Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами thumbnail

Общины – это группы людей, которые проживают в одном населенном пункте (городе, деревне, селе, поселении) и связаны общими духовными, политическими и хозяйственными интересами. Одна из основных их особенностей следующая: каждый из членов осознает, что принадлежит к коллективу, отличному от других. Община является формой самоорганизации общества. Предлагаем подробнее с ней познакомиться.

Община в широком смысле

общины это

В широком смысле общины – это любые сообщества людей, связанных друг с другом, которые сложились исторически. Эта связь бывает обусловлена местом проживания (городская или сельская община), принадлежностью ее членов к определенной конфессии (конфессиональная), сходством занятий (профессиональная). Кроме того, общины – это объединения, члены которых могут быть связаны общим местом рождения или же принадлежностью к определенной этнической группе. Это касается людей, которые проживают вне своей исторической родины (землячество).

Община в узком смысле

признаки родовой общины

В узком смысле общины – это формы социальной организации населения, которые считаются одними из древнейших. Они характерны для ранней стадии развития всех цивилизаций. Один человек, или же состоящая из нескольких людей группа в эпоху первобытности, как правило, выжить не могла. Ей было очень трудно обеспечить себя хотя бы минимумом ресурсов и необходимых продуктов. Поэтому людям приходилось формировать крупные сообщества для того, чтобы вести хозяйство совместно. При этом объединялись они по кровному родству – наиболее естественному признаку. Так появилась родовая община. Определение ее следующее: это коллектив родственников, которые ведут совместное хозяйство. На ранних этапах развития родовой общины это была охота, затем – собирательство и, наконец, скотоводство и/или земледелие.

Функции общины до возникновения государства

признаки общины

В условиях, когда государства еще не существовало, все отношения, связанные с религиозными верованиями, хозяйством, родственными и семейными отношениями концентрировались на уровне общины. Она обеспечивала своих членов всем необходимым, являлась самодостаточным организмом. В состав общины входили отдельные семьи, характер и размер которых зависел от того, каковы были особенности развития этой цивилизации. Община на первых порах своего существования нередко совпадала с родом. Племя было объединением нескольких общин. Так было устроено общество в древности.

Домовая, или семейная община

Домовая, или семейная община считается особой разновидностью родовой. Каковы же ее особенности? Признаки родовой общины этого типа следующие. Она состоит из большой семьи, включающей от трех до пяти поколений ближайших родственников. После того как скотоводство или земледелие стало составлять основу хозяйства общины, возросла роль самых опытных ее членов. Их называли старейшинами. Они стали организаторами коллективного труда, религиозными лидерами, руководителями военного ополчения. Эти люди имели в глазах прочих общинников заслуженный авторитет. В институте военных вождей и старейшин ученые сегодня видят зародыш будущего имущественного и социального неравенства.

Община территориальная

Сознание кровной связи между членами общины с увеличением количества родственников ослабевало. Все более отдаленные представители рода селились рядом друг с другом. Некоторые начали создавать семьи за пределами общины. Таким образом, в объединении людей наблюдались уже не все признаки родовой общины. На смену ей в ходе социальной эволюции пришла территориальная, или соседская. Объединение людей происходило в данном случае на основе близости их проживания.

Роль общины после возникновения государства

община определение

Общину составляли отдельные семьи, которые вели свое собственное хозяйство. Она обладала частичным или полным самоуправлением. Чаще всего соседская община объединяла свободных земледельцев. По отношению к государству она занимала подчиненное положение.

Община в странах древнего мира играла роль первичного звена общественной системы, неделимой ее ячейки. Именно она являлась субъектом, выплачивавшим подати (налоги) и поставлявшим для армии воинов. Община часто превращалась в политико-территориальную единицу государства. В ее рамках отношения регулировались неписаным, обычным правом, а через некоторое время были закреплены уже с помощью государственных законов. До тех пор, пока община исполняла обязанности перед государством, оно обычно не вмешивалось в ее дела. Способствовала этому так называемая круговая порука, которая действовала внутри общины. Она означала, что все члены ее несли ответственность за остальных.

Кочевая община

От рода занятий людей зависел вид соседской общины. Кочевая, например, распределяла пастбища, занималась организацией взаимопомощи во время стихийных бедствий или падежа скота. Кочевым общинам приходилось все время охранять свои стада, поэтому у них была постоянная военная организация.

