Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами
Общины – это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе, поселении) и связаны общими духовными, политическими и хозяйственными интересами. Одна из основных их особенностей следующая: каждый из членов осознает, что принадлежит к коллективу, отличному от других. Община является формой самоорганизации общества. Предлагаем подробнее с ней познакомиться.
Община в широком смысле
В широком смысле общины – это любые сообщества людей, связанных друг с другом, которые сложились исторически. Эта связь бывает обусловлена местом проживания (городская или сельская община), принадлежностью ее членов к определенной конфессии (конфессиональная), сходством занятий (профессиональная). Кроме того, общины – это объединения, члены которых могут быть связаны общим местом рождения или же принадлежностью к определенной этнической группе. Это касается людей, которые проживают вне своей исторической родины (землячество).
Община в узком смысле
В узком смысле общины – это формы социальной организации населения, которые считаются одними из древнейших. Они характерны для ранней стадии развития всех цивилизаций. Один человек, или же состоящая из нескольких людей группа в эпоху первобытности, как правило, выжить не могла. Ей было очень трудно обеспечить себя хотя бы минимумом ресурсов и необходимых продуктов. Поэтому людям приходилось формировать крупные сообщества для того, чтобы вести хозяйство совместно. При этом объединялись они по кровному родству – наиболее естественному признаку. Так появилась родовая община. Определение ее следующее: это коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство. На ранних этапах развития родовой общины это была охота, затем – собирательство и, наконец, скотоводство и/или земледелие.
Функции общины до возникновения государства
В условиях, когда государства еще не существовало, все отношения, связанные с религиозными верованиями, хозяйством, родственными и семейными отношениями концентрировались на уровне общины. Она обеспечивала своих членов всем необходимым, являлась самодостаточным организмом. В состав общины входили отдельные семьи, характер и размер которых зависел от того, каковы были особенности развития этой цивилизации. Община на первых порах своего существования нередко совпадала с родом. Племя было объединением нескольких общин. Так было устроено общество в древности.
Домовая, или семейная община
Домовая, или семейная община считается особой разновидностью родовой. Каковы же ее особенности? Признаки родовой общины этого типа следующие. Она состоит из большой семьи, включающей от трех до пяти поколений ближайших родственников. После того как скотоводство или земледелие стало составлять основу хозяйства общины, возросла роль самых опытных ее членов. Их называли старейшинами. Они стали организаторами коллективного труда, религиозными лидерами, руководителями военного ополчения. Эти люди имели в глазах прочих общинников заслуженный авторитет. В институте военных вождей и старейшин ученые сегодня видят зародыш будущего имущественного и социального неравенства.
Община территориальная
Сознание кровной связи между членами общины с увеличением количества родственников ослабевало. Все более отдаленные представители рода селились рядом друг с другом. Некоторые начали создавать семьи за пределами общины. Таким образом, в объединении людей наблюдались уже не все признаки родовой общины. На смену ей в ходе социальной эволюции пришла территориальная, или соседская. Объединение людей происходило в данном случае на основе близости их проживания.
Роль общины после возникновения государства
Общину составляли отдельные семьи, которые вели свое собственное хозяйство. Она обладала частичным или полным самоуправлением. Чаще всего соседская община объединяла свободных земледельцев. По отношению к государству она занимала подчиненное положение.
Община в странах древнего мира играла роль первичного звена общественной системы, неделимой ее ячейки. Именно она являлась субъектом, выплачивавшим подати (налоги) и поставлявшим для армии воинов. Община часто превращалась в политико-территориальную единицу государства. В ее рамках отношения регулировались неписаным, обычным правом, а через некоторое время были закреплены уже с помощью государственных законов. До тех пор, пока община исполняла обязанности перед государством, оно обычно не вмешивалось в ее дела. Способствовала этому так называемая круговая порука, которая действовала внутри общины. Она означала, что все члены ее несли ответственность за остальных.
Кочевая община
От рода занятий людей зависел вид соседской общины. Кочевая, например, распределяла пастбища, занималась организацией взаимопомощи во время стихийных бедствий или падежа скота. Кочевым общинам приходилось все время охранять свои стада, поэтому у них была постоянная военная организация.
Земледельческая община
Несколько иной была земледельческая община. Ее основной задачей было регулирование хозяйственных и поземельных отношений, возникающих между ее членами. Отметим важный признак общины: общее пользование водными ресурсами, лесными угодьями и пастбищами. В каждой цивилизации она имела свои особенности, зависящие от формы правления и силы государства, наличия пригодных для обработки земель. Например, у народов средневековой Азии и в общинах древнего Востока каждая семья получала свой надел на сельскохозяйственный сезон. Этот надел являлся владением общины, а государство выступало верховным собственником земли. В Древнем Риме и Древней Греции член общины обладал правами на свой надел. Но выход из нее приводил к их утрате. Члены немецкой раннесредневековой общины (так называемой марки) имели безусловные права на наделы. При этом функции общины ограничивались судебными и вопросами пользования общими угодьями.
