Параметры цифрового звука

Настала пора поговорить о параметрах цифрового звука. Если цифровое видео характеризуется тремя параметрами, то в случае цифрового звука их насчитывается четыре.

Внимание!

Дальнейший разговор затрагивает только звук, кодированный способом прямой оцифровки. Способы командного и командно-сэмплерного кодирования мы рассматривать не будем — в случае Flash они не актуальны. (Хотя для сэмплов они все же имеют значение, так как сэмплы — суть звуки, оцифрованные напрямую.)

Главный параметр цифрового звука нам уже знаком — это ширина потока данных. Она показывает, сколько места будет отведено для хранения массива звуковых данных, и значит, определяет качество аудиоклипа и размер файла, где он хранится.

Поскольку звуковые данные занимают значительно меньше места, чем данные видео, то значения ширины потока данных для звука меньше, чем для фильмов. Так, для распространения аудиоклипов через Интернет используются значения 96—128 Кбит/с. Если нужно получить клипы небольших размеров, пожертвовав его качеством, используются значения 24–64 Кбит/с. Если же важно именно качество, а размер не имеет особого значения, звук сжимают с шириной потока данных 256–320 Кбит/с, а то и большей, если такие значения поддерживаются кодеком.

Второй по значимости параметр — частота оцифровки звука, измеряемая в герцах. Она определяет, сколько раз в секунду звуковая карта измеряет уровень сигнала, и, соответственно, также задает качество цифрового звука.

Для оцифровки высококачественного звука используются значения 44,1 или 48 кГц — это так называемое “CD-качество” (качество компакт-диска). Если нужно получить файл меньшего размера, звук оцифровывают с частотой 22,05 или 24 кГц, а иногда — даже с меньшей. В студиях звукозаписи при необходимости получить максимальное качество применяют оцифровку с частотой 96 КГц (“профессиональное качество”).

Третий параметр — разрядность — определяет, какое количество битов отводится под хранение каждого значения уровня сигнала. В настоящее время практически всегда под это отводится 16 бит (два байта); иногда, но очень редко также используется значение 8 бит (один байт). В студиях звукозаписи звук оцифровывают с разрядностью 24 бита (три байта).

Четвертый и последний параметр — количество каналов. Оно определяет количество отдельных массивов звуковых данных — каналов звука, хранящихся в одном файле. Так, стереофонический звуковой файл, скопированный нами с CD, содержит два таких канала. Разумеется, чем больше каналов звука хранится в файле, тем он больше, и наоборот.

Чаще всего для распространения через Интернет в программировании и Web-дизайне используется одноканальный (монофонический) или двухканальный (стереофонический) цифровой звук. На DVD записывается шестиканальный звук (так называемый “стандарт 5.1”), а самые современные звуковые карты поддерживают воспроизведение даже восьмиканального звука (“стандарт 7.1”). Но это не наш случай, так как Flash поддерживает только одно- и двухканальный звук.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.