Земледельческая община

роль общины

Несколько иной была земледельческая община. Ее основной задачей было регулирование хозяйственных и поземельных отношений, возникающих между ее членами. Отметим важный признак общины: общее пользование водными ресурсами, лесными угодьями и пастбищами. В каждой цивилизации она имела свои особенности, зависящие от формы правления и силы государства, наличия пригодных для обработки земель. Например, у народов средневековой Азии и в общинах древнего Востока каждая семья получала свой надел на сельскохозяйственный сезон. Этот надел являлся владением общины, а государство выступало верховным собственником земли. В Древнем Риме и Древней Греции член общины обладал правами на свой надел. Но выход из нее приводил к их утрате. Члены немецкой раннесредневековой общины (так называемой марки) имели безусловные права на наделы. При этом функции общины ограничивались судебными и вопросами пользования общими угодьями.

Процесс утраты функций общиной

Почему же эта форма объединения людей распалась? Давайте рассмотрим основные причины. В результате того, что население общины значительно увеличивалось, возникла нехватка земли, пригодной для обработки. Тогда стали вводиться ограничения размера надела. Крестьянские наделы по мере развития феодального землевладения становились собственностью феодала. Стали распространяться различные формы поземельной и личной зависимости их от сеньора. В это время община начала следить за своевременной уплатой крестьянами ренты феодалу. Она постепенно утратила свои судебные функции, а самоуправление ее стало очень ограниченным. Однако ни порядок пользования принадлежащими общине угодьями, ни способы обработки земли практически не претерпели в это время изменений. Профессиональные различия членов кастовой общины (Индия, Древний Египет, тропическая Африка, средневековая Япония, Океания) были закреплены жестким делением на касты.

Некоторые общие признаки общины

какие признаки родовой общины

Срочные сельскохозяйственные работы, требовавшие большого напряжения сил (уборка урожая, косьба и прочее), в большинстве цивилизаций выполнялись сообща членами общины. Важнейшие решения, включая вопросы о распределении различных повинностей и государственных податей, принимались мужчинами на общих собраниях. Текущие дела вел глава общины. Он также представлял ее перед государственными чиновниками.

Какие признаки родовой общины мы забыли отметить? Ей, как и территориальной, присущи тенденции к уравниванию социального и имущественного положения земледельцев. Большее налоговое бремя несли богатые ее члены. Сила общины зависела от численности земледельцев, входивших в ее состав. Поэтому она пыталась не допустить ситуации, при которой ее члены были бы разорены.

Как погибла община?

жизнь общин

Община в большинстве цивилизаций – это обязательный признак доиндустриального, или аграрного, общества. Она погибла в ряде стран Западной Европы в результате того, что феодалы полностью захватили принадлежавшие ей угодья. Так была разрушена жизнь общин. Однако этот процесс чаще всего происходил в результате промышленного переворота, формирования капиталистического уклада, развития в обществе товарно-денежных отношений, а также из-за урбанизации, то есть стремительного роста городского населения. Крестьяне отправлялись на заработки в города, где существовали крупные промышленные предприятия. Это ослабляло постепенно общину. Росло бремя повинностей, возложенных на каждого ее члена. Вместе с тем разрыв между бедными и богатыми в ней увеличивался. Последние тяготились ограничениями, накладываемыми общиной на пользование землей, и пытались из нее выйти. В результате этого она теряла самых состоятельных членов. Оставшись без них, община стала неспособна выполнить накладываемые на нее государством обязательства. Поэтому государство санкционировало ее роспуск. Люди перестали жить общиной, начался раздел ее собственности. Отметим, что разновидности соседской общины существуют до сих пор в ряде стран Африки, Азии и Латинской Америки.

Источник

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек в процессе эволюции стал таким же, как и люди нашего времени. На латыни такой вид человека называют Homo sapiens, Хомо Сапиенс или Гомо Сапиенс – человек разумный.

В этот период человеческие коллективы становились более сплочёнными. «Люди разумные» начали жить родовыми общинами. В родственные связи между людьми являлись основными, главными. Все родственники, и близкие, и дальние считались сородичами. Люди рассуждали : сородич – «свой», ему надо всегда и во всём помогать . Если «чужой» человек обидит человека из нашего рода, весь наш род будет мстить этому обидчику и его роду. В общине действовал такой обычай: один за всех, все за одного.