Процесс утраты функций общиной
Почему же эта форма объединения людей распалась? Давайте рассмотрим основные причины. В результате того, что население общины значительно увеличивалось, возникла нехватка земли, пригодной для обработки. Тогда стали вводиться ограничения размера надела. Крестьянские наделы по мере развития феодального землевладения становились собственностью феодала. Стали распространяться различные формы поземельной и личной зависимости их от сеньора. В это время община начала следить за своевременной уплатой крестьянами ренты феодалу. Она постепенно утратила свои судебные функции, а самоуправление ее стало очень ограниченным. Однако ни порядок пользования принадлежащими общине угодьями, ни способы обработки земли практически не претерпели в это время изменений. Профессиональные различия членов кастовой общины (Индия, Древний Египет, тропическая Африка, средневековая Япония, Океания) были закреплены жестким делением на касты.
Некоторые общие признаки общины
Срочные сельскохозяйственные работы, требовавшие большого напряжения сил (уборка урожая, косьба и прочее), в большинстве цивилизаций выполнялись сообща членами общины. Важнейшие решения, включая вопросы о распределении различных повинностей и государственных податей, принимались мужчинами на общих собраниях. Текущие дела вел глава общины. Он также представлял ее перед государственными чиновниками.
Какие признаки родовой общины мы забыли отметить? Ей, как и территориальной, присущи тенденции к уравниванию социального и имущественного положения земледельцев. Большее налоговое бремя несли богатые ее члены. Сила общины зависела от численности земледельцев, входивших в ее состав. Поэтому она пыталась не допустить ситуации, при которой ее члены были бы разорены.
Как погибла община?
Община в большинстве цивилизаций – это обязательный признак доиндустриального, или аграрного, общества. Она погибла в ряде стран Западной Европы в результате того, что феодалы полностью захватили принадлежавшие ей угодья. Так была разрушена жизнь общин. Однако этот процесс чаще всего происходил в результате промышленного переворота, формирования капиталистического уклада, развития в обществе товарно-денежных отношений, а также из-за урбанизации, то есть стремительного роста городского населения. Крестьяне отправлялись на заработки в города, где существовали крупные промышленные предприятия. Это ослабляло постепенно общину. Росло бремя повинностей, возложенных на каждого ее члена. Вместе с тем разрыв между бедными и богатыми в ней увеличивался. Последние тяготились ограничениями, накладываемыми общиной на пользование землей, и пытались из нее выйти. В результате этого она теряла самых состоятельных членов. Оставшись без них, община стала неспособна выполнить накладываемые на нее государством обязательства. Поэтому государство санкционировало ее роспуск. Люди перестали жить общиной, начался раздел ее собственности. Отметим, что разновидности соседской общины существуют до сих пор в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Источник
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек в процессе эволюции стал таким же, как и люди нашего времени. На латыни такой вид человека называют Homo sapiens, Хомо Сапиенс или Гомо Сапиенс – человек разумный. В этот период человеческие коллективы становились более сплочёнными. «Люди разумные» начали жить родовыми общинами. В родственные связи между людьми являлись основными, главными. Все родственники, и близкие, и дальние считались сородичами. Люди рассуждали : сородич – «свой», ему надо всегда и во всём помогать . Если «чужой» человек обидит человека из нашего рода, весь наш род будет мстить этому обидчику и его роду. В общине действовал такой обычай: один за всех, все за одного. Общими у всего рода было жилище, пища и дрова, очаг. Люди сообща добывали себе пищу, строили жилища и изготовляли одежду, орудия труда. Сородичи-мужчины обычно сообща охотились на зверей. Женщины же в родовой общине в основном занимались собирательством, готовили пищу, заботились о маленьких детях. Предки всех народов жили ранее родовыми общинами. В определении “родовая община” слово “родовая” значит, что только люди из одного рода, одного происхождения жили в ней. модератор выбрал этот ответ лучшим Zolotynka 3 года назад Жизнь ранних людей, живших небольшими сообществами, которые принято назвать родовыми общинами, была довольно однообразна: мужчины охотились, женщины занимались собирательством и ухаживали за детьми. Каждая община имела своего лидера, общие родственные связи и общие интересы: они сообща добывали себе пропитание, сообща оборонялись от диких животных, сообща готовили еду и заботились о потомстве. Самые первые родовые общины вели кочевой образ жизни – передвигаясь с места на место в поисках пищи. Поиск пищи был главной задачей общины. Борьба за еду и выживание -характерны для первых родовых общин. Позже часть родовых общин переходят на оседлый образ жизни. lady v 4 года назад Родовая община оказалась древнейшей формой организации людей, объединенных родственными связями и ведущих коллективное хозяйство. Слово Община в этом термине выражает то, что все, чем владели первобытные люди было у них общим – кров, огонь, орудия охоты и труда, добытая на охоте пища. Впрочем, орудия охоты часто изготавливались индивидуально и считались личной собственностью, что впрочем и понятно, не могла одна и та же дубина одинаково подходить людям разного роста и силы. Прилагательное родовая в этом же словосочетании выражает то, что все члены общины были в той или иной степени родственниками, племенем, имеющих одних прародителей. Вервь=община древнерусского государства, представляла собой особую общность людей, объединенных ведением общего хозяйства, и самоуправлением,при этом вервь уплачивала всю дань тиуну, и собственно огнищанину,при убийстве огнищанина, в случае если его тело было найдено на территории верви, то платила штраф вся вервь-мобщина, на территории которой было найдено тело.