Какие свойства чичикова проявляются в его внутреннем монологе
В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.
Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.
Разбираем вариант 1
Задание 1.1.1
Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
Ответ на задание 1.1.1
Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: “Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера”. Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.
Задание 1.1.2
С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Ответ на задание 1.1.2
Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.
Задание 1.1.3.
Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Отрывок текста из задания 1.1.3
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
Ответ на задание 1.1.3
У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.
Разбираем вариант 2
Задание 1.2.1
Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.1
Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.
Задание 1.2.2.
Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.2.
Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.
Задание 1.2.3
Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?
Отрывок стихотворения для задания 1.2.3
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
(Н.А. Некрасов. 1846)
Ответ на задание 1.2.3.
В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде…». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.
Перейти к части 2
Источник
Фаим К.
25 мая 2019 · 1,7 K
“Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера” – так описывает Чичикова Гоголь во внутреннем монологе. Исходя из этого, мы делаем вывод, что Чичиков – уже достаточно опытный человек, который ведет себя осторожно и предпочитает анализировать ситуацию, прежде чем приступать к конкретным действиям. Он расчетлив, холоден и не отличается темпераментностью. Между разумом и чувствами он опирается на разум и имеет несколько циничный характер. По ходу произведения эти качества лишь подтверждаются.
Чичиков незаурядная , яркая личность или очередное среднее звено ?
Чичиков-это особый тип русского человека,своеобразный “герой времени”,душа которого “зачарована богатством”.. В погоне за капиталом он утрачивает понятия о порядочности, жажда наживы убивает в нем лучшие человеческие качества. Чичиков с безудержной энергией стремится достичь поставленной цели, он изворотлив и хитер,обладает способностью проникать в самые тайные уголки сознания людей.Разве такого человека можно назвать человеком среднего звена ? Обратите внимание на его подробную биографию в последней главе, Н.В. Гоголь не случайно помещает её в произведение,таким образом он хочет подчеркнуть важность и уникальность этого образа. Человеком среднего звена можно назвать Акакия Акакиевича из “Шинели”,но никак не Чичикова.
Прочитать ещё 2 ответа
А какие ваши странные привычки?
филолог, менеджер туризма, диванный эксперт по человеческим взаимоотношениям. · t.me/AnnetteEr
первое, что вспомнила – когда я ем любую еду, я делю её на равные части. например, если кушаю салат, считаю количество кусочков помидорки и огурца, чтобы было поровну, остальное съедаю за раз, а потом кушаю строго в равных долях – один огурчик + один помидорчик. и таким образом я считаю любую еду, которая поддаётся исчислению (даже макароны, даже мелкие). за другими людьми подобного никогда не замечала пока что.
Прочитать ещё 6 ответов
В чём состояла выгода Чичикова от покупки «мёртвых душ»?
президент благотворительного фонда “Предание” (fond.predanie.ru)
В то время Российская Империя осваивала обширные малозаселенные площади Херсонской Губернии. Были созданы специальные условия для тех, кто хотел этим заниматься: можно было получить бесплатные земли под заселение крепостными.
При этом крепостные были имуществом. Их можно было заложить под залог при получении кредита, но только с землей.
Поэтому Чичиков планировал следующее
Получить бесплатную землю под заселение
Купить по дешевке крестьян, которые уже умерли, но по документам числятся еще живыми (это было выгодно помещикам, так как до момента очередной переписи им приходилось за мертвых крестьян платить налоги)
Получить ссуду в Опекунском совете Воспитательного дома – небанковском финансовом институте.
К моменту, когда пришлось бы возвращать ссуду, уже были бы готовы документы о том, что крестьяне померли при переселении и таким образом капитал Чичикова оказался бы чистым от долгов.
Вот такая афера.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему Гоголь сжёг второй том “Мертвых душ”?
Как человек, успевший до настоящего момента ликвидировать два собственных романа, один неоконченный, и другой оконченный (хоть и признавая заранее, что ни один из них не был вторым томом «Мёртвых Душ»), исполнен буду великой радости пролить некоторую ясность по данному вопросу.