Общими у всего рода было жилище, пища и дрова, очаг. Люди сообща добывали себе пищу, строили жилища и изготовляли одежду, орудия труда.

Сородичи-мужчины обычно сообща охотились на зверей. Женщины же в родовой общине в основном занимались собирательством, готовили пищу, заботились о маленьких детях.

Предки всех народов жили ранее родовыми общинами.

В определении “родовая община” слово “родовая” значит, что только люди из одного рода, одного происхождения жили в ней.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[512K]

3 года назад

Жизнь ранних людей, живших небольшими сообществами, которые принято назвать родовыми общинами, была довольно однообразна: мужчины охотились, женщины занимались собирательством и ухаживали за детьми. Каждая община имела своего лидера, общие родственные связи и общие интересы: они сообща добывали себе пропитание, сообща оборонялись от диких животных, сообща готовили еду и заботились о потомстве.

Самые первые родовые общины вели кочевой образ жизни – передвигаясь с места на место в поисках пищи. Поиск пищи был главной задачей общины. Борьба за еду и выживание -характерны для первых родовых общин. Позже часть родовых общин переходят на оседлый образ жизни.

lady v
[627K]

4 года назад

Родовая община оказалась древнейшей формой организации людей, объединенных родственными связями и ведущих коллективное хозяйство.

Слово Община в этом термине выражает то, что все, чем владели первобытные люди было у них общим – кров, огонь, орудия охоты и труда, добытая на охоте пища. Впрочем, орудия охоты часто изготавливались индивидуально и считались личной собственностью, что впрочем и понятно, не могла одна и та же дубина одинаково подходить людям разного роста и силы.

Прилагательное родовая в этом же словосочетании выражает то, что все члены общины были в той или иной степени родственниками, племенем, имеющих одних прародителей.

Вервь=община древнерусского государства, представляла собой особую общность людей, объединенных ведением общего хозяйства, и самоуправлением,при этом вервь уплачивала всю дань тиуну, и собственно огнищанину,при убийстве огнищанина, в случае если его тело было найдено на территории верви, то платила штраф вся вервь-мобщина, на территории которой было найдено тело.ОБЩИНА от слова общность и общий

неуго­монна­я
[10.8K]

5 лет назад

Первобытным людям в одиночку было не прожить. Они сбивались в большие семьи по родственному признаку. Это называлось община. У них имелось общие орудия труда. Семья вместе строила жилища для всех. Запасались припасами на всех. Смотрели за детьми. Это был род. Особое место принадлежало матери рода.

zagad­ka203­0
[10.4K]

5 лет назад

Первым, самым обязательным признаком родовой общины является кровное родство между группой сообщества людей, хотя допускалось в некоторых общинах и искусственное родство.

Второй признак – коллективный труд, а также коллективное потребление.

Из второго признака вытекает третий – коллективная собственность. Основа его – это социальное равноправие.

Когда люди начали охватывать всё большую географию распространения, то родовая община как таковая умерла и вместо неё появилась соседская община.

morel­juba
[61.4K]

4 года назад

Под родовой общиной подразумевается совокупность, объединение родственников с основополагающей целью, заключающейся в ведении общей хозяйственной деятельности. Такая форма объединения труда очень древняя.

А вот о признаках:

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

ТО ест можно сделать вывод о том, что среди признаков выделяется: наличие родства; наличие общего ведения дел, наличие общей собственности, наличие общего потребления, общего ведения хозяйства.

Знаете ответ?

Источник

На смену праобщине пришла новая форма общественной орга­низации — род, который представлял собой большой самоуправ­ляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных род­ственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, со­обща трудились, поклонялись родовому божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось всту­пать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в дру­гих родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалек­те, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.

Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род пре­доставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность на­копления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйст­венного, социального, культурного.

В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отно­шения в роде строились на основе равенства всех членов коллекти­ва, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались ува­жением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачас­тую они становились старейшинами рода; искусным целителям до­веряли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и под­ростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспиты­вали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социаль­ного поведения, им передавали накопленные обществом знания.

Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулирова­лись обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе суще­ствовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.

Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща прини­мали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользо­вались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть жен­щина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.

Преобладание коллективистского, общинного начала в роде озна­чало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.