ОБЩИНА от слова общность и общий неугомонная 5 лет назад Первобытным людям в одиночку было не прожить. Они сбивались в большие семьи по родственному признаку. Это называлось община. У них имелось общие орудия труда. Семья вместе строила жилища для всех. Запасались припасами на всех. Смотрели за детьми. Это был род. Особое место принадлежало матери рода. zagadka2030 5 лет назад Первым, самым обязательным признаком родовой общины является кровное родство между группой сообщества людей, хотя допускалось в некоторых общинах и искусственное родство. Второй признак – коллективный труд, а также коллективное потребление. Из второго признака вытекает третий – коллективная собственность. Основа его – это социальное равноправие. Когда люди начали охватывать всё большую географию распространения, то родовая община как таковая умерла и вместо неё появилась соседская община. moreljuba 4 года назад Под родовой общиной подразумевается совокупность, объединение родственников с основополагающей целью, заключающейся в ведении общей хозяйственной деятельности. Такая форма объединения труда очень древняя. А вот о признаках: ТО ест можно сделать вывод о том, что среди признаков выделяется: наличие родства; наличие общего ведения дел, наличие общей собственности, наличие общего потребления, общего ведения хозяйства. Знаете ответ? |
Источник
На смену праобщине пришла новая форма общественной организации — род, который представлял собой большой самоуправляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных родственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, сообща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось вступать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в других родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалекте, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.
Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род предоставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность накопления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйственного, социального, культурного.
В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отношения в роде строились на основе равенства всех членов коллектива, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались уважением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачастую они становились старейшинами рода; искусным целителям доверяли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и подростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспитывали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социального поведения, им передавали накопленные обществом знания.
Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулировались обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе существовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.
Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща принимали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользовались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть женщина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.
Преобладание коллективистского, общинного начала в роде означало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.
см. Неолитическая революция
Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к производящему типу хозяйственной деятельности земледельцев и скотоводов называют неолитической революцией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.
Первобытное хозяйство рода
В условиях родового строя человечество добилось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки камня, дерева, кости, рога, стали изготавливать сложные и разнообразные орудия — ножи, топоры, копья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог поражать животных на значительном расстоянии. В эпоху неолита люди освоили производство керамических изделий и ткачество.
Появление земледелия и скотоводства
Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди различных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регионы Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).
Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь народов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократилась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).
Природа в первобытном обществе
Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Человек жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, считал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых народов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта https://wikiwhat.ru
Отсутствие собственности формировало у людей ощущение принадлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в личном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охоты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делиться, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, готовы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чужой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чувством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявлялось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.
В эпоху родовой общины широкое распространение получил обычай кровной мести, согласно которому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою вину, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчинам и женщинам, особенно к матерям.
Религия первобытных людей
Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — почитание животных или растений, которых род считал своим предком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — считали, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успешной охоту или причинить вред врагу.
На этой странице материал по темам:
Доклад по истории 5 жизнь родовой общины
Реферат на тему возникновении родовой общинны
Запишите определение понятий род родовая община и племя по истории
Определение род племя
Названия родовых общин
Вопросы к этой статье:
Почему именно родовая организация первобытного общества вызвала столь значительные успехи в его развитии?
Какие положительные и отрицательные черты общественных отношений можно выделить в родовой общине?
Какие преимущества имела родовая община по сравнению с праобщиной?
Почему переход к новому типу хозяйствования назван революцией?
Какие последствия имела неолитическая революция?
Как неолитическая революция отразилась на росте численности человечества и освоении земель?
Источник