Какие свойства человека позволяют считать его частью живой природы

Какие свойства человека позволяют считать его частью живой природы thumbnail

Природа – это все, что нас окружает. Жизнь человека зависит от природы. Для жизни человеку нужен воздух, еда, вода, тепло и солнечный свет. Растения и животные обеспечивают человека необходимыми для жизни веществами.

neanderthal

 Вопросы по иллюстрации:

  1. Какие опасности подстерегали древнего человека?
  2. Как человек их избегал?
  3. Какие физические явления научился использовать древний человек?
  4. Зачем человек придумывал объяснения непонятным ему явлениям?

В древности человек полностью зависел от природы, но затем он научился обрабатывать землю, разводить растения и животных, обеспечивать себе комфортные для жизни условия.

Человек преобразует природу. Он научился преобразовывать энергию из одной формы в другую, строить машины и механизмы, повышающие возможности человеческого организма во много раз.

546513984

Но подчинить себе природные явления пока человеку не под силу. Стихийные бедствия наносят большой ущерб жизни и хозяйственной деятельности человека.

Человек — часть живой природы, он живёт в природ­ной среде, берёт из неё необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.

Естествознание – науки о природе. Естественными науками считаются: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.

Какие свойства человека позволяют считать его частью живой природы

Это такие дисциплины, которые занимаются изучением человека, его здоровья, а также всей окружающей среды: почвы, атмосферы, Земли в целом, космоса, природы, веществ, составляющих все живые и неживые тела, их превращений.

Естественными науками называют науки о естестве, то есть о природе. Неживую природу и её развитие изучают астрономия, геология, физика, химия, метеорология, вулканология, сейсмология, океанология, геофизика, астрофизика, геохимия, и ряд других. Живая природа изучается биологическими науками (палеонтология изучает вымершие организмы, систематика – виды и их классификацию, арахнология – пауков, орнитология – птиц, энтомология – насекомых).

Методы исследования естественных наук

Прежде чем остановиться на методах исследования, которыми пользуются рассматриваемые науки, следует обозначить объекты их изучения. Ими являются:

  • человек;
  • жизнь;
  • Вселенная;
  • материя;
  • Земля.

Каждый из этих объектов имеет свои особенности, и для их изучения необходимо подбирать тот или иной метод. Среди таковых, как правило, выделяют следующие:

  • Наблюдение – один из самых простых, эффективных и древних способов познать мир.
                                       
  • Эксперимент – основа химических наук, большинства биологических и физических дисциплин. Позволяет получить результат и по нему сделать вывод о теоретической основе.
  • Измерение – используется для оценки параметров конкретных объектов живой и неживой природы.
                                                     
  • Анализ – мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
  • Синтез – объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
                         
  • Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».
  • Абстрагирование (идеализация) – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.
                          
  • Индукция – процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему.
  • Дедукция – процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением.
  • Аналогия – вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках.
                        
  • Моделирование – воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Модели могут быть реальными (материальными), и идеальными (абстрактными).
  • Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.
  • Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного.
  • Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам.

Также существуют самые последние, современные методы исследований, которые применяются в физике, химии, медицине, биохимии и генной инженерии, генетике и прочих важных науках. Это:

  • электронная и лазерная микроскопия;
  • центрифугирование;
  • биохимический анализ;
  • рентгено-структурный анализ;
  • спектрометрия;
  • хроматография и прочие. 

Источник

Человек разумный – часть природы.

Тема: Про тебя.

Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;

Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;

Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;

Развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Читайте также:  Какими свойствами обладает малиновое варенье

-На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)

– Чем отличается живая природа от неживой?

Признаки живой природы:

*живые организмы рождаются.

*питаются

*дышат

*растут

*развиваются

*размножаются (оставляют потомство)

– А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

Докажите.

А к какой группе животного мира относится человек?

«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»

(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)

– Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».

2. Работа над темой урока.

 И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?

(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с. 50-51)

(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)

– Чем похожи люди между собой?

(черты лица, части тела, характер и т.д.)

– Рассмотрите рисунки в уч. с. 45. Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)

Работа в тетради. С. 34 № 48.

Физминутка.

– Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.

– Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)

– У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.

3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

– Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)

Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)

Работа в тетради. С. 35 № 50.

– На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.

Чтение последнего абзаца на с. 47

4. Органы чувств.

– Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)

Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)

Две куколки на кровельке сидят. (уши)

– С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)

– Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?

– А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)

– А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)

5. Сходство и отличие человека и животных.

– Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

– Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.

1)

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Читайте также:  Какие есть целебные растения какие свойства

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

 Я – ___________.

6. Итог урока.

– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?

– Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?

– Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?

(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)

7. Домашнее задание. Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.

1)

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

 Я – ___________.

1)

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами.

Рыбы

Быстро плавают.

Глубоко ныряют.

Ловко прячутся.

Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики.

Насекомые

Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.

Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом.

Птицы

Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.

Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком.

Млекопитающие

Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке.

2) Вставьте пропущенные в тексте слова.

Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.

 Я – ___________.

Источник

Цели и задачи:

  • повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «Царства живой природы»;

  • расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение;

  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы;

  • формировать чувство ответственности за свои поступки, поведение,

  • способствовать формированию бережного отношения к природе.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

Оборудование: Рабочая тетрадь. Аудиозапись звуков животных. Кусочек лимона, сыра, яблока, духи. Картинки – пазлы для эксперимента «мышление».

Словарь: восприятие, память, мышление, воображение.

Ход урока:

I. Актуализация знаний

1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

В) Проверка домашнего задания: по рабочей тетради (с. 3-5)

– Что значат слова из словаря: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп?