см. Неолитическая револю­ция

Переход от преимущественно присваивающего типа хозяйства охотников и собирателей к произво­дящему типу хозяйственной деятельности земледель­цев и скотоводов называют неолитической револю­цией. Этот переворот в производстве стал главной предпосылкой к постепенному переходу от первобытности к цивилизации.

Первобытное хозяйство рода

В условиях родового строя человечество доби­лось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки кам­ня, дерева, кости, рога, стали изготавливать слож­ные и разнообразные орудия — ножи, топоры, ко­пья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важ­ным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог пора­жать животных на значительном расстоянии. В эпо­ху неолита люди освоили производство керамиче­ских изделий и ткачество.

Появление земледелия и скотоводства

Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди раз­личных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак, Египет, восточные и южные регио­ны Малой Азии, долины рек Инда и Хуанхэ).

Земледелие и скотоводство значительно изменили жизнь наро­дов Земли. Первобытные коллективы стали менее зависимы от природы. Хозяйство древнего человека стало более стабильным и производительным. Улучшились условия жизни людей, сократи­лась смертность, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни. Наконец, земледельцы перешли к оседлому образу жизни. На Земле появились первые постоянные посёлки земледельцев, протогорода (энеолит, бронзовый век).

Природа в первобытном обществе

Духовный мир людей родового строя богат, сложен и своеобразен. Чело­век жил с ощущением своей неразрывной связи с природой, с верой в то, что члены его рода произошли от общего предка — птицы, рыбы или растения — и состоят с ним в родстве. Первобытный человек одухотворял природу, счи­тал, что земля, вода и огонь — живые существа, способные ощущать боль и мстить за причинённый им вред. Кроме того, люди воспринимали природу как свою кормилицу. Поэтому у многих народов, живших родовым строем, установилось бережное отношение к природе. Например, у некоторых наро­дов Крайнего Севера и Сибири считалось недопустимым без необходимости копать землю или вонзать в неё копьё, поскольку это причиняло ей боль. Материал с сайта https://wikiwhat.ru

Отсутствие собственности формировало у людей ощущение при­надлежности всех вещей всем членам общины. Поэтому хотя в лич­ном пользовании оставались орудия земледельческого труда и охо­ты, одежда, украшения, малые жилища, было принято ими делить­ся, равно как и пользоваться чужими вещами с разрешения хозяина. Люди, жившие родовым строем, были очень щедры, гото­вы поделиться последним, если сородич, соплеменник или даже чу­жой человек нуждается в помощи. Они обладали своеобразным чув­ством долга перед соплеменниками. Это в равной степени проявля­лось и в обязательной помощи сородичам, и в необходимости мстить за причинённую роду обиду.

В эпоху родовой общины широ­кое распространение получил обычай кровной мести, согласно ко­торому человек, совершивший убийство, либо кто-либо из членов его рода обязательно подлежит смерти в порядке воздаяния («Око за око, зуб за зуб»). Род убийцы нередко старался искупить свою ви­ну, выдавая на расправу убийцу или кого-либо из его ближайших родных, а также предлагая дары роду погибшего. В первобытном обществе с большим уважением относились к старшим — к мужчи­нам и женщинам, особенно к матерям.

Религия первобытных людей

Большую роль в жизни людей играла первобытная религия — по­читание животных или растений, которых род считал своим пред­ком; поклонялись матери-прародительнице; почитали природные стихии — огонь, воду, гром, молнию. Люди верили в магию — счита­ли, что с помощью колдовских действий и обрядов можно добиться определённого результата, например вызвать дождь, сделать успеш­ной охоту или причинить вред врагу.

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиНа этой странице материал по темам:

  • Доклад по истории 5 жизнь родовой общины

  • Реферат на тему возникновении родовой общинны

  • Запишите определение понятий род родовая община и племя по истории

  • Определение род племя

  • Названия родовых общин

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинамиВопросы к этой статье:

  • Почему именно родовая организация первобытного общества вызвала столь значи­тельные успехи в его развитии?

  • Какие положительные и отрицательные черты обществен­ных отношений можно выделить в родовой общине?

  • Какие преимущества имела родовая община по сравне­нию с праобщиной?

  • Почему переход к новому типу хозяйствования назван ре­волюцией?

  • Какие последствия имела неолитическая револю­ция?

  • Как неолитическая револю­ция отразилась на росте численности челове­чества и освоении земель?

Источник