Какие свойства духа святого
Мы живем в эпоху Святого Духа. Со дня Пятидесятницы Дух Святой особым образом действует на этой земле. Это Он дает нам силу вести победоносную и плодотворную жизнь. И потому мы должны быть хорошо информированы о личности и действиях Святого Духа.
Наш мир, несмотря на то что накопил в различных областях множество знаний, все еще остается духовно невежествен. И если нет правильного, библейского понимания роли Духа Святого в мире, Церкви и отдельно во всяком верующем человеке, то это неизбежно приведет к ограниченности. Потому что никто и ничто в мире не может так привести человека в присутствие Божье, как Дух Святой. И никаким способом невозможно так прославить Творца Вселенной, как под силой и помазанием Святого Духа.
Дух Святой – это Божественная Личность
Библия ясно говорит, что Дух Святой – это Бог. Он является третьей Ипостасью Святой Троицы и есть единосущный Отцу и Сыну. Божественность Святого Духа мы узнаем потому, что Он:
- носит имена Бога;
- имеет качества Бога;
- совершает дела Божьи.
Свойства, подтверждающие, что Дух Святой есть Личность
В греческом языке местоимение, заменяющее существительное «дух» (пневма), – среднего рода (оно). Однако если говорится о Духе Святом, то всегда сказано «он» – мужского рода. К примеру, только в главе 16 Евангелия от Иоанна в стихах 7, 8, 13 это мужское местоимение употреблено 12 раз (в греч.), и всегда о Духе Святом сказано «Он», а не «оно».
Он обладает определенными личностными характеристиками:
1. Разумом: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11).
2. Чувствами: «между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30).
3. Волей: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).
4. Может быть оскорблен: «И не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
5. Учит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
6. Вопиет, молится: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: ‘Авва, Отче!’» (Гал. 4:6; Рим. 8:26).
7. Ведет нас: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18).
8. Ему можно солгать: «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3).
Божественные свойства Духа Святого
1. Всемогущ: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» (Лк. 1:35; Зах. 4:6).
2. Вездесущ: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
3. Всеведущ: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11).
4. Участвовал в творении: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6; Быт. 1:2; Пс. 103:30).
Имена Духа Святого
Божественность Духа Святого выражается в Его именах и символах. Имена Духа Святого имеют огромную важность, так как в них выражается характер Духа Святого, символы же указывают на характер Духа Святого в действии, так как они иллюстрируют Его работу в жизни верующих людей.
- Дух Святой (Лк. 11:13), – Дух Божий (Быт. 1:2),
- Дух Благодати (Евр. 10:29), – Дух Истины (Ин. 14:17),
- Дух Жизни (Рим. 8:2), – Дух Премудрости и Откровения (Еф.1:17),
- Дух Христов (Рим. 8:9), – Утешитель (Ин. 14:16),
- Наставник (Ин. 16:13), – Учитель (Ин. 14:26),
- Помощник (Рим. 8:26), – Ходатай (Рим. 8:26).
Символы Духа Святого
1. Огонь: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3; Ис. 4:4; Мф. 3:11).
2. Ветер: «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37:9).
3. Вода: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38, 39).
4. Елей: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13).
5. Голубь: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16).
Работа Святого Духа
1. Открывает и истолковывает глубины Божьи, наставляет на всякую истину, Автор и Толкователь Писаний. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину,… и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13; 1 Пет. 1:11).
2. Работает над неверующим и приводит его к духовному возрождению «…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде…» (Ин. 16:8–11).
3. Крестит уверовавшего в Тело Христово, то есть Церковь. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Это подтверждается рождением свыше, водным и духовным крещениями, членством в поместной церкви и жизнью в Теле.
4. Пребывает в верующем в Иисуса Христа, утверждает его в спасении, свидетель-ствует его духу, что он – чадо Божье. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» (Рим. 8:16; Гал. 4:6).
5. Освящает верующего, приводя его в духовную зрелость. «Мы же всегда должны благо¬дарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освяще-ние Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13).
6. Укрепляет верующего духовной силой противостать греху, диаволу и плоти и делает способными быть послушными Христу. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9).
7. Приносит верующим любовь, радость, утешение, удовлетворенность и покой. «А уче¬ники исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13:52). С Его помощью христианин приносит плод Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23).
