербальную, невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связей между предметами и явлениями.

Параметрами при оценке способности к ориентации являются:

1. состояние системы ориентации (зрения, слуха, осязания)

2. состояние системы коммуникации (речи, письма, чтения);

3. способность к восприятию, анализу и адекватного реагирования на получаемую информацию;

4. способность к ориентации в собственной личности и внешних по отношению к ней временных условий.

Способность к общению включает:

– Способность к восприятию другого человека (способность отражать ее эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности)

– Способность к пониманию другого человека (способность постичь смысл и значение его поступков, действий, намерений и мотивов)

– Способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передачи информации);

– Способность к выработке общей стратегии взаимодействия, включая разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможностью при необходимости корректировкой.

Параметрами оценки ограничений способности к общению могут быть:

– Способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и делать вербальной (словесной) сообщения, передавать содержание при помощи языка);

– Способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и другие сообщения)

– Способность к символической коммуникации – невербальном общению: понимать знаки и символы, коды, читать карты, диаграммы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, графических, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений.

Различают 5 категорий инвалидов со следующими нарушениями: физические недостатки, а именно нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения интеллекта и психические заболевания; нарушение функции слуха (глухие и слабослышащие) нарушение функции зрения (слепые и слабовидящие); нарушение работы внутренних органов есть инвалиды по “общему” заболеванию (сахарный диабет, бронхиальная астма, онкобольные и прочее).

В зависимости от степени потери здоровья взрослым устанавливается одна из трех групп инвалидности:

I группа инвалидности – лицо, полностью потеряла работоспособность и требует постоянной опеки; II группа инвалидности – лицо способно к самообслуживанию, но не способна к труду в обычных производственных условиях; III группа инвалидности устанавливается тем, кто способен работать в облегченных условиях.

Людей с особыми потребностями разделяют еще и по причине получения инвалидности на: инвалидов с детства, общему заболеванию, труда, войны, армии, Чернобыля.

Дети-инвалиды практически все требуют опеки и постоянного надзора, поэтому им устанавливается одна группа инвалидности, но по двум разделам (“А” или “Б”).

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют основные социально-психологические подходы к проблеме психологии человека с ограниченными можливлостямы?

2. Что означают понятия “инвалид” и “инвалидность”, чем они отличаются?

3. Каковы основные барьеры ставит перед человеком инвалидность (по А. И. Холостова и Н. Ф. Дементьевой)?

4. В чем заключается специфика методов исследования детей с нарушениями функций слуха?

Задача для самоподготовки

1. Охарактеризуйте концепцию развития ребенка по Л. С. Выготским.

2. Дайте характеристику трем группам инвалидности.

3. Раскройте структуру специальной психологии.

4. Выделите характерные ограничения применения метода анализа продуктов деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Источник