II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Введение

– Ребята, а давайте еще раз вернемся к царствам живой природы. Как вы думаете, о каком представителе живой природы мы еще с вами не говорили? (О человеке)

– Докажите, что человек – это часть живой природы (Человек дышит, питается, растет, размножается и умирает)

– Чем человек отличается от растений и грибов? От животных? (Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать свое поведение)

– Человек – существо разумное. Что такое разум? (Умение мыслить, вести себя подобающим образом и изменять свое поведение, делать выводы, планировать свою жизнь)

– Послушайте стихотворение о человеке Бориса Заходера

Песенка о человеке

Борис Заходер

У всех зверей – названия. 
У человека – звание, 
И звание такое 
Обидно уступать! 
Свинье не обязательно 
Вести себя по-свински, 
А ты – п о – ч е л о в е ч е с к и 
Обязан поступать! 
Хотя в известной мере 
Мы все – немножко звери, 
Внучата Крокодила, 
Кузены Гамадрила, 
Но как-никак – мы люди, 
И потому нам мерзки 
Те изверги, которые 
Ведут себя по-зверски: И тот, который давит 
Собаку на дороге, 
И тот, кто отрывает 
У лягушонка ноги, 
И ты, мучитель слабых, 
И ты, злодей с рогаткой… 
Считать ли всех вас за людей – 
Останется загадкой… Ведь человек – он человек, 
И должен быть гуманным. 
А если это слово 
Вам кажется туманным – 
То можно без латыни, 
А просто, по-отечески: 
Ты человек? Будь добр, 
Веди себя п о – ч е л о в е ч е с к и! 

– Ребята, так чем же человек отличается от животных?

– Сегодня тема нашего урока «Человек – часть живой природы», мы будем говорить о внутреннем мире человека и исследовать его.

III.Работа с новой темой «Человек – часть живой природы»

3.1. Введение

– Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека? (В головном мозге)

ДОСКА

– Верно. Мозг человека – очень сложный и удивительный орган. Именно благодаря мозгу мы с вами мыслим, чувствуем запахи, звуки, запоминаем, может представить воображаемые и реальные картинки. Мозг имеет свойство отражать реальную действительность, которую вы или видите, или слышите, или читаете о ней. Человек полон переживаний, чувств, эмоций. Если человеку хорошо – он радуется. Если плохо – горюет. Даже поведение человек может регулировать сам. Все это – составляет наш внутренний мир. Еще его называют «душевный мир». А изучает душевный мир наука «психология» (от греч. «псюхе» – душа, «логос» – наука).

Читайте также:  Какие свойства элемента характеризует сродство к электрону

– К душевному миру относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающим мир. Некоторые из них мы с вами сегодня исследуем.

ДОСКА

3.2. Восприятие

– Человек воспринимает мир через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу.

hello_html_m5aa75bba.jpg

Давайте проведем эксперимент.

3.2.1. Восприятие через органы слуха.

А) Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.

Б) Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.

3.2.2. Восприятие через орган обоняния.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.

3.2.3. Восприятие через орган осязания.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.

3.2.4. Восприятие через орган вкуса.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в ром кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.

3.2.5. Восприятие через орган зрения.

Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Учениеи следят глазами.

Микро вывод: вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.

ДОСКА

– А чтобы наши органы нам долго служили, им необходим уход и забота. Сегодня мы разучим зарядку для глаз.

Физкультминутка

Вытяните вперед руку (кисть сжата в кулак, большой палец вытянут). Посмотрите на кончик пальца. Делайте движение рукой по указанным траекториям, следя глазами за кончиком пальца.

– Посмотрели головой направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

– Подняли плечи – сбросили (4 раза).

– Кулачком потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

– Потереть по часовой стрелке кулачком поясницу.

– Похлопали в ладоши. Отлично. Молодцы!

3.3. Память

– Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет дважды два? Какого цвета рябина? Как мяукает кошка? Какой номер телефона у твоей мамы? Где ты живешь? В какой школе учишься? Что такое квадрат? (ребята отвечают)

– Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили (запомнили).

– Отлично. И все это совершается с помощью памяти.

Давайте проведем эксперимент.

Выбирается экспериментуемый. Задание: посмотреть на класс и выйти за дверь. В это время некоторые ребята пересаживаются. Задача экспериментуемого вспомнить, как все было, и рассадить всех на свои места.

ДОСКА

Микро вывод: человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.

3.4. Мышление

– Давайте исследуем еще один психический процесс. Перед вами фрагменты рисунка. Сложите пазлы и получить картинку. Кто быстрее?

hello_html_m4aae7910.jpg

– Как и с помощью какого психического процесса вам удалось «построить» картинку?

Микровывод. Верно, с помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.

ДОСКА

3.5. Воображение

– Еще один эксперимент.

– Упражнение – релаксация «Игра с песком».

Инструкция.

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.

– Удалось ли вам представить картинки? В этом нам помогает психический процесс, называемый «воображение». С помощью воображения, мы видим целые фильмы, когда читаем или слушаем книги, рассказы, может придумать любые сказочные и реальные картины, путешествовать по планете, рассматривая карту, гулять в прошлое и будущее.

ДОСКА

Микровывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.

3.6. Закрепление материала

3.6.1. Работа с учебником

– Чтение детьми текста учебника с. 10 – 14

3.6.2. Заполнение словаря

– Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: психология, восприятие, память, мышление и воображение, – и дайте им объяснение.

IV. Итог

– Сегодня мы исследовали внутренний мир человека. С помощью каких психических процессов мы это делали?

– Что нового узнали на уроке?

-Что запомнилось?

V. Домашнее задание:

с. 10 – 15 чит.; с.15 вопросы; тетр. с. 6-7, принести фото своей семьи.

VI. Оценки

Оценки по результатам работы.

Самооценка:

Оцените свою работу на уроке:

  • Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

  • Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.

  • Красный – я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Источник