Уничтожать роман — это примерно то же самое, что кончать с собой: не то, чтобы человеку так уж хотелось умереть, просто альтернатива кажется ещё хуже. В случае с романом, это происходит, когда роман успевает сильно отклониться от первоначального замысла, требования к нему увеличиваются многократно в соответствии со всё возрастающей задачей, и становится понятно, что исправить его уже не представляется возможным, надо или бросать, или начинать заново.
Произошло это потому, что гоголевская мессианская фаза вошла в терминальную стадию года через три после окончания первого тома — примерно тогда он сжег первую версию второго тома, сочинил объяснение «Ревизора», менял место жительства по десяти раз за год, настоятельно порекомендовал всем друзьям бросить их дела и заниматься его делами, ну и в общем вёл себя во всех отношениях как совершенно гоголевский персонаж.
Одна из особенностей писательских кризисов состоит в стремлении оттягивать фазу активной работы, так что Гоголь поддерживал именно тот образ жизни, в котором невозможно писать. Условно говоря, к началу пятидесятых годов, мало что кроме работы над вторым томом ещё поддерживало в Гоголе какой-то стимул к продолжению жизни, тогда как работа с каждым годом становилась всё более невозможной. Так что не исключено, что Гоголь сжег рукопись просто чтобы ему уже можно было уйти.
Ну и наконец, всегда есть вариант, что Гоголю эту идею нашептал лукавый — в конце концов, верил ли Гоголь в Бога — это одному Богу известно, а уж в чёрта Гоголь верил совершенно точно.
Мёртвые души всё таки “Одиссея” или “Божественная комедия”? На что опирался Гоголь, пока писал это произведение?
Сторонник социалистического феминизма
Есть точка зрения, сравнивающая Мертвые души с Божественной комедией, что Гоголь задумывал это произведение, как трилогию с адом, чистилищем и раем для Чичикова и ряда других героев. Но Гоголь не смог ее завершить отчасти из-за того, что не смог показать характер героя в изменении со временем. В этой способности Гоголь уступал Толстому, превосходя его в художественности языка. Дело было также в личном кризисе Гоголя и в объективных социальных и политических условиях в России. Подобная точка зрения существует и в отношении Ильфа и Петрова, успевших написать две части трилогии, и их героя Остапа Бендера. Третья часть не была написана из-за болезни Ильфа и из-за усиления цензуры.
Источник
В этой статье мы полностью разберем демонстрационный вариант ОГЭ по литературе.
Напомним структуру ОГЭ по литературе.
В ОГЭ по литературе всего 4 вопроса (зато больших).
В первой части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать один из двух вариантов заданий.
Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.
Во второй части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать одну из пяти предложенных тебе тем для сочинения.
Разобраться в том, из чего состоит вариант ОГЭ по литературе, вам поможет наша статья «Что такое ОГЭ по литературе?»
Начнем с первой части.
Предположим, мы выбрали первый вариант. Разберем нашу работу поэтапно.
Часть 1
Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
Мы выбрали вариант 1 (проза, лиро-эпос или пьеса). Значит, читаем текст:
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.
Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.
Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! – сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. – Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из неё всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1.1 Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
Найдем ключевые фразы, характеризующие Чичикова: «Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера», «Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его», «Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету».
Вспомним авторскую позицию, поведение Чичикова во всей поэме. Напишем прямой ответ на вопрос. Начнем с перефразированного вопроса.
Во внутреннем монологе Чичикова проявились такие свойства натуры, как жадность, приземленность, практичность. Главный герой поэмы во всем ищет выгоду, не поддаваясь чувствам. Единственное, что постоянно занимает мысли Чичикова – это его план по скупке «мертвых душ», который поможет ему быстро обогатиться.
1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, найдем нужный отрывок:
Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! Чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.
А теперь сравним поведение влюбленного мечтательного юноши и холодного прагматичного Чичикова. Подумаем, для чего автор ввел упоминание о романтичном юноше? В ответе не забываем использовать термины из теории литературы.
Гоголь в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше для того, чтобы яснее выразить авторскую позицию. Он подчеркивает такие черты Чичикова, как меркантильность и расчетливость. Автор создает контраст между романтичным юношей и Чичиковым, думающем только о наживе. Человек с пылким сердцем и открытой душой был бы очарован прелестной блондинкой, а главного героя «Мертвых душ» эта встреча навела только на мысли о выгодной женитьбе.
1.1.3. Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
Сравним оба отрывка. Нам надо увидеть сходство в отношении Чичикова и Скотинина к любви и браку. Вспомним немного теории литературы. Скотинин – это «говорящая» фамилия, через которую автор хочет выделить какую-то черту героя. Скотинин – герой отрицательный, значит, наверняка и его отношение к невесте «скотское». Это мы и видим. Развернутый ответ на этот вопрос должен состоять из 5-10 предложений.
И Чичиков, и Скотинин схожи своим расчетливым отношением к браку. Чичиков думает не о прекрасной блондинке, а о том, есть ли у нее «тысячонок двести приданого». Скотинина также не интересует предполагаемая невеста, ему нравится «то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота» – то есть свиньи. Говорящая фамилия героя комедии Фонвизина указывает на то, что он сам ближе к «скотам», чем к людям. Поэтому ему нужна не Софья, а «крупные свиньи» в ее деревнях. Оба героя видят в женитьбе лишь возможность для получения выгоды, они черствы и не способны к любви и романтическим чувствам.
Итак, мы написали три развернутых ответа на первую часть. Переходим ко второй части.
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
Требования ясны. Нам надо написать не меньше 200 слов. Сочинение должно соответствовать теме. Не забываем об авторской позиции (к умению анализировать тексты нас подготовит чтение учебников и справочников). Используем термины. Приводим как можно больше примеров из текста. Можно с цитатами.
Выберем одну из пяти тем:
2.1 В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»)
2.2 Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
2.3 Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
2.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
2.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)
Выбираем, например, тему 2.2. Составим для начала план сочинения:
1. Вступление
2. Характеристика фамусовского общества
3. В чем Чацкий спорит с Фамусовым?
4. Взгляды Чацкого
5. Вывод
Пьеса «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в 1822 году. Чацкий комедии Чацкий – герой-резонер. В его уста автор вложил собственные мысли и размышления. Против чего же протестует главный герой?
Чацкий спорит с представителями фамусовского общества. Они безнравственны, лживы и невежественны. Софья лжет родному отцу, относится к нему с неуважением. Молчалин обманывает Софью, притворяясь, что влюблен в нее. Фамусов и все фамусовское общество не желает выбираться из мрака собственных пороков и учиться жить по-новому.
Чацкий выражает яростный протест фамусовскому обществу. Он возражает суждению Фамусова о службе фразой «Служить бы рад, прислуживаться тошно», на что тот раскрывает свои взгляды на службу в целом. Так, по мнению Фамусова, на службе во имя личной выгоды можно и унизиться, забыв о собственной гордости и чести. В пример он приводит своего дядю, который ради увеселения высших чинов выставлял себя на посмешище.
Чацкий же полагает, что важнее богатства и личной выгоды служение Отечеству и сохранение чести и достоинства. Главный герой презирает преклонение перед чинами: «…Чины людьми даются, // А люди могут обмануться…». Для него обычаи поколения Фамусова уже не кажутся чем-то нерушимым. Он вопрошает: «А судьи кто?», подчеркивая, что фамусовы и скалозубы не вправе судить его за смелые высказывания, в которых Чацкий выражает идеалы, близкие взглядам будущих декабристов.
Таким образом, в комедии «Горе от ума» Чацкий выражает позицию автора, сатирически изобразившего московский свет, в котором царят невежество, чинопочитание и стремление к личной выгоде.
Источник