8. Наделяет христиан силой для служения и вводит в сверхъестественное соприкос-новение с Богом, в Его водительство как через духовные дары, так и через общение с Ним. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
9. Воскресит или изменит наши смертные тела в последний день. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
Источник
ТЕМА 15
ЛИЧНОСТЬ И РАБОТА ДУХА СВЯТОГО
Мы живем в эпоху Святого Духа. Со дня Пятидесятницы Дух Святой особым образом действует на этой земле. Это Он дает нам силу вести победоносную и плодотворную жизнь. И потому мы должны быть хорошо информированы о личности и действиях Святого Духа.
Наш мир, несмотря на то что накопил в различных областях множество знаний, все еще остается духовно невежествен. И если нет правильного, библейского понимания роли Духа Святого в мире, Церкви и отдельно во всяком верующем человеке, то это неизбежно приведет к ограниченности. Потому что никто и ничто в мире не может так привести человека в присутствие Божье, как Дух Святой. И никаким способом невозможно так прославить Творца Вселенной, как под силой и помазанием Святого Духа.
Дух Святой – это Божественная Личность.
Библия ясно говорит, что Дух Святой – это Бог. Он является третьей Ипостасью Святой Троицы и есть единосущный Отцу и Сыну. Божественность Святого Духа мы узнаем потому, что Он:
– носит имена Бога; – имеет качества Бога; – совершает дела Божьи.
Свойства, подтверждающие, что Дух Святой есть Личность.
В греческом языке местоимение, заменяющее существительное «дух» (пневма), – среднего рода (оно). Однако если говорится о Духе Святом, то всегда сказано «он» – мужского рода. К примеру, только в главе 16 Евангелия от Иоанна в стихах 7, 8, 13 это мужское местоимение употреблено 12 раз (в греч.), и всегда о Духе Святом сказано «Он», а не «оно».
Он обладает определенными личностными характеристиками:
1. Разумом: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11).
2. Чувствами: «между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30).
3. Волей: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).
4. Может быть оскорблен: «И не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).
5. Учит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
6. Вопиет, молится: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: ‘Авва, Отче!’» (Гал. 4:6; Рим. 8:26).
7. Ведет нас: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18).
8. Ему можно солгать: «Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5:3).
Божественные свойства Духа Святого
1. Всемогущ: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» (Лк. 1:35; Зах. 4:6).
2. Вездесущ: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7–10).
3. Всеведущ: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11).
4. Участвовал в творении: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6; Быт. 1:2; Пс. 103:30).
Имена Духа Святого
Божественность Духа Святого выражается в Его именах и символах. Имена Духа Святого имеют огромную важность, так как в них выражается характер Духа Святого, символы же указывают на характер Духа Святого в действии, так как они иллюстрируют Его работу в жизни верующих людей.
– Дух Святой (Лк. 11:13), – Дух Божий (Быт. 1:2),
– Дух Благодати (Евр. 10:29), – Дух Истины (Ин. 14:17),
– Дух Жизни (Рим. 8:2), – Дух Премудрости и Откровения (Еф.1:17),
– Дух Христов (Рим. 8:9), – Утешитель (Ин. 14:16),
– Наставник (Ин. 16:13), – Учитель (Ин. 14:26),
– Помощник (Рим. 8:26), – Ходатай (Рим. 8:26).
Символы Духа Святого
1. Огонь: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3; Ис. 4:4; Мф. 3:11).
2. Ветер: «Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37:9).
3. Вода: «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38, 39).
4. Елей: «И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13).
5. Голубь: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16).
Работа Святого Духа
1. Открывает и истолковывает глубины Божьи, наставляет на всякую истину, Автор и Толкователь Писаний. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину,… и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13; 1 Пет. 1:11).
2. Работает над неверующим и приводит его к духовному возрождению «…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде…» (Ин. 16:8–11).
3. Крестит уверовавшего в Тело Христово, то есть Церковь. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Это подтверждается рождением свыше, водным и духовным крещениями, членством в поместной церкви и жизнью в Теле.
4. Пребывает в верующем в Иисуса Христа, утверждает его в спасении, свидетель-ствует его духу, что он – чадо Божье. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» (Рим. 8:16; Гал. 4:6).
5. Освящает верующего, приводя его в духовную зрелость. «Мы же всегда должны благо¬дарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освяще-ние Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13).
6. Укрепляет верующего духовной силой противостать греху, диаволу и плоти и делает способными быть послушными Христу. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим. 8:9).
7. Приносит верующим любовь, радость, утешение, удовлетворенность и покой. «А уче¬ники исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13:52). С Его помощью христианин приносит плод Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23).
8. Наделяет христиан силой для служения и вводит в сверхъестественное соприкос-новение с Богом, в Его водительство как через духовные дары, так и через общение с Ним. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
9. Воскресит или изменит наши смертные тела в последний день. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).
Источник
2. ЛИЧНОЕ СВОЙСТВО СВЯТОГО ДУХА
В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
Ап. Павел говорит о Святом Духе:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.
Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.
В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним». [395]
«Все восточные Отцы признают, что Отец есть ???? ????? — единственная Причина Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне — «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу» [396].
Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:
«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем» [397].
В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа
Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города — это только движение воздуха со
§ 39. Личное свойство Бога Отца.
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в Священном Писании. Сюда относятся:а) слова Спасителя: ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), откуда
§ 40. Личное свойство Бога Сына.
Такие же твердые основания в Священном Писании имеет учение православной Церкви и о личном свойстве Бога Сына. Ибо Он весьма часто называется здесь: а) Сыном Бога Отца, напри мер: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам…, Ибо, как
§ 41. Личное свойство Бога Духа Святого.
Предварительные замечания. Приступая к раскрытию учения о личном свойстве Бога Духа Святого, т.е. исхождении Его от Отца, заметим предварительно:1) что это учение составляет самый главный из отличительных догматов нашей православной
а) Хула на Духа Святого.
3.20-27 — «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в Себе] веельзевула и что
§ 31. Личное свойство Бога Отца
Первое отличительное свойство Отца есть то, что Он «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден», иначе — Его безначальность или нерожденность, т. е. независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему
§ 32. Личное свойство Бога Сына
Личное свойство Бога Сына есть то, что Он, не рождая и не изводя от Себя другого лица божественного, Сам вечно и неизменно рождается от Бога Отца. Писание на рожденность или сыновство, как на ипостасное отличие Его от Бога Отца, указывает уже
1. Служение Святого Духа (1–17)
Слово итак, с которого начинается глава, показывает, что Апостол собирается сделать какой–то промежуточный вывод. Но этот вывод, тем не менее, сделан им не на основании только главы 7, но обусловлен всей предшествующей аргументацией, особенно
б. Разум Святого Духа (5—8)
Павел утверждает, что праведность закона может быть исполнена только в том народе, который живет не kata sarka (по плоти), но kata pneuma (по духу, или скорее Святому Духу), то есть в тех людях, которые следуют заповедям и отдаются во власть не плоти, но Духа.
1. Бог дал нам Духа Святого (ст. 13)
Мы вновь возвращаемся к уже сказанному и повторяем то доказательство, о котором упоминалось в стихе 3:24, правда, с небольшим отличием. Там Иоанн утверждал, что Бог дал нам Духа Святого, в то время как здесь он говорит, что Бог дал нам от Духа
2) …с радостью Духа Святого
Нам не следует упускать второй ссылки на Святой Дух в этих двух стихах. Тот же Дух, который дает силу тем, кто проповедует Евангелие, дает радость тем, кто принимает его. Он действует, образно говоря, с обеих сторон — и на говорящих, и на слушающих.
1:4,5 Дар Святого Духа
4 Одним из «верных доказательств», упомянутых в ст. 3, мог выступать сам факт, что Иисус вкушал пищу. (? В греч. тексте букв.: «…и в собрании их, вкушая пищу, Он повелел…») Видимо, и во времена Луки находились люди, отвергавшие то, что Иисус воскрес из мертвых
Об исхождении Святого Духа
Древнеправославное учение о личных свойствах Отца, Сына и Святого Духа искажено в латинской церкви созданием учения о вневременном, превечном нисхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Выражение, что Дух Святой исходит от Отца и Сына ведет
СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение
12.2. Свойство бины и свойство малхут
Намерение[361] на отдачу называется свойством бины. Намерение получить, насладиться называется свойством малхут. Чтобы создать творение и довести его до наивысшего уровня, Творец создает желание насладиться (первую стадию), наполняет